У романа Энн Пэтчетт "Бельканто", увидевшего свет в 2001 году и сразу же ставшего бестселлером, было множество шансов на быструю экранизацию. История, в основу которой легли реальные события, происходившие в перуанской Лиме в конце 1996 года, когда леворадикальные повстанцы захватили японское посольство и удерживали его вместе с заложниками в течение нескольких месяцев, в оригинале у Пэтчетт представлена в виде хроники и дыхание времени в ней ощущается очень четко. Тем не менее, наступило 11 сентября 2001 года, и обрушение башен-близнецов в Нью-Йорке распорядилось кинематографической судьбой популярной книги, которая входит до сих пор в разнообразные рейтинговые списки, весьма жестоко. Воплощать историю романа Пэтчетт и показывать парадоксальных террористов с человеческим лицом было рискованно с точки зрения общих настроений, воцарившихся в США и всем остальном мире. В итоге только осенью прошлого года "Бельканто" в версии режиссера Пола Вайца (сериал "Моцарт в джунглях", "Знакомство с Факерами 2 ") добралось до больших экранов и стало небольшой сенсацией по части своеобразной трактовки обращения южноамериканских террористов с заложниками, равномерно дозировавшей политику и романтику. Авторы ленты, вслед за Энн Пэтчетт, ставятся адептами веры в абстрактный пацифизм, в универсальную силу искусства и в то, что люди, запертые в одном общем пространстве могут договориться между собой несмотря на то, что они изначально говорят на абсолютно разных языках. Тема взаимодействия между собой носителей абсолютно разных культур, ценностей и конфессиональных принадлежностей продолжает оставаться актуальной и во времена Америки Трампа, из-за этого лента Вайца становится тем проектом, где остается надежда на сохранение человеческого и на неожиданные любовь и счастье в самых неподходящих для этого обстоятельствах. Поэтому "Бельканто" декларирует множество движений внутри жанров на полтора часа экранного времени, начинаясь как триллер, развиваясь по мелодраматическим линиям и приводя в кульминации к мощнейшему сюрреалистическому единению террористов и заложников, которое представляет зрителям что-то диаметрально противоположное стокгольмскому синдрому, столь очевидному для развития картин подобного плана.
Закладывая классическую музыку в качестве определенного объединяющего эталона в экранную историю "Бельканто", понятного всем без исключения персонажам, Пол Вайц и его соавтор сценария Энтони Вентрауб создают идеальную точку опоры на прекрасное, на красоту, которая может объединять и сплачивать. Когда японский рафинированный бизнесмен Хосокава (Кэн Ватанабэ, "Море деревьев", "Годзилла") летит на званый вечер к вице-президенту в одной из неназванных по сюжету латиноамериканских стран, то им движут не деловые устремления по продвижению собственного производства и строительству новой фабрики в этой нищей стране. Идеалистом Хосокавой движут одержимость музыкой, любовь к первоклассному вокалу и определенное тщеславие от того, что он увидит на расстоянии вытянутой руки оперную диву Роксану Косс (Джулианна Мур, "Kingsman: Золотое кольцо", "Субурбикон"), на выступлениях которой он был на лучших театральных площадках всего мира. Далекий от высокого искусства президент неназванной страны в последний момент остается в своей резиденции и хочет посмотреть очередной эпизод сериала по телевизору. Героиня Мур, привлеченная значительным гонораром, готовится к выступлению и понимает, что ее пение окажется не более чем дорогим и пафосным подарком для богатого японского инвестора. Выступление певицы обрывается во время исполнения первой же арии, в зал вторгаются вооруженные мятежники в масках, которые ищут президента страны и готовы выдвинуть ему ультиматум об освобождении всех политзаключенных томящихся в местных тюрьмах. Так благоразумный любитель сериалов оказывается далеко за пределами террористической атаки, которая могла ему стоить драгоценной государственной жизни. Понимая, что в зале собралось очень много важных персон, нападающие перекраивают на ходу свой план и захватывают всех присутствующих в доме, включая и госпожу Косс, и промышленника Хосокаву с его переводчиком Геном (Рё Касэ, "Молчание", "Полный беспредел"), и французского посла Симона (Кристофер Ламберт, "Собибор", "12 мелодий любви"), и русского предпринимателя Федорова (Олек Крупа, "Форсаж 8", сериал "Железный кулак"). Тем самым разнородная (и весьма интеллигентная) публика попадает в условия изоляции, которые по ходу сюжета деформируются в практически семейные отношения всех присутствующих и террористов.
