В 1971 году американский популярный телеведущий Дик Кэветт специально приехал в Стокгольм, чтобы взять интервью у Ингмара Бергмана - