Очередной раз Гильермо дель Торо порадовал зрителя.
Да, основной сюжет картины несложен. Рецензенты отмечали сходство с «Красавицей и чудовищем». Двух мнений быть не может. Здесь разворачивается история любви девушки и человека-амфибии, что родственно сказке французской писательницы.
Кто главные герои фильма? Если с женским протагонистом понятно, то ярко выраженный положительный мужской герой отсутствует. На эту кандидатуру просится Амфибия, который находится то под охраной в лаборатории, то под защитой Элайзы и самостоятельной линии у него нет. Всегда видим его так, как видят в определенный момент окружающие: влюбленная уборщица, ученый или пожилой художник-плакатист.
Что касается Ричарда Стриклэнда, то он, безусловно, антагонист. Начальник по безопасности объекта воевал, вернулся, стал карьеристом, поймал Амфибию, потерял. В фильме именно он, даже не генерал Хойт, олицетворяет зло.
Вот и получается треугольник главных героев, а раз треугольник, то дело касается любви.
Да, этот фильм о любви, но он не был бы так хорош, если бы не густой коктейль из подтекстов и аллюзий. Перед тем как перейти к основной части, отметим факт из биографии дель Торо, а именно, что воспитывала будущего режиссера с детства бабушка, убежденная и очень консервативная католичка. Гильермо учился не в обычной школе, а в католической, для мальчиков. Несмотря на такое воспитание, обожал фантастику и фильмы ужасов.
Теперь, когда небольшие приготовления сделаны, давайте обратимся к персонажам, посмотрим на события и некоторые детали.
Элайза (Элизабет, с древнееврейского «мой Бог — клятва», «почитающая Бога») — уборщица в секретной лаборатории. Фамилия героини означает «сирота», так как в детстве девочку нашли в воде (согласитесь, похоже на историю Моисея, который, помог совершить своему народу исход). Она живет в старом доме над кинотеатром «Орфей» (в царстве Аида герой древнегреческих мифов обернулся в последний момент и потерял возлюбленную навсегда) в котором идут «Сказание о Руфи» («юная Руфь чудом избегает участи быть принесенной в жертву каменному богу Хамосу. Проходят годы, которые Руфь проводит в храме, готовясь стать жрицей высшего ранга. Однажды судьба сводит ее с иудеем Махлоном, который рассказывает девушке о другом Боге и о стране, где совсем другие законы») и «Марди Грас» (курсант военной школы выигрывает свидание с французской актрисой, которая становится королевой парада. Герои влюбляются, но киностудия хочет извлечь выгоду…) На шее Элайзы с обеих сторон шрамы очень похожие на жабры(!), а сцена самоудовлетворения в ванной закрепляет связь персонажа с водой. И еще одна деталь — она немая. Элайза не говорит, но слышит, как и другой герой — Амфибия.
Его поймали в Южной Америке, где местные племена покланялись ему как Божеству (имя героини!). Амфибия не понимает людей вокруг, но начинает общаться языком жестов с Эльзой (а кому-то пальцы нужны для «спускания курка и удовлетворения женщин»). Также на работе с немой разговаривает Зельда (с идиша «блаженная, счастливая, вне себя от радости»; второе имя Далила, но в фильме и так об этом сказано) — подруга и по совместительству коллега. Хоть этот язык не понимает, но ощущает сильное притяжение к нему Ричард («лидер, вождь» и «могучий, смелый»).
Антагонист фильма размахивает электрическим жезлом, думается фаллический символ, (кстати, обратили внимание, когда его лишается?) и своим видом показывает кто здесь главный. Его желание достаточно просто — уехать из Балтимора. Он хочет новую машину (помните, когда «разбилась» мечта?) и еще хочет заполучить Элайзу. Семья Стриклэнда, словно сошла с телеэкрана — шаблонная счастливая и улыбающаяся, до которой ему абсолютно нет дела. Во время постельной сцены, он просит жену замолчать (отметьте, что говорил немой уборщице). Сам же акт любви между супругами показан настолько «непривлекательно», что понятно — у Ричарда нет чувств к жене, а если и были, то схоронены очень и очень глубоко.
Стоит сказать еще пару слов о некоторых персонажах: о соседе Джайлсе и докторе Хоффстетлере. Первый — это доживающий век художник, которому нравится бармен из семейного ресторана, где продают не съедобные пироги. Имя плакатиста — это средневековая английская форма имени французского отшельника Джайлса. Этот святой жил в полном одиночестве много лет. Единственный компаньон святого — олениха, которая, согласно некоторым рассказам, делилась с ним молоком. Однажды в лес забрались охотники в погоне за оленихой. Стрела, пущенная вслед животному, угадила в Джайлса (ничего не напоминает?).
