Прошло всего-то несколько лет от тех славных дней, когда приходилось отскребать обморочных зрителей от пола на представлениях хоррор-альманаха "З/Л/О". Роксанна Бенжамин, Дэвид Брукнер, Патрик Хорват и группировка Radio Silence являются прямыми носителями идей этой новаторской антологии и целят в зрителя "Монстрами Юга" - продуктом, аналогичным по форме и вполне демократичным по представлению. Корни этой ленты находятся в винтажной благодатной почве серии EC-комиксов, на основе которых были сняты "Байки из склепа". Почва эта удобрена таким оголтелым восьмидесятничеством в плане представления материала, что только телефоны в руках у героев выдают время действия фильма. Будучи продемонстрированными на многих фестивалях, "Монстры Юга" собрали кучу восторженных отзывов, но так и не прорвались к массовому зрителю, заняв место странного инопланетного бриллианта в общем соре трясущегося до недавнего времени и далекого от артхаусных высот жанра фильмов ужасов. Логического объяснения шарму этого талантливого во всех отношениях фильма не существует. Будучи снятыми в закольцованной, мёбиусной, манере "Монстры Юга" несут в себе очарование совершенства хождения по кругу, которое способно зацепить зрителя в самом неожиданном месте просмотра, когда на экране развивается не самая блестящая новелла.
Не будет большим преувеличением, если сказать, что "Монстры Юга" сознательно структурированы так, что напоминают чем-то обычное гауссовское распределение, которое представляет экранный материал так, что самая совершенная новелла "Несчастный случай" размещена ровно посередине альманаха. Важно отметить, что уровень сведения авторами новелл в единое экранное полотно существенно вырос со времен "З/Л/О" и приобрел все черты очевидного мастерства, когда короткометражки в основе разнообразны не только по содержанию, но и по жанру представления. Авторы "Монстров Юга" ведут себя безобразно щедро по отношению к зрителю, предлагая пять историй вместо одной, которые умещены в стандартные для хоррора полтора часа времени. Рассказы о бегстве от собственных грехов и сожалений поданы в стиле "Сумеречной зоны", навязчиво дислоцированной на юго-западе США, где у людей совершенно другие страхи по сравнению с жителями мегаполиса, страшащимися синдрома незакрытой двери. Давящий на зрителя простор с первых же кадров увлекает зависшими воздухе образами из Капричос великого Гойи: то ли скелетами с крыльями, то ли сбросившими хитин гигантскими насекомыми и не отпускает до титров. Любой, кто был в пустыне, поймет всю лживость свободы просторов места, когда только дорога и движение становятся спасением и бегством от миражей, монстров и плавящей мозг жары.
Уже с первой (и последней) новеллы "Выход" от Radio Silence, intro и outro "Монстров Юга", зрителю предлагается еще один бездушный участник всех событий - хайвэй, путь, дорога, артерия, по которой будут двигаться в своих жестянках наделенные разумом, страхами и эмоциями. Ощущение адской удавки, тревожность хорошо передается вместе с двумя окровавленными мужчинами, которые бегут от зависающих в воздухе монстров. Этот небольшой по хронометражу экранный материал дает пульс всему остальному. "Сирена" Роксанны Бенжамин рассказывает о вывернутой наизнанку дорожной помощи от пары двух застрявших где-то в 50-х добрых самаритян, о странной пользе веганства и передает сюжетный ход, пожалуй, самой главной части "Монстров Юга" - "Несчастный случай". Снятая Дэвидом Брукнером, новелла виртуозно выкручивает события на оказание неотложных хирургических услуг пострадавшей в ДТП девушке при помощи ведьминского call-центра от 911 из соседней телефонной будки. Брукнер глумится над милым, теплым и домашним обывателем, заставляя его достигать огромного напряжения во время операции и делая фактическим убийцей. "Побег из тюрьмы" Патрика Хорвата уводит от гиперреализма предыдущей новеллы в относительно слабую по созданию напряжения историю о мужчине, который уже много лет ищет в здешних гиблых местах сестру. Проявление естества пропавшей приводит к последнему рассказу "Путь B", снятому Radio Silence и не добавляющему ничего важного к общему материалу, кроме оснований для сведения и окончательной закольцовки истории.
Важно отметить, что "Монстры Юга" содержат завуалированные элементы фэнтези. Во-первых, мифологизируется само место пребывания героев фильма, Юг как локация, в которой можно оказаться, но выбраться - уже никогда. Во-вторых, авторы новелл с той или иной степенью успешности разрабатывают условно-архетипические образы героев и злодеев, это происходит в виде демонстрации выхолощенных образов рок-звездочек, сектантов-мясоедов и внешне благочестивых среднестатистических обывателей, которые тоже являются архетипом сами по себе для большинства киноработ, где требуется больше обеспечить действие, чем разработку характеров. И, наконец, в-третьих, само построение фильма и особенно сюжетные события вполне фэнтезийны, потому что в реальности такое количество случайностей, созданных для каркаса общего сюжета встретится вряд ли. Но жанровая составляющая для талантливой ленты, особенно акцентированной на олдскульный хоррор, далеко не главное. Главное - насколько глубоко заберутся под кожу и в мозг "Монстры Юга" после просмотра, потому что присутствие иррациональности определяется не только местом, оно определяется степенью готовности принять происходящее на экране за чистую монету. С этим у ленты полный порядок, потому что вся группа авторов не заигрывает со зрителем, а предлагает ему свой, пусть и малобюджетный, мир, подливая ностальгического сиропа и поставляя свой "Калейдоскоп ужасов", переосмысленный и оригинально поданный.
