Дебютная работа "Что у них было" режиссера и сценариста Элизабет Чомко была показана перед выходом в прокат на множестве фестивалей, включая премьеру в январе прошлого года на таком престижном форуме, как "Сандэнс". Картина стала настоящим открытием и для взыскательной публики, и для критиков. Чомко выбирает в качестве основного ориентира в этом проекте тему памяти, способной связать поколение отцов и детей, расставить акценты о том, какое место в жизни может занимать тот или иной близкий человек, и сконцентрировать рассказ вокруг деменции одного из центральных персонажей Рут (Блайт Даннер, "Громко бьются сердца"). Постановщице удалось задействовать для этой семейной драмы, которая держит внимание буквально до самых финальных титров, первоклассный актерский состав и показать с грустным юмором кризис, способный примирить между собой главных героев ленты не только ценой их неимоверных усилий, но и при помощи трагедии, очень точно уложенной в канву третьего акта картины. Страдающая болезнью Альцгеймера героиня Даннер становится основным объектом заботы для ее мужа и двоих взрослых детей, которые пытаются договориться между собой и решить десятилетиями существовавшие в их отношениях проблемы. Эмоциональный центр тяжести фильма смещается от очевидного момента шестой стадии деменции Рут, разум которой гаснет на глазах у зрителей, в сторону рассуждений об одиночестве в браке и об отношениях, не всегда проходящих проверку временем. Может показаться парадоксальным, но в проекте Чомко также находится место и для развития отношений между отцом семейства Бартом (Роберт Форстер, "Девица"), упрямым бывшим военным, прошедшим войну в Корее, и его сыном Ником (Майкл Шеннон, "451 градус по Фаренгейту"), который ворчлив подобно старику и слишком трезво смотрит на жизнь, чтобы приукрашивать ситуацию с собственной матерью. Элизабет Чомко далека от публицистики, однако в ее фильме болезнь Альцгеймера, причины заболевания которой до сих пор остаются покрытыми тайной, настигает не только семью из Чикаго. Деменция становится общественной проблемой для детей, желающих жить своей жизнью и не обладающих достаточным количеством времени для ухода за дряхлыми родителями, которые вызывают у них глухое раздражение своим упрямством и отказом от дома престарелых. Поэтому "Что у них было" сосредотачивается не на внешних эффектах, а на максимально вовлеченном движении экранной истории, которая с блеском представляет психологические портреты главных героев в развитии и показывает путь надежды, воплощенный с театральным мастерством и подлинными чувствами.
В экспозиции "Что у них было" Чомко страдающая деменцией Рут принаряжается и в канун Рождества уходит по скрипящему снегу в ночь по одной из улиц Чикаго. Такое, видимо, происходит далеко не в первый раз. Герой Роберта Форстера мобилизует детей, Ника и Бриджит (Хилари Суэнк, "Дитя робота"), на поиски матери. С характером Майкла Шеннона проще, он никуда не уезжал из родного города, а его сестре приходится лететь через полстраны из Калифорнии вместе с малоконтактной Эммой (Таисса Фармига, "Наркокурьер"), младшей дочерью, отчисленной из университета за пьянство и нарушение общего распорядка. К тому моменту, когда все оказываются в сборе, персонаж Блайт Даннер уже находится в клинике и ее жизни ничего не угрожает, выживающая из ума женщина каталась на поездах пока не была обнаружена контролерами. Дезориентация Рут вполне очевидна, она, тем не менее, узнает собственных детей и внучку. Диагноз, который ставит молодая женщина-врач для характера Даннер, содержит один главный и самый важный элемент: пожилая женщина должна находиться в условиях, где постоянно происходит забота о ее памяти и поддерживаются ее воспоминания о прожитой жизни. Терпение Ника уже находится на пределе, он сыт по горло подобными происшествиями и нашел место для матери в престижной клинике "Район воспоминаний", созданной специально