Пресыщенному киноновинками зрителю, уставшему от бесконечного мельтешения на экране и сумасшедшего экшена, от тошнотворных низкобюджетных ужастиков или напыщенной артхаусной зауми, фильм Энди Годдарда «Ловушка» наверняка станет настоящим бальзамом на душу. Стопроцентный нуар, снятый в олдскульной манере, неторопливый психологический триллер, созданный по роману Патриции Хайсмит «The Blunderer» («Бестолочь»). Первую работу писательницы «Незнакомцы в поезде» (1950) на сюжет о двойном убийстве экранизировал более полувека назад сам Альфред Хичкок. А настоящую славу ей принесли серия книг и снятых по ним фильмов о мистере Рипли. Энди Годдард бережно и очень аккуратно подошел к литературному первоисточнику, сохранил его атмосферу, за что и пострадал: потом многие рецензенты обвинили режиссера в отсутствии собственного видения и авторской позиции. Годдард известен, прежде всего, своими работами в сериальном формате («Аббатство Даунтон», «Охотники за чужими», «Дракула», «Доктор Кто»). На мой взгляд, полнометражная картина получилась у него более чем достойной. Стильно, красиво, нагнетание саспенса выполнено мастерски, финальная сцена великолепна – глубокий реверанс Годдарда мэтру Хичкоку.
О чем фильм? Респектабельная и, казалось бы, абсолютно счастливая семейная пара, Уолтер Стэкхаус (Патрик Уилсон) – успешный архитектор, на досуге пописывает детективные рассказы, Клара (Джессика Бил) – риелтор, она прекрасно справляется не только со своей работой, но и с обязанностями хозяйки шикарного дома, светской львицы. Однако отношения супругов уже давно дали трещину, Клара изводит Уолтера ревностью, страдает неврастенией, угрожая свести счеты с жизнью, если муж подаст на развод. Уолтер в отчаянье, он уже мечтает избавиться от психически неуравновешенной жены. Но дальше фантазий дело не идет, он дает волю воображению, описывая кровавое преступление в очередном рассказе. Поводом для создания опуса становятся газетные публикации о зарезанной возле автобусной остановки женщине.
Классической детективной интриги «кто убийца?» в фильме нет. Чуть ли не в самом начале устами главного героя авторы озвучивают ключевой спойлер: у мужа жертвы лицо убийцы. Когда на экране мы видим владельца букинистического магазина, мистера Киммела (Эдди Марсан), сомнений и вовсе не остается. В его виновности уверен и детектив Корби (Винсент Картайзер). Улик против Киммела нет, но его алиби ненадежно. Корби буквально изводит подозреваемого, провоцируя хитрого преступника на необдуманные поступки. А тут еще «писатель» Стэкхаус донимать с расспросами начинает. Как на грех, истеричка Клара, уличившая мужа в интрижке, совершает самоубийство в том же самом месте. Корби потирает руки: у него есть типичный психопат и его подражатель (супруги погибших при невыясненных обстоятельствах жертв всегда становятся первыми подозреваемыми). Найти доказательства – уже дело техники.
Стэкхаус во время следствия ведет себя, как идиот. Его ложь абсолютно бессмысленна, услугами адвоката он пренебрегает. Поначалу это жутко раздражает. Но претензии не к авторам фильма «Ловушка», а к Патриции Хайсмит. Однако стоит только вспомнить о названии ее романа, и все становится на свои места. Уолтер – бестолочь, он вламывается в жизнь Киммела, как слон в посудную лавку, разрушает старательно выстроенное убийцей алиби. Нам остается лишь следить за развитием сюжета, гадать, будет ли раскрыто преступление. Тучи постепенно сгущаются, в ловушку угодит не только Стэкхаус. Триллер раскручивается по всем законам жанра. В конце будут: мрачный подвал, зловещие тени, кровь…
«Ловушка» подкупает приятной ретро-стилистикой. На сегодняшнем интернет-жаргоне так и хочется назвать картину ламповой. Это камерное кино для тех, кто устал от блокбастеров. Оно построено в основном на крупных и средних планах, с характерным освещением – теплые тона, которые сам Годдард в одном из интервью назвал никотиновыми. Да, курят в картине чудовищно много. В 60-е года прошлого века антитабачное лобби еще не развернулось в полную силу. Интересно, станут ли замазывать сигареты, выпуская «Ловушку» в широкий прокат? Замаяться можно, ведь без них здесь ни одной сцены не обходится. Проще вывесить на протяжении всего фильма титр крупными буквами: КУРЕНИЕ УБИВАЕТ. На этом фоне любой убийца или маньяк покажется мелким и незначительным. Хотя можно и так интерпретировать мораль этой истории: все курящие – персонажи отрицательные. Вы нашли среди них хоть одного положительного героя? То-то же. Никотин – вот абсолютное зло. А нуар тут не причем. Качественное кино, наоборот, продлевает жизнь и делает ее более приятной.
