Без преувеличения сенсационным стало уже решение Стивена Кинга написать продолжение одного из самых признанных своих детищ, «Сияние» /1977/, впервые озвученное ещё в ноябре 2009-го, когда писатель публично признался, что периодически размышляет над тем, как сложилась дальнейшая судьба Дэнни Торренса. Ведь общеизвестно, что легендарный беллетрист, любящий помещать действие разных произведений в одну Вселенную, тем не менее редко (и с крайней неохотой) берётся за сочинение прямых продолжений. Роман «Доктор Сон» поступил в продажу (стараниями издательства Scribner) в сентябре 2013-го года – и быстро пополнил перечень бестселлеров. Но сюрпризы на том не закончились. Уж какой притчей во языцех стало резко негативное отношение Стивена к блистательной (по мнению многих – гениальной) экранизации книги, осуществлённой Стэнли Кубриком, но когда дошло до дела… Руководство киностудии Warner Bros., к слову, рассматривало возможность вернуться к миру, сотворённому усопшим мэтром, и прежде (1), однако отважилось запустить проект в реализацию лишь в свете феноменального триумфа первой части «Оно» /2017/. И Кинг проявил благоразумие, поскольку прекрасно понимал, что, каким бы ни было его личное отношение к фильму, большинство рядовых зрителей, не говоря уже про киноведов, ценят кубриковскую версию несравненно выше, чем более поздний мини-сериал Мика Гарриса, которому благоволит писатель.
Это действительно полноценный сиквел, о чём создатели сообщают нам с первых же кадров с ребёнком, рассекающим по коридорам отеля «Оверлук» на трёхколёсном велосипеде, а заключительный эпизод – вообще проблематично понять тем, кто не знаком с предшествующими событиями. Причём речь вовсе не идёт о постмодернистском обыгрывании легендарных образов, как, допустим, поступил Стивен Спилберг в ленте «Первому игроку приготовиться» /2018/. Ещё может закрасться крамольная мысль, что Майку Флэнагану тяжело (гораздо тяжелее, чем в своё время Питеру Хайамсу, взявшемуся продолжить Космическую Одиссею с личного благословения Стэнли) на равных тягаться с прославленным, глубоким художником, перфекционистом до мозга костей. Но здесь было принципиальным, судя по всему, пригласить представителя нового поколения приверженцев хоррора. Реконструкция как таковая получилась достаточно точная – и даже Генри Томас и Алекс Эссоу в качестве имитаторов Джека Николсона и Шелли Дюваль не вызывают раздражения. История как таковая – о другом.
Вот мы, собственно, и подобрались к главному аспекту. Стивен всё-таки «отомстил» Стэнли, у которого мотив «сияния», номинально заявленный в заголовке, если и не в открытую носил второстепенный характер, то во всяком случае – оттеснялся на дальний план темой безумия, медленно обволакивающего сознание Джека. Торренс-младший пленил призраков прошлого, но так и не избавился от врождённого дара: не помогли ни время, ни поглощаемый в гигантских количествах алкоголь, ни попытка убежать от самого себя… Новая интрига завязана на охоте за теми, кто свыше наделён предрасположенностью к ясновидению и телепатии, которые становятся пищей для компании долгоживущих энергетических вампиров-скитальцев. У другого, менее глубокого и талантливого автора наверняка получилась бы простенькая (и даже, не исключено, не лишённая налёта пошлости) история про очередных собирателей душ. Но интрига с поиском Абры Стоун, на чьей стороне выступает Дэнни, и блестяще расставленными ответными ловушками на удивление не вступает в противоречие с размышлениями философского толка.
Нетрудно догадаться, что речь (как и в оригинале, в той же дилогии «Оно» /2017-19/, в «Ловце снов» /2003/ и т.д.)идёт о неких базовых – сущностных для человека – понятиях. Роуз Шляпа, являющаяся фактической предводительницей компании мерзавцев, прямо сообщает, что необходимым условием для поглощения сверхъестественной силы уникумов служат не какие-то там абстрактные (придуманные) категории, а боль и страх. Феномены, знакомые каждому и в конечном итоге являющиеся формами некой универсальной энергии. Да и «сияние» как таковое, по меткому наблюдению Дэнни, дремлет в безднах натуры (души? сознания? подсознательного?) очень многих людей, зачастую – не подозревающих о наличии у себя замечательных способностей. Другое дело, что решение воспользоваться даром с неизбежностью влечёт такую ответственность, справиться с которой сумеет далеко не всякий. Вот и Торренс-младший не столько старается залечить саднящую психологическую рану, сколько ещё надеется, что прошлое останется прошлым – и что, говоря словами из Библии, чашу сию Господь пронесёт мимо. Но от предначертанного, как ни крути, не уйти.