для тех, у кого болезнь Альцгеймера. По плану героя Шеннона его отец должен поселиться отдельно в доме престарелых, находящемся в нескольких минутах ходьбы от стационара, где будет доживать Рут. Но Барт упорствует и не хочет никуда уезжать из собственной квартиры, по его мнению, жена должна оставаться с ним и это станет для нее лучшим лекарством и лучшей поддержкой, не давая прогрессировать болезни. Характеру Роберта Форстера кажется, что путешествие во Флориду подействует освежающе на его жену и деменция хотя бы на время отступит. Инстинктивно Элизабет Чомко понимает, как постановщица и автор сценария, что должно произойти такое, что еще раз подчернет отсутствие дееспособности у Рут и станет одним из решающих аргументов для помещения ее на лечение. Действительно, героиня Блайт Даннер начинает заигрывать с собственным сыном и ей кажется, что Ник - это ее парень. У Бриджит ничего иного, кроме истерики и нервного смеха, такая новость не вызывает, она очень редко навещает родителей, не чувствуя с ними никакой связи и не обладая временем на общение. Характер Хилари Суэнк уже давно не та примерная католичка, которой она была в юности, женщина средних лет зациклена на себе и своем одиночестве, своих ежедневных изнурительных пробежках и не знает даже, как ей найти общий язык с Эммой, не говоря уже о матери, которая выглядит для нее настоящим живым ископаемым.
Одним из направлений для коллизий в "Что у них было" Чомко выбирает конфликт между братом, оставшимся с родителями в Чикаго и так даже и не закончившим школу, но обладающего талантом бармена, и сестрой, которая рано вышла замуж и покинула навсегда родительский кров, став образцовой матерью двоих детей и не получив из-за этого высшего образования. То, что у Ника с большим трудом складываются отношения с женщинами, и то, что его последняя сожительница покинула его так и не дождавшись предложения руки и сердца, становится поводом для обвинений Бриджит в недостаточном внимании дочери к воспитавшим ее Барту и Рут. Чрезвычайно сильно зависящая от отцовского одобрения героиня Хилари Суэнк выходит замуж не столько для того, чтобы поскорее покинуть ее семью, а для того, чтобы в первую очередь получить одобрение Барта, который изначально видел, что для его дочери, не подающей больших надежд, самое главное счастье - выйти вовремя и правильно замуж и начать жить с человеком, который впоследствии не будет вызывать у нее никаких чувств. В то же время Ника нельзя назвать абсолютно счастливым, он владеет небольшим баром, но живет и спит, по сути дела, там же, в подсобном помещении, после того, как расстался с матерью своего ребенка. Благодаря блестящей драматургии Чомко удается сделать характеры Шеннона и Суэнк взрослыми детьми, которые до сих пор не могут отделиться от родительской пуповины и зачастую зависят от мнения властного и не способного к компромиссам отца. Если учесть, что Рут до начала заболевания была убежденной феминисткой, то общая подавленность детей и их тяга к родительскому вниманию привели к ожидаемой недолюбленности, ставшей причиной множества их комплексов и срывов уже во взрослой жизни. Не знавшая материнского тепла Бриджит с трудом находит общий язык со своими двумя дочерями, которые отдаляются от нее с катастрофически быстро, причем у Эммы нет никаких эмоций для матери, кое-что она, конечно, припасает для героини Блайт Даннер, но бабушка - совсем не тот человек, с которым сталкивается молодая девушка каждый день, и из-за этого ее внимание не совсем здорового человека ей хотя бы отдаленно напоминает искренность. Безусловно, что роль Бриджит стала определенной вехой в карьере Хилари Суэнк, героини которой могли до этого без всякого напряжения решать сами все мыслимые проблемы. Но в фильме Чомко она без всякого напряжения показывает и проживает ту уязвимую женщину, которая очень нуждается во внешнем внимании и понимании того, что у нее есть внутри.