4
,7
2015, США, Ужасы
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Прошло всего-то несколько лет от тех славных дней, когда приходилось отскребать обморочных зрителей от пола на представлениях хоррор-альманаха "З/Л/О". Роксанна Бенжамин, Дэвид Брукнер, Патрик Хорват и группировка Radio Silence являются прямыми носителями идей этой новаторской антологии и целят в зрителя "Монстрами Юга" - продуктом, аналогичным по форме и вполне демократичным по представлению. Корни этой ленты находятся в винтажной благодатной почве серии EC-комиксов, на основе которых были сняты "Байки из склепа". Почва эта удобрена таким оголтелым восьмидесятничеством в плане представления материала, что только телефоны в руках у героев выдают время действия фильма. Будучи продемонстрированными на многих фестивалях, "Монстры Юга" собрали кучу восторженных отзывов, но так и не прорвались к массовому зрителю, заняв место странного инопланетного бриллианта в общем соре трясущегося до недавнего времени и далекого от артхаусных высот жанра фильмов ужасов. Логического объяснения шарму этого талантливого во всех отношениях фильма не существует. Будучи снятыми в закольцованной, мёбиусной, манере "Монстры Юга" несут в себе очарование совершенства хождения по кругу, которое способно зацепить зрителя в самом неожиданном месте просмотра, когда на экране развивается не самая блестящая новелла. Не будет большим преувеличением, если сказать, что "Монстры Юга" сознательно структурированы так, что напоминают чем-то обычное гауссовское распределение, которое представляет экранный материал так, что самая совершенная новелла "Несчастный случай" размещена ровно посередине альманаха. Важно отметить, что уровень сведения авторами новелл в единое экранное полотно существенно вырос со времен "З/Л/О" и приобрел все черты очевидного мастерства, когда короткометражки в основе разнообразны не только по содержанию, но и по жанру представления. Авторы "Монстров Юга" ведут себя безобразно щедро по отношению к зрителю, предлагая пять историй вместо одной, которые умещены в стандартные для хоррора полтора часа времени. Рассказы о бегстве от собственных грехов и сожалений поданы в стиле "Сумеречной зоны", навязчиво дислоцированной на юго-западе США, где у людей совершенно другие страхи по сравнению с жителями мегаполиса, страшащимися синдрома незакрытой двери. Давящий на зрителя простор с первых же кадров увлекает зависшими воздухе образами из Капричос великого Гойи: то ли скелетами с крыльями, то ли сбросившими хитин гигантскими насекомыми и не отпускает до титров. Любой, кто был в пустыне, поймет всю лживость свободы просторов места, когда только дорога и движение становятся спасением и бегством от миражей, монстров и плавящей мозг жары. Уже с первой (и последней) новеллы "Выход" от Radio Silence, intro и outro "Монстров Юга", зрителю предлагается еще один бездушный участник всех событий - хайвэй, путь, дорога, артерия, по которой будут двигаться в своих жестянках наделенные разумом, страхами и эмоциями. Ощущение адской удавки, тревожность хорошо передается вместе с двумя окровавленными мужчинами, которые бегут от зависающих в воздухе монстров. Этот небольшой по хронометражу экранный материал дает пульс всему остальному. "Сирена" Роксанны Бенжамин рассказывает о вывернутой наизнанку дорожной помощи от пары двух застрявших где-то в 50-х добрых самаритян, о странной пользе веганства и передает сюжетный ход, пожалуй, самой главной части "Монстров Юга" - "Несчастный случай". Снятая Дэвидом Брукнером, новелла виртуозно выкручивает события на оказание неотложных хирургических услуг пострадавшей в ДТП девушке при помощи ведьминского call-центра от 911 из соседней телефонной будки. Брукнер глумится над милым, теплым и домашним обывателем, заставляя его достигать огромного напряжения во время операции и делая фактическим убийцей. "Побег из тюрьмы" Патрика Хорвата уводит от гиперреализма предыдущей новеллы в относительно слабую по созданию напряжения историю о мужчине, который уже много лет ищет в здешних гиблых местах сестру. Проявление естества пропавшей приводит к последнему рассказу "Путь B", снятому Radio Silence и не добавляющему ничего важного к общему материалу, кроме оснований для сведения и окончательной закольцовки истории. Важно отметить, что "Монстры Юга" содержат завуалированные элементы фэнтези. Во-первых, мифологизируется само место пребывания героев фильма, Юг как локация, в которой можно оказаться, но выбраться - уже никогда. Во-вторых, авторы новелл с той или иной степенью успешности разрабатывают условно-архетипические образы героев и злодеев, это происходит в виде демонстрации выхолощенных образов рок-звездочек, сектантов-мясоедов и внешне благочестивых среднестатистических обывателей, которые тоже являются архетипом сами по себе для большинства киноработ, где требуется больше обеспечить действие, чем разработку характеров. И, наконец, в-третьих, само построение фильма и особенно сюжетные события вполне фэнтезийны, потому что в реальности такое количество случайностей, созданных для каркаса общего сюжета встретится вряд ли. Но жанровая составляющая для талантливой ленты, особенно акцентированной на олдскульный хоррор, далеко не главное. Главное - насколько глубоко заберутся под кожу и в мозг "Монстры Юга" после просмотра, потому что присутствие иррациональности определяется не только местом, оно определяется степенью готовности принять происходящее на экране за чистую монету. С этим у ленты полный порядок, потому что вся группа авторов не заигрывает со зрителем, а предлагает ему свой, пусть и малобюджетный, мир, подливая ностальгического сиропа и поставляя свой "Калейдоскоп ужасов", переосмысленный и оригинально поданный.