Действие фильма разворачивается в Африке – и там же прошла основная часть натурных съёмок. В финальные титры даже помещено уведомление, что кинематографисты получили поддержку со стороны чиновников Министерства торговли и промышленности ЮАР, которые, впрочем, не несут никакой ответственности за содержание. Официально страной производства (по сведениям таких авторитетных Интернет-источников, как Internet Movie Database и AllMovie) считается Великобритания. Мало того, на ведущую партию изначально рассматривалась кандидатура австралийского актёра Алекса Расселла. Тем не менее совершенно не удивляешься тому обстоятельству, что женщина-врач по имени Надя, прикомандированная к Французскому Иностранному легиону, моментально опознаёт (по манере изъясняться) в незнакомце американца. Да и тот, хотя не в состоянии вспомнить свои имя и фамилию, хотя и бегло говорит на нескольких местных языках, всё-таки не сомневается, что является гражданином Соединённых Штатов. Причиной такого решения послужило, надо полагать, не только желание режиссёра, уроженца Нью-Йорка (1), воздать соотечественникам должное. По-прежнему, что ни говори, силён навязанный Голливудом стереотип, что присутствие персонажа из-за океана не просто обеспечивает интерес огромной зрительской аудитории в США и Канаде, а словно подчёркивает «глобальный» характер экранных перипетий.
Расчёт продюсеров, судя по всему, оправдался не вполне: картину выпустили в кинопрокат в считанных странах (Япония, Таиланд, Сингапур). Но это нисколько не умаляет заслуг авторов, умудрившихся при ограниченном бюджете ($4 млн.) сотворить достойное зрелище. И дело не только в приличных специальных эффектах и масштабе боёв с иноземными захватчиками, проходящих по преимуществу в руинах населённых пунктов. Джо Миэйл прошёл отличную школу монтажёра, а кроме того, поставил несколько короткометражек, в том числе две («Half-Life: Подними планку» /2013/ и «Assassin’s Creed: Шах и мат» /2013/) – по заказу Machinima, Inc., на основе популярных компьютерных игр. Полнометражным дебютом он продемонстрировал, что недурно освоился в научной кинофантастике – и что по мере сил и таланта намерен внести персональную лепту в развитие традиций. Особенно остроумными представляются цитаты из «Чужих» /1986/ Джеймса Кэмерона: тяжелораненая женщина подрывает гранату, ценой собственной жизни позволяя товарищам выиграть несколько минут и оторваться от преследователей; группа защитников напряжённо ждёт атаки из вентиляционной шахты. Вместе с тем авторы явно не желали, чтобы «Восстание» воспринималось исключительно в развлекательном ключе, пусть до бескомпромиссности социально-критического настроя Нила Бломкампа (параллели с «Районом № 9» /2009/ напрашиваются сами собой) и не поднимаются.
Пожалуй, это удалось. Не исключено, что истоки замысла уходят в детство: Джо уверяет, что в десятилетнем возрасте воочию видел НЛО. Вероятно, впечатление было не из приятных, если гости из космоса выведены на кинополотне столь агрессивными и беспощадными. Инфраструктуру земных городов методично разрушают. Любого, кто посмел оказать сопротивление, взяв в руки оружие, умерщвляют меткими выстрелами (стирают в пыль? расщепляют на атомы? аннигилируют?). Да и судьба похищенных (поднятых на борт корабля), скорее всего, плачевна. Миэйл и Атале прибегают к сильному приёму, сделав врагом на поле брани не разумных существ, а бездушные машины, запрограммированные на тотальное истребление. Тут уж никакого выбора: внять призыву «Сопротивляйтесь!» (ещё одна, косвенная отсылка к кэмероновскому творчеству), намалёванному на развалинах тут и там, – единственный шанс уцелеть хоть кому-то. Бо (такое имя даёт мужчине Надя, обнаружив на футболке обрывок нашивки с буквами «B» и «O») в данном отношении даже сложнее, поскольку, борясь с недоброжелателями как инопланетного, так и местного происхождения, он параллельно бьётся над тайной своей личности. Смутные нехорошие догадки подтверждаются под занавес – но именно это парадоксальным образом помогает нанести неприятелю существенный урон. До победных реляций, конечно, далеко, зато появляется надежда. Если отряд солдат под командованием штаб-сержанта Майкла Нанца (в ленте Джонатана Либесмана) сумел отстоять Лос-Анджелес, найдя ахиллесову пяту высокоразвитых оккупантов, то теперь – наступил перелом в битве за чёрный континент.
