Режиссер и сценарист Майк Флэнеган (сериал "Призраки дома на холме", "Игра Джералда"), существенно прогрессирующий в последнее время от работы к работе, благодаря ленте "Доктор Сон" получил тот самый священный пропуск в мир блокбастеров и вышел со своей экранной адаптацией одноименного романа Стивена Кинга к максимально широкой аудитории. Вполне понятно, что фильм, заявленный в качестве продолжения к эталонному "Сиянию" 1980 года от Стэнли Кубрика, во многом ориентирован на многочисленную фанатскую армию Кинга и представляет собой по сравнению с оригиналом в большей степени мистический триллер, где психологическая линия проходит по касательной к основной сюжетной линии. Общеизвестно, что сам писатель был открыто недоволен проектом Кубрика, что и побудило его написать продолжение истории о мальчике Дэнни Торрансе, сыне Венди и Джека, с чертами блаженного проклятого, который был наделен уникальными способностями. Увидевший свет в 2013 году роман Кинга легко стал бестселлером и показал, насколько велик был интерес читателей (и потенциальных зрителей) к этому показательно странному персонажу, чья жизнь, как и можно было предполагать, никогда не была легкой и радужной. И если "Сияние" с его великолепной визуализацией сверхъестественного в отеле "Оверлук", существующем по своим демоническим законам, до сих пор остается настоящим путешествием в мир, растиражированный потом в сотнях хорроров разной степени таланта, то работа Флэнегана может рассматриваться как поездка в тематический парк развлечений. Режиссер ни в коем случае не претендует на визионерство и скромно старается скрыться в тени книжной истории, предоставляя шанс еще раз побывать там, где побывало великое множество ценителей гения Кубрика. При этом Флэнеган не собирается паразитировать на ностальгии и представляет абсолютно свежую и тревожную историю, живущую своей жизнью и лишь в экспозиции вынужденную пересекаться со своим предшественником. Выбрав за основу повествовательную манеру, режиссер справляется с продолжительным хронометражом за счет той медленно воспламеняющейся созерцательности, которая разгоняет картину в третьем акте до размеров настоящей эпической схватки в локации того самого "Оверлука". Примечательно, что появление характера Ребекки Фергюсон ("Люди в черном: Интернэшнл", "Миссия невыполнима: Последствия") в качестве главы клана "Истинный Узел", показывает ту самую дьявольскую соблазнительную сущность, построенную на коварном расчетливом уме и сдерживаемой сексуальности. Поэтому "Доктор Сон" стремится в течение всего экранного времени к нарастанию эмоциональной волны и оправдывает возвращение совершенно иных героев, которое является максимально уместным на фоне неспадающего интереса к экранизациям Стивена Кинга.
Не надо думать, что "Доктор Сон" Флэнегана будет стремиться к ощутимой автономии от "Сияния" Кубрика, напротив, тени предшественника выглядывают очень часто. Но при этом, даже под очевидным продюсерским давлением, режиссеру удается работать именно в своем фирменном стиле, сочетающем в себе глубинные страхи и тщательно проработанный пафос, благодаря которым мир внешних и внутренних демонов персонажей не продвигается дальше хорошо спланированных трюков. Омут, который выкапывает Флэнеган, притягивает к себе также и мощной фэнтезийной основой, в которой инстинктивно угадываются фирменные интонации Кинга. Когда лента открывается реконструкцией из "Сияния" и стремится придать актерам прямое сходство теми, кто выжил в "Оверлуке", то это имеет прямой эффект и позволяет понять, как Дэнни (Роджер Дэйл Флойд) и его несчастная мать Венди (Александра Эссоу, "Дом напротив") приспосабливаются к новой жизни, переехав во Флориду из Колорадо, в то время, как характер Флойда продолжает видеть мертвых людей. Неторопливый пролог Флэнегана показывает, что у Дэнни появилось средство для борьбы с собственными видениями и страхами благодаря его призрачному проводнику Дику Хэллорану (Карл Ламбли, сериал "Сомнение", "Лекарство