Некоторые москвичи и гости столицы теоретически имели возможность посетить одноимённый спектакль, в котором главная мужская роль досталась Фёдору Степанову, однако постановка Шонна Холмса, осуществлённая на подмостках «Дворца на Яузе», всё-таки не стала в России крупным культурным событием. К тому же, театралов гораздо меньше, чем кинозрителей, так что будет нелишне рассмотреть обстоятельства появления на свет необычного произведения. Что же привлекло сначала ливерпульцев, а затем и лондонцев (1) – благодаря чему пьеса выдержала свыше тысячи представлений, что даже по меркам Вест-Энда считается отличным результатом? Чем сумели покорить почтенную публику Джереми Дайсон и Энди Найман? Яркими характерами? Непредсказуемыми сюжетными поворотами, по мере приближения развязки приобретающими совсем причудливое (сюрреалистическое!) звучание? Или паранормальной тематикой, издавна будоражащей воображение обывателей?.. В той или иной степени всё перечисленное выше оказалось важным, причём соавторы постарались в процессе сочинительства обобщить и остроумно преломить чуть ли не весь творческий опыт, накопленный за годы работы успешного развития своих карьер.
К Дайсону первая известность пришла после юмористического телешоу (кстати, снятого в продолжение сценических выступлений и передачи на BBC Radio 4) «Лига джентльменов» /1999-2017/, и пролог заставляет предположить, что предстоит наслаждаться сатирой в духе «Силы веры» /1992/. Профессор Гудман, обращаясь напрямую к аудитории (этот приём называется «разрушением четвёртой стены»), сулит занимательное зрелище. Предстоит разоблачение мошенника, пусть и обещающего не чудесное избавление от любых недугов (как сладкоголосый Джонас Найтингел в исполнении Стива Мартина из упомянутой ленты), а общение с душами близких, покинувших наш бренный мир. Вывести мнимого медиума на чистую воду не составляет труда – и вскоре мы узнаём больше о том, почему Филлип решил посвятить жизнь экзотической специальности. Здесь самое время вспомнить, что Найман долго сотрудничал с иллюзионистом и тонким знатоком психологии Дерреном Брауном, выпустив, в частности, программу, название которой говорит само за себя, – «Контроль разума и уловка ума». На данных аспектах подробно останавливается Чарльз Кэмерон, по чьим стопам, по сути, пошёл Гудман, с энтузиазмом откликнувшийся на письмо кумира детства, официально значащегося пропавшим без вести. Впрочем, не следует забывать также о том, что и Джереми, и Энди неоднократно выказывали интерес к мистике как таковой…
В «Историях призраков» (просьба не путать с американской малобюджетной «Историей призраков» Дэвида Лоури, впервые показанной на кинофестивале «Сандэнс» в январе 2017-го) действительно повествуется о привидениях. Да, поначалу так называемый «профессор» (всплывает на поверхность, что присвоить себе учёное звание заставило телевизионное начальство) настроен критически – и привычно даёт всему, что услышал и увидел, рациональные объяснения. Тони Мэттьюс, якобы столкнувшийся с разъярёнными духами в разгар ночи, когда ещё работал охранником, злоупотребляет спиртным, да и воспоминания о смерти любимой супруги пока не стёрлись. А Саймон Рифкинд и вовсе производит впечатление дёрганного, психически неуравновешенного молодого человека, третируемого родителями. Мало ли что парню померещилось в лесу! Но уже встреча с Майком Приддлом (настолько эксцентричным Мартин Фримен ранее, кажется, не представал на экране…) проходит странно, а завершается – и вовсе шокирующе. Тем не менее Гудман из последних сил цепляется за привычные представления об окружающей действительности, подозревая, что пал жертвой глупого розыгрыша, затеянного тяжелобольным Чарльзом. Лучше уж так, чем признаться себе, что сверхъестественное – существует.