Стивен Кинг не обделил в своём творчестве вниманием, кажется, ни одну из тем, поднимавшихся литературой (и кинематографом!) ужасов: от старых добрых вампиров, оборотней, маньяков до пирокинеза. В поздних работах он пошёл дальше, смело смешивая разные области. Название невольно ассоциируется с ночными кошмарами, но речь, конечно, не о чудовищах вроде Фредди Крюгера. Выросший Дэниел находит своё призвание в том, чтобы помочь обрести внутреннее умиротворение пациентам хосписа, находящимся на пороге смерти. И он понимает, что фантомы, принудительно успокоенные (ловко упрятанные в шкатулки), при некоторых обстоятельствах могут оказаться… орудием в борьбе с ещё более страшным злом. Не выдавая финальный секрет, тем не менее отмечу, насколько виртуозно сведены под занавес разные жанровые условности. Возникает новая закономерность: лабиринт, оставаясь физическим (состоящим из зелёных насаждений)объектом, становится своеобразным капканом для сознания, а злополучный отель окончательно превращается в проклятое место, из которого не выбраться, не спалив всё дотла. При этом дуэль между антагонистом и протагонистом развёртывается параллельно в двух мирах (материальном и, скажем так, духовном), не имеющих чёткой границы, плавно перетекающих один в другой. Флэнаган, конечно, не дотягивает по глубине мысли и совершенству формы до Кубрика, но в качестве преемника зарекомендовал себя очень неплохо.
_______
1 – Замысел приквела под рабочим названием «Отель «Оверлук» разрабатывался ещё раньше (и достаточно долго), однако результатов это не дало.
8
,1
2019, Ужасы
145 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Без преувеличения сенсационным стало уже решение Стивена Кинга написать продолжение одного из самых признанных своих детищ, «Сияние» /1977/, впервые озвученное ещё в ноябре 2009-го, когда писатель публично признался, что периодически размышляет над тем, как сложилась дальнейшая судьба Дэнни Торренса. Ведь общеизвестно, что легендарный беллетрист, любящий помещать действие разных произведений в одну Вселенную, тем не менее редко (и с крайней неохотой) берётся за сочинение прямых продолжений. Роман «Доктор Сон» поступил в продажу (стараниями издательства Scribner) в сентябре 2013-го года – и быстро пополнил перечень бестселлеров. Но сюрпризы на том не закончились. Уж какой притчей во языцех стало резко негативное отношение Стивена к блистательной (по мнению многих – гениальной) экранизации книги, осуществлённой Стэнли Кубриком, но когда дошло до дела… Руководство киностудии Warner Bros., к слову, рассматривало возможность вернуться к миру, сотворённому усопшим мэтром, и прежде (1), однако отважилось запустить проект в реализацию лишь в свете феноменального триумфа первой части «Оно» /2017/. И Кинг проявил благоразумие, поскольку прекрасно понимал, что, каким бы ни было его личное отношение к фильму, большинство рядовых зрителей, не говоря уже про киноведов, ценят кубриковскую версию несравненно выше, чем более поздний мини-сериал Мика Гарриса, которому благоволит писатель. Это действительно полноценный сиквел, о чём создатели сообщают нам с первых же кадров с ребёнком, рассекающим по коридорам отеля «Оверлук» на трёхколёсном велосипеде, а заключительный эпизод – вообще проблематично понять тем, кто не знаком с предшествующими событиями. Причём речь вовсе не идёт о постмодернистском обыгрывании легендарных образов, как, допустим, поступил Стивен Спилберг в ленте «Первому игроку приготовиться» /2018/. Ещё может закрасться крамольная мысль, что Майку Флэнагану тяжело (гораздо тяжелее, чем в своё время Питеру Хайамсу, взявшемуся продолжить Космическую Одиссею с личного благословения Стэнли) на равных тягаться с прославленным, глубоким художником, перфекционистом до мозга костей. Но здесь было принципиальным, судя по всему, пригласить представителя нового поколения приверженцев хоррора. Реконструкция как таковая получилась