от здоровья"), который работал шеф-поваром в "Оверлуке" и погиб в кульминации фильма Кубрика. Таланты характера Ламбли и его собственная способность к "сиянию" позволяют направить мальчика к более глубокому пониманию своих сверхъестественных способностей. Во время небольшой беседы один на один на скамейке в парке Дик показывает Дэнни небольшую шкатулку с ключом, в которую он может запирать свои собственные страхи и создавать целое хранилище из подобных вещиц внутри собственной головы. После этого ребенок начинает с успехом использовать свой сфокусированный разум и первым делом закрывает в такой коробке жуткое женское тело из номера 237 в "Оверлуке", которое продолжило преследовать Дэнни и во Флориде. Очевидно, что по такому методу мальчик может надолго заключить своих призраков после того, как они начинают возвращаться к нему. Когда Флэнеган переносит действие ленты в 2011 год, то перед зрителями появляется уже совсем другой Дэнни (Юэн Макгрегор, "Кристофер Робин", "Зои"), одурманенный наркотиками и алкоголем мужчина среднего возраста, перекати-поле, который ищет только выпивку, кокс и случайный секс. После одного из своих трипов герой Макгрегора пытается скрыться от всех и начать новую жизнь в Нью-Гэмшире на северо-востоке Америки и открывает в себе странную способность: во время работы в хосписе он находит нужные слова для тех, кто находится на грани смерти, и словом помогает им без мучений перейти в иной мир.
Выводя в качестве антагонистов в "Докторе Сне" Роуз-в-Шляпе (Ребекка Фергюсон) и ее колоритную банду, выглядящих подобно хиппи из середины 60-х, Флэнеган добивается сразу двух целей. Во-первых, он показывает зрителям совершенно иные типажи, которые подобно стае бродячих койотов колесят в трейлере по Америке и избирательно охотятся за теми, кто обладает в той или иной степени способностью к "сиянию", само собой, они также, как и Дэнни прекрасно справляются со перемещением людей в иной мир. Во-вторых, Истинный Узел консервирует дыхание своих жертв, которое называет "паром" в подобие термосов и поставляет тем самым массу по-настоящему жутких сцен для ленты Флэнегана. Поскольку героиня Фергюсон совершает свои обряды с абсолютно обворожительной улыбкой изощренного вампира, то она предстает в образе, одновременно полном чувств и тайной власти над всем человечеством. Столкновение между двумя силами, становящееся неизбежным, режиссер показывает без всяких намеков на традицию, вампиры из банды Роуз охотятся не за кровью первых встречных, как это бывает в b-movie, совсем наоборот, они жаждут особой добычи и находят своих жертв среди способных детей. Поэтому появление Абры Стоун (дебют Кайли Керран), которая находится на пороге подросткового возраста и также наделена мощным "сиянием", показывает мощную эволюцию от образа стремящегося укрыться от всего связывающего с прошлым эскаписта Дэнни к тому самому юному характеру, который заставит притягательное зло испугаться самого себя и навязать ему свои правила выживания. Игра Ребекки Фергюсон в этой ленте обретает во втором акте черты настоящего трагизма, исполнение роли обворожительной злодейки явно идет ей на пользу, как впрочем и самой ленте, где проливается крайне мало крови и вся борьба идет в основном в плане соперничества интеллектов. Режиссеру удаются центральные характеры, причем, если сюжетная арка для Макгрегора достаточно традиционна и лишена сюрпризов для зрителя, показывая путь перерождения алкоголика и его драму восстановления при помощи общества себе подобных, то Роуз выглядит далеко не такой отталкивающей, как это можно себе представить для традиционного хоррора. Ребекке Фергюсон удается сочетать в себе то, что можно назвать спонтанной креативностью, с неистребимым желанием жить по своим правилам, жить там, где хочется, и, о парадоксы Кинга, столько, сколько захочется. В Роуз, в ее нарядах, манерах и венчающей все безумной шляпе есть тот дух свободы, который сейчас подлежит активному культивированию.
В "Доктор Сон" Майк Флэнеган, выступивший также еще и в качестве монтажера, демонстрирует значительные успехи по созданию адаптированного для большого экрана хоррор-мэйнстрима, в котором слаженно работают и характерный угнетающий саундтрек от The Newton Brothers, и акцентированная на темно-синий цветовая палитра камеры Майкла Фимоньяри, постоянно работающего с этим режиссером. Удивительная атмосфера, мрачность и печаль, характерные для творчества этого режиссера, также присутствуют в ленте в достаточном количестве, но у него нет дуэльного поединка с текстовым материалом Стивена Кинга, подобного тому, как это сделал блестящий визуализатор Кубрик, спрятавший все смыслы глубоко внутрь. Работа Флэнегана не создает ощущение головоломки, режиссер крепко держит всех амбициозных монстров в кулаке и шаг за шагом выстраивает на экране больше логичную иллюзию, лишь изредка балуя зрителей астральными проекциями и уходами в параллельную вселенную. Тем не менее, ему удается показать отличное взаимодействие на равных в команде взрослого Дэнни и способной удивлять своими неожиданными идеями Абры. Возвращение в "Оверлук" в кульминационный момент и блуждания в лабиринте выглядят с одной стороны ощутимым авторским оммажем "Сиянию", а с другой - со всего размаха опускают ленту в те клише, благодаря которым фильм Кубрика запоминается буквально покадрово. Однако умение Флэнегана работать с фильмами ужасов и раскрашивать их цветами, отличными от серого и красного показало всю виртуозность компромисса этого автора, сумевшего сделать добросовестную экранизацию и не пошатнуть при этом уже покрывшийся благородной патиной колосс Кубрика. Поэтому "Доктор Сон" показывает авторское понимание режиссером самой природы романов Кинга, глубоко эмоциональных и в очередной раз открывающих пульс человечности. Вслед за Кубриком Флэнеган рассматривает тот самы традиционный набор в виде уязвимости семейных отношений, детской невинности, защиты взрослых и, в то же самое время, их хищное поведение. Новая лента только дополняет "Сияние", не позволив ни секунду усомниться в его шедевральности.
8
,1
2019, Ужасы
145 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссер и сценарист Майк Флэнеган (сериал "Призраки дома на холме", "Игра Джералда"), существенно прогрессирующий в последнее время от работы к работе, благодаря ленте "Доктор Сон" получил тот самый священный пропуск в мир блокбастеров и вышел со своей экранной адаптацией одноименного романа Стивена Кинга к максимально широкой аудитории. Вполне понятно, что фильм, заявленный в качестве продолжения к эталонному "Сиянию" 1980 года от Стэнли Кубрика, во многом ориентирован на многочисленную фанатскую армию Кинга и представляет собой по сравнению с оригиналом в большей степени мистический триллер, где психологическая линия проходит по касательной к основной сюжетной линии. Общеизвестно, что сам писатель был открыто недоволен проектом Кубрика, что и побудило его написать продолжение истории о мальчике Дэнни Торрансе, сыне Венди и Джека, с чертами блаженного проклятого, который был наделен уникальными способностями. Увидевший свет в 2013 году роман Кинга легко стал бестселлером и показал, насколько велик был интерес читателей (и потенциальных зрителей) к этому показательно странному персонажу, чья жизнь, как и можно было предполагать, никогда не была легкой и радужной. И если "Сияние" с его великолепной визуализацией сверхъестественного в отеле "Оверлук", существующем по своим демоническим законам, до сих пор остается настоящим путешествием в мир, растиражированный потом в сотнях хорроров разной степени таланта, то работа Флэнегана может рассматриваться как поездка в тематический парк развлечений. Режиссер ни в коем случае не претендует на визионерство и скромно старается скрыться в тени книжной истории, предоставляя шанс еще раз побывать там, где побывало великое множество ценителей гения Кубрика. При этом Флэнеган не собирается паразитировать на ностальгии и представляет абсолютно свежую и тревожную историю, живущую своей жизнью и лишь в экспозиции вынужденную пересекаться со своим предшественником. Выбрав за основу повествовательную манеру, режиссер справляется с продолжительным хронометражом за счет той медленно воспламеняющейся созерцательности, которая разгоняет картину в третьем акте до размеров настоящей эпической схватки в локации того самого "Оверлука". Примечательно, что появление характера Ребекки Фергюсон ("Люди в черном: Интернэшнл", "Миссия невыполнима: Последствия") в качестве главы клана "Истинный Узел", показывает ту самую дьявольскую соблазнительную сущность, построенную на коварном расчетливом уме и сдерживаемой сексуальности. Поэтому "Доктор Сон" стремится в течение всего экранного времени к нарастанию эмоциональной волны и оправдывает возвращение совершенно иных героев, которое является максимально уместным на фоне неспадающего интереса к экранизациям Стивена Кинга. Не надо думать, что "Доктор Сон" Флэнегана будет стремиться к ощутимой автономии от "Сияния" Кубрика, напротив, тени предшественника выглядывают очень часто. Но при этом, даже под очевидным продюсерским давлением, режиссеру удается работать именно в своем фирменном стиле, сочетающем в себе глубинные страхи и тщательно проработанный пафос, благодаря которым мир внешних и внутренних демонов персонажей не продвигается дальше хорошо спланированных трюков. Омут, который выкапывает Флэнеган, притягивает к себе также и мощной фэнтезийной основой, в которой инстинктивно угадываются фирменные интонации Кинга. Когда лента открывается реконструкцией из "Сияния" и стремится придать актерам прямое сходство теми, кто выжил в "Оверлуке", то это имеет прямой эффект и позволяет понять, как Дэнни (Роджер Дэйл Флойд) и его несчастная мать Венди (Александра Эссоу, "Дом напротив") приспосабливаются к новой жизни, переехав во Флориду из Колорадо, в то время, как характер Флойда продолжает видеть мертвых людей. Неторопливый пролог Флэнегана показывает, что у Дэнни появилось средство для борьбы с собственными видениями и страхами благодаря его призрачному проводнику Дику Хэллорану (Карл Ламбли, сериал "Сомнение", "Лекарство от здоровья"), который работал шеф-поваром в "Оверлуке" и погиб в кульминации фильма Кубрика. Таланты характера Ламбли и его собственная способность к "сиянию" позволяют направить мальчика к более глубокому пониманию своих сверхъестественных способностей. Во время небольшой беседы один на один на скамейке в парке Дик показывает Дэнни небольшую шкатулку с ключом, в которую он может запирать свои собственные страхи и создавать целое хранилище из подобных вещиц внутри собственной головы. После этого ребенок начинает с успехом использовать свой сфокусированный разум и первым делом закрывает в такой коробке жуткое женское тело из номера 237 в "Оверлуке", которое продолжило преследовать Дэнни и во Флориде. Очевидно, что по такому методу мальчик может надолго заключить своих призраков после того, как они начинают возвращаться к нему. Когда Флэнеган переносит действие ленты в 2011 год, то перед зрителями появляется уже совсем другой Дэнни (Юэн Макгрегор, "Кристофер Робин", "Зои"), одурманенный наркотиками и алкоголем мужчина среднего возраста, перекати-поле, который ищет только выпивку, кокс и случайный секс. После одного из своих трипов герой Макгрегора пытается скрыться от всех и начать новую жизнь в Нью-Гэмшире на северо-востоке Америки и открывает в себе странную способность: во время работы в хосписе он находит нужные слова для тех, кто находится на грани смерти, и словом помогает им без мучений перейти в иной мир. Выводя в качестве антагонистов в "Докторе Сне" Роуз-в-Шляпе (Ребекка Фергюсон) и ее колоритную банду, выглядящих подобно хиппи из середины 60-х, Флэнеган добивается сразу двух целей. Во-первых, он показывает зрителям совершенно иные типажи, которые подобно стае бродячих койотов колесят в трейлере по Америке и избирательно охотятся за теми, кто обладает в той или иной степени способностью к "сиянию", само собой, они также, как и Дэнни прекрасно справляются со перемещением людей в иной мир. Во-вторых, Истинный Узел консервирует дыхание своих жертв, которое называет "паром" в подобие термосов и поставляет тем самым массу по-настоящему жутких сцен для ленты Флэнегана. Поскольку героиня Фергюсон совершает свои обряды с абсолютно обворожительной улыбкой изощренного вампира, то она предстает в образе, одновременно полном чувств и тайной власти над всем человечеством. Столкновение между двумя силами, становящееся неизбежным, режиссер показывает без всяких намеков на традицию, вампиры из банды Роуз охотятся не за кровью первых встречных, как это бывает в b-movie, совсем наоборот, они жаждут особой добычи и находят своих жертв среди способных детей. Поэтому появление Абры Стоун (дебют Кайли Керран), которая находится на пороге подросткового возраста и также наделена мощным "сиянием", показывает мощную эволюцию от образа стремящегося укрыться от всего связывающего с прошлым эскаписта Дэнни к тому самому юному характеру, который заставит притягательное зло испугаться самого себя и навязать ему свои правила выживания. Игра Ребекки Фергюсон в этой ленте обретает во втором акте черты настоящего трагизма, исполнение роли обворожительной злодейки явно идет ей на пользу, как впрочем и самой ленте, где проливается крайне мало крови и вся борьба идет в основном в плане соперничества интеллектов. Режиссеру удаются центральные характеры, причем, если сюжетная арка для Макгрегора достаточно традиционна и лишена сюрпризов для зрителя, показывая путь перерождения алкоголика и его драму восстановления при помощи общества себе подобных, то Роуз выглядит далеко не такой отталкивающей, как это можно себе представить для традиционного хоррора. Ребекке Фергюсон удается сочетать в себе то, что можно назвать спонтанной креативностью, с неистребимым желанием жить по своим правилам, жить там, где хочется, и, о парадоксы Кинга, столько, сколько захочется. В Роуз, в ее нарядах, манерах и венчающей все безумной шляпе есть тот дух свободы, который сейчас подлежит активному культивированию. В "Доктор Сон" Майк Флэнеган, выступивший также еще и в качестве монтажера, демонстрирует значительные успехи по созданию адаптированного для большого экрана хоррор-мэйнстрима, в котором слаженно работают и характерный угнетающий саундтрек от The Newton Brothers, и акцентированная на темно-синий цветовая палитра камеры Майкла Фимоньяри, постоянно работающего с этим режиссером. Удивительная атмосфера, мрачность и печаль, характерные для творчества этого режиссера, также присутствуют в ленте в достаточном количестве, но у него нет дуэльного поединка с текстовым материалом Стивена Кинга, подобного тому, как это сделал блестящий визуализатор Кубрик, спрятавший все смыслы глубоко внутрь. Работа Флэнегана не создает ощущение головоломки, режиссер крепко держит всех амбициозных монстров в кулаке и шаг за шагом выстраивает на экране больше логичную иллюзию, лишь изредка балуя зрителей астральными проекциями и уходами в параллельную вселенную. Тем не менее, ему удается показать отличное взаимодействие на равных в команде взрослого Дэнни и способной удивлять своими неожиданными идеями Абры. Возвращение в "Оверлук" в кульминационный момент и блуждания в лабиринте выглядят с одной стороны ощутимым авторским оммажем "Сиянию", а с другой - со всего размаха опускают ленту в те клише, благодаря которым фильм Кубрика запоминается буквально покадрово. Однако умение Флэнегана работать с фильмами ужасов и раскрашивать их цветами, отличными от серого и красного показало всю виртуозность компромисса этого автора, сумевшего сделать добросовестную экранизацию и не пошатнуть при этом уже покрывшийся благородной патиной колосс Кубрика. Поэтому "Доктор Сон" показывает авторское понимание режиссером самой природы романов Кинга, глубоко эмоциональных и в очередной раз открывающих пульс человечности. Вслед за Кубриком Флэнеган рассматривает тот самы традиционный набор в виде уязвимости семейных отношений, детской невинности, защиты взрослых и, в то же самое время, их хищное поведение. Новая лента только дополняет "Сияние", не позволив ни секунду усомниться в его шедевральности.