Филлип явно не обрадовался, обнаружив, что вместо скептика и разрушителя иллюзий невольно стал чуть ли не коллегой Фокса Малдера и Даны Скалли, получив, грубо выражаясь, доступ к «секретным материалам» и безуспешно пытаясь успокоиться через осознание того, что «истина где-то рядом». Одно дело образумливать доверчивых сограждан и совсем другое – воочию убедиться, что полтергейст не является плодом простонародной фантазии. Как установить контакт с разбушевавшимися, агрессивно настроенными фантомами?! Но это ещё что! Дальше возникает ощущение, будто «профессор» переместился в… городок Твин Пикс. Выясняется, что совы, пардон, призраки – не то, кем кажутся, поскольку способны трансформироваться и увлекать человека в далёкое прошлое (в отнюдь не безмятежные годы отрочества)… Конечно, ныне развязка не произведёт столь же сногсшибательного эффекта, как в приснопамятные времена Альфреда Хичкока, но заключительный аккорд всё равно звучит мощно. Между прочим, Мэттьюс неслучайно упоминает, что обожает фильмы мэтра и даже – что назвал дочку Марни, в память о закомплексованной, надломленной героине Типпи Хедрен. Хорошо, что не родился сын, которому пришлось бы дать имя Норман (с намёком на страдающего психозом Бейтса).
Для Дайсона и Наймана неожиданный финал был ценен, надо полагать, не сам по себе. Отстаиваемая Кэмероном мысль, что мозг видит то, что хочет видеть, на поверку – справедлива не только при разгадывании тайн ловких фокусников и для объяснения россказней духовидцев. Призраки – это часть прошлого самого человека. Они незримо присутствуют, как бы искренне индивид ни верил, что напрочь избавился от бремени былого, подавил страх, вину и стыд, примирился с собой. В глубинах подсознания всё это остаётся – и совесть не оставит бедолагу в покое, раз за разом бередя зарубцевавшуюся душевную рану. Неужели нет никакого выхода? Неужто прав острый на язык доктор, ехидно заметивший, что, коли уж решил совершить самоубийство, надлежало воспользоваться старым добрым ружьём?.. Крайне сомнительно, чтобы ответ утешил Филлипа.
__________
1 – Премьеры состоялись с разницей в несколько месяцев, соответственно 4-го февраля и 25-го июня 2010-го.
5
,5
2017, Ужасы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Некоторые москвичи и гости столицы теоретически имели возможность посетить одноимённый спектакль, в котором главная мужская роль досталась Фёдору Степанову, однако постановка Шонна Холмса, осуществлённая на подмостках «Дворца на Яузе», всё-таки не стала в России крупным культурным событием. К тому же, театралов гораздо меньше, чем кинозрителей, так что будет нелишне рассмотреть обстоятельства появления на свет необычного произведения. Что же привлекло сначала ливерпульцев, а затем и лондонцев (1) – благодаря чему пьеса выдержала свыше тысячи представлений, что даже по меркам Вест-Энда считается отличным результатом? Чем сумели покорить почтенную публику Джереми Дайсон и Энди Найман? Яркими характерами? Непредсказуемыми сюжетными поворотами, по мере приближения развязки приобретающими совсем причудливое (сюрреалистическое!) звучание? Или паранормальной тематикой, издавна будоражащей воображение обывателей?.. В той или иной степени всё перечисленное выше оказалось важным, причём соавторы постарались в процессе сочинительства обобщить и остроумно преломить чуть ли не весь творческий опыт, накопленный за годы работы успешного развития своих карьер. К Дайсону первая известность пришла после юмористического телешоу (кстати, снятого в продолжение сценических выступлений и передачи на BBC Radio 4) «Лига джентльменов» /1999-2017/, и пролог заставляет предположить, что предстоит наслаждаться сатирой в духе «Силы веры» /1992/. Профессор Гудман, обращаясь напрямую к аудитории (этот приём называется «разрушением четвёртой стены»), сулит занимательное зрелище. Предстоит разоблачение мошенника, пусть и обещающего не чудесное избавление от любых недугов (как сладкоголосый Джонас Найтингел в исполнении Стива Мартина из упомянутой ленты), а общение с душами близких, покинувших наш бренный мир. Вывести мнимого медиума на