Национальный дискурс способен окрасить то или иное историческое событие таким образом, что оно становится практически неузнаваемым для носителей иного культурного кода. Это не в последнюю очередь касается Первой мировой войны, столетие с момента окончания которой вызвало появление множества художественных произведений. Если говорить о кинематографе, то на ум сразу же приходит «1917» британца Сэма Мендеса. Картину Александра Золотухина вполне можно было назвать «1916», но автор предпочел дать своему фильму другое имя. На экраны вышел «Мальчик русский». И война там показана совсем не английскими глазами. Оно и понятно, для островной империи мировая бойня № 1 стала лебединой песней, самой славной победой, что и придает окопным зарисовкам глянцевый оттенок парадного блокбастера. Для русских все сложилось немного иначе. Отсюда и выбор стилистики, метода подачи материала Золотухиным.
Официальная историография до сих пор преподносит фронтовые события 1916 года чуть ли не в качестве единственного триумфа в той в общем безрадостной для нас войне. Брусиловский прорыв, многокилометровые подвижки линии фронта на запад, сотни тысяч погубленных и плененных супостатов, новое слово в военном искусстве… Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Ничего подобного в «Мальчике русском» мы не наблюдаем.
Юный воин Алексей (Владимир Королев) прибывает на фронт, обуреваемый вполне себе мальчишеской мечтой «немцев пострелять». Но вместо этого в первом же бою он становится жертвой газовой атаки и теряет зрение. Возвращаться в родную деревню Алексей категорически отказывается, не желая становиться обузой родным. Он хочет остаться на фронте. Желание Алексея исполняется, его определяют служить в тогдашние ПВО. Ослепший мальчик, ставший обладателем обостренного слуха, становится живым радаром: он должен определять момент начала воздушных налетов германской авиации на близлежащий город.
Фронтовые будни показаны создателями картины в лучших отечественных традициях авторского кино Андрея Тарковского и Алексея Германа: бытово, приземленно и по возможности беспафосно, с упором на индивидуальное восприятие героем масштабных событий. Безусловно, Золотухин знает, как делается качественный военный артхаус. А если не знает – ему это подскажет Александр Сокуров, его наставник.
В целом Александру Николаевичу за своего протеже стыдно не будет. Дебютант продемонстрировал отменные кинематографические навыки. К картинке претензий вообще быть не может, все сделано на высоком уровне: изящная стилизация под раскраску черно-белых фильмов, грамотное построение кадра, оптимальное чередование крупных и общих планов. Кастинг непрофессиональных актеров тоже нареканий не вызывает. Не знаю, сделает ли в дельнейшем актерскую карьеру Владимир Королев, но у Золотухина он смотрится органично. Тут надо отдать должное режиссеру, он не ставил слишком сложные задачи перед непрофессиональным исполнителем. Пареньку, возможно, просто показали «Запах женщины», и он понял, как играть слепого (широко раскрытые глаза, поднятый вверх подбородок). И танцевать ему не пришлось.
А вот музыкальная составляющая фильма может вызывать раздражение. На мой взгляд, Рахманинов хорош сам по себе, без встраивания его произведений в инородное кинематографическое тело. Обращение к музыке этого творца носит несколько спекулятивный характер. На Западе именно Рахманинов (наряду с Чайковским) самый узнаваемый, «самый русский композитор». Молодой амбициозный режиссер берет фестивальный прицел. Вроде бы пенять ему на это неудобно: вспомните настойчивое обращение Тарковского к Баху, эксперименты с саундтреком самого Сокурова. Однако, что дозволено обитателям кинематографического Олимпа, то не дозволено дерзким дебютантам. И откровенное недоумение вызывают попытки авторов фильма сопроводить наиболее пафосные эпизоды фильма бравурными отрывками из произведений Рахманинова. Как ни странно, более удачными можно признать акустические вкрапления репетиции оркестра в приглушенный речитатив окопного быта.
Создатели картины понимают: артхаусные выкрутасы – само собой, но в фильме должны присутствовать маркеры времени, чтобы уж вовсе не отрываться от исторического контекста и оправдать поддержку госструктур. Это вызывает появление в ткани повествования двух выпадающих из сюжетной канвы эпизодов: агитатор раздает солдатам листовки и сообщает, что Европа… то есть, пролетариат, им поможет. А садист офицер (прямо хоть в «Броненосец Потемкин» его вставляй), зверски наказывает слепого мальчика. Это чтобы зритель не забывал: революция уже не за горами, верхи не могут, а низы не хотят.
Положение обязывает, а потому ученик самого Сокурова не может позволить себе линейное изложение в целом простенькой истории. Он должен погрузить аскетичный видеоряд в контекст постмодернистских смыслов, семантических загадок, затейливых аллюзий. И с этим у Золотухина, на мой взгляд, возникает больше всего проблем. Неоднократные отсылки к «Притче о слепых» Брейгеля – еще цветочки. Многозначительно подобранное главному герою имя тоже можно принять: раз уж юродивый, так обязательно Алеша. Куда нам без Достоевского, пипл просто не поймет. Но вот эпизод с охмурением Алексея ксендзом выглядит уже просто пародийно, так и ждешь, что выручивший главного героя из тенет католицизма Назарка процитирует Остапа Бендера.
Финальная сцена тоже не делает чести вкусам режиссера. Запряженные в артиллерийское орудие солдаты, тягающие ее в гору под мощные аккорды симфонического оркестра в позе репинских бурлаков – это сильно! Так что Александр Золотухин, демонстрируя отменную выучку и несомненные задатки большого таланта, оставляет простор для воображения зрителей и критиков: что он сможет сделать, когда перестанет мнить себя законченным мастером, а вступит на скромную стезю старательного подмастерья.
