Фильм начинается с малоприятного момента. Две прилежные ученицы, приглашённые на совещание, озвучивают претензии к Мари Жекиль, обвиняя учительницу в том, что она делает упор на скучное изложение постулатов и принципов функционирования приборов – вместо экспериментов, позволяющих увидеть всё собственными глазами и потрогать руками. А ведь это технический класс! В силу возраста и ограниченного кругозора девушки не догадываются, что тот подход в педагогике, за какой искренне ратуют, является одной из самых подлых уловок системы школы двух коридоров. Процесс обучения тех, кому предписана участь пополнить безликую массу, составляющую подавляющее большинство (до девяти десятых) населения, на то и нацелен – на формирование конкретно-чувственного, эмпирического восприятия мира. На осваивание узкой (чаще – непрестижной) специальности вместо постижения универсальных законов, вместо привития навыков критического мышления и тяги к самообразованию, вместо овладения неисчислимым богатством культуры, которые остаются привилегией буржуазной элиты. Преподавательница не углубляется в идеологическую подоплёку (о чём, быть можем, имеет смутные представления), но пытается донести, что придерживается единственно верного, научного метода. Без уяснения теоретических основ нельзя уразуметь суть протекающих процессов (в данном случае – физических), а проведение опытов и вовсе является потерей времени…
Словом, пролог даёт все основания полагать, что авторы намереваются поведать нам ещё одну историю приверженца (здесь – приверженки) гуманистических идеалов, предпринимающего всё, чтобы хоть как-то сгладить «недостатки» существующего положения вещей. Такой выступала, скажем, Сильвия Барретт (в романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», удачно экранизированном Робертом Маллиганом в 1967-м), чьи уроки английского языка постепенно стали для подопечных чем-то большим, гораздо большим. Или можно вспомнить соотечественника Мари по имени Франсуа из драмы «Класс» /2008/, снятой по частично автобиографическому произведению Франсуа Бегодо (и с ним же в главной роли). Проблема в том, что, в отличие от упомянутых коллег-единомышленников, мадам Жекиль не в состоянии предложить ничего, кроме благих намерений – тех самых, коими и вымощена дорога в ад. Другие учителя её не уважают, а старшеклассники – в открытую презирают, ведут себя на занятиях шумно и развязно, хамят, устраивают мелкие пакости. Да и патетические слова женщины, пытающейся воззвать к рассудку и совести великовозрастных оболтусов, звучат, как сухие, оторванные от реальности лозунги. Кто ж поверит, что нужно тратить энергию на зазубривание неинтересного материала, если это, скорее всего, не поможет в будущем прилично зарабатывать?.. Изабель Юппер в очередной раз демонстрирует мастерство перевоплощения (1), рисуя портрет слабой, многострадальной, неудовлетворённой жизнью дамы, не видящей конца беспросветному и в общем-то бессмысленному существованию. Другое дело, что роль случая тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Своеобразным предвестием кардинальных перемен служит спор Жекиль с дерзкими школьниками, которых она пытается убедить, что увлечение комиксами выдаёт инфантильность натуры: желание обладать сверхъестественными способностями с рождения (подобно Супермену) или получить оные благодаря счастливому стечению обстоятельств, что произошло с Питером Паркером, превратившимся в Человека-паука, до смешного наивно. Кто ж знал, что именно Мари придётся вскоре наблюдать за радикальными метаморфозами собственного организма, подвергнувшегося мощному воздействию?.. Впрочем, здесь и вправду уместнее провести параллель не с хорошо известными супергероями (разве что с доктором Робертом Брюсом Бэннером, периодически трансформирующимся в свирепого Халка…), а с персонажами классической готической повести Роберта Льюиса Стивенсона. По окрестностям начинают расползаться слухи о таинственной мадам (или миссис, на английский манер) Хайд, излучающей яркий свет и, как показал трагический инцидент с погибшим подростком, несущей смертельную угрозу. Тем самым – обстановка предстаёт в новом свете, тем более что скромная преподавательница физики неуловимо преображается, внезапно обретя уверенность в себе и завоевав авторитет.
