Бурение Кольской экспериментальной опорной сверхглубокой скважины (СГ-3) началось 24 мая 1970 года неподалеку от города Заполярный Мурманской области близ озера Вильгискоддеоайвинъярви. Главное отличие Кольской сверхглубокой от других скважин заключалась в том, что ее бурили исключительно с научными целями, в частности, чтобы получить подтверждение верности теоретических моделей строения нижних слоев земной коры. В разные годы здесь работало 16 исследовательских лабораторий. Исследование пород заставило ученых пересмотреть представления о строении земной коры. В частности, на глубине более 9 километров были обнаружены многочисленные трещины, заполненные водой, хотя в теоретических выкладках там должны быть монолитные породы. Кроме того, были найдены окаменевшие микроорганизмы, чей возраст превышал 2,8 млрд лет, и метан в высокой концентрации. Все это опровергало существовавшие теории о возникновении жизни и о том, что нефть и газ имеют биологическое происхождение.Однако бурение не происходило гладко. Если первые 7000 метров были пройдены штатно, то далее начались сложности: осыпался ствол скважины, заклинивало бур, обрывалась алмазные коронки и колонны труб. Одна из самых крупных аварий случилась в сентябре 1984 года. На глубине 12066 метров буровая колонна застряла, а при попытке ее поднять оборвалась. Бурение пришлось возобновить на несколько километров выше, с отклонением от прежнего ствола. Кроме того, как рассказывал директор Научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая» Давид Губерман, температура в недрах оказалась гораздо выше ожидаемой. Если на глубине в 7000 метров она была 120 °С, то на глубине в 12 000 метров она составила аж 230 °С. Объяснить такой резкий подъем температуры ученые не смогли. В июне 1990 года скважина достигла глубины 12262 метров, и это позволило внести Кольскую сверхглубокую в Книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору. Но тут произошла новая авария — колонна труб оборвалась на отметке 8 550 метров. Возобновление работ требовало долгой подготовки, обновления техники и новых затрат. В итоге в 1994 году бурение Кольской сверхглубокой прекратили.Закрытие скважины связывают и с легендой, которую подхватили и растиражировали западные СМИ. Ученые опустили в скважину на глубину 12 тыс. метров микрофон и записали странные звуки, похожие на стоны и крики сотни людей. Так появилась легенда о том, что ученые невольно откопали «колодец в ад». Неожиданно высокая температура в глубине земных недр лишь подогревала эту идею. И когда однажды Давида Губермана попросили прокомментировать эти слухи, он ответил так: «С одной стороны, это чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу утверждать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно, был зафиксирован очень странный шум, потом — взрыв. Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось». Создатели фильма предлагают свою версию возможных событий на уникальном объекте.Идея фильма принадлежит сценаристу Виктору Бондарюку. Своей задумкой он поделился с продюсером Сергеем Торчилиным. «Изучая историю Кольской сверхглубокой скважины, я удивился: произошедшие там события привлекли внимание многих мировых СМИ. Тем не менее, документы, связанные с разработками Кольской, до сих пор под грифом «Секретно», – рассказывает Сергей Торчилин. – Я сам отправился к тем местам. И чем больше я узнавал, тем четче понимал потенциал проекта. На мой взгляд, легенда о Кольской – отличный хай-концепт, чтобы сделать крепкую жанровую картину». В течение последующих нескольких лет создатели фильма провели большую исследовательскую работу: изучали документы, касающиеся бурения скважины и деятельности исследовательских лабораторий, встречались с многочисленными консультантами – историками, медиками, военными и даже представителями спецслужб. Авторы картины побывали в Мурманской области и на самом объекте. Накопленный материал послужил основой сразу для нескольких вариантов сценария, каждый из которых подробно обсуждался.