Представививший на фестивале в Торонто свой дебютный художественный проект "Частная война" режиссер Мэтт Хейнеман зарекомендовал себя как интересный документалист, не боящийся разговаривать при помощи своих фильмов на самые острые темы. Автор сценария картины Араш Амель, по сути дела, очень аккуратно беллетризировал элементы биографии известного корреспондента Мэри Колвин, работавшей в Sunday Times и побывавшей за три десятка лет карьеры практически во всех горячих точках своего времени. Амель разрабатывал экранную историю на основе статьи Мари Бреннер в британском журнале Vanity Fair «Частная война Мэри Колвин» и представил тенденциозную и прозападную точку зрения на многие политические события недавнего времени, такие, как "Арабская весна", случившаяся в 2011 году, и начало гражданской войны в Сирии год спустя. Из-за этого образ Колвин, блестяще разработанный и на высочайшей эмоции сыгранный Розамунд Пайк ("Операция "Шаровая молния", "Точка невозврата"), является не только портретом очень сложной и неординарной женщины, сумевшей стать одной из лучших в своем деле, но и носителя традиционного евроамериканского подхода к репортерскому освещению новостей. Причем Хейнеман стыдливо старается уйти от многих острых политических вопросов и представляет восхищенный байопик о своем старшем товарище. В чем смысл жизни военного корреспондента, отчаянной женщины, привыкшей рисковать собой практически в каждой своей служебной командировке? Почему героиня Розамунд Пайк подобна солдату и испытывает те же самые ощущения? Ответы на эти вопросы по-своему очевидны и заставляют говорить о том, что Мэри Колвин моталась по всему земному шару не только из-за репортерского желания рассказать миру правду, рассказать истории очевидцев событий и попытаться написать очередной беглый черновик новейшей истории. Она оказалась зависимой от адреналина прифронтовой полосы, где каждую секунду можно получить пулю или оказаться в заложниках, где действительно все честнее и проще, чем в обычной гражданской жизни. Нельзя сомневаться во владении Розамунд Пайк умением создавать образы современных женщин, находящихся на грани событий, и неважно, что она держит в руках, журналистское перо или автомат Калашникова. Максимальное правдоподобие будет достигнуто с кажущейся легкостью вживания в образ, когда для реальных персонажей актриса готова копировать малейшие нюансы вплоть до тембра голоса. Поэтому "Частная война" оказывается военной драмой об одиночестве и неспособности найти себя и построить свое счастье в обычной гражданской жизни.
Уже само начало "Частной войны" иллюстративно, при помощи съемки полуразрушенного сирийского города Хомса, оно показывает, что финал ленты Хейнемана отчаянно ожидаем, что хэппи-энда не будет и биография Мэри Колвин будет состоять из целого ряда крупных размашистых штрихов, которые иллюстрируют ее творческое кредо. О том, чем занимаются военные журналисты можно узнать из закадрового монолога, где сама Колвин рассказывает о том, чем она занимается там, где каждую секунду можно попасть под пулю и встретиться со смертью. После этого можно видеть совсем другую героиню Розамунд Пайк, счастливую и наполненную жизнью в начале 2000-х, когда она говорит своему бывшему мужу, профессору Дэвиду Айренсу (Грег Уайз), что они должны пожениться снова. В этой фразе есть момент поиска стабильности той, которая постоянно шла в течение каждой своей командировки навстречу смерти и рассказывала о бедствиях, настигавших совершенно разных людей во время войн и конфликтов. Даже такой темперамент, как у Колвин, подобный торнадо, несущемуся без преград на бешеной скорости, нуждался в тихом семейном уголке, где можно было спокойно провести время. Очень деликатно Мэтт Хейнеман делает экспозицию "живой легенды" и показывает одну из причин бесстрашия Мэри Колвин, когда становится ясно, что такая женщина просто не создана для семьи, о чем намекают две неудачные беременности, она постоянно стремится покинуть дом в Лондоне и уехать туда, где сможет спасать других своими репортажами и рассказывать о совершенно незнакомых людях. Она должна быть на краю, это ее стихия и именно поэтому она отправляется в 2001 году на Шри-Ланку, чтобы подготовить репортаж о гуманитарной катастрофе, которая наступила после затяжной гражданской войны. Героиня Пайк зачастую старается быть выше политики, ей намного важнее реальные люди, их судьбы, их истории, которые она всегда готова сделать центром своих репортажей. После тяжелого ранения на Шри-Ланке Колвин теряет левый глаз и навсегда смиряется с присутствием черной повязки. Для Sunday Times присутствие в штате газеты такой журналистки является настоящей находкой, Мэри Колвин всегда знает нужных людей, всегда знает, как попасть в гущу событий и, самое главное, мастерски владеет интонацией личного рассказа о том, что она видит во время своих поездок. Получающая многочисленные премии, главная героиня является настоящим шилом в заднице для главного редактора Sunday Times Шона Райана (Том Холландер), однако это не мешает ему и далее, до самой гибели Колвин в Сирии отправлять ее в Ирак, Афганистан и Ливию, так и не сделав ее редактором отдела садоводства, о чем он любит говорить с нескрываемой иронией.
