Остаётся только порадоваться за Саймона Кинберга. Во-первых, всегда приятно видеть, как маститый сценарист получает право осуществить постановку самостоятельно, и не так уж редки случаи (от Оливера Стоуна до нашего соотечественника Александра Миндадзе) появления новых талантливых режиссёров. На его счету, как все знают, несколько фильмов разных жанров. Во-вторых, Саймон приобрёл достаточный опыт работы на продюсерском поприще – и явно изучил механизмы создания коммерчески успешных зрелищ (включая «Марсианина» /2015/, одарившего номинацией на премию «Оскар»). Наконец, в-третьих – и в-главных. Кинберг так давно (с «Людей Икс: Последней битвы» /2006/) причастен к созданию медиафраншизы, приносящей колоссальные доходы кинокомпании 20th Century Fox, что не просто изучил в деталях мифологию, придуманную Стэном Ли и Джеком Кёрби. На сеансе не покидает ощущение, что так называемые Люди Икс стали для свежеиспечённого постановщика почти родными. Многие неслучайно сочли знаменательным тот факт, что премьеру «Тёмного Феникса» (в североамериканский кинопрокат картина вышла под таким, усечённым заголовком) было решено перенести во избежание ненужной конкуренции с музыкально-автобиографической драмой «Богемская рапсодия» /2018/: Брайан Сингер, некогда положивший начало экранной саге о супергероях-мутантах, окончательно уступил дорогу коллегам.
Саймон Кинберг прежде прочего очень тонко чувствует идею, лежащую в основе всего цикла. Подопечные профессора Ксавье, не говоря уже об их противниках, время от времени исполняющих функции тактических союзников, ощущают себя в мире простых смертных крайне неуверенно и неуютно. Им раз за разом приходится подтверждать своё статус-кво, рискуя в противном случае нарваться на санкции и спровоцировать приступы панического ужаса у населения. Никакие подвиги, как в данном случае – спасательная миссия в открытом космосе, позволившая сохранить жизни нескольких астронавтов, не гарантируют того, что благосклонность властей и общественного мнения сохранится – что Президент США не заблокирует телефон прямой связи с литерой «X». Дело не исключительно в присущем всякому разумному существу страхе перед неизвестностью. Чарльз в глубине души и сам признаёт, что опасение по поводу того, как выпускники академии распорядятся сверхъестественными способностями, далеко не беспочвенно. И что самое страшное – не всегда есть время разобраться в происходящем, установив подлинную причину. Грубо говоря, кого, кроме друзей Феникс, волнует, что она получила тёмную силу, которую не в состоянии контролировать?..
Здесь есть один тонкий момент, на котором имеет смысл остановиться подробнее. Кинберг со товарищи могли легко поддаться очередной моде – и выставить одного (точнее, одну) из вчерашних супергероев суперзлодеем. Думаю, он сознательно отказался от новомодных поветрий и не ударился в моральный релятивизм. Авторы обстоятельно, долго (местами – даже чересчур детально!) обосновывают, почему Джина Грей стала виновницей трагедии, принёсшей невосполнимую потерю и грозящей вылиться в тотальную войну с человечеством. Да, на ней есть персональная доля вины, но... не без греха оказывается и само воплощение добродетели – профессор, умеющий подчинять чужую волю и старающийся сделать всё, чтобы юные мутанты не просто вписались в социокультурную среду, а сумели по-настоящему реализоваться. Допустима ли так называемая ложь во спасение? Может ли кто-то, кроме Господа Бога, решать судьбу другой личности, не оставив индивиду права выбора?.. Увы, рано или поздно придётся расплачиваться за допущенный компромисс с совестью и внешними обстоятельствами.
