Знаете историю про гориллу Антверпен из зоопарка? Как-то она подумала, что если не будет соприкасаться с прутьями клетки, то перестанет ощущать её, эту клетку. И перестала подходить к прутьям, представляя, что она находиться на свободе, в своей естественной среде обитания, где была до своего заточения. А потом Антверпен решила не двигаться совсем, чтобы случайно не задеть головой потолок из тех же прутьев. Год сидела, два, три и так до тех пор, пока не умерла.
Эту печальную историю одной гориллы французский <strong>режиссёр и сценарист Доминик Молль</strong> проецирует на миллиардное человечество в своей французско-бельгийской комедии <strong>«Новости с планеты Марс»</strong>. Но только ли фантазия это в голове творческого человека?
Главный герой картины – Филипп Марс (Франсуа Дамьен). Ему 49 лет и он мечтает отправиться в космос, но его мечты во снах или реальности постоянно прерываются соприкосновением с прутьями его личной клетки. Бывшая жена, вопреки договорённости, оставляет ему детей на выходные. Начальник в тысячный раз успешно применяет к нему тактику гамбургера: угощает вкусной конфеткой, отдаёт просьбу-приказ и завершает свой гастрономический шедевр манипуляции поздравлением с днём рождения, дружеским хлопком по плечу и лучезарной улыбкой. Сестра вынуждает последить за своей мерзопакостной собачкой, что обкладывает рвотой и фекашками всё вокруг. Дочь, гордящаяся своей зацикленностью на учёбе, открыто упрекает его в отсталости и называет лузером. Сын увлекается всеми веяниями, о которых узнаёт: вегетарианство, защита братьев меньших, секс (в его-то 12-летнем возрасте). А что делает с этим Филипп? Он говорит: <em>«Если бы люди устраивали меньше проблем, им бы легче жилось»</em>. И живёт так, как надо, как положено. Ходит на ненавистную работу, подавляет стремления своих детей к индивидуальности, не может отказать сумасшедшему коллеге в ночлеге, а потом и уступает свою спальню его подружке из психушки с фобией прикосновений к другим людям.
Вот так, воткнув в контекст ещё пару извечных вопросов и проблем человечества: тургеневский про отцов и детей, достоевский про одиночество в толпе и чеховский про футлярность (скафандр в фильме), – Доминик Молль рассуждает о смысле жизни каждого в его клетке. И у него это отлично получается, пока собирательный герой по-прежнему сидит в центре собственного вольера. Больше часа наблюдаешь, как Филипп моет посуду, ругает, то есть воспитывает своих детей, мило улыбается начальнику «на своей шее», терпит психопата с работы, носящего в сумке тесак, посещает выставку либеральной сестры, что на полотнах размером с окно изображает их обнажённых родителей и в ответ на его недовольство удивляется: <em>«Филлип, у наших родителей были чл*н и ваг*на!»</em>. Смотришь на этот унылый, серый, полный проблем каламбур и не можешь оторваться. Почему? Потому что намёк режиссёра настолько прозрачен, что тебе как будто <strong>только что врезали</strong>: из носа течёт кровь, щека горит, челюсть ноет, звон в ушах и эффект неожиданности такого подвоха не дают оторвать взгляд от одной точки-экрана.
В таком сюжете обязательно должен был быть бунт героя, его остервенелые попытки покинуть клетку и, конечно, дальнейшая удача. Этого ждешь больше часа и думаешь, что раз так, то режиссёр припас что-то невообразимое. Получилось нетривиально, с настоящим фейерверком, алогично, но бразимо и малозахватывающе. Жизнь героя «в скафандре» наяву развлекает больше. Как и актёры в своих сдержанных амплуа. Тандем бельгийца <strong>Франсуа Дамьена</strong> (Филлип Марс) и его французского коллеги <strong>Венсана Макена</strong> (сумасшедший коллега) стабильно держит на лице улыбку ровно до тех пор, пока сюжет не уходит в дебри авторского эксклюзива. И если пара Дамьеновских истерик после часа флегматичности вызывает на хохот, как на дуэль, то погружение Макена в сумасшествие своего героя только на снисходительную улыбку.
