Было, признаться, трудно удержаться и не обыграть заголовок старого фильма «Под кайфом и в смятении» /1993/, названного в честь одноимённой (в оригинале – «Dazed and Confused») песни рок-группы Led Zeppelin. Дело не только в том, что в постановке Ричарда Линклейтера одну из первых заметных ролей исполнил Мэттью МакКонахи, убедительно изобразивший Ричарда Уэрша-старшего, хотя в действительности является ровесником (1) его сына. В той «культовой» (среди её поклонников значится маэстро Тарантино!) ленте достаточно остроумно и тонко обрисовано самочувствие представителей поколения, вступающего во взрослую жизнь, так сказать, с запозданием – после того, как отгремели и вдосталь повеселились шестидесятники. Невольно закрадывается подозрение, что схожее ощущение бессмысленности существования словно передалось и Рику, притом что у этого белого парня из Детройта хватает подлинных, а не мнимых проблем. И вот что ещё любопытно. Янн Деманж явно пригласил Дженнифер Джейсон Ли – сыграть агента ФБР Алекс Снайдер – не только в свете недавних актёрских достижений (в частности, Дейзи Домергу в брутальном вестерне «Омерзительная восьмёрка» /2015/ того же Квентина). Талантливая артистка, помнится, завораживающе воплотила образ Кристен Кейтс, продолжительное время проработавшей (в тандеме с партнёром, Джимом Рейнором) под прикрытием в среде торговцев наркотиками и в процессе – севшей «на иглу». Криминальная драма Лили Файни Занук (кстати, тоже основанная на фактах) получила исчерпывающе точное название – «Кайф» /1991/…
Парадоксальность ситуации заключается в том, что ни о каком удовольствии, блаженстве, беспечном наслаждении – словом, кайфе герой и не мечтает. Он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, к чему приводит увлечение кокаином, благо что пример старшей сестры Даун, ушедшей из дома и в итоге превратившейся в жалкую героинистку, предельно нагляден и доходчив. Вроде бы не проявляет особой склонности самоутвердиться среди сверстников, не говоря уже о том, чтобы стать местным криминальным авторитетом. В целом равнодушен к деньгам… Мотивы, подвигнувшие четырнадцатилетнего старшеклассника пойти на сотрудничество с Федеральным бюро расследований, были сугубо благородными. Что ещё оставалось делать, если в случае отказа осуществить контрольные закупки блюстители закона угрожали устроить неприятности отцу, не придумавшему ничего умнее, чем сбывать автоматическое оружие окрестным бандитам и производить глушители для АК-47?! «Белый парень Рик» (это не школьное прозвище, а официальное кодовое наименование информатора) легко втёрся в доверие к наркодельцам, сплошь афро-американцам, блестяще выполнив сложные поручения. Мало того, он чудом не погиб, получив огнестрельное ранение в брюшную полость!.. И после всего этого – щедрый «подарок» от правосудия.
Впрочем, к чести режиссёра и трёх сценаристов (пусть и обвинённых в плагиате Эваном Хьюзом, автором биографической книги «Судебные процессы над Белым парнем Риком») нельзя не сделать принципиальную оговорку. При всей очевидной симпатии к Уэршу-младшему кинематографисты не грешат против истины – не замалчивают «неудобные» аспекты. Да, он хороший человек (отметим и удачный выбор дебютанта Ричи Мерритта), лишним подтверждением чему служит «побочная» сюжетная линия – достаточно мужественная реакция на новость о «нечаянном» отцовстве. Да, фэбээровцы не сумели сдержать данное слово: судья не принял в расчёт поступившее ходатайство. Да, доля их ответственности несомненна… Но ведь в конечном счёте подросток принял решение (продолжить торговлю наркотиками) самостоятельно, притом осознанно, посоветовавшись с родителем и в общем-то понимая тяжесть содеянного. Сломанная судьба – результат сложного переплетения житейских обстоятельств, обусловленных (а как иначе?) конкретными социальными и экономическими причинами. Деманж не хуже Пола Верховена (в антиутопии «Робот-полицейский» /1987/) передаёт ощущение тотальной бесперспективности бытования, безнадёжности, надвигающейся нищеты, единственная альтернатива которой – криминал. Звучащий под занавес голос настоящего Рика, помилованного (14-го июля 2017-го) после тридцати лет, проведённых за решёткой, исполнен волнения и неподдельной радости. Однако создатели фильма деликатно умолчали, что он… в том же – в том же! – году получил новый срок, за другое преступление (якобы взяв на себя вину матери и сестры)…