достаточно точная – и даже Генри Томас и Алекс Эссоу в качестве имитаторов Джека Николсона и Шелли Дюваль не вызывают раздражения. История как таковая – о другом. Вот мы, собственно, и подобрались к главному аспекту. Стивен всё-таки «отомстил» Стэнли, у которого мотив «сияния», номинально заявленный в заголовке, если и не в открытую носил второстепенный характер, то во всяком случае – оттеснялся на дальний план темой безумия, медленно обволакивающего сознание Джека. Торренс-младший пленил призраков прошлого, но так и не избавился от врождённого дара: не помогли ни время, ни поглощаемый в гигантских количествах алкоголь, ни попытка убежать от самого себя… Новая интрига завязана на охоте за теми, кто свыше наделён предрасположенностью к ясновидению и телепатии, которые становятся пищей для компании долгоживущих энергетических вампиров-скитальцев. У другого, менее глубокого и талантливого автора наверняка получилась бы простенькая (и даже, не исключено, не лишённая налёта пошлости) история про очередных собирателей душ. Но интрига с поиском Абры Стоун, на чьей стороне выступает Дэнни, и блестяще расставленными ответными ловушками на удивление не вступает в противоречие с размышлениями философского толка. Нетрудно догадаться, что речь (как и в оригинале, в той же дилогии «Оно» /2017-19/, в «Ловце снов» /2003/ и т.д.)идёт о неких базовых – сущностных для человека – понятиях. Роуз Шляпа, являющаяся фактической предводительницей компании мерзавцев, прямо сообщает, что необходимым условием для поглощения сверхъестественной силы уникумов служат не какие-то там абстрактные (придуманные) категории, а боль и страх. Феномены, знакомые каждому и в конечном итоге являющиеся формами некой универсальной энергии. Да и «сияние» как таковое, по меткому наблюдению Дэнни, дремлет в безднах натуры (души? сознания? подсознательного?) очень многих людей, зачастую – не подозревающих о наличии у себя замечательных способностей. Другое дело, что решение воспользоваться даром с неизбежностью влечёт такую ответственность, справиться с которой сумеет далеко не всякий. Вот и Торренс-младший не столько старается залечить саднящую психологическую рану, сколько ещё надеется, что прошлое останется прошлым – и что, говоря словами из Библии, чашу сию Господь пронесёт мимо. Но от предначертанного, как ни крути, не уйти. Стивен Кинг не обделил в своём творчестве вниманием, кажется, ни одну из тем, поднимавшихся литературой (и кинематографом!) ужасов: от старых добрых вампиров, оборотней, маньяков до пирокинеза. В поздних работах он пошёл дальше, смело смешивая разные области. Название невольно ассоциируется с ночными кошмарами, но речь, конечно, не о чудовищах вроде Фредди Крюгера. Выросший Дэниел находит своё призвание в том, чтобы помочь обрести внутреннее умиротворение пациентам хосписа, находящимся на пороге смерти. И он понимает, что фантомы, принудительно успокоенные (ловко упрятанные в шкатулки), при некоторых обстоятельствах могут оказаться… орудием в борьбе с ещё более страшным злом. Не выдавая финальный секрет, тем не менее отмечу, насколько виртуозно сведены под занавес разные жанровые условности. Возникает новая закономерность: лабиринт, оставаясь физическим (состоящим из зелёных насаждений)объектом, становится своеобразным капканом для сознания, а злополучный отель окончательно превращается в проклятое место, из которого не выбраться, не спалив всё дотла. При этом дуэль между антагонистом и протагонистом развёртывается параллельно в двух мирах (материальном и, скажем так, духовном), не имеющих чёткой границы, плавно перетекающих один в другой. Флэнаган, конечно, не дотягивает по глубине мысли и совершенству формы до Кубрика, но в качестве преемника зарекомендовал себя очень неплохо. _______ 1 – Замысел приквела под рабочим названием «Отель «Оверлук» разрабатывался ещё раньше (и достаточно долго), однако результатов это не дало.