На этапе подготовки финальной версии сценария к проекту присоединился режиссер Арсений Сюхин. Интернет-аудитории он известен как создатель ярких жанровых короткометражных фильмов ПЕРЕХОД и ТЯЖЕЛОЕ ПОХМЕЛЬЕ. «Режиссеров, работающих в жанре комедии, драмы или, скажем, спортивной ленты, можно разделить на три группы: топовые, те, у кого иногда получается, и те, у кого никогда не получается, – размышляет продюсер Сергей Торчилин. – В случае с таким жанром, как мистический триллер, все сложнее. Потому что в отечественном кинематографе таких картин практически нет. Даже наличие жанровых «коротких метров» для меня было более важным критерием оценки режиссера, чем послужной список в других жанрах». «Арсений умеет выстраивать саспенс без всего того лишнего, – продолжает Торчилин. – Он создает его именно за счет правильного нагнетания нужной атмосферы, правильной постановкой камеры, правильной работы с актерами. Все это – то, что и нужно было, чтобы картина стала интересным фильмом».Арсений Сюхин был особенно рад присоединиться к проекту. «Как уроженец Кольского полуострова я не мог не знать о такой достопримечательности родного края, – рассказывает режиссер. – Нам о Кольской сверхглубокой скважине рассказывали еще в школе. Поэтому было интересно оттолкнувшись от реальных событий предложить свою, пусть и фантастическую историю, которая не только соответствовала бы стандартам жанрового кино, но была бы при этом про нашу страну, про наших людей и для наших зрителей». Актеры, занятые в фильме, отмечают то, насколько режиссер «болел» проектом. «У нас с Арсением иногда были рабочие разногласия, но это очень сильно помогло и мне, и ему, – признается актриса Милена Радулович. – Разные творческие подходы и идеи помогают постоянно находиться в поиске ответов на вопросы друг друга и добиваться лучшего результата». «Редко можно увидеть, что режиссер может выслушать молодого актера, обдумать сказанное и лишь затем принять решение «за» или «против», – поддерживает разговор о режиссере актер Кирилл Ковбас. – И если это решение «против», то объяснить, почему».Окончательная версия сценария была доработана совместными усилиями Виктора Бондарюка, Арсения Сюхина и Сергея Торчилина и Милены Радулович. Именно этот вариант развития сюжета подразумевал минимум неправдоподобных допущений. Проводя кастинг актеров, режиссер и продюсеры искали исполнителей, которые будут органично выглядеть внутри событий 1980-х годов. Чтобы добавить достоверности происходящему на экране, было решено отказаться от привлечения в проект узнаваемых лиц. «Узнаваемость плоха для жанра, - убежден Сергей Торчилин. – Обратите внимание, к примеру, на дальнего собрата мистического триллера – мистический хоррор. Все попытки насытить жанровое кино звездами приводили к неуспеху картин. Конечно, это – не единственная причина провалов, но один из факторов, который заставляет задуматься. За узнаваемым актером всегда тянется шлейф его ролей. Нам же хотелось сделать кино чистое, без лишних эмоций».Особое внимание было уделено поиску исполнительницы главной роли. Эпидемиолог Анна прибывает на объект «Кольская сверхглубокая», чтобы разобраться с происходящим там. Ей приходится не только столкнуться с необъяснимыми явлениями, но и противостоять им. Анна, за внешней хрупкостью которой скрывается огромная внутренняя сила, – яркий женский персонаж, способный пополнить галерею культовых образов, среди которых Эллен Рипли (франшиза ЧУЖОЙ), Сара Коннор (франшиза ТЕРМИНАТОР), Дана Скалли (сериал «Секретные Материалы») и другие. В современном кино женщины все чаще становятся главными героинями фильмов практически всех жанров, но создатели КОЛЬСКОЙ СВЕРХГЛУБОКОЙ утверждают, что их центральный персонаж Анна не дань тренду. «В боевиках, несмотря на известные исключения, зрителю проще видеть в главной роли мужчину, а триллерах и фильмах ужасах – женщину, – поясняет Арсений Сюхин. – Так уж выходит, что героиня, преодолевающая страх и боль, вызывает больше сопереживания, чем герой-мужчина».