Каждый из элементов кинопроизведения по отдельности не кажется оригинальным, не говоря уже о том, чтобы обеспечить художественный прорыв. Облик сеющих смерть и хаос механизмов (выглядящих, как двуногие великаны и гигантские пауки), мотив амнезии, придающий интриге дополнительную напряжённость, и т.д. – всё это неизбежно напоминает те или иные достижения предшественников. Однако сведённые в нужной пропорции вместе, компоненты становятся залогом неплохого действа. Режиссёр не питает иллюзий относительно людской натуры. Пока мирное население пытается спастись, в ужасе прячась в убежище, охраняемом горсткой смельчаков, ушлые индивиды спешат ловить рыбу в мутной воде, стараясь извлечь выгоду для себя, любимых. Такие – «хуже, чем машины», как бросает в сердцах Надя (жаль, что у красавицы Беренис Марло пока мало ролей, тем более главных!). Так стоит ли вообще ратовать за восстание и, как следствие, за сохранение биологического вида Homo sapiens, не сумевшего за многовековую историю избавиться от несчётных пороков и изъянов?.. Ответ кинематографистов однозначен. «Жить – значит сражаться. Сражаться – значит жить». К глубокому осознанию этой истины Бо приходит задолго до того, как в памяти восстанавливается картина происшедшего. События постепенно приобретают символическое звучание. Становится ясно, что ни Америки, ни Китая, ни Европы больше не существует: там нашествие увенчалось успехом. Последним рубежом обороны оказывается территория где-то в Кении, в окрестностях Найроби, – местность, которую безвестный диктор, обращающийся к выжившим, называет «колыбелью человечества». Называет не без оснований, пусть одноимённый памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится, строго говоря, в провинции Гаутенг Южно-Африканской Республики.
__________
1 – Кстати, написавшего сценарий совместно с Роуэном Атале, коллегой с британского-индийскими корнями.
5
,6
2017, США, Фантастика
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Действие фильма разворачивается в Африке – и там же прошла основная часть натурных съёмок. В финальные титры даже помещено уведомление, что кинематографисты получили поддержку со стороны чиновников Министерства торговли и промышленности ЮАР, которые, впрочем, не несут никакой ответственности за содержание. Официально страной производства (по сведениям таких авторитетных Интернет-источников, как Internet Movie Database и AllMovie) считается Великобритания. Мало того, на ведущую партию изначально рассматривалась кандидатура австралийского актёра Алекса Расселла. Тем не менее совершенно не удивляешься тому обстоятельству, что женщина-врач по имени Надя, прикомандированная к Французскому Иностранному легиону, моментально опознаёт (по манере изъясняться) в незнакомце американца. Да и тот, хотя не в состоянии вспомнить свои имя и фамилию, хотя и бегло говорит на нескольких местных языках, всё-таки не сомневается, что является гражданином Соединённых Штатов. Причиной такого решения послужило, надо полагать, не только желание режиссёра, уроженца Нью-Йорка (1), воздать соотечественникам должное. По-прежнему, что ни говори, силён навязанный Голливудом стереотип, что присутствие персонажа из-за океана не просто обеспечивает интерес огромной зрительской аудитории в США и Канаде, а словно подчёркивает «глобальный» характер экранных перипетий. Расчёт продюсеров, судя по всему, оправдался не вполне: картину выпустили в кинопрокат в считанных странах (Япония, Таиланд, Сингапур). Но это нисколько не умаляет заслуг авторов, умудрившихся при ограниченном бюджете ($4 млн.) сотворить достойное зрелище. И дело не только в приличных специальных эффектах и масштабе боёв с иноземными захватчиками, проходящих по преимуществу в руинах населённых пунктов. Джо Миэйл прошёл отличную школу монтажёра, а кроме того, поставил несколько короткометражек, в том числе две («Half-Life: Подними планку» /2013/ и «Assassin’s Creed: Шах и мат» /2013/) – по заказу Machinima, Inc., на основе популярных компьютерных игр. Полнометражным дебютом он продемонстрировал, что недурно освоился в научной кинофантастике – и что по