4
,7
2019, Россия, Драмы
72 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Национальный дискурс способен окрасить то или иное историческое событие таким образом, что оно становится практически неузнаваемым для носителей иного культурного кода. Это не в последнюю очередь касается Первой мировой войны, столетие с момента окончания которой вызвало появление множества художественных произведений. Если говорить о кинематографе, то на ум сразу же приходит «1917» британца Сэма Мендеса. Картину Александра Золотухина вполне можно было назвать «1916», но автор предпочел дать своему фильму другое имя. На экраны вышел «Мальчик русский». И война там показана совсем не английскими глазами. Оно и понятно, для островной империи мировая бойня № 1 стала лебединой песней, самой славной победой, что и придает окопным зарисовкам глянцевый оттенок парадного блокбастера. Для русских все сложилось немного иначе. Отсюда и выбор стилистики, метода подачи материала Золотухиным. Официальная историография до сих пор преподносит фронтовые события 1916 года чуть ли не в качестве единственного триумфа в той в общем безрадостной для нас войне. Брусиловский прорыв, многокилометровые подвижки линии фронта на запад, сотни тысяч погубленных и плененных супостатов, новое слово в военном искусстве… Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Ничего подобного в «Мальчике русском» мы не наблюдаем. Юный воин Алексей (Владимир Королев) прибывает на фронт, обуреваемый вполне себе мальчишеской мечтой «немцев пострелять». Но вместо этого в первом же бою он становится жертвой газовой атаки и теряет зрение. Возвращаться в родную деревню Алексей категорически отказывается, не желая становиться обузой родным. Он хочет остаться на фронте. Желание Алексея исполняется, его определяют служить в тогдашние ПВО. Ослепший мальчик, ставший обладателем обостренного слуха, становится живым радаром: он должен определять момент начала воздушных налетов германской авиации на близлежащий город. Фронтовые будни показаны создателями картины в лучших отечественных традициях авторского кино Андрея Тарковского и Алексея Германа: бытово, приземленно и по возможности беспафосно, с упором на индивидуальное восприятие героем масштабных событий. Безусловно, Золотухин знает, как делается качественный военный артхаус. А если не знает – ему это подскажет Александр Сокуров, его наставник. В целом Александру Николаевичу за своего протеже стыдно не будет. Дебютант продемонстрировал отменные кинематографические навыки. К картинке претензий вообще быть не может, все сделано на высоком уровне: изящная стилизация под раскраску черно-белых фильмов, грамотное построение кадра, оптимальное чередование крупных и общих планов. Кастинг непрофессиональных актеров тоже нареканий не вызывает. Не знаю, сделает ли в дельнейшем актерскую карьеру Владимир Королев, но у Золотухина он смотрится органично. Тут надо отдать должное режиссеру, он не ставил слишком сложные задачи перед непрофессиональным исполнителем. Пареньку, возможно, просто показали «Запах женщины», и он понял, как играть слепого (широко раскрытые глаза, поднятый вверх подбородок). И танцевать ему не пришлось. А вот музыкальная составляющая фильма может вызывать раздражение. На мой взгляд, Рахманинов хорош сам по себе, без встраивания его произведений в инородное кинематографическое тело. Обращение к музыке этого творца носит несколько спекулятивный характер. На Западе именно Рахманинов (наряду с Чайковским) самый узнаваемый, «самый русский композитор». Молодой амбициозный режиссер берет фестивальный прицел. Вроде бы пенять ему на это неудобно: вспомните настойчивое обращение Тарковского к Баху, эксперименты с саундтреком самого Сокурова. Однако, что дозволено обитателям кинематографического Олимпа, то не дозволено дерзким дебютантам. И откровенное недоумение вызывают попытки авторов фильма сопроводить наиболее пафосные эпизоды фильма бравурными отрывками из произведений Рахманинова. Как ни странно, более удачными можно признать акустические вкрапления репетиции оркестра в приглушенный речитатив окопного быта. Создатели картины понимают: артхаусные выкрутасы – само собой, но в фильме должны присутствовать маркеры времени, чтобы уж вовсе не отрываться от исторического контекста и оправдать поддержку госструктур. Это вызывает появление в ткани повествования двух выпадающих из сюжетной канвы эпизодов: агитатор раздает солдатам листовки и сообщает, что Европа… то есть, пролетариат, им поможет. А садист офицер (прямо хоть в «Броненосец Потемкин» его вставляй), зверски наказывает слепого мальчика. Это чтобы зритель не забывал: революция уже не за горами, верхи не могут, а низы не хотят. Положение обязывает, а потому ученик самого Сокурова не может позволить себе линейное изложение в целом простенькой истории. Он должен погрузить аскетичный видеоряд в контекст постмодернистских смыслов, семантических загадок, затейливых аллюзий. И с этим у Золотухина, на мой взгляд, возникает больше всего проблем. Неоднократные отсылки к «Притче о слепых» Брейгеля – еще цветочки. Многозначительно подобранное главному герою имя тоже можно принять: раз уж юродивый, так обязательно Алеша. Куда нам без Достоевского, пипл просто не поймет. Но вот эпизод с охмурением Алексея ксендзом выглядит уже просто пародийно, так и ждешь, что выручивший главного героя из тенет католицизма Назарка процитирует Остапа Бендера. Финальная сцена тоже не делает чести вкусам режиссера. Запряженные в артиллерийское орудие солдаты, тягающие ее в гору под мощные аккорды симфонического оркестра в позе репинских бурлаков – это сильно! Так что Александр Золотухин, демонстрируя отменную выучку и несомненные задатки большого таланта, оставляет простор для воображения зрителей и критиков: что он сможет сделать, когда перестанет мнить себя законченным мастером, а вступит на скромную стезю старательного подмастерья.