Второй — доктор Хоффстетлер, он же Дмитрий Мосенков (основой фамилии Мосенков послужило церковное имя Моисей). При слове «доктор» в фильмах с монстрами, зрители привыкли видеть полусумасшедшего человека, который поглощен некой идеей, что приводит к локальной или мировой катастрофе, но в «Форме воды» режиссер ушел от клише. На экране сердобольный доктор, который между прочем, исходя из идей гуманизма убивает человека.
Конечно, нельзя обойти стороной вопрос о божественной природе Амфибии. В начале фильма Стриклэнд с апломбом заявляет, что никакой Амфибия не Бог, так как Бог создавал людей «по своему образу и подобию», но после воскрешения Амфибии меняет мнение. Вновь обретший волосы (чем не чудо?) на голове Джайлс приходит к такому же выводу. Уж не переработка ли это знакомого всем сюжета? Оставим этот вопрос открытым, однако приведем цитату блаженного Августина: «Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть Безгрешным».
Кинокартина наполнена тончайшими штрихами, где каждый шаг и слово героя так продуманы сценаристом и режиссером, что действия, разворачивающиеся на экране, воспринимаются как должное или даже совершенно необходимое. Взаимосвязь отдельных элементов (к примеру, картина в русском ресторане, число десять, туфелька, кошка Пандора с откушенной головой, зеленый желатин) создает единый целостный мир. В рецензии невозможно подробно рассказать обо всем, поэтому если у читателя возникли вопросы («Почему история об Амфибии рассказывается через призму других героев?», "Почему Пандоре откусили голову?"), то цель достигнута.
Если отбросить символику, то на «переднем» плане кинофильма зритель увидит старую как мир историю о любви с легковесными отсылками и ничего более.
При помощи рентгена эксперт видит «подноготную» картины художника, так и в фильме дель Торо — при старательном подходе зритель найдет несколько смысловых и сюжетных уровней на которых творит режиссер.
Фильм сдобрен мастерской игрой актеров, восхитительными диалогами, уместным саундтреком и блестящей операторской работой, о чем рассказано и так много, поэтому заострять внимание на этом не будем.
Ну, и напоследок. Есть ли у воды форма? Большинство ответит, что вода принимает форму сосудов, резервуаров и прочего, однако это не так. У жидкостей, и вода не исключение, есть определенная форма. И эта форма — шар.
7
,2
2017, США, Фантастика
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Очередной раз Гильермо дель Торо порадовал зрителя. Да, основной сюжет картины несложен. Рецензенты отмечали сходство с «Красавицей и чудовищем». Двух мнений быть не может. Здесь разворачивается история любви девушки и человека-амфибии, что родственно сказке французской писательницы. Кто главные герои фильма? Если с женским протагонистом понятно, то ярко выраженный положительный мужской герой отсутствует. На эту кандидатуру просится Амфибия, который находится то под охраной в лаборатории, то под защитой Элайзы и самостоятельной линии у него нет. Всегда видим его так, как видят в определенный момент окружающие: влюбленная уборщица, ученый или пожилой художник-плакатист. Что касается Ричарда Стриклэнда, то он, безусловно, антагонист. Начальник по безопасности объекта воевал, вернулся, стал карьеристом, поймал Амфибию, потерял. В фильме именно он, даже не генерал Хойт, олицетворяет зло. Вот и получается треугольник главных героев, а раз треугольник, то дело касается любви. Да, этот фильм о любви, но он не был бы так хорош, если бы не густой коктейль из подтекстов и аллюзий. Перед тем как перейти к основной части, отметим факт из биографии дель Торо, а именно, что воспитывала будущего режиссера с детства бабушка, убежденная и очень консервативная католичка. Гильермо учился не в обычной школе, а в католической, для мальчиков. Несмотря на такое воспитание, обожал фантастику и фильмы ужасов. Теперь, когда небольшие приготовления сделаны, давайте обратимся к персонажам, посмотрим на события и некоторые детали. Элайза (Элизабет, с древнееврейского «мой Бог — клятва», «почитающая Бога») — уборщица в секретной лаборатории. Фамилия героини означает «сирота», так как в детстве девочку нашли в воде (согласитесь, похоже на историю Моисея, который, помог совершить своему народу исход). Она живет в старом доме над кинотеатром «Орфей» (в царстве Аида герой древнегреческих мифов обернулся в последний момент и потерял возлюбленную навсегда) в котором идут «Сказание о Руфи» («юная Руфь чудом избегает участи быть принесенной в жертву каменному богу Хамосу. Проходят годы, которые Руфь проводит в храме, готовясь стать жрицей высшего ранга. Однажды судьба сводит ее с иудеем Махлоном, который рассказывает