мере сил и таланта намерен внести персональную лепту в развитие традиций. Особенно остроумными представляются цитаты из «Чужих» /1986/ Джеймса Кэмерона: тяжелораненая женщина подрывает гранату, ценой собственной жизни позволяя товарищам выиграть несколько минут и оторваться от преследователей; группа защитников напряжённо ждёт атаки из вентиляционной шахты. Вместе с тем авторы явно не желали, чтобы «Восстание» воспринималось исключительно в развлекательном ключе, пусть до бескомпромиссности социально-критического настроя Нила Бломкампа (параллели с «Районом № 9» /2009/ напрашиваются сами собой) и не поднимаются. Пожалуй, это удалось. Не исключено, что истоки замысла уходят в детство: Джо уверяет, что в десятилетнем возрасте воочию видел НЛО. Вероятно, впечатление было не из приятных, если гости из космоса выведены на кинополотне столь агрессивными и беспощадными. Инфраструктуру земных городов методично разрушают. Любого, кто посмел оказать сопротивление, взяв в руки оружие, умерщвляют меткими выстрелами (стирают в пыль? расщепляют на атомы? аннигилируют?). Да и судьба похищенных (поднятых на борт корабля), скорее всего, плачевна. Миэйл и Атале прибегают к сильному приёму, сделав врагом на поле брани не разумных существ, а бездушные машины, запрограммированные на тотальное истребление. Тут уж никакого выбора: внять призыву «Сопротивляйтесь!» (ещё одна, косвенная отсылка к кэмероновскому творчеству), намалёванному на развалинах тут и там, – единственный шанс уцелеть хоть кому-то. Бо (такое имя даёт мужчине Надя, обнаружив на футболке обрывок нашивки с буквами «B» и «O») в данном отношении даже сложнее, поскольку, борясь с недоброжелателями как инопланетного, так и местного происхождения, он параллельно бьётся над тайной своей личности. Смутные нехорошие догадки подтверждаются под занавес – но именно это парадоксальным образом помогает нанести неприятелю существенный урон. До победных реляций, конечно, далеко, зато появляется надежда. Если отряд солдат под командованием штаб-сержанта Майкла Нанца (в ленте Джонатана Либесмана) сумел отстоять Лос-Анджелес, найдя ахиллесову пяту высокоразвитых оккупантов, то теперь – наступил перелом в битве за чёрный континент. Каждый из элементов кинопроизведения по отдельности не кажется оригинальным, не говоря уже о том, чтобы обеспечить художественный прорыв. Облик сеющих смерть и хаос механизмов (выглядящих, как двуногие великаны и гигантские пауки), мотив амнезии, придающий интриге дополнительную напряжённость, и т.д. – всё это неизбежно напоминает те или иные достижения предшественников. Однако сведённые в нужной пропорции вместе, компоненты становятся залогом неплохого действа. Режиссёр не питает иллюзий относительно людской натуры. Пока мирное население пытается спастись, в ужасе прячась в убежище, охраняемом горсткой смельчаков, ушлые индивиды спешат ловить рыбу в мутной воде, стараясь извлечь выгоду для себя, любимых. Такие – «хуже, чем машины», как бросает в сердцах Надя (жаль, что у красавицы Беренис Марло пока мало ролей, тем более главных!). Так стоит ли вообще ратовать за восстание и, как следствие, за сохранение биологического вида Homo sapiens, не сумевшего за многовековую историю избавиться от несчётных пороков и изъянов?.. Ответ кинематографистов однозначен. «Жить – значит сражаться. Сражаться – значит жить». К глубокому осознанию этой истины Бо приходит задолго до того, как в памяти восстанавливается картина происшедшего. События постепенно приобретают символическое звучание. Становится ясно, что ни Америки, ни Китая, ни Европы больше не существует: там нашествие увенчалось успехом. Последним рубежом обороны оказывается территория где-то в Кении, в окрестностях Найроби, – местность, которую безвестный диктор, обращающийся к выжившим, называет «колыбелью человечества». Называет не без оснований, пусть одноимённый памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится, строго говоря, в провинции Гаутенг Южно-Африканской Республики. __________ 1 – Кстати, написавшего сценарий совместно с Роуэном Атале, коллегой с британского-индийскими корнями.