В качестве основной интонации "Частной войны" Мэтт Хейнеман, как режисер, выбирает фатальность присутствия в этой жизни одного яркого и бесконечно одинокого человека. Мэри Колвин со всей своей безолагательностью и постоянным присутствием глубочайшей рефлексии по поводу своей репортерской работы оказывается заложницей своей же собственной смелости. Героиня Пайк прекрасно понимает, что она вряд ли могла бы заниматься чем-то еще другим в жизни, потому что для нее всегда важно успевать рассказывать первой всему миру об очередной сенсации и получать свою журналистскую славу. Отнюдь не случайна ее профессиональная ревность к редакционному дублеру Кейт Ричардсон (Фэй Марсей), которую отправляют вслед за Колвин в горячие точки, как более осторожную и старающуюся придерживаться общих правил сотрудницу, которая в отличие от главной героини обладает ярко выраженным инстинктом самосохранения. В то же время также закономерно долгое сотрудничество Мэри Колвин с фотографом-фрилансером Полом Конроем (Джейми Дорнан), с которым она порядка десяти лет работала в самых разных местах. Ей важно найти братские могилы в 2003 году в Ираке, в который вторглись американцы, как подтверждение зверств и репрессий Саддама Хусейна, с огромной изобретательностью Колвин преодолевает контрольно-пропускной пункт и оказывается на территории, которая еще не оккупирована армией США. Ни на секунду не забывая о том, что он в первую очередь кинодокументалист, Хейнеман старается показывать горе и отчаяние простых иракцев, потерявших своих близких во время репрессий Хусейна и закопанных в одной братской могиле, максимально беспристрастно, как в сводке новостей, которая по накалу эмоций может оказаться в силу обстоятельств намного глубже и правдивее любой театральной постановки. Этот интересный по своей художественной силе эпизод открывает очень многое о харктерах Колвин и Конроя, они находятся в личном первенстве, они не только рассказывают об увиденном, но и стараются тешить свое тщеславие после чего не могут спать ночами из-за мучающих и непроходящих кошмаров. Диагностированный у героини Пайк посттравматический синдром, ее непрерывное курение и алкоголизм только иллюстрируют ту цену, ту человеческую стоимость пребывания на войне, которую заплатила эта сильная и волевая женщина за свои репортажи.
Пребывая в качестве дебютанта в области художественного кино, Мэтт Хейнеман в "Частной войне" концентрируется по большей части в изображении главного характера на вполне очевидной алкогольной зависимости, как способе снятия стресса, и на преследующих Мэри Колвин страхах и видениях. Он предпочитает больше показывать героиню Розамунд Пайк, а не рассказывать о ней в поясняющих диалогах. Ленте, снятой в большинстве случаев при помощи средних и крупных планов, удается практически все время сохранять напряженный темп и заставлять зрителей быть рядом с теми, кто находится в кадре. Отбросив в сторону политику и рассматривая этот проект больше как художественное произведение, можно говорить о блестящем видении локаций оператором Робертом Ричардсоном, когда каждое нажатие по клавиатуре ноутбука, каждая закуренная сигарета и каждое сказанное Колвин слово подобны одиночным выстрелам, которые вносят свой вклад в борьбу за мир и привлечение внимания к существующим глобальным конфликтам. Главная героиня "Частной войны" сражается в том числе и с собой, со своим собственным идеализмом и ужасами все глубже и глубже проникающими в ее душу, она прекрасно понимает, что у нее нет другого способа уйти из жизни, кроме гибели в очередном бою, приняв смерть настоящего солдата. Мэтт Хейнеман показывает при этом образ Мэри Колвин, которая не борется за эмансипацию там, где идет настоящая мужская военная работа, она абсолютно своя на этом пространстве и это происходит весьма буднично и без всяких вызовов. Розамунд Пайк прекрасно понимает, что ее героиня независимо настроенная женщина, разум которой пронизан повсеместно минными растяжками подсознания, которые время от времени взрываются, когда Колвин уходит в отрыв в обычной жизни, не понимая и отрицая травмы, живущие внутри нее много лет как у журналиста с линии огня. Не случайно, ее звездным часом по сюжету фильма становится репортаж для CNN в прямом эфире, где она рассказывает сытому и благополучному западному миру о том, что в осажденном Хомсе заперто в блокаде огромное количество мирных людей, героиня Пайк заставляет задуматься о том, что происходит со всеми нами, уже давно затянутыми в общую геополитическую бурю. Поэтому "Частная война" оказывается фильмом, где главная героиня Мэри Колвин видит определенные ужасные вещи, но, что совсем не парадоксально, не может отвести от этого свой взгляд, однако она делает все максимально так, чтобы и зрители и читатели ее репортажей оказались сопричастны к той боли, которую она постоянно видела в происходящем.
6
,2
2018, Драмы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представививший на фестивале в Торонто свой дебютный художественный проект "Частная война" режиссер Мэтт Хейнеман зарекомендовал себя как интересный документалист, не боящийся разговаривать при помощи своих фильмов на самые острые темы. Автор сценария картины Араш Амель, по сути дела, очень аккуратно беллетризировал элементы биографии известного корреспондента Мэри Колвин, работавшей в Sunday Times и побывавшей за три десятка лет карьеры практически во всех горячих точках своего времени. Амель разрабатывал экранную историю на основе статьи Мари Бреннер в британском журнале Vanity Fair «Частная война Мэри Колвин» и представил тенденциозную и прозападную точку зрения на многие политические события недавнего времени, такие, как "Арабская весна", случившаяся в 2011 году, и начало гражданской войны в Сирии год спустя. Из-за этого образ Колвин, блестяще разработанный и на высочайшей эмоции сыгранный Розамунд Пайк ("Операция "Шаровая молния", "Точка невозврата"), является не только портретом очень сложной и неординарной женщины, сумевшей стать одной из лучших в своем деле, но и носителя традиционного евроамериканского подхода к репортерскому освещению новостей. Причем Хейнеман стыдливо старается уйти от многих острых политических вопросов и представляет восхищенный байопик о своем старшем товарище. В чем смысл жизни военного корреспондента, отчаянной женщины, привыкшей рисковать собой практически в каждой своей служебной командировке? Почему героиня Розамунд Пайк подобна солдату и испытывает те же самые ощущения? Ответы на эти вопросы по-своему очевидны и заставляют говорить о том, что