Режиссёр-сценарист, будучи прекрасным знатоком законов классической драматургии, делает основной конфликт многогранным, завязанным как на душевные терзания героини, так и на угрозу со стороны. Всё верно, непрошеные гости из космоса, для которых Феникс служит средством спасения обитателей целой планеты, тоже становятся (или во всяком случае – воспринимаются публикой стараниями создателей картины) частью затяжной внутренней борьбы. Хрупкое перемирие Профессора Икс и Магнето нарушается – и мы превращаемся в свидетелей новой разрушительной схватки (кстати, лично мне именно этот фрагмент показался лучшим в ленте). Но в конечном итоге жизнь, конечно, расставит всё по своим местам – и станет понятно, кто друг, а кто враг. Перед лицом внешней угрозы давние противники сплачиваются – и под занавес нас ожидает, как водится, грандиозная схватка. Знаменитые экранные потасовки в движущихся поездах из кинопроизведений прежних лет (например, из первой «Миссии: невыполнима» /1996/) невольно померкнут на фоне схватки людей Икс с пришельцами, идущими к цели напролом. Ставки высоки: на кону – выживание расы!
Словом, армия преданных поклонников продукции Marvel Comics (и конкретно – персонажей, рождённых воображением Ли и Кёрби) точно не разочаруются, да и затраченные гигантские средства (1), что называется, видны невооружённым глазом. И всё-таки есть момент, немного смущающий на сеансе. Если судить по открытым источникам, руководство кинокомпании, помнится, сомневалось (важным косвенным подтверждением чему является и величина производственных затрат) в том, насколько удачной окажется идея предоставить шанс для бенефиса развязному, едкому, невоздержанному на язык Дэдпулу. Но «выпущенный из бутылки джинн» навсегда изменил если и не лицо кинокомиксов вообще, то наши представления о Вселенной, где этот злой шутник-озорник обитает наравне с прочими мутантами, борющимися за свои гражданские права, – бесспорно. Нет-нет да и ухмыльнёшься, наблюдая за душевными терзаниями персонажей, бьющихся над трудноразрешимыми моральными дилеммами, в то время как урождённый Уэйд Уилсон решает проблемы играючи, не слишком рефлексируя из-за того, чью сторону приходится занимать: сил зла или же – добра. Впрочем, в заключительных кадрах авторы привычно проводят мысль, что связь поколений не прервётся – и что циники не возобладают в нашем бренном мире.
_______
1 – Заявлен производственный бюджет в размере $200 млн.
7
,5
2019, США, Фантастика
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Остаётся только порадоваться за Саймона Кинберга. Во-первых, всегда приятно видеть, как маститый сценарист получает право осуществить постановку самостоятельно, и не так уж редки случаи (от Оливера Стоуна до нашего соотечественника Александра Миндадзе) появления новых талантливых режиссёров. На его счету, как все знают, несколько фильмов разных жанров. Во-вторых, Саймон приобрёл достаточный опыт работы на продюсерском поприще – и явно изучил механизмы создания коммерчески успешных зрелищ (включая «Марсианина» /2015/, одарившего номинацией на премию «Оскар»). Наконец, в-третьих – и в-главных. Кинберг так давно (с «Людей Икс: Последней битвы» /2006/) причастен к созданию медиафраншизы, приносящей колоссальные доходы кинокомпании 20th Century Fox, что не просто изучил в деталях мифологию, придуманную Стэном Ли и Джеком Кёрби. На сеансе не покидает ощущение, что так называемые Люди Икс стали для свежеиспечённого постановщика почти родными. Многие неслучайно сочли знаменательным тот факт, что премьеру «Тёмного Феникса» (в североамериканский кинопрокат картина вышла под таким, усечённым заголовком) было решено перенести во избежание ненужной конкуренции с музыкально-автобиографической драмой «Богемская рапсодия» /2018/: Брайан Сингер, некогда положивший начало экранной саге о супергероях-мутантах, окончательно уступил дорогу коллегам. Саймон Кинберг прежде прочего очень тонко чувствует идею, лежащую в основе всего цикла. Подопечные профессора Ксавье, не говоря уже об их противниках, время от времени исполняющих функции тактических союзников, ощущают себя в мире простых смертных крайне неуверенно и неуютно. Им раз за разом приходится подтверждать своё статус-кво, рискуя в противном случае нарваться на санкции и спровоцировать приступы