Обрубленный финал, недоведённые до абсолюта образы второстепенных, но немаловажных героев и расплывчатое перерождение главного можно свалить на ограниченное время ленты и то, что режиссёр задумал больше времени уделить именно клетке, границам в голове, ведущим к границам вокруг. И, наверное, по той же самой причине Доминик Молль отрубает своему герою ухо, после чего все вокруг ему говорят, что он <strong>похож на Ван Гога</strong>. Всё нарочито или случайно пропущенное в сюжете вкладывается в это сравнение, где по замыслу создателей ключевое не ухо, а депрессивное состояние главного героя. Почему Ван Гог отрезал себе мочку уха? Потому что раскаивался в нападении на Гогена после ссоры, или потому что был уже к этому моменту сумасшедшим из-за целой жизни неприкаянности, непризнания, одиночества. Почему Филипп не увернулся от разделочного ножа?..
«Новости с планеты Марс» – многосмысловая комедия, в которой даже новости про саммит в Брюсселе, уменьшающиеся призраки жизнерадостных родителей, споры о вегетарианстве, живущий в воспоминаниях маразматик-сосед, рассуждения о ранних половых отношениях, сброшенная с моста собака и даже лягушки в ванной что-то значат. Не фильм, <strong>настоящая дань символизму</strong>. И пусть всё прозрачно, как лёд на Байкале, над многим можно уйти в диссертационные размышления. Если не хочется, тоже не беда. Двухчасовая улыбка однозначно поднимет настроение, потраченное время будет не жалко, а режиссёр даже коту донесёт основную идею и посыл. Честно говоря, лично у меня кровь из носа хлыстать перестала, а щека горит до сих!
7
,7
2016, Драмы
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Знаете историю про гориллу Антверпен из зоопарка? Как-то она подумала, что если не будет соприкасаться с прутьями клетки, то перестанет ощущать её, эту клетку. И перестала подходить к прутьям, представляя, что она находиться на свободе, в своей естественной среде обитания, где была до своего заточения. А потом Антверпен решила не двигаться совсем, чтобы случайно не задеть головой потолок из тех же прутьев. Год сидела, два, три и так до тех пор, пока не умерла. Эту печальную историю одной гориллы французский <strong>режиссёр и сценарист Доминик Молль</strong> проецирует на миллиардное человечество в своей французско-бельгийской комедии <strong>«Новости с планеты Марс»</strong>. Но только ли фантазия это в голове творческого человека? Главный герой картины – Филипп Марс (Франсуа Дамьен). Ему 49 лет и он мечтает отправиться в космос, но его мечты во снах или реальности постоянно прерываются соприкосновением с прутьями его личной клетки. Бывшая жена, вопреки договорённости, оставляет ему детей на выходные. Начальник в тысячный раз успешно применяет к нему тактику гамбургера: угощает вкусной конфеткой, отдаёт просьбу-приказ и завершает свой гастрономический шедевр манипуляции поздравлением с днём рождения, дружеским хлопком по плечу и лучезарной улыбкой. Сестра вынуждает последить за своей мерзопакостной собачкой, что обкладывает рвотой и фекашками всё вокруг. Дочь, гордящаяся своей зацикленностью на учёбе, открыто упрекает его в отсталости и называет лузером. Сын увлекается всеми веяниями, о которых узнаёт: вегетарианство, защита братьев меньших, секс (в его-то 12-летнем возрасте). А что делает с этим Филипп? Он говорит: <em>«Если бы люди устраивали меньше проблем, им бы легче жилось»</em>. И живёт так, как надо, как положено. Ходит на ненавистную работу, подавляет стремления своих детей к индивидуальности, не может отказать сумасшедшему коллеге в ночлеге, а потом и уступает свою