Основной заслугой "Бельканто" перед зрителями является то, что Вайц как режиссер сумел наделить интернациональной индивидуальностью большую часть всего актерского состава и пошел на оправдавший себя риск. У него персонажи в большинстве случаев говорят именно на родном языке. Это увеличивает количество субтитров на экране, но показывает развитие характеров, которые вместо тотального уныния и деградации начинают изучать языки, чтобы общаться друг с другом, играют в шахматы, готовят еду и подспудно отрицают всю тяжесть положения, в котором все оказались. То, что можно поначалу назвать столкновением культур, начинает переходить в процесс взаимного проникновения. Никто из присутствующих не знает, что происходит за стенами особняка, в котором они находятся, связь с внешним миром осуществляется только при помощи переговорщика из "Красного Креста" Месснера (Себастьян Кох, "Выкуп – миллиард", "Августовский туман"), обладающего весьма мутной историей и больше смахивающего по поведению на резидента спецслужб, чем на реального врача. Далее "Бельканто" становится вместилищем тех больших и маленьких человеческих драм, которые происходят в кажущемся застывшем экранном времени. По интенсивности происходящего сложно судить сколько времени - недели, месяцы или годы - провели вместе все эти люди, но именно невероятная и кажущаяся по-настоящему искренней симпатия странным образом объединяет всех вместе во время ужина за одним общим столом или во дворе во время импровизированного футбольного матча. Лента Вайца уверенно демонстрирует зрителям как важно уметь радоваться малому и как важно ценить человеческое общение и любовь, то, что является настоящим даром и чудом в этих обстоятельствах. В картине исследуются возможности взаимодействия между самыми разными социальными группами. Героиня Мур может править сценой, но вне ее она - одинокая и не очень счастливая женщина на излете собственной славы. Хосокава по-хорошему старомоден, учтив и умен, он прекрасно понимает всю тяжесть положения и спасается только благодаря уходу от реальности в игру: японец учит диву играть в шахматы, она руководит его робкими уроками за роялем.
Возникающие в "Бельканто" любовные истории только усиливают общий эмоциональный фон для этой картины. То, что между Роксаной и Хосокавой неизбежен в этих условиях любовный роман вполне очевидно, это то, что называется "таланты и поклонники", плюс добавьте еще к этому то, что интересная зрелая женщина, оказавшаяся в разношерстной компании мужчин разных возрастов, просто обязана кого-то увлечь собой и сформировать, как минимум, экранную интригу для себя и всего происходящего. Но главным открытием фильма Пола Вайца является куда более страстный роман между Геном и Кармен (Мария Мерседес Корой, "Вулкан Ишканул"), которая пришла с оружием в отряде повстанцев, Ромео и Джульеттой от разных языков и культур, смело строящих любовный мост в настоящем, преодолевая не такие и высокие языковые барьеры. Тем не менее, "Бельканто" оказывается бесплодным в идеологическом и политическом плане, лидер захватчиков команданте Бенджамин (Теноч Уэрта, сериал "Здесь, на Земле", "Живи ради меня"), бывший учитель истории с университетским образованием, оказывается порядочным, но до глубины души наивным лидером, твердо осознающим не только собственную обреченность, но и то, что все его подчиненные погибнут при первом же штурме правительственных войск и уже не смогут стрелять в заложников, которые стали для них очень близкими людьми. В итоге ожидание пессимистичного финала становится пугающе ужасным для последней трети ленты, в которой по логике вещей не должно случиться чуда, в какой-то момент "Бельканто" начинает находиться на волосок от разрыва экранной истории и ее полного провала, потому что градус фантасмагоричности и отдаления от реальности становится критическим. Режиссура Вайца, в которой основная ставка сделана на музыку и идею объединяющего искусства, начинает путаться, как постановщик он старается уравнять и драму, и триллер, и романтические эпизоды, предоставляя зрителям настоящие жемчужины эпизодов, но заканчивая ленту полной сумятицей и выглядящим абсолютно искусственно хэппи-эндом в финале. И невероятная ситуация оказывается неловким высказыванием на очень важную тему. Поэтому "Бельканто" в версии Пола Вайца больше радует сердце и душу, чем разум, оставаясь, тем не менее, проектом с массой надолго остающихся в памяти образов и вызывающих большие эмоции эпизодов.