панического ужаса у населения. Никакие подвиги, как в данном случае – спасательная миссия в открытом космосе, позволившая сохранить жизни нескольких астронавтов, не гарантируют того, что благосклонность властей и общественного мнения сохранится – что Президент США не заблокирует телефон прямой связи с литерой «X». Дело не исключительно в присущем всякому разумному существу страхе перед неизвестностью. Чарльз в глубине души и сам признаёт, что опасение по поводу того, как выпускники академии распорядятся сверхъестественными способностями, далеко не беспочвенно. И что самое страшное – не всегда есть время разобраться в происходящем, установив подлинную причину. Грубо говоря, кого, кроме друзей Феникс, волнует, что она получила тёмную силу, которую не в состоянии контролировать?.. Здесь есть один тонкий момент, на котором имеет смысл остановиться подробнее. Кинберг со товарищи могли легко поддаться очередной моде – и выставить одного (точнее, одну) из вчерашних супергероев суперзлодеем. Думаю, он сознательно отказался от новомодных поветрий и не ударился в моральный релятивизм. Авторы обстоятельно, долго (местами – даже чересчур детально!) обосновывают, почему Джина Грей стала виновницей трагедии, принёсшей невосполнимую потерю и грозящей вылиться в тотальную войну с человечеством. Да, на ней есть персональная доля вины, но... не без греха оказывается и само воплощение добродетели – профессор, умеющий подчинять чужую волю и старающийся сделать всё, чтобы юные мутанты не просто вписались в социокультурную среду, а сумели по-настоящему реализоваться. Допустима ли так называемая ложь во спасение? Может ли кто-то, кроме Господа Бога, решать судьбу другой личности, не оставив индивиду права выбора?.. Увы, рано или поздно придётся расплачиваться за допущенный компромисс с совестью и внешними обстоятельствами. Режиссёр-сценарист, будучи прекрасным знатоком законов классической драматургии, делает основной конфликт многогранным, завязанным как на душевные терзания героини, так и на угрозу со стороны. Всё верно, непрошеные гости из космоса, для которых Феникс служит средством спасения обитателей целой планеты, тоже становятся (или во всяком случае – воспринимаются публикой стараниями создателей картины) частью затяжной внутренней борьбы. Хрупкое перемирие Профессора Икс и Магнето нарушается – и мы превращаемся в свидетелей новой разрушительной схватки (кстати, лично мне именно этот фрагмент показался лучшим в ленте). Но в конечном итоге жизнь, конечно, расставит всё по своим местам – и станет понятно, кто друг, а кто враг. Перед лицом внешней угрозы давние противники сплачиваются – и под занавес нас ожидает, как водится, грандиозная схватка. Знаменитые экранные потасовки в движущихся поездах из кинопроизведений прежних лет (например, из первой «Миссии: невыполнима» /1996/) невольно померкнут на фоне схватки людей Икс с пришельцами, идущими к цели напролом. Ставки высоки: на кону – выживание расы! Словом, армия преданных поклонников продукции Marvel Comics (и конкретно – персонажей, рождённых воображением Ли и Кёрби) точно не разочаруются, да и затраченные гигантские средства (1), что называется, видны невооружённым глазом. И всё-таки есть момент, немного смущающий на сеансе. Если судить по открытым источникам, руководство кинокомпании, помнится, сомневалось (важным косвенным подтверждением чему является и величина производственных затрат) в том, насколько удачной окажется идея предоставить шанс для бенефиса развязному, едкому, невоздержанному на язык Дэдпулу. Но «выпущенный из бутылки джинн» навсегда изменил если и не лицо кинокомиксов вообще, то наши представления о Вселенной, где этот злой шутник-озорник обитает наравне с прочими мутантами, борющимися за свои гражданские права, – бесспорно. Нет-нет да и ухмыльнёшься, наблюдая за душевными терзаниями персонажей, бьющихся над трудноразрешимыми моральными дилеммами, в то время как урождённый Уэйд Уилсон решает проблемы играючи, не слишком рефлексируя из-за того, чью сторону приходится занимать: сил зла или же – добра. Впрочем, в заключительных кадрах авторы привычно проводят мысль, что связь поколений не прервётся – и что циники не возобладают в нашем бренном мире. _______ 1 – Заявлен производственный бюджет в размере $200 млн.