Определенно, для Элизабет Чомко "Что у них было" может стать визитной карточкой и своеобразной точкой отсчета для молодой постановщицы, которая очень тонко чувствует жанры и умеет так выстроить интригу, что в самой обычной по содержанию ленте появляются объемные характеры и бурлит самая настоящая жизнь, в которой, оказывается. есть так много того, что еще не сказано между родителями и детьми. Постановщица так виртуозно использует юмор, что не дает превратиться проекту в трагикомедию, в то же время серьезность происходящего на экране говорит суровое "нет" драмеди, обеспечивая чистоту жанра. Режиссер не позволяет себе впадать в сентиментальность и заставить персонажей управлять течением истории, которая состоит в основном из спорных и конфликтных сцен между всеми четырьмя центральными персонажами, однако это не мешает ей вывести фильм к настоящему мудрому и прекрасно продуманному финалу, в котором основным тоном становится печаль и спокойствие тех, кто остался в живых. Блайт Даннер хорошо смотрится именно в минуты краткосрочных просветлений, когда она выбирается из дебрей своего прошлого и начинает применять последние капли своего когда-то острого и ироничного ума к настоящему для своих близких. Ревность, которую играет Шеннон по отношению к персонажу Суэнк, удается ему на уровне все той же недолюбленности, которая делала, по его мнению, сестру ребенком с особыми привилегиями для родителей. Актер вносит в большинство сцен непредсказуемость и цинизм, прикрывая этим свои множественные внутренние комплексы от того, что в глазах Барта он - всего лишь тот, кто наливает за стойкой, обслуга, а не владелец собственного бизнеса и человек, который состоялся в жизни. Тем не менее, в третьем акте, практически перед самым уходом из жизни характера Форстера между мужчинами возникает что-то отдаленно напоминающее перемирие и Барт начинает понимать, что сын добился очень многого в том деле, которым занимается. Поэтому "Что у них было" становится сначала подведением итогов печалей, посланных характерам в качестве испытания, рассказывает о человеческой беспомощности в самых разных проявлениях, но в итоге выходит из драматического сумрака на свет и заканчивается на утешительной и щемящей ноте.
8
,3
2018, США, Драмы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная работа "Что у них было" режиссера и сценариста Элизабет Чомко была показана перед выходом в прокат на множестве фестивалей, включая премьеру в январе прошлого года на таком престижном форуме, как "Сандэнс". Картина стала настоящим открытием и для взыскательной публики, и для критиков. Чомко выбирает в качестве основного ориентира в этом проекте тему памяти, способной связать поколение отцов и детей, расставить акценты о том, какое место в жизни может занимать тот или иной близкий человек, и сконцентрировать рассказ вокруг деменции одного из центральных персонажей Рут (Блайт Даннер, "Громко бьются сердца"). Постановщице удалось задействовать для этой семейной драмы, которая держит внимание буквально до самых финальных титров, первоклассный актерский состав и показать с грустным юмором кризис, способный примирить между собой главных героев ленты не только ценой их неимоверных усилий, но и при помощи трагедии, очень точно уложенной в канву третьего акта картины. Страдающая болезнью Альцгеймера героиня Даннер становится основным объектом заботы для ее мужа и двоих взрослых детей, которые пытаются договориться между собой и решить десятилетиями существовавшие в их отношениях проблемы. Эмоциональный центр тяжести фильма смещается от очевидного момента шестой стадии деменции Рут, разум которой гаснет на глазах у зрителей, в сторону рассуждений об одиночестве в браке и об отношениях, не всегда проходящих проверку временем. Может показаться парадоксальным, но в проекте Чомко также находится место и для развития отношений между отцом семейства Бартом (Роберт Форстер, "Девица"), упрямым бывшим военным, прошедшим войну в Корее, и его сыном Ником (Майкл Шеннон, "451 градус по Фаренгейту"), который ворчлив подобно старику и слишком трезво смотрит на жизнь, чтобы приукрашивать