7
,5
2018, США, Триллеры
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
У романа Энн Пэтчетт "Бельканто", увидевшего свет в 2001 году и сразу же ставшего бестселлером, было множество шансов на быструю экранизацию. История, в основу которой легли реальные события, происходившие в перуанской Лиме в конце 1996 года, когда леворадикальные повстанцы захватили японское посольство и удерживали его вместе с заложниками в течение нескольких месяцев, в оригинале у Пэтчетт представлена в виде хроники и дыхание времени в ней ощущается очень четко. Тем не менее, наступило 11 сентября 2001 года, и обрушение башен-близнецов в Нью-Йорке распорядилось кинематографической судьбой популярной книги, которая входит до сих пор в разнообразные рейтинговые списки, весьма жестоко. Воплощать историю романа Пэтчетт и показывать парадоксальных террористов с человеческим лицом было рискованно с точки зрения общих настроений, воцарившихся в США и всем остальном мире. В итоге только осенью прошлого года "Бельканто" в версии режиссера Пола Вайца (сериал "Моцарт в джунглях", "Знакомство с Факерами 2 ") добралось до больших экранов и стало небольшой сенсацией по части своеобразной трактовки обращения южноамериканских террористов с заложниками, равномерно дозировавшей политику и романтику. Авторы ленты, вслед за Энн Пэтчетт, ставятся адептами веры в абстрактный пацифизм, в универсальную силу искусства и в то, что люди, запертые в одном общем пространстве могут договориться между собой несмотря на то, что они изначально говорят на абсолютно разных языках. Тема взаимодействия между собой носителей абсолютно разных культур, ценностей и конфессиональных принадлежностей продолжает оставаться актуальной и во времена Америки Трампа, из-за этого лента Вайца становится тем проектом, где остается надежда на сохранение человеческого и на неожиданные любовь и счастье в самых неподходящих для этого обстоятельствах. Поэтому "Бельканто" декларирует множество движений внутри жанров на полтора часа экранного времени, начинаясь как триллер, развиваясь по мелодраматическим линиям и приводя в кульминации к мощнейшему сюрреалистическому единению террористов и заложников, которое представляет зрителям что-то диаметрально противоположное стокгольмскому синдрому, столь очевидному для развития картин подобного плана. Закладывая классическую музыку в качестве определенного объединяющего эталона в экранную историю "Бельканто", понятного всем без исключения персонажам, Пол Вайц и его соавтор сценария Энтони Вентрауб создают идеальную точку опоры на прекрасное, на красоту, которая может объединять и сплачивать. Когда японский рафинированный бизнесмен Хосокава (Кэн Ватанабэ, "Море деревьев", "Годзилла") летит на званый вечер к вице-президенту в одной из неназванных по сюжету латиноамериканских стран, то им движут не деловые устремления по продвижению собственного производства и строительству новой фабрики в этой нищей стране. Идеалистом Хосокавой движут одержимость музыкой, любовь к первоклассному вокалу и определенное тщеславие от того, что он увидит на расстоянии вытянутой руки оперную диву Роксану Косс (Джулианна Мур, "Kingsman: Золотое кольцо", "Субурбикон"), на выступлениях которой он был на лучших театральных площадках всего мира. Далекий от высокого искусства президент неназванной страны в последний момент остается в своей резиденции и хочет посмотреть очередной эпизод сериала по телевизору. Героиня Мур, привлеченная значительным гонораром, готовится к выступлению и понимает, что ее пение окажется не более чем дорогим и пафосным подарком для богатого японского инвестора. Выступление певицы обрывается во время исполнения первой же арии, в зал вторгаются вооруженные мятежники в масках, которые ищут президента страны и готовы выдвинуть ему ультиматум об освобождении всех политзаключенных томящихся в местных тюрьмах. Так благоразумный любитель сериалов оказывается далеко за пределами террористической атаки, которая могла ему стоить драгоценной государственной жизни. Понимая, что в зале собралось очень много важных персон, нападающие перекраивают на ходу свой план и захватывают всех присутствующих в доме, включая и госпожу Косс, и промышленника Хосокаву с его переводчиком Геном (Рё Касэ, "Молчание", "Полный беспредел"), и французского посла Симона (Кристофер Ламберт, "Собибор", "12 мелодий любви"), и русского предпринимателя Федорова (Олек Крупа, "Форсаж 8", сериал "Железный кулак"). Тем самым разнородная (и весьма интеллигентная) публика попадает в условия изоляции, которые по ходу