Мэри Колвин моталась по всему земному шару не только из-за репортерского желания рассказать миру правду, рассказать истории очевидцев событий и попытаться написать очередной беглый черновик новейшей истории. Она оказалась зависимой от адреналина прифронтовой полосы, где каждую секунду можно получить пулю или оказаться в заложниках, где действительно все честнее и проще, чем в обычной гражданской жизни. Нельзя сомневаться во владении Розамунд Пайк умением создавать образы современных женщин, находящихся на грани событий, и неважно, что она держит в руках, журналистское перо или автомат Калашникова. Максимальное правдоподобие будет достигнуто с кажущейся легкостью вживания в образ, когда для реальных персонажей актриса готова копировать малейшие нюансы вплоть до тембра голоса. Поэтому "Частная война" оказывается военной драмой об одиночестве и неспособности найти себя и построить свое счастье в обычной гражданской жизни. Уже само начало "Частной войны" иллюстративно, при помощи съемки полуразрушенного сирийского города Хомса, оно показывает, что финал ленты Хейнемана отчаянно ожидаем, что хэппи-энда не будет и биография Мэри Колвин будет состоять из целого ряда крупных размашистых штрихов, которые иллюстрируют ее творческое кредо. О том, чем занимаются военные журналисты можно узнать из закадрового монолога, где сама Колвин рассказывает о том, чем она занимается там, где каждую секунду можно попасть под пулю и встретиться со смертью. После этого можно видеть совсем другую героиню Розамунд Пайк, счастливую и наполненную жизнью в начале 2000-х, когда она говорит своему бывшему мужу, профессору Дэвиду Айренсу (Грег Уайз), что они должны пожениться снова. В этой фразе есть момент поиска стабильности той, которая постоянно шла в течение каждой своей командировки навстречу смерти и рассказывала о бедствиях, настигавших совершенно разных людей во время войн и конфликтов. Даже такой темперамент, как у Колвин, подобный торнадо, несущемуся без преград на бешеной скорости, нуждался в тихом семейном уголке, где можно было спокойно провести время. Очень деликатно Мэтт Хейнеман делает экспозицию "живой легенды" и показывает одну из причин бесстрашия Мэри Колвин, когда становится ясно, что такая женщина просто не создана для семьи, о чем намекают две неудачные беременности, она постоянно стремится покинуть дом в Лондоне и уехать туда, где сможет спасать других своими репортажами и рассказывать о совершенно незнакомых людях. Она должна быть на краю, это ее стихия и именно поэтому она отправляется в 2001 году на Шри-Ланку, чтобы подготовить репортаж о гуманитарной катастрофе, которая наступила после затяжной гражданской войны. Героиня Пайк зачастую старается быть выше политики, ей намного важнее реальные люди, их судьбы, их истории, которые она всегда готова сделать центром своих репортажей. После тяжелого ранения на Шри-Ланке Колвин теряет левый глаз и навсегда смиряется с присутствием черной повязки. Для Sunday Times присутствие в штате газеты такой журналистки является настоящей находкой, Мэри Колвин всегда знает нужных людей, всегда знает, как попасть в гущу событий и, самое главное, мастерски владеет интонацией личного рассказа о том, что она видит во время своих поездок. Получающая многочисленные премии, главная героиня является настоящим шилом в заднице для главного редактора Sunday Times Шона Райана (Том Холландер), однако это не мешает ему и далее, до самой гибели Колвин в Сирии отправлять ее в Ирак, Афганистан и Ливию, так и не сделав ее редактором отдела садоводства, о чем он любит говорить с нескрываемой иронией. В качестве основной интонации "Частной войны" Мэтт Хейнеман, как режисер, выбирает фатальность присутствия в этой жизни одного яркого и бесконечно одинокого человека. Мэри Колвин со всей своей безолагательностью и постоянным присутствием глубочайшей рефлексии по поводу своей репортерской работы оказывается заложницей своей же собственной смелости. Героиня Пайк прекрасно понимает, что она вряд ли могла бы заниматься чем-то еще другим в жизни, потому что для нее всегда важно успевать рассказывать первой всему миру об очередной сенсации и получать свою журналистскую славу. Отнюдь не случайна ее профессиональная ревность к редакционному дублеру Кейт Ричардсон (Фэй Марсей), которую отправляют вслед за Колвин в горячие точки, как более осторожную и старающуюся придерживаться общих правил сотрудницу, которая в отличие от главной героини обладает ярко выраженным инстинктом самосохранения. В то же время также закономерно долгое сотрудничество Мэри Колвин с фотографом-фрилансером Полом Конроем (Джейми Дорнан), с которым она порядка десяти лет работала в самых разных местах. Ей важно найти братские могилы в 2003 году в Ираке, в который вторглись американцы, как подтверждение зверств и репрессий Саддама Хусейна, с огромной изобретательностью Колвин преодолевает контрольно-пропускной пункт и оказывается на территории, которая еще не оккупирована армией США. Ни на секунду не забывая о том, что он в первую очередь кинодокументалист, Хейнеман старается показывать горе и отчаяние простых иракцев, потерявших своих близких во время репрессий Хусейна и закопанных в одной братской могиле, максимально беспристрастно, как в сводке новостей, которая по накалу эмоций может оказаться в силу обстоятельств намного глубже и правдивее любой театральной постановки. Этот интересный по своей художественной силе эпизод открывает очень многое о харктерах Колвин и Конроя, они находятся в личном первенстве, они не только рассказывают об увиденном, но и стараются тешить свое тщеславие после чего не могут спать ночами из-за мучающих и непроходящих кошмаров. Диагностированный у героини Пайк посттравматический синдром, ее непрерывное курение и алкоголизм только иллюстрируют ту цену, ту человеческую стоимость пребывания на войне, которую заплатила эта сильная и волевая женщина за свои репортажи. Пребывая в качестве дебютанта в области художественного кино, Мэтт Хейнеман в "Частной войне" концентрируется по большей части в изображении главного характера на вполне очевидной алкогольной зависимости, как способе снятия стресса, и на преследующих Мэри Колвин страхах и видениях. Он предпочитает больше показывать героиню Розамунд Пайк, а не рассказывать о ней в поясняющих диалогах. Ленте, снятой в большинстве случаев при помощи средних и крупных планов, удается практически все время сохранять напряженный темп и заставлять зрителей быть рядом с теми, кто находится в кадре. Отбросив в сторону политику и рассматривая этот проект больше как художественное произведение, можно говорить о блестящем видении локаций оператором Робертом Ричардсоном, когда каждое нажатие по клавиатуре ноутбука, каждая закуренная сигарета и каждое сказанное Колвин слово подобны одиночным выстрелам, которые вносят свой вклад в борьбу за мир и привлечение внимания к существующим глобальным конфликтам. Главная героиня "Частной войны" сражается в том числе и с собой, со своим собственным идеализмом и ужасами все глубже и глубже проникающими в ее душу, она прекрасно понимает, что у нее нет другого способа уйти из жизни, кроме гибели в очередном бою, приняв смерть настоящего солдата. Мэтт Хейнеман показывает при этом образ Мэри Колвин, которая не борется за эмансипацию там, где идет настоящая мужская военная работа, она абсолютно своя на этом пространстве и это происходит весьма буднично и без всяких вызовов. Розамунд Пайк прекрасно понимает, что ее героиня независимо настроенная женщина, разум которой пронизан повсеместно минными растяжками подсознания, которые время от времени взрываются, когда Колвин уходит в отрыв в обычной жизни, не понимая и отрицая травмы, живущие внутри нее много лет как у журналиста с линии огня. Не случайно, ее звездным часом по сюжету фильма становится репортаж для CNN в прямом эфире, где она рассказывает сытому и благополучному западному миру о том, что в осажденном Хомсе заперто в блокаде огромное количество мирных людей, героиня Пайк заставляет задуматься о том, что происходит со всеми нами, уже давно затянутыми в общую геополитическую бурю. Поэтому "Частная война" оказывается фильмом, где главная героиня Мэри Колвин видит определенные ужасные вещи, но, что совсем не парадоксально, не может отвести от этого свой взгляд, однако она делает все максимально так, чтобы и зрители и читатели ее репортажей оказались сопричастны к той боли, которую она постоянно видела в происходящем.