ситуацию с собственной матерью. Элизабет Чомко далека от публицистики, однако в ее фильме болезнь Альцгеймера, причины заболевания которой до сих пор остаются покрытыми тайной, настигает не только семью из Чикаго. Деменция становится общественной проблемой для детей, желающих жить своей жизнью и не обладающих достаточным количеством времени для ухода за дряхлыми родителями, которые вызывают у них глухое раздражение своим упрямством и отказом от дома престарелых. Поэтому "Что у них было" сосредотачивается не на внешних эффектах, а на максимально вовлеченном движении экранной истории, которая с блеском представляет психологические портреты главных героев в развитии и показывает путь надежды, воплощенный с театральным мастерством и подлинными чувствами. В экспозиции "Что у них было" Чомко страдающая деменцией Рут принаряжается и в канун Рождества уходит по скрипящему снегу в ночь по одной из улиц Чикаго. Такое, видимо, происходит далеко не в первый раз. Герой Роберта Форстера мобилизует детей, Ника и Бриджит (Хилари Суэнк, "Дитя робота"), на поиски матери. С характером Майкла Шеннона проще, он никуда не уезжал из родного города, а его сестре приходится лететь через полстраны из Калифорнии вместе с малоконтактной Эммой (Таисса Фармига, "Наркокурьер"), младшей дочерью, отчисленной из университета за пьянство и нарушение общего распорядка. К тому моменту, когда все оказываются в сборе, персонаж Блайт Даннер уже находится в клинике и ее жизни ничего не угрожает, выживающая из ума женщина каталась на поездах пока не была обнаружена контролерами. Дезориентация Рут вполне очевидна, она, тем не менее, узнает собственных детей и внучку. Диагноз, который ставит молодая женщина-врач для характера Даннер, содержит один главный и самый важный элемент: пожилая женщина должна находиться в условиях, где постоянно происходит забота о ее памяти и поддерживаются ее воспоминания о прожитой жизни. Терпение Ника уже находится на пределе, он сыт по горло подобными происшествиями и нашел место для матери в престижной клинике "Район воспоминаний", созданной специально для тех, у кого болезнь Альцгеймера. По плану героя Шеннона его отец должен поселиться отдельно в доме престарелых, находящемся в нескольких минутах ходьбы от стационара, где будет доживать Рут. Но Барт упорствует и не хочет никуда уезжать из собственной квартиры, по его мнению, жена должна оставаться с ним и это станет для нее лучшим лекарством и лучшей поддержкой, не давая прогрессировать болезни. Характеру Роберта Форстера кажется, что путешествие во Флориду подействует освежающе на его жену и деменция хотя бы на время отступит. Инстинктивно Элизабет Чомко понимает, как постановщица и автор сценария, что должно произойти такое, что еще раз подчернет отсутствие дееспособности у Рут и станет одним из решающих аргументов для помещения ее на лечение. Действительно, героиня Блайт Даннер начинает заигрывать с собственным сыном и ей кажется, что Ник - это ее парень. У Бриджит ничего иного, кроме истерики и нервного смеха, такая новость не вызывает, она очень редко навещает родителей, не чувствуя с ними никакой связи и не обладая временем на общение. Характер Хилари Суэнк уже давно не та примерная католичка, которой она была в юности, женщина средних лет зациклена на себе и своем одиночестве, своих ежедневных изнурительных пробежках и не знает даже, как ей найти общий язык с Эммой, не говоря уже о матери, которая выглядит для нее настоящим живым ископаемым. Одним из направлений для коллизий в "Что у них было" Чомко выбирает конфликт между братом, оставшимся с родителями в Чикаго и так даже и не закончившим школу, но обладающего талантом бармена, и сестрой, которая рано вышла замуж и покинула навсегда родительский кров, став образцовой матерью двоих детей и не получив из-за этого высшего образования. То, что у Ника с большим трудом складываются отношения с женщинами, и то, что его последняя сожительница покинула его так и не дождавшись предложения руки и сердца, становится поводом для обвинений Бриджит в недостаточном внимании дочери к воспитавшим ее Барту и Рут. Чрезвычайно