Немецкий режиссёр Флориан Хенкель фон Доннерсмарк довольно неожиданно получил широкую известность (и хорошие кассовые сборы во всём мире) благодаря своему дебютному фильму «Жизнь других», который рассказывал о скрытых и явных опасностях социалистического существования в ГДР ещё до падения Берлинской стены. Потом прельстившись работой в Голливуде, этот постановщик значительно увеличил зрительскую аудиторию на «Туристе», американской версии авантюрно-шпионской французской ленты «Неуловимый» (её оригинальное название - «Энтони Циммер»). И вновь вернулся к якобы знакомому материалу в картине «Работа без авторства», только расширив его далеко за пределы жизни в Восточной Германии, захватив фашистский период и отобразив перемены в судьбе художника Курта Барнерта после того, как ему удалось перебраться в Западную Германию, чего как раз были лишены представители творческой интеллигенции в «Жизни других», вынужденные мучиться до конца своих дней в условиях «бытия без авторства», то есть с неизбежной потерей собственной индивидуальности при тоталитарном режиме.
Хотя «ужасы коммунистического прошлого» не то чтобы гиперболизированы в фильмах Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, который сам никак не мог быть личным свидетелем происходившего в ГДР, поскольку родился в 1973 году в западногерманском городе Кёльн, но представлены не без доли спекулятивности и манипулирования некоторыми обстоятельствами социалистического миропорядка. Вот и абстракционист Герхард Рихтер, послуживший прототипом для главного героя «Работы без авторства», посчитал эту ленту «оскорбительной и в большой степени искажающей», тем более что в ней почти уравниваются нацистская пропаганда в сфере искусства и притеснения творцов со стороны зашоренных коммунистов, для кого агитационные плакаты куда важнее какой-либо авторской живописи, не говоря уже об экспериментальных полотнах.
Пожалуй, всё дело в том, что немецкий режиссёр, пытаясь вызвать сочувствие и даже сострадание по отношению к творцам, гонимым любой властью, особенно диктаторской, поневоле воспринимает их… как своего рода турист, посетивший прежде неведомую страну или же знающий что-то о ней по малодостоверным источникам. И всё равно видит этих отверженных и несчастных (впрочем, ГДР отличалась определёнными послаблениями для тех, кто желал отправиться в «творческую командировку» на Запад) словно неких других, посторонних для него самого, пусть и любопытных в каком-то плане ради изучения феномена «хомо социалистикус». Вот и многие зрители, практически не знакомые с жизнью в Германии прошлого (будь она фашистской, коммунистической или капиталистической), тоже отнесутся к изображённому на экране как к своеобразной кунсткамере, где немало чего курьёзного, странного, пикантного и экстравагантного - порою похлеще, нежели на причудливых картинах художника, упорно не вписывающегося никуда и никогда.
8
,4
2018, Драмы
188 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Немецкий режиссёр Флориан Хенкель фон Доннерсмарк довольно неожиданно получил широкую известность (и хорошие кассовые сборы во всём мире) благодаря своему дебютному фильму «Жизнь других», который рассказывал о скрытых и явных опасностях социалистического существования в ГДР ещё до падения Берлинской стены. Потом прельстившись работой в Голливуде, этот постановщик значительно увеличил зрительскую аудиторию на «Туристе», американской версии авантюрно-шпионской французской ленты «Неуловимый» (её оригинальное название - «Энтони Циммер»). И вновь вернулся к якобы знакомому материалу в картине «Работа без авторства», только расширив его далеко за пределы жизни в Восточной Германии, захватив фашистский период и отобразив перемены в судьбе художника Курта Барнерта после того, как ему удалось перебраться в Западную Германию, чего как раз были лишены представители творческой интеллигенции в «Жизни других», вынужденные мучиться до конца своих дней в условиях «бытия без авторства», то есть с неизбежной потерей собственной индивидуальности при тоталитарном режиме. Хотя «ужасы коммунистического прошлого» не то чтобы гиперболизированы в фильмах Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, который сам никак не мог быть личным свидетелем происходившего в ГДР, поскольку родился в 1973 году в западногерманском городе Кёльн, но представлены не без доли спекулятивности и манипулирования некоторыми обстоятельствами социалистического миропорядка. Вот и абстракционист Герхард Рихтер, послуживший прототипом для главного героя «Работы без авторства», посчитал эту ленту «оскорбительной и в большой степени искажающей», тем более что в ней почти уравниваются нацистская пропаганда в сфере искусства и притеснения творцов со стороны зашоренных коммунистов, для кого агитационные плакаты куда важнее какой-либо авторской живописи, не говоря уже об экспериментальных полотнах. Пожалуй, всё дело в том, что немецкий режиссёр, пытаясь вызвать сочувствие и даже сострадание по отношению к творцам, гонимым любой властью, особенно диктаторской, поневоле воспринимает их… как своего рода турист, посетивший прежде неведомую страну или же знающий что-то о ней по малодостоверным источникам. И всё равно видит этих отверженных и несчастных (впрочем, ГДР отличалась определёнными послаблениями для тех, кто желал отправиться в «творческую командировку» на Запад) словно неких других, посторонних для него самого, пусть и любопытных в каком-то плане ради изучения феномена «хомо социалистикус». Вот и многие зрители, практически не знакомые с жизнью в Германии прошлого (будь она фашистской, коммунистической или капиталистической), тоже отнесутся к изображённому на экране как к своеобразной кунсткамере, где немало чего курьёзного, странного, пикантного и экстравагантного - порою похлеще, нежели на причудливых картинах художника, упорно не вписывающегося никуда и никогда.