девушке о другом Боге и о стране, где совсем другие законы») и «Марди Грас» (курсант военной школы выигрывает свидание с французской актрисой, которая становится королевой парада. Герои влюбляются, но киностудия хочет извлечь выгоду…) На шее Элайзы с обеих сторон шрамы очень похожие на жабры(!), а сцена самоудовлетворения в ванной закрепляет связь персонажа с водой. И еще одна деталь — она немая. Элайза не говорит, но слышит, как и другой герой — Амфибия. Его поймали в Южной Америке, где местные племена покланялись ему как Божеству (имя героини!). Амфибия не понимает людей вокруг, но начинает общаться языком жестов с Эльзой (а кому-то пальцы нужны для «спускания курка и удовлетворения женщин»). Также на работе с немой разговаривает Зельда (с идиша «блаженная, счастливая, вне себя от радости»; второе имя Далила, но в фильме и так об этом сказано) — подруга и по совместительству коллега. Хоть этот язык не понимает, но ощущает сильное притяжение к нему Ричард («лидер, вождь» и «могучий, смелый»). Антагонист фильма размахивает электрическим жезлом, думается фаллический символ, (кстати, обратили внимание, когда его лишается?) и своим видом показывает кто здесь главный. Его желание достаточно просто — уехать из Балтимора. Он хочет новую машину (помните, когда «разбилась» мечта?) и еще хочет заполучить Элайзу. Семья Стриклэнда, словно сошла с телеэкрана — шаблонная счастливая и улыбающаяся, до которой ему абсолютно нет дела. Во время постельной сцены, он просит жену замолчать (отметьте, что говорил немой уборщице). Сам же акт любви между супругами показан настолько «непривлекательно», что понятно — у Ричарда нет чувств к жене, а если и были, то схоронены очень и очень глубоко. Стоит сказать еще пару слов о некоторых персонажах: о соседе Джайлсе и докторе Хоффстетлере. Первый — это доживающий век художник, которому нравится бармен из семейного ресторана, где продают не съедобные пироги. Имя плакатиста — это средневековая английская форма имени французского отшельника Джайлса. Этот святой жил в полном одиночестве много лет. Единственный компаньон святого — олениха, которая, согласно некоторым рассказам, делилась с ним молоком. Однажды в лес забрались охотники в погоне за оленихой. Стрела, пущенная вслед животному, угадила в Джайлса (ничего не напоминает?). Второй — доктор Хоффстетлер, он же Дмитрий Мосенков (основой фамилии Мосенков послужило церковное имя Моисей). При слове «доктор» в фильмах с монстрами, зрители привыкли видеть полусумасшедшего человека, который поглощен некой идеей, что приводит к локальной или мировой катастрофе, но в «Форме воды» режиссер ушел от клише. На экране сердобольный доктор, который между прочем, исходя из идей гуманизма убивает человека. Конечно, нельзя обойти стороной вопрос о божественной природе Амфибии. В начале фильма Стриклэнд с апломбом заявляет, что никакой Амфибия не Бог, так как Бог создавал людей «по своему образу и подобию», но после воскрешения Амфибии меняет мнение. Вновь обретший волосы (чем не чудо?) на голове Джайлс приходит к такому же выводу. Уж не переработка ли это знакомого всем сюжета? Оставим этот вопрос открытым, однако приведем цитату блаженного Августина: «Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть Безгрешным». Кинокартина наполнена тончайшими штрихами, где каждый шаг и слово героя так продуманы сценаристом и режиссером, что действия, разворачивающиеся на экране, воспринимаются как должное или даже совершенно необходимое. Взаимосвязь отдельных элементов (к примеру, картина в русском ресторане, число десять, туфелька, кошка Пандора с откушенной головой, зеленый желатин) создает единый целостный мир. В рецензии невозможно подробно рассказать обо всем, поэтому если у читателя возникли вопросы («Почему история об Амфибии рассказывается через призму других героев?», "Почему Пандоре откусили голову?"), то цель достигнута. Если отбросить символику, то на «переднем» плане кинофильма зритель увидит старую как мир историю о любви с легковесными отсылками и ничего более. При помощи рентгена эксперт видит «подноготную» картины художника, так и в фильме дель Торо — при старательном подходе зритель найдет несколько смысловых и сюжетных уровней на которых творит режиссер. Фильм сдобрен мастерской игрой актеров, восхитительными диалогами, уместным саундтреком и блестящей операторской работой, о чем рассказано и так много, поэтому заострять внимание на этом не будем. Ну, и напоследок. Есть ли у воды форма? Большинство ответит, что вода принимает форму сосудов, резервуаров и прочего, однако это не так. У жидкостей, и вода не исключение, есть определенная форма. И эта форма — шар.