5
,5
2016, США, Триллеры
91 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Пресыщенному киноновинками зрителю, уставшему от бесконечного мельтешения на экране и сумасшедшего экшена, от тошнотворных низкобюджетных ужастиков или напыщенной артхаусной зауми, фильм Энди Годдарда «Ловушка» наверняка станет настоящим бальзамом на душу. Стопроцентный нуар, снятый в олдскульной манере, неторопливый психологический триллер, созданный по роману Патриции Хайсмит «The Blunderer» («Бестолочь»). Первую работу писательницы «Незнакомцы в поезде» (1950) на сюжет о двойном убийстве экранизировал более полувека назад сам Альфред Хичкок. А настоящую славу ей принесли серия книг и снятых по ним фильмов о мистере Рипли. Энди Годдард бережно и очень аккуратно подошел к литературному первоисточнику, сохранил его атмосферу, за что и пострадал: потом многие рецензенты обвинили режиссера в отсутствии собственного видения и авторской позиции. Годдард известен, прежде всего, своими работами в сериальном формате («Аббатство Даунтон», «Охотники за чужими», «Дракула», «Доктор Кто»). На мой взгляд, полнометражная картина получилась у него более чем достойной. Стильно, красиво, нагнетание саспенса выполнено мастерски, финальная сцена великолепна – глубокий реверанс Годдарда мэтру Хичкоку. О чем фильм? Респектабельная и, казалось бы, абсолютно счастливая семейная пара, Уолтер Стэкхаус (Патрик Уилсон) – успешный архитектор, на досуге пописывает детективные рассказы, Клара (Джессика Бил) – риелтор, она прекрасно справляется не только со своей работой, но и с обязанностями хозяйки шикарного дома, светской львицы. Однако отношения супругов уже давно дали трещину, Клара изводит Уолтера ревностью, страдает неврастенией, угрожая свести счеты с жизнью, если муж подаст на развод. Уолтер в отчаянье, он уже мечтает избавиться от психически неуравновешенной жены. Но дальше фантазий дело не идет, он дает волю воображению, описывая кровавое преступление в очередном рассказе. Поводом для создания опуса становятся газетные публикации о зарезанной возле автобусной остановки женщине. Классической детективной интриги «кто убийца?» в фильме нет. Чуть ли не в самом начале устами главного героя авторы озвучивают ключевой спойлер: у мужа жертвы лицо убийцы. Когда на экране мы видим владельца букинистического магазина, мистера Киммела (Эдди Марсан), сомнений и вовсе не остается. В его виновности уверен и детектив Корби (Винсент Картайзер). Улик против Киммела нет, но его алиби ненадежно. Корби буквально изводит подозреваемого, провоцируя хитрого преступника на необдуманные поступки. А тут еще «писатель» Стэкхаус донимать с расспросами начинает. Как на грех, истеричка Клара, уличившая мужа в интрижке, совершает самоубийство в том же самом месте. Корби потирает руки: у него есть типичный психопат и его подражатель (супруги погибших при невыясненных обстоятельствах жертв всегда становятся первыми подозреваемыми). Найти доказательства – уже дело техники. Стэкхаус во время следствия ведет себя, как идиот. Его ложь абсолютно бессмысленна, услугами адвоката он пренебрегает. Поначалу это жутко раздражает. Но претензии не к авторам фильма «Ловушка», а к Патриции Хайсмит. Однако стоит только вспомнить о названии ее романа, и все становится на свои места. Уолтер – бестолочь, он вламывается в жизнь Киммела, как слон в посудную лавку, разрушает старательно выстроенное убийцей алиби. Нам остается лишь следить за развитием сюжета, гадать, будет ли раскрыто преступление. Тучи постепенно сгущаются, в ловушку угодит не только Стэкхаус. Триллер раскручивается по всем законам жанра. В конце будут: мрачный подвал, зловещие тени, кровь… «Ловушка» подкупает приятной ретро-стилистикой. На сегодняшнем интернет-жаргоне так и хочется назвать картину ламповой. Это камерное кино для тех, кто устал от блокбастеров. Оно построено в основном на крупных и средних планах, с характерным освещением – теплые тона, которые сам Годдард в одном из интервью назвал никотиновыми. Да, курят в картине чудовищно много. В 60-е года прошлого века антитабачное лобби еще не развернулось в полную силу. Интересно, станут ли замазывать сигареты, выпуская «Ловушку» в широкий прокат? Замаяться можно, ведь без них здесь ни одной сцены не обходится. Проще вывесить на протяжении всего фильма титр крупными буквами: КУРЕНИЕ УБИВАЕТ. На этом фоне любой убийца или маньяк покажется мелким и незначительным. Хотя можно и так интерпретировать мораль этой истории: все курящие – персонажи отрицательные. Вы нашли среди них хоть одного положительного героя? То-то же. Никотин – вот абсолютное зло. А нуар тут не причем. Качественное кино, наоборот, продлевает жизнь и делает ее более приятной.