Как все-таки быстро меняется мир! Когда-то мы запоем читали роман Артура Хейли «Колеса». Там описана жизнь автомобильной столицы Америки в 60-е годы прошлого века: описание процессов конструирования и сборки автомобилей, промышленный шпионаж, махинации со сбытом. Действие фильма «Белый парень Рик» Яна Деманжа тоже происходит в Детройте. Но уже в 80-е годы. И здесь – совсем другие колеса.
Ричард Вэрш старший (Мэттью МакКонахи) и его сын подросток Рик младший (Ричи Мерритт) занимаются перепродажей огнестрельного оружия. Это почтенный бизнес, гарантированный конституционным правом граждан США на вооруженную защиту своей жизни и собственности. Но Детройт, в котором живут Вэрши, за пару десятков лет слегка изменился. Теперь типичный персонаж здесь не рабочий конвейера у мистера Форда, а наркодиллер. Причем черный. Белые работяги и ИТР покинули разрушенный деиндустриализацией Детройт и отправились на поиски лучшей доли в другие районы страны. А предоставленная самим себе негритянская часть населения предается своим любимым развлечениям: курение/закидывание/вкалывание, сопровождаемое совершенствованием хип-хоп культуры, ношением золотых цепей в палец толщиной и расстрелом себе подобных. Рик и его отец выглядят в такой ситуации белыми воронами. Практически в буквальном смысле слова. Юный Рик вступает в банду наркоторговцев, от которых получает на удивление оригинальное прозвище: белый парень. И то верно: все остальные там черные.
Затем на наших глазах происходит до слез умилительный процесс погружения белого оболтуса в пучины негритюда: Рик увешивает себя цепями дубово-пушкинского размера, одевается в аляповатые тряпки самых ярких расцветок, посещает тусовки, на которых активно исполняется нижний брейк, заделывает ребенка молодой негритяночке. Все это ему удается с той легкостью, которую российским зрителям пиратского кино регулярно демонстрируют персонажи рекламы игорных заведения. Благо интеллектуальный уровень Рика этому благоприятствует. Он бросил школу (в которой, к слову, есть предмет под названием «наука»), а потому не в ладах с арифметикой. В том числе с таким актуальным ее разделом, как арифметика американской уголовной юстиции. А эта грозная богиня, как известно, сполна наказывает за пренебрежение к себе увесистыми тюремными сроками.
Фильм исполнен на очень приличном среднем уровне: динамично развивающийся сюжет, в меру остроумные диалоги, практически полное (по голливудским стандартам) отсутствие пафоса, добротная операторская работа, капелька натурализма (расстрел крыс подростками). Главной приглашенной звезде Мэттью МакКоннахи удался трогательный образ: любящий своих детей и престарелых родителей человек, даже на руинах американской мечты не потерявший остатков совести и наивно мечтающий о том, что его жизнь и жизнь его детей когда-нибудь станет лучше. Эх, его бы на машину времени – и в Детройт Артура Хейли!
Однако главное достоинство фильма, наверное, не в этом. Больше всего впечатляют финальные титры, они дают российскому зрителю частичное представление о контексте событий, показанных на экране. Американскому зрителю они хорошо известны. А потому создатели картины были подчеркнуто лаконичны, что положительно отразилось на качестве зрелища. Оно не перегружено словесными комментариями. То, чего по своей наивности не понимает юный герой фильма, ясно просвещенному зрителю с полунамека.
В 80-е годы Америку накрыла волна паранойи по поводу роста преступности, связанной с распространением наркотиков. Власти откликнулись на пожелания общественности «очистить улицы от всякой швали» мощным ужесточением уголовной правоприменительной практики. Отныне даже за ненасильственные преступления люди, уличенные в хранении с целью распространения наркотиков, стали получать просто фантастические сроки, вплоть до пожизненного заключения. А принятие закона о распространении принципа эксцесса исполнителя на группировки наркоторговцев сделало ситуацию и вовсе абсурдной: теперь любой распространитель может получить столько же, сколько махровый наркобарон, если будет установлено, что они находились в сговоре, то есть состояли в одной организации, даже будучи разделены несколькими звеньями соучастников. Вы будете смеяться, но ситуацию с потреблением наркотиков в США эти меры практически не улучшили. Зато случаи полицейского беспредела (это хорошо показано в фильме), когда людей принуждают сдавать копам всех подряд, в том числе и непричастных к наркобизнесу, стали рядовым явлением. Чем раньше ты начинаешь сотрудничать с полицией, то есть стучать на всех подряд, тем больше у тебя шансов отделаться пустяковым (и, возможно, условным) сроком. А судьи стали выносить приговоры по специально разработанным таблицам: столько-то граммов такого наркотика – не менее такого срока. Такая вот арифметика. Теперь США по количеству заключенных занимают первое место в мире.
И все это в фильме показано с почти документальной точностью. Обычный паренек, небольшого ума, из не самой благополучной семьи попадает в ловушку, расставленную бесстыжими агентами ФБР. Тем наплевать на человеческие судьбы, им надо отчитаться перед начальством: кампания по борьбе с наркоманией в самом разгаре. Вон, даже президент (Никсон, Рейган, Клинтон – все подряд) об этом говорит. Зрители, на мой взгляд, получили нежданный подарок. Вместо типичного криминального боевичка с бегалками/стрелялками они увидят настоящую социальную драму. В наше время, согласитесь, это почти роскошь.