спальню его подружке из психушки с фобией прикосновений к другим людям. Вот так, воткнув в контекст ещё пару извечных вопросов и проблем человечества: тургеневский про отцов и детей, достоевский про одиночество в толпе и чеховский про футлярность (скафандр в фильме), – Доминик Молль рассуждает о смысле жизни каждого в его клетке. И у него это отлично получается, пока собирательный герой по-прежнему сидит в центре собственного вольера. Больше часа наблюдаешь, как Филипп моет посуду, ругает, то есть воспитывает своих детей, мило улыбается начальнику «на своей шее», терпит психопата с работы, носящего в сумке тесак, посещает выставку либеральной сестры, что на полотнах размером с окно изображает их обнажённых родителей и в ответ на его недовольство удивляется: <em>«Филлип, у наших родителей были чл*н и ваг*на!»</em>. Смотришь на этот унылый, серый, полный проблем каламбур и не можешь оторваться. Почему? Потому что намёк режиссёра настолько прозрачен, что тебе как будто <strong>только что врезали</strong>: из носа течёт кровь, щека горит, челюсть ноет, звон в ушах и эффект неожиданности такого подвоха не дают оторвать взгляд от одной точки-экрана. В таком сюжете обязательно должен был быть бунт героя, его остервенелые попытки покинуть клетку и, конечно, дальнейшая удача. Этого ждешь больше часа и думаешь, что раз так, то режиссёр припас что-то невообразимое. Получилось нетривиально, с настоящим фейерверком, алогично, но бразимо и малозахватывающе. Жизнь героя «в скафандре» наяву развлекает больше. Как и актёры в своих сдержанных амплуа. Тандем бельгийца <strong>Франсуа Дамьена</strong> (Филлип Марс) и его французского коллеги <strong>Венсана Макена</strong> (сумасшедший коллега) стабильно держит на лице улыбку ровно до тех пор, пока сюжет не уходит в дебри авторского эксклюзива. И если пара Дамьеновских истерик после часа флегматичности вызывает на хохот, как на дуэль, то погружение Макена в сумасшествие своего героя только на снисходительную улыбку. Обрубленный финал, недоведённые до абсолюта образы второстепенных, но немаловажных героев и расплывчатое перерождение главного можно свалить на ограниченное время ленты и то, что режиссёр задумал больше времени уделить именно клетке, границам в голове, ведущим к границам вокруг. И, наверное, по той же самой причине Доминик Молль отрубает своему герою ухо, после чего все вокруг ему говорят, что он <strong>похож на Ван Гога</strong>. Всё нарочито или случайно пропущенное в сюжете вкладывается в это сравнение, где по замыслу создателей ключевое не ухо, а депрессивное состояние главного героя. Почему Ван Гог отрезал себе мочку уха? Потому что раскаивался в нападении на Гогена после ссоры, или потому что был уже к этому моменту сумасшедшим из-за целой жизни неприкаянности, непризнания, одиночества. Почему Филипп не увернулся от разделочного ножа?.. «Новости с планеты Марс» – многосмысловая комедия, в которой даже новости про саммит в Брюсселе, уменьшающиеся призраки жизнерадостных родителей, споры о вегетарианстве, живущий в воспоминаниях маразматик-сосед, рассуждения о ранних половых отношениях, сброшенная с моста собака и даже лягушки в ванной что-то значат. Не фильм, <strong>настоящая дань символизму</strong>. И пусть всё прозрачно, как лёд на Байкале, над многим можно уйти в диссертационные размышления. Если не хочется, тоже не беда. Двухчасовая улыбка однозначно поднимет настроение, потраченное время будет не жалко, а режиссёр даже коту донесёт основную идею и посыл. Честно говоря, лично у меня кровь из носа хлыстать перестала, а щека горит до сих!