сюжета деформируются в практически семейные отношения всех присутствующих и террористов. Основной заслугой "Бельканто" перед зрителями является то, что Вайц как режиссер сумел наделить интернациональной индивидуальностью большую часть всего актерского состава и пошел на оправдавший себя риск. У него персонажи в большинстве случаев говорят именно на родном языке. Это увеличивает количество субтитров на экране, но показывает развитие характеров, которые вместо тотального уныния и деградации начинают изучать языки, чтобы общаться друг с другом, играют в шахматы, готовят еду и подспудно отрицают всю тяжесть положения, в котором все оказались. То, что можно поначалу назвать столкновением культур, начинает переходить в процесс взаимного проникновения. Никто из присутствующих не знает, что происходит за стенами особняка, в котором они находятся, связь с внешним миром осуществляется только при помощи переговорщика из "Красного Креста" Месснера (Себастьян Кох, "Выкуп – миллиард", "Августовский туман"), обладающего весьма мутной историей и больше смахивающего по поведению на резидента спецслужб, чем на реального врача. Далее "Бельканто" становится вместилищем тех больших и маленьких человеческих драм, которые происходят в кажущемся застывшем экранном времени. По интенсивности происходящего сложно судить сколько времени - недели, месяцы или годы - провели вместе все эти люди, но именно невероятная и кажущаяся по-настоящему искренней симпатия странным образом объединяет всех вместе во время ужина за одним общим столом или во дворе во время импровизированного футбольного матча. Лента Вайца уверенно демонстрирует зрителям как важно уметь радоваться малому и как важно ценить человеческое общение и любовь, то, что является настоящим даром и чудом в этих обстоятельствах. В картине исследуются возможности взаимодействия между самыми разными социальными группами. Героиня Мур может править сценой, но вне ее она - одинокая и не очень счастливая женщина на излете собственной славы. Хосокава по-хорошему старомоден, учтив и умен, он прекрасно понимает всю тяжесть положения и спасается только благодаря уходу от реальности в игру: японец учит диву играть в шахматы, она руководит его робкими уроками за роялем. Возникающие в "Бельканто" любовные истории только усиливают общий эмоциональный фон для этой картины. То, что между Роксаной и Хосокавой неизбежен в этих условиях любовный роман вполне очевидно, это то, что называется "таланты и поклонники", плюс добавьте еще к этому то, что интересная зрелая женщина, оказавшаяся в разношерстной компании мужчин разных возрастов, просто обязана кого-то увлечь собой и сформировать, как минимум, экранную интригу для себя и всего происходящего. Но главным открытием фильма Пола Вайца является куда более страстный роман между Геном и Кармен (Мария Мерседес Корой, "Вулкан Ишканул"), которая пришла с оружием в отряде повстанцев, Ромео и Джульеттой от разных языков и культур, смело строящих любовный мост в настоящем, преодолевая не такие и высокие языковые барьеры. Тем не менее, "Бельканто" оказывается бесплодным в идеологическом и политическом плане, лидер захватчиков команданте Бенджамин (Теноч Уэрта, сериал "Здесь, на Земле", "Живи ради меня"), бывший учитель истории с университетским образованием, оказывается порядочным, но до глубины души наивным лидером, твердо осознающим не только собственную обреченность, но и то, что все его подчиненные погибнут при первом же штурме правительственных войск и уже не смогут стрелять в заложников, которые стали для них очень близкими людьми. В итоге ожидание пессимистичного финала становится пугающе ужасным для последней трети ленты, в которой по логике вещей не должно случиться чуда, в какой-то момент "Бельканто" начинает находиться на волосок от разрыва экранной истории и ее полного провала, потому что градус фантасмагоричности и отдаления от реальности становится критическим. Режиссура Вайца, в которой основная ставка сделана на музыку и идею объединяющего искусства, начинает путаться, как постановщик он старается уравнять и драму, и триллер, и романтические эпизоды, предоставляя зрителям настоящие жемчужины эпизодов, но заканчивая ленту полной сумятицей и выглядящим абсолютно искусственно хэппи-эндом в финале. И невероятная ситуация оказывается неловким высказыванием на очень важную тему. Поэтому "Бельканто" в версии Пола Вайца больше радует сердце и душу, чем разум, оставаясь, тем не менее, проектом с массой надолго остающихся в памяти образов и вызывающих большие эмоции эпизодов.