Создатели фильма отсмотрели десятки претенденток на роль Анны, прежде чем остановили выбор на сербской актрисе Милене Радулович, известной российским зрителям по фильму БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ. «Честно говоря, высокая узнаваемость Милены после этой ленты для нас была, скорее, минусом, чем плюсом, – говорит продюсер Сергей Торчилин. – Но Милена продемонстрировала игру в стилистике картин НЕЧТО и ЧУЖОЙ, в которой нет лишней эмоциональности и драмы, к которой наше кино тяготеет в любом жанре. Когда много действия и мало текста, надо играть так, чтобы было интересно смотреть, как ты идешь, стоишь, думаешь…». И хотя Милена Радулович, по ее словам, не является ярым поклонником мистических триллеров, предложение сыграть в этом фильме она приняла с восторгом. Как утверждает актриса, она и представить не могла, что в ее фильмографии появится подобная лента, ведь в Сербии не снимают фильмы этого жанра. «Кроме того, это еще самая большая роль, из тех, что мне приходилось играть, – рассказывает Милена Радулович – Я присутствую в каждой сцене, и это по-актерски очень интересный опыт. В сценарии были прописаны особенности характера моей героини и ситуации, через которые она проходит, но создать ее образ и модель поведения я могла сама. Это был очень тяжелый процесс, но он доставлял огромный кайф». Говоря о своем сходстве и отличиях с персонажем, актриса замечает: «Ответственность – наше общее качество. А еще Анна очень амбициозная, и это тоже наша с нею фишка. Она человек, который имеет цель и всегда идет до конца. Конечно, актеры в любом случае вкладывают что-то свое в природу персонажей. Но и различий хватает. Анна – ученый, с холодным подходом ко всему. Она очень чувствительный человек, но эмоционально сдержанный. В таких ситуациях, как у нас в фильме, у меня сразу же бы началась паника, я бы не смогла быть такой крутой, как моя героиня».Экспедицию к Кольской сверхглубокой скважине, где происходят необъяснимые и страшные события, по сюжету возглавляет полковник ГРУ по имени Юрий Борисович, роль которого исполнил актер и сценарист Николай Ковбас. «В детстве я зачитывался Айзеком Азимовым, Рэем Брэдбери, Станиславом Лемом, – вспоминает актер. – По Стругацким постигал правила жизни. Поэтому для меня возможность принять участие в этом проекте показалась очень интересной». Для героя Ковбаса главное, чтобы задание было выполнено любой ценой». У актера была возможность понять таких людей: он встречался с представителями спецслужб, читал их мемуары, а также играл их в спектаклях в документальном жанре вербатим (в которых актеры воспроизводят необработанную художественно прямую речь реальных людей). «Если начать интересоваться историей страны, то сразу понятно, что мы, мужчины, все рождены на случай войны, – говорит Николай Ковбас. – Страна всегда воевала, поэтому и психология человека, и менталитет у нас такой. И в какой-то момент я стал не так настороженно относиться к служивым людям, начал понимать, как они мыслят, как воспитываются. Хотим мы того или нет, стоит признать: в нынешнем виде наша страна существует благодаря им. И в плохом, и в хорошем смысле».Под руководством Юрия Борисовича на объект приезжает команда спецназовцев, старшим из которых является прапорщик по прозвищу Батя. Его сыграл актер Виктор Низовой. «Батя – это человек, у которого мало слов в прямом и переносном смысле, но очень много дела, – рассказывает о своем герое Виктор Низовой. – Есть такие люди, которые говорят-говорят-говорят, но в итоге ничего не происходит. Батя – совершенная противоположность, он четко знает свои обязанности и права, он занимает свою нишу в команде. Он неглавный персонаж, но без него главным героям пришлось бы очень непросто, потому что Батя – катализатор для всей команды, такая «деталька», без которой машина будет буксовать». Интересной находкой сценариста было сделать Батю меломаном, слушающим альбомы легендарных рок-групп. Он не расстается с своим плеером, это – его талисман. И эта его любовь дала «штришочек» моей роли».