Режиссёр-сценарист (кстати, не в первый раз сотрудничающий с Изабель) извлекает из сюжетной предпосылки любопытный сатирический эффект, живописуя картину нравов современного французского общества с едва маскируемой злой иронией. Плохо даже не то, что подавляющее большинство в классе составляют выходцы или дети выходцев из стран Азии и Африки (хотя Серж Бозон ещё в предыдущей постановке, «Тип Топ» /2013/, бичевал политику властей в отношении иммигрантов). Неприятно сознавать, что некогда незыблемые устои Пятой республики не то чтобы разрушаются изнутри, а начинают отдавать абсурдом. Пьер, безработный супруг Мари, выслушивает комплименты за то, что презрел общественные предрассудки и выступил подлинным новатором, став домохозяином – не в смысле «домовладельцем» или «главой крестьянского хозяйства», а в смысле «домохозяйкой мужского рода». Сермяжную же правду о социальной действительности (в первую очередь – именно об образовании как о явлении заведомо бесполезном, если не откровенно вредном) излагают в своих простеньких композициях члены местной рэп-группы. И требуется по-настоящему экстраординарное событие, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Возможно, убийственный сарказм, на который периодически сбиваются авторы, несколько уводит в сторону от стержневого аспекта, но суть иносказательного послания всё-таки очевидна. Пока не стало совсем поздно, следует срочно взяться за ум, дисциплинировать себя и начать пробиваться наверх, невзирая ни на дурную наследственность, ни, что важнее, на сопротивление окружающей среды. Без этого, грубо говоря, не смастерить клетку Фарадея (не путать с шапочкой из фольги!), служащую надёжной защитой от электромагнитных волн. Шутки шутками, а пример инвалида Малика доказывает: усилия мадам Хайд не пропали втуне.
__________
1 – Заслуженный приз на кинофестивале в Локарно, где выдающуюся актрису, к слову, ещё в 2011-м году отметили почётной наградой.
4
,8
2017, Комедии
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм начинается с малоприятного момента. Две прилежные ученицы, приглашённые на совещание, озвучивают претензии к Мари Жекиль, обвиняя учительницу в том, что она делает упор на скучное изложение постулатов и принципов функционирования приборов – вместо экспериментов, позволяющих увидеть всё собственными глазами и потрогать руками. А ведь это технический класс! В силу возраста и ограниченного кругозора девушки не догадываются, что тот подход в педагогике, за какой искренне ратуют, является одной из самых подлых уловок системы школы двух коридоров. Процесс обучения тех, кому предписана участь пополнить безликую массу, составляющую подавляющее большинство (до девяти десятых) населения, на то и нацелен – на формирование конкретно-чувственного, эмпирического восприятия мира. На осваивание узкой (чаще – непрестижной) специальности вместо постижения универсальных законов, вместо привития навыков критического мышления и тяги к самообразованию, вместо овладения неисчислимым богатством культуры, которые остаются привилегией буржуазной элиты. Преподавательница не углубляется в идеологическую подоплёку (о чём, быть можем, имеет смутные представления), но пытается донести, что придерживается единственно верного, научного метода. Без уяснения теоретических основ нельзя уразуметь суть протекающих процессов (в данном случае – физических), а проведение опытов и вовсе является потерей времени… Словом, пролог даёт все основания полагать, что авторы намереваются поведать нам ещё одну историю приверженца (здесь – приверженки) гуманистических идеалов, предпринимающего всё, чтобы хоть как-то сгладить «недостатки» существующего положения вещей. Такой выступала, скажем, Сильвия Барретт (в романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», удачно экранизированном Робертом Маллиганом в 1967-м), чьи уроки английского языка постепенно стали для подопечных чем-то большим, гораздо большим. Или можно вспомнить соотечественника Мари по имени Франсуа из драмы «Класс» /2008/, снятой по частично автобиографическому произведению Франсуа Бегодо (и с ним же в главной