сильно зависящая от отцовского одобрения героиня Хилари Суэнк выходит замуж не столько для того, чтобы поскорее покинуть ее семью, а для того, чтобы в первую очередь получить одобрение Барта, который изначально видел, что для его дочери, не подающей больших надежд, самое главное счастье - выйти вовремя и правильно замуж и начать жить с человеком, который впоследствии не будет вызывать у нее никаких чувств. В то же время Ника нельзя назвать абсолютно счастливым, он владеет небольшим баром, но живет и спит, по сути дела, там же, в подсобном помещении, после того, как расстался с матерью своего ребенка. Благодаря блестящей драматургии Чомко удается сделать характеры Шеннона и Суэнк взрослыми детьми, которые до сих пор не могут отделиться от родительской пуповины и зачастую зависят от мнения властного и не способного к компромиссам отца. Если учесть, что Рут до начала заболевания была убежденной феминисткой, то общая подавленность детей и их тяга к родительскому вниманию привели к ожидаемой недолюбленности, ставшей причиной множества их комплексов и срывов уже во взрослой жизни. Не знавшая материнского тепла Бриджит с трудом находит общий язык со своими двумя дочерями, которые отдаляются от нее с катастрофически быстро, причем у Эммы нет никаких эмоций для матери, кое-что она, конечно, припасает для героини Блайт Даннер, но бабушка - совсем не тот человек, с которым сталкивается молодая девушка каждый день, и из-за этого ее внимание не совсем здорового человека ей хотя бы отдаленно напоминает искренность. Безусловно, что роль Бриджит стала определенной вехой в карьере Хилари Суэнк, героини которой могли до этого без всякого напряжения решать сами все мыслимые проблемы. Но в фильме Чомко она без всякого напряжения показывает и проживает ту уязвимую женщину, которая очень нуждается во внешнем внимании и понимании того, что у нее есть внутри. Определенно, для Элизабет Чомко "Что у них было" может стать визитной карточкой и своеобразной точкой отсчета для молодой постановщицы, которая очень тонко чувствует жанры и умеет так выстроить интригу, что в самой обычной по содержанию ленте появляются объемные характеры и бурлит самая настоящая жизнь, в которой, оказывается. есть так много того, что еще не сказано между родителями и детьми. Постановщица так виртуозно использует юмор, что не дает превратиться проекту в трагикомедию, в то же время серьезность происходящего на экране говорит суровое "нет" драмеди, обеспечивая чистоту жанра. Режиссер не позволяет себе впадать в сентиментальность и заставить персонажей управлять течением истории, которая состоит в основном из спорных и конфликтных сцен между всеми четырьмя центральными персонажами, однако это не мешает ей вывести фильм к настоящему мудрому и прекрасно продуманному финалу, в котором основным тоном становится печаль и спокойствие тех, кто остался в живых. Блайт Даннер хорошо смотрится именно в минуты краткосрочных просветлений, когда она выбирается из дебрей своего прошлого и начинает применять последние капли своего когда-то острого и ироничного ума к настоящему для своих близких. Ревность, которую играет Шеннон по отношению к персонажу Суэнк, удается ему на уровне все той же недолюбленности, которая делала, по его мнению, сестру ребенком с особыми привилегиями для родителей. Актер вносит в большинство сцен непредсказуемость и цинизм, прикрывая этим свои множественные внутренние комплексы от того, что в глазах Барта он - всего лишь тот, кто наливает за стойкой, обслуга, а не владелец собственного бизнеса и человек, который состоялся в жизни. Тем не менее, в третьем акте, практически перед самым уходом из жизни характера Форстера между мужчинами возникает что-то отдаленно напоминающее перемирие и Барт начинает понимать, что сын добился очень многого в том деле, которым занимается. Поэтому "Что у них было" становится сначала подведением итогов печалей, посланных характерам в качестве испытания, рассказывает о человеческой беспомощности в самых разных проявлениях, но в итоге выходит из драматического сумрака на свет и заканчивается на утешительной и щемящей ноте.