Заголовок невольно приобретает иронический оттенок: мол, белый человек, потомок завоевателей, не просто стал «своим» среди чернокожих сограждан, но и превратился в раба сложившегося положения вещей. Янн, родившийся в Париже (в семье француженки и выходца из Алжира), но с двухлетнего возраста воспитывавшийся в Лондоне и, заметим, успевший получить признание за свои британские постановки, достаточно грамотно высказался о том, что представляли – и представляют – собой Соединённые Штаты. Для нас «Белый парень Рик» покажется тем более интересным из-за неожиданно возникающих ассоциаций с замечательной советской драмой «Плюмбум, или Опасная игра» /1987/. Не думаю, что будет преувеличением констатировать, что в несхожести жизненных путей двух несовершеннолетних, почти ровесников Уэрша-младшего и Руслана Чутко (оба отметились сотрудничеством с правоохранительными органами), отразились, как в зеркале, различия непримиримых систем. Вадима Абдрашитова и кинодраматурга Александра Миндадзе при всём желании не обвинить в приукрашивании («лакировке») действительности, в которой тоже хватало проблем. Однако сегодня, с учётом результатов «перестройки», даже сравнивать смешно. Претензии юного максималиста с оперативным псевдонимом «Плюмбум», принимавшего близко к сердцу существующие недостатки социалистического уклада, невольно меркнут на фоне вполне справедливых требований и обид Ричарда, возмущённого «нечестностью» Снайдер и её коллег по отношению к отпрыску. Опасная это была для СССР игра – замахиваться на смену общественного строя, надеясь, что прелести капитализма обойдут нас стороной.
__________
1 – Оба появились на свет в 1969-м году, с разницей приблизительно в три с половиной месяца.
7
,5
2018, США, Криминал
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Было, признаться, трудно удержаться и не обыграть заголовок старого фильма «Под кайфом и в смятении» /1993/, названного в честь одноимённой (в оригинале – «Dazed and Confused») песни рок-группы Led Zeppelin. Дело не только в том, что в постановке Ричарда Линклейтера одну из первых заметных ролей исполнил Мэттью МакКонахи, убедительно изобразивший Ричарда Уэрша-старшего, хотя в действительности является ровесником (1) его сына. В той «культовой» (среди её поклонников значится маэстро Тарантино!) ленте достаточно остроумно и тонко обрисовано самочувствие представителей поколения, вступающего во взрослую жизнь, так сказать, с запозданием – после того, как отгремели и вдосталь повеселились шестидесятники. Невольно закрадывается подозрение, что схожее ощущение бессмысленности существования словно передалось и Рику, притом что у этого белого парня из Детройта хватает подлинных, а не мнимых проблем. И вот что ещё любопытно. Янн Деманж явно пригласил Дженнифер Джейсон Ли – сыграть агента ФБР Алекс Снайдер – не только в свете недавних актёрских достижений (в частности, Дейзи Домергу в брутальном вестерне «Омерзительная восьмёрка» /2015/ того же Квентина). Талантливая артистка, помнится, завораживающе воплотила образ Кристен Кейтс, продолжительное время проработавшей (в тандеме с партнёром, Джимом Рейнором) под прикрытием в среде торговцев наркотиками и в процессе – севшей «на иглу». Криминальная драма Лили Файни Занук (кстати, тоже основанная на фактах) получила исчерпывающе точное название – «Кайф» /1991/… Парадоксальность ситуации заключается в том, что ни о каком удовольствии, блаженстве, беспечном наслаждении – словом, кайфе герой и не мечтает. Он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, к чему приводит увлечение кокаином, благо что пример старшей сестры Даун, ушедшей из дома и в итоге превратившейся в жалкую героинистку, предельно нагляден и доходчив. Вроде бы не проявляет особой склонности самоутвердиться среди сверстников, не говоря уже о том, чтобы