На объекте команду командированных встречают сотрудники лаборатории. Один из них, лаборант Петр (Кирилл Ковбас) отправил высшему руководству рапорт о начавшихся необъяснимых событиях. Причем сделал это через голову своего непосредственного начальника – профессора лаборатории Григорьева (эту роль сыграл Вадим Демчог). «Мой герой – тот человек, который вызвал на объект эту кодлу и обрек всех на не самый благоприятный исход, - рассказывает Кирилл Ковбас. – Для моего персонажа важно самому узнать, что же произошло на объекте. Да, жизнь важна, но наука важнее для него». Кирилл признается, что КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ стала для него актерским вызовом. «Я столкнулся на съемочной площадке с вопросом: «А как играть?», – признается Кирилл. –Человеку постоянно страшно и постоянно некомфортно».Кирилл неоднократно работал на съемочной площадке со своим отцом Николаем Ковбасом (полковник Юрий Борисович), но столько экранного времени они проведут бок о бок впервые. «Наши нынешние рабочие взаимоотношения с отцом – счастливые моменты в моей профессиональной жизни, – делится актер. – У нас были разные периоды. В детстве и юности его советы на площадке я воспринимал не как помощь коллеги, а как вмешательство отца. У нас были такие контры! А сейчас я чувствую силу, когда отец рядом. Я счастлив, когда он включается и наблюдает за мной. Но не для того, чтобы поругать или сделать замечание, а именно подметить какой-то момент, который можно сделать лучше, докрутить». «Мы говорим с Кириллом на одном языке, – утверждает Ковбас-старший. – Разговаривая друг с другом о наших ролях, мы придерживаемся четкой установки: возможно, стоит сделать так-то, но выбор за тобой».Еще одного сотрудника лаборатории Кольской сверхглубокой Николая сыграл телеведущий и актер Никита Дювбанов. Никита – поклонник жанрового кино и компьютерных игр. Для Дювбанова показателем высокого потенциала этой истории стало то, что после прочтения сценария ему захотелось увидеть КОЛЬСКУЮ СВЕРХГЛУБОКУЮ не только кинолентой, но и игрой. «Первым делом я бы в это поиграл, – уверяет Никита. – Мне было бы интересно двигаться через всю историю вместе с главными героями». После знакомства с режиссером Арсением Сюхиным желание Никиты сыграть в этой картине только усилилось. Оказалось, что они оба выросли на одних и тех же книгах и фильмах. Более того, актера на кастинге ждал сюрприз. «Помню, пришел я на первые пробы с текстом. Читаю и понимаю: что-то очень знакомое, – улыбается Никита. – Да это ж сцена из фильма НЕЧТО Карпентера. Это была классная «пасхальная» проверка!».Важной составляющей работы над фильмом для авторов картины стало кропотливое воссоздание облика эпохи 80-х. И хотя основное действие картины происходит на секретном объекте под землей, а главными героями являются либо военные, либо ученые, нужно было создать такую атмосферу, чтобы зритель ни на секунду не сомневался в правдоподобности происходящего на экране. Для поиска изобразительных решений ленты был приглашен оператор Гайк Киракосян. Свою карьеру он начинал в СССР, снимал фильмы в России и Армении, а в последние годы работает в Турции. На его счету десятки полнометражных и короткометражных художественных и документальных лент, несколько кинонаград и призов кинофестивалей. «В его фильмах я увидел, как за счет простых средств создается высокий production value (ценность продукции. – Прим. ред.), это был действительно достойный визуальный ряд, – говорит продюсер Сергей Торчилин. – К тому же турецкое кино привыкло работать в схожих с нами обстоятельствах, поэтому мы довольно легко нашли общий язык. У Гайка, наверно, лучшая операторская группа, которую я встречал за время своей работы в кино, поэтому очень рад, что мы вошли в проект вместе».Оператор со своей командой серьезно подошел к визуальному воплощению 80-х на экране. Поначалу он обдумывал возможность использования технологии киносъемки того периода – на кинопленке с полным фотохимическим процессом ее проявления и с использованием оптики и камеры того периода. Но этот вариант требовал значительных дополнительных финансовых расходов. «Мы остановились на съемке современной цифровой камерой, но идея использовать оптику советского производства того периода осталась в силе, – рассказывает Гайк Киракосян. – Любые оптические приспособления создают иллюзию реалистичности. Оптика той эпохи, особенно советского производства, обладает очень своеобразной передачей контраста и пространства. Это и определенная мягкость, и специфическое преломление перспективы, и пониженный контраст изображения. К тому же мы остановили выбор на использовании анаморфотной оптики. Она позволяла создавать изображение, скажем так, фактуры той эпохи. В то же самое время специфический формат кадра 2.4:1 прекрасно подходил как для формирования пространства нашего научного модуля, так и для гибкого развода мизансцен с большой группой актеров в тесном пространстве».