7
,5
2018, США, Криминал
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Как все-таки быстро меняется мир! Когда-то мы запоем читали роман Артура Хейли «Колеса». Там описана жизнь автомобильной столицы Америки в 60-е годы прошлого века: описание процессов конструирования и сборки автомобилей, промышленный шпионаж, махинации со сбытом. Действие фильма «Белый парень Рик» Яна Деманжа тоже происходит в Детройте. Но уже в 80-е годы. И здесь – совсем другие колеса. Ричард Вэрш старший (Мэттью МакКонахи) и его сын подросток Рик младший (Ричи Мерритт) занимаются перепродажей огнестрельного оружия. Это почтенный бизнес, гарантированный конституционным правом граждан США на вооруженную защиту своей жизни и собственности. Но Детройт, в котором живут Вэрши, за пару десятков лет слегка изменился. Теперь типичный персонаж здесь не рабочий конвейера у мистера Форда, а наркодиллер. Причем черный. Белые работяги и ИТР покинули разрушенный деиндустриализацией Детройт и отправились на поиски лучшей доли в другие районы страны. А предоставленная самим себе негритянская часть населения предается своим любимым развлечениям: курение/закидывание/вкалывание, сопровождаемое совершенствованием хип-хоп культуры, ношением золотых цепей в палец толщиной и расстрелом себе подобных. Рик и его отец выглядят в такой ситуации белыми воронами. Практически в буквальном смысле слова. Юный Рик вступает в банду наркоторговцев, от которых получает на удивление оригинальное прозвище: белый парень. И то верно: все остальные там черные. Затем на наших глазах происходит до слез умилительный процесс погружения белого оболтуса в пучины негритюда: Рик увешивает себя цепями дубово-пушкинского размера, одевается в аляповатые тряпки самых ярких расцветок, посещает тусовки, на которых активно исполняется нижний брейк, заделывает ребенка молодой негритяночке. Все это ему удается с той легкостью, которую российским зрителям пиратского кино регулярно демонстрируют персонажи рекламы игорных заведения. Благо интеллектуальный уровень Рика этому благоприятствует. Он бросил школу (в которой, к слову, есть предмет под названием «наука»), а потому не в ладах с арифметикой. В том числе с таким актуальным ее разделом, как арифметика американской уголовной юстиции. А эта грозная богиня, как известно, сполна наказывает за пренебрежение к себе увесистыми тюремными сроками. Фильм исполнен на очень приличном среднем уровне: динамично развивающийся сюжет, в меру остроумные диалоги, практически полное (по голливудским стандартам) отсутствие пафоса, добротная операторская работа, капелька натурализма (расстрел крыс подростками). Главной приглашенной звезде Мэттью МакКоннахи удался трогательный образ: любящий своих детей и престарелых родителей человек, даже на руинах американской мечты не потерявший остатков совести и наивно мечтающий о том, что его жизнь и жизнь его детей когда-нибудь станет лучше. Эх, его бы на машину времени – и в Детройт Артура Хейли! Однако главное достоинство фильма, наверное, не в этом. Больше всего впечатляют финальные титры, они дают российскому зрителю частичное представление о контексте событий, показанных на экране. Американскому зрителю они хорошо известны. А потому создатели картины были подчеркнуто лаконичны, что положительно отразилось на качестве зрелища. Оно не перегружено словесными комментариями. То, чего по своей наивности не понимает юный герой фильма, ясно просвещенному зрителю с полунамека. В 80-е годы Америку накрыла волна паранойи по поводу роста преступности, связанной с распространением наркотиков. Власти откликнулись на пожелания общественности «очистить улицы от всякой швали» мощным ужесточением уголовной правоприменительной практики. Отныне даже за ненасильственные преступления люди, уличенные в хранении с целью распространения наркотиков, стали получать просто фантастические сроки, вплоть до пожизненного заключения. А принятие закона о распространении принципа эксцесса исполнителя на группировки наркоторговцев сделало ситуацию и вовсе абсурдной: теперь любой распространитель может получить столько же, сколько махровый наркобарон, если будет установлено, что они находились в сговоре, то есть состояли в одной организации, даже будучи разделены несколькими звеньями соучастников. Вы будете смеяться, но ситуацию с потреблением наркотиков в США эти меры практически не улучшили. Зато случаи полицейского беспредела (это хорошо показано в фильме), когда людей принуждают сдавать копам всех подряд, в том числе и непричастных к наркобизнесу, стали рядовым явлением. Чем раньше ты начинаешь сотрудничать с полицией, то есть стучать на всех подряд, тем больше у тебя шансов отделаться пустяковым (и, возможно, условным) сроком. А судьи стали выносить приговоры по специально разработанным таблицам: столько-то граммов такого наркотика – не менее такого срока. Такая вот арифметика. Теперь США по количеству заключенных занимают первое место в мире. И все это в фильме показано с почти документальной точностью. Обычный паренек, небольшого ума, из не самой благополучной семьи попадает в ловушку, расставленную бесстыжими агентами ФБР. Тем наплевать на человеческие судьбы, им надо отчитаться перед начальством: кампания по борьбе с наркоманией в самом разгаре. Вон, даже президент (Никсон, Рейган, Клинтон – все подряд) об этом говорит. Зрители, на мой взгляд, получили нежданный подарок. Вместо типичного криминального боевичка с бегалками/стрелялками они увидят настоящую социальную драму. В наше время, согласитесь, это почти роскошь.