стать местным криминальным авторитетом. В целом равнодушен к деньгам… Мотивы, подвигнувшие четырнадцатилетнего старшеклассника пойти на сотрудничество с Федеральным бюро расследований, были сугубо благородными. Что ещё оставалось делать, если в случае отказа осуществить контрольные закупки блюстители закона угрожали устроить неприятности отцу, не придумавшему ничего умнее, чем сбывать автоматическое оружие окрестным бандитам и производить глушители для АК-47?! «Белый парень Рик» (это не школьное прозвище, а официальное кодовое наименование информатора) легко втёрся в доверие к наркодельцам, сплошь афро-американцам, блестяще выполнив сложные поручения. Мало того, он чудом не погиб, получив огнестрельное ранение в брюшную полость!.. И после всего этого – щедрый «подарок» от правосудия. Впрочем, к чести режиссёра и трёх сценаристов (пусть и обвинённых в плагиате Эваном Хьюзом, автором биографической книги «Судебные процессы над Белым парнем Риком») нельзя не сделать принципиальную оговорку. При всей очевидной симпатии к Уэршу-младшему кинематографисты не грешат против истины – не замалчивают «неудобные» аспекты. Да, он хороший человек (отметим и удачный выбор дебютанта Ричи Мерритта), лишним подтверждением чему служит «побочная» сюжетная линия – достаточно мужественная реакция на новость о «нечаянном» отцовстве. Да, фэбээровцы не сумели сдержать данное слово: судья не принял в расчёт поступившее ходатайство. Да, доля их ответственности несомненна… Но ведь в конечном счёте подросток принял решение (продолжить торговлю наркотиками) самостоятельно, притом осознанно, посоветовавшись с родителем и в общем-то понимая тяжесть содеянного. Сломанная судьба – результат сложного переплетения житейских обстоятельств, обусловленных (а как иначе?) конкретными социальными и экономическими причинами. Деманж не хуже Пола Верховена (в антиутопии «Робот-полицейский» /1987/) передаёт ощущение тотальной бесперспективности бытования, безнадёжности, надвигающейся нищеты, единственная альтернатива которой – криминал. Звучащий под занавес голос настоящего Рика, помилованного (14-го июля 2017-го) после тридцати лет, проведённых за решёткой, исполнен волнения и неподдельной радости. Однако создатели фильма деликатно умолчали, что он… в том же – в том же! – году получил новый срок, за другое преступление (якобы взяв на себя вину матери и сестры)… Заголовок невольно приобретает иронический оттенок: мол, белый человек, потомок завоевателей, не просто стал «своим» среди чернокожих сограждан, но и превратился в раба сложившегося положения вещей. Янн, родившийся в Париже (в семье француженки и выходца из Алжира), но с двухлетнего возраста воспитывавшийся в Лондоне и, заметим, успевший получить признание за свои британские постановки, достаточно грамотно высказался о том, что представляли – и представляют – собой Соединённые Штаты. Для нас «Белый парень Рик» покажется тем более интересным из-за неожиданно возникающих ассоциаций с замечательной советской драмой «Плюмбум, или Опасная игра» /1987/. Не думаю, что будет преувеличением констатировать, что в несхожести жизненных путей двух несовершеннолетних, почти ровесников Уэрша-младшего и Руслана Чутко (оба отметились сотрудничеством с правоохранительными органами), отразились, как в зеркале, различия непримиримых систем. Вадима Абдрашитова и кинодраматурга Александра Миндадзе при всём желании не обвинить в приукрашивании («лакировке») действительности, в которой тоже хватало проблем. Однако сегодня, с учётом результатов «перестройки», даже сравнивать смешно. Претензии юного максималиста с оперативным псевдонимом «Плюмбум», принимавшего близко к сердцу существующие недостатки социалистического уклада, невольно меркнут на фоне вполне справедливых требований и обид Ричарда, возмущённого «нечестностью» Снайдер и её коллег по отношению к отпрыску. Опасная это была для СССР игра – замахиваться на смену общественного строя, надеясь, что прелести капитализма обойдут нас стороной. __________ 1 – Оба появились на свет в 1969-м году, с разницей приблизительно в три с половиной месяца.