роли). Проблема в том, что, в отличие от упомянутых коллег-единомышленников, мадам Жекиль не в состоянии предложить ничего, кроме благих намерений – тех самых, коими и вымощена дорога в ад. Другие учителя её не уважают, а старшеклассники – в открытую презирают, ведут себя на занятиях шумно и развязно, хамят, устраивают мелкие пакости. Да и патетические слова женщины, пытающейся воззвать к рассудку и совести великовозрастных оболтусов, звучат, как сухие, оторванные от реальности лозунги. Кто ж поверит, что нужно тратить энергию на зазубривание неинтересного материала, если это, скорее всего, не поможет в будущем прилично зарабатывать?.. Изабель Юппер в очередной раз демонстрирует мастерство перевоплощения (1), рисуя портрет слабой, многострадальной, неудовлетворённой жизнью дамы, не видящей конца беспросветному и в общем-то бессмысленному существованию. Другое дело, что роль случая тоже нельзя сбрасывать со счетов. Своеобразным предвестием кардинальных перемен служит спор Жекиль с дерзкими школьниками, которых она пытается убедить, что увлечение комиксами выдаёт инфантильность натуры: желание обладать сверхъестественными способностями с рождения (подобно Супермену) или получить оные благодаря счастливому стечению обстоятельств, что произошло с Питером Паркером, превратившимся в Человека-паука, до смешного наивно. Кто ж знал, что именно Мари придётся вскоре наблюдать за радикальными метаморфозами собственного организма, подвергнувшегося мощному воздействию?.. Впрочем, здесь и вправду уместнее провести параллель не с хорошо известными супергероями (разве что с доктором Робертом Брюсом Бэннером, периодически трансформирующимся в свирепого Халка…), а с персонажами классической готической повести Роберта Льюиса Стивенсона. По окрестностям начинают расползаться слухи о таинственной мадам (или миссис, на английский манер) Хайд, излучающей яркий свет и, как показал трагический инцидент с погибшим подростком, несущей смертельную угрозу. Тем самым – обстановка предстаёт в новом свете, тем более что скромная преподавательница физики неуловимо преображается, внезапно обретя уверенность в себе и завоевав авторитет. Режиссёр-сценарист (кстати, не в первый раз сотрудничающий с Изабель) извлекает из сюжетной предпосылки любопытный сатирический эффект, живописуя картину нравов современного французского общества с едва маскируемой злой иронией. Плохо даже не то, что подавляющее большинство в классе составляют выходцы или дети выходцев из стран Азии и Африки (хотя Серж Бозон ещё в предыдущей постановке, «Тип Топ» /2013/, бичевал политику властей в отношении иммигрантов). Неприятно сознавать, что некогда незыблемые устои Пятой республики не то чтобы разрушаются изнутри, а начинают отдавать абсурдом. Пьер, безработный супруг Мари, выслушивает комплименты за то, что презрел общественные предрассудки и выступил подлинным новатором, став домохозяином – не в смысле «домовладельцем» или «главой крестьянского хозяйства», а в смысле «домохозяйкой мужского рода». Сермяжную же правду о социальной действительности (в первую очередь – именно об образовании как о явлении заведомо бесполезном, если не откровенно вредном) излагают в своих простеньких композициях члены местной рэп-группы. И требуется по-настоящему экстраординарное событие, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Возможно, убийственный сарказм, на который периодически сбиваются авторы, несколько уводит в сторону от стержневого аспекта, но суть иносказательного послания всё-таки очевидна. Пока не стало совсем поздно, следует срочно взяться за ум, дисциплинировать себя и начать пробиваться наверх, невзирая ни на дурную наследственность, ни, что важнее, на сопротивление окружающей среды. Без этого, грубо говоря, не смастерить клетку Фарадея (не путать с шапочкой из фольги!), служащую надёжной защитой от электромагнитных волн. Шутки шутками, а пример инвалида Малика доказывает: усилия мадам Хайд не пропали втуне. __________ 1 – Заслуженный приз на кинофестивале в Локарно, где выдающуюся актрису, к слову, ещё в 2011-м году отметили почётной наградой.