чистую воду не составляет труда – и вскоре мы узнаём больше о том, почему Филлип решил посвятить жизнь экзотической специальности. Здесь самое время вспомнить, что Найман долго сотрудничал с иллюзионистом и тонким знатоком психологии Дерреном Брауном, выпустив, в частности, программу, название которой говорит само за себя, – «Контроль разума и уловка ума». На данных аспектах подробно останавливается Чарльз Кэмерон, по чьим стопам, по сути, пошёл Гудман, с энтузиазмом откликнувшийся на письмо кумира детства, официально значащегося пропавшим без вести. Впрочем, не следует забывать также о том, что и Джереми, и Энди неоднократно выказывали интерес к мистике как таковой… В «Историях призраков» (просьба не путать с американской малобюджетной «Историей призраков» Дэвида Лоури, впервые показанной на кинофестивале «Сандэнс» в январе 2017-го) действительно повествуется о привидениях. Да, поначалу так называемый «профессор» (всплывает на поверхность, что присвоить себе учёное звание заставило телевизионное начальство) настроен критически – и привычно даёт всему, что услышал и увидел, рациональные объяснения. Тони Мэттьюс, якобы столкнувшийся с разъярёнными духами в разгар ночи, когда ещё работал охранником, злоупотребляет спиртным, да и воспоминания о смерти любимой супруги пока не стёрлись. А Саймон Рифкинд и вовсе производит впечатление дёрганного, психически неуравновешенного молодого человека, третируемого родителями. Мало ли что парню померещилось в лесу! Но уже встреча с Майком Приддлом (настолько эксцентричным Мартин Фримен ранее, кажется, не представал на экране…) проходит странно, а завершается – и вовсе шокирующе. Тем не менее Гудман из последних сил цепляется за привычные представления об окружающей действительности, подозревая, что пал жертвой глупого розыгрыша, затеянного тяжелобольным Чарльзом. Лучше уж так, чем признаться себе, что сверхъестественное – существует. Филлип явно не обрадовался, обнаружив, что вместо скептика и разрушителя иллюзий невольно стал чуть ли не коллегой Фокса Малдера и Даны Скалли, получив, грубо выражаясь, доступ к «секретным материалам» и безуспешно пытаясь успокоиться через осознание того, что «истина где-то рядом». Одно дело образумливать доверчивых сограждан и совсем другое – воочию убедиться, что полтергейст не является плодом простонародной фантазии. Как установить контакт с разбушевавшимися, агрессивно настроенными фантомами?! Но это ещё что! Дальше возникает ощущение, будто «профессор» переместился в… городок Твин Пикс. Выясняется, что совы, пардон, призраки – не то, кем кажутся, поскольку способны трансформироваться и увлекать человека в далёкое прошлое (в отнюдь не безмятежные годы отрочества)… Конечно, ныне развязка не произведёт столь же сногсшибательного эффекта, как в приснопамятные времена Альфреда Хичкока, но заключительный аккорд всё равно звучит мощно. Между прочим, Мэттьюс неслучайно упоминает, что обожает фильмы мэтра и даже – что назвал дочку Марни, в память о закомплексованной, надломленной героине Типпи Хедрен. Хорошо, что не родился сын, которому пришлось бы дать имя Норман (с намёком на страдающего психозом Бейтса). Для Дайсона и Наймана неожиданный финал был ценен, надо полагать, не сам по себе. Отстаиваемая Кэмероном мысль, что мозг видит то, что хочет видеть, на поверку – справедлива не только при разгадывании тайн ловких фокусников и для объяснения россказней духовидцев. Призраки – это часть прошлого самого человека. Они незримо присутствуют, как бы искренне индивид ни верил, что напрочь избавился от бремени былого, подавил страх, вину и стыд, примирился с собой. В глубинах подсознания всё это остаётся – и совесть не оставит бедолагу в покое, раз за разом бередя зарубцевавшуюся душевную рану. Неужели нет никакого выхода? Неужто прав острый на язык доктор, ехидно заметивший, что, коли уж решил совершить самоубийство, надлежало воспользоваться старым добрым ружьём?.. Крайне сомнительно, чтобы ответ утешил Филлипа. __________ 1 – Премьеры состоялись с разницей в несколько месяцев, соответственно 4-го февраля и 25-го июня 2010-го.