Огромную исследовательскую работу при подготовке к съемкам провела и команда под руководством художника-постановщика Марселя Калмагамбетова. Прежде он работал исключительно над кинопроектами, в которых действие разворачивается в современности. «Мне хотелось реализовать себя как художника в историческом проекте, – рассказывает Калмагамбетов. – Важно было обратить внимание на детали, чтобы эпоха была узнаваема. На протяжении почти четырех месяцев велась кропотливая работа по созданию образа фильма. Я находил вдохновение, отсматривая ленты-референсы, погружался в материал, изучал реальные объекты, которые должны появиться в нашем фильме». Вместе Гайк Киракосян и Марсель Калмагамбетов разработали цветосветовое решение фильма. «Мы использовали три основных цвета, - рассказывает художник-постановщик. – Базовым стал серый цвет и его многочисленные оттенки. Желтый был заложен в цвете костюмов и цвете разметки на объекте. И, наконец, красный цвет, который создавал тревогу и элементы саспенса».По световому решению операторская команда условно разделила фильм на несколько частей. «По мере развития сюжета менялся свет, постепенно уменьшалась яркость освещения, падала насыщенность цветов, статичный свет постепенно заменялся на двигающиеся источники света, которые вкупе с темнотой создавали интересную хореографию света и тени, которая менялась как в зависимости от реалистичности сюжетной линии, так и от настроения отдельно взятого эпизода», – рассказывает Гайк Киракосян. Неразрывно с работой над цветосветовым решением картины была связана разработка декораций и выбор локаций для съемок. «Мы вместе с Гайком и Арсением долго все обсуждали, ездили-смотрели объекты, выбирали, отменяли, придумывали заново из-за корректировок в сценарии, - рассказывает о художник-постановщик Марсель Калмагамбетов. – Я создал географический план павильона, где происходит основная часть действия фильма. Безусловно, все визуальное воплощение ленты было полностью подчинено сценарию и сюжету. Мы создали коридоры с бесконечными поворотами, зигзагообразными угловыми пересечениями, лабиринтными элементами, внимательно относились к тому, какой ширины должны быть коридоры, какие элементы там должны присутствовать, чтобы это помогало созданию общему настроению картины. Мы визуально уменьшили высоту помещений, чтобы это ощущение давило на зрителя, чтобы он чувствовал, что действие происходит под землей на глубине 5000 и 12000 метров в зависимости от сцены». Командой художников был сделан сначала маленький, а затем большой макет будущих декораций. Арсений Сюхин и Гайк Киракосян с помощью камеры GoPro в этом макете сняли пробные эпизоды, и только после этого были сделаны точные просчеты и началось строительство декораций. Авторы фильма не забывали и о правдоподобности создаваемого ими мира. «Главной задачей было заставить зрителя поверить в то, что если бы в середине 80-х годов в СССР был подобный секретный объект на этой глубине, то выглядел он бы именно так, – говорит Арсений Сюхин. – Это должно быть одновременно и одно из достижений советской науки, и место, в котором все напоминает о том, что мы сейчас очень глубоко под землей, а значит, в случае чего выбраться отсюда будет не проще, чем сбежать с космического корабля. Надеюсь, у нас это получилось».Съемки проходили в павильоне площадью 1200 кв.м., на территории которого возвели «подземную часть» объекта «Кольская сверхглубокая». Помимо работы в павильонных декорациях, часть съемок было решено провести на натуре в непосредственной близости от реального объекта «Кольская сверхглубокая» - в Мурманской области. Все члены съемочной команды с восторгом отзываются об этой экспедиции. «Это было суперкруто, – вспоминает актер Кирилл Ковбас. – Я безумно рад этой поездке. Я понял, что хочу попутешествовать по нашей стране». «Съемочные дни на натуре запомнились мне больше всего, – вторит коллеге Виктор Низовой. – Мы летели над Баренцевым морем, вокруг снег, сугробы». «Я никогда в жизни не видела столько снега, хотя местные говорили, что его в этом году было немного, – с улыбкой замечает Милена Радулович. В Мурманской области съемочная группа работала на нескольких локациях. Первая – рудник Северный в городе Заполярном, принадлежащий Кольской горно-металлургической компании, дочернему предприятию «Норильского никеля». Здесь была снята сцена приезда экспедиции с главной героиней Анной и полковником ГРУ Юрием Борисовичем. Персонажи на УАЗе заезжают в наклонную шахту, которая ведет к секретному объекту. «К «буханке», в которой ехали актеры, была приварена специальная платформа, – рассказывает продюсер Александр Калушкин. – На этой конструкции находились режиссер, оператор со стедикамом. Съемка спуска в шахту шла в реальном времени». За руль автомобиля сел сам Калушкин, чем удивил всю съемочную группу. «Там была интересная и опасная особенность – посреди дороги такое углубление, в которое стекают воды и образуют достаточно широкую и глубокую речушку, - рассказывает Калушкин. – И вести эту «буханку» было крайне непросто, потому что любое неаккуратное движение рулем повлекло бы мощнейшее повреждение, а достать «буханку» без специальных средств было бы невозможно».Кроме того, на «Северном» кинематографисты снимали и в руднике под землей на глубине около 200 метров, при этом сам рудник не прекращал свою работу ни на минуту. «Каждое утро нас забирали несколько КамАЗов, которые отвозили всю съемочную группу под землю, – рассказывает продюсер Александр Калушкин. – Мы разместились на одном из первых уровней ниже земли, а работы продолжались на глубине вплоть 1000 метров. Это были максимально экстремальные условия, тем более что в отдельных местах в шахте шли подрывные работы. Конечно, нам говорили, что все будет нормально, тем не менее, когда раздаются взрывы на том же объекте, где ты находишься, невольно чувствуешь страх. Мы буквально ощутили то, что потенциально могло происходить на реальной Кольской сверхглубокой». Создатели фильма привезли из Москвы «лифт», который использовали для съемок, и перед ними стояла сложная задача интеграции этой декорации в реальный объект. «Мы добивались того, чтобы у зрителей создалось полное ощущение, что с улицы можно попасть в наклонную шахту, по ней проехать на машине и, пересев в лифт, спуститься в подземелье на глубину 5000 метров, – рассказывает художник-постановщик Марсель Калмагамбетов.По окончании съемок в руднике Северный команда фильма должна была отправиться на уникальную натурную локацию неподалеку от села Терúберка на берегу Баренцева моря. Еще за несколько дней до переезда в новое место погодные условия оставляли желать лучшего. Локацию занесло снегом, а ветер до 22 м/c не позволял поднять в небо вертолеты. «Портал открылся ровно в момент, когда мы выехали из Заполярного, и гарантии, что мы проедем в Териберку всем составом, вообще никакой не было, – рассказывает Александр Калушкин. – Но нам повезло, мы проехали, и все было готово точно по графику. Нам удалось расчистить несуществующую дорогу от самого села до берега Баренцева моря, где непосредственно снимали посадку самолета, высадку артистов, героев фильма и собственно заход в объект «Кольская сверхглубокая». Ветер стих до 5-6 м/c, поэтому мы успешно отработали и сложные съемки в небе, когда нужно было синхронизировать два вертолета. Это – отдельная наша гордость, что все получилось и ни одного инцидента не произошло». Съемки в вертолетах стали настоящим вызовом для актерского состава. «Представьте: летишь над Баренцевым морем, – рассказывает Николай Ковбас. – По сюжету мы попали в болтанку – естественно, режиссер с продюсерами просят пилотов качать вертолет. И они это с радостью делают, а ты думаешь: ну, все, сейчас грохнемся. А каждый эпизод мы снимали на русском и английском языках, и это было непросто! Это был вызов!». «Я первый раз снимался в летящем вертолете, – признается Виктор Низовой. – Звуковики лежали под сидениями в вертолете, грохот, Гайк дает команду, режиссер дает команду, нас бросает из стороны в сторону над скалами в Баренцевом море».Творческая команда фильма решила отказаться, насколько это возможно в современном кино, от компьютерной графики и следовать канонам культовых лент 1980-х. «Сама по себе задумка «триллер про сверхъестественное в СССР» заставляет зрителя ставить все происходящее под сомнение, – рассуждает режиссер Арсений Сюхин. – Мы еще не привыкли смотреть на свое прошлое в таком ключе. Благодаря советскому кино сложилось конкретное представление о том, как должно выглядеть то время. Поэтому возникла идея: если кино про 80-е, то зрителю будет проще поверить в него, если оно будет выглядеть так, словно в 80-х его и сняли. А значит, вместо компьютерной графики на первый план должны выйти декорации, грим и аниматроника». Сергей Торчилин дополняет коллегу: «Продюсеры выбирают графику потому, что компьютерные эффекты позволяют сделать что угодно в принципе за любой бюджет. Модель можно сделать хуже или лучше, более или менее прорисованную, но ты ее сделаешь в любом случае. Аналоговые эффекты в этом смысле жестче, потому что ты сразу знаешь, сколько это будет стоит, а стоит это немало. Но ты и получаешь то, что результат виден сразу во время съемок – не больше не меньше. Опять же, актерам гораздо удобнее играть и выполнять задачи с тем, что они видят, могут пощупать. То же касается и работы оператора. И в конечном итоге совсем по-другому это воспринимает зритель. Давайте вспомним франшизы в нашем жанре, которые переживали и эпоху аналоговых эффектов, и эпохи цифровых эффектов. «Терминаторы» или «Чужие» – аналоговые части этих франшиз до сих пор считаются культовыми и наиболее правдоподобными». За создание пластического грима и физических спецэффектов на проекте КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ отвечали мастера команды Galaxy Effects, которые работали над лентами "Притяжение", Т-34 и ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ. В их задачи входило создание образов с помощью пластических деталей грима, разработка и выполнение физиологических спецэффектов. «Производство такого рода спецэффектов – это, конечно, сложный многоступенчатый процесс, предполагающий слаженную работу специалистов разного профиля: скульпторов, техников, инженеров, мастеров по созданию форм, художников и многих других, – рассказывает основатель Galaxy Effects Юрий Жуков. – Первые эскизы были предоставлены творческой командой фильма, по ним мы и сделали макеты. По гриму создатели дали нам целые альбомы референсов, фотографий фактур, зарисовок и комментариев. На основе всего этого мы отрисовали 3D-модели и разработали единую концепцию по всем спецэффектам, которые и можно будет увидеть в фильме».КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ, по словам продюсера Сергея Торчилина, это – кино о выживании. «Будучи русскими авторами, мы не удержались и ввинтили в кино еще одну идею помимо выживания, – признается продюсер. – Но постарались сделать это очень тонко. Надеюсь, это будет заметно тому, кто захочет эту идею увидеть». Но, безусловно, каждый, кто работал над фильм, увидел в сюжете что-то свое, волнующее его. Милена Радулович: «Это кино про выбор: вы либо сами его делаете, либо, если пропускаете этот момент, жизнь делает выбор за вас». Николай Ковбас: «Для меня главная тема – столкновение с неизвестным, опасным и попытка остаться человеком». Никита Дювбанов: «Наш фильм – про момент, когда человек оказывается в экстремальных, граничащих со смертью условиях, у него часто начинают работать первородные, глубоко скрытые, почти звериные установки». Гайк Кирокосян: «Лично для меня это история о всех нас – о людях, верящих в то, что познали основные тайны природы, а на самом деле оказывается, что реальность мироздания далеко не познана. На пути познания нас могут ожидать не только сложности, но и опасности на грани жизни и смерти. И вот, человек оказавшись на этом Пороге, пытается понять свое место в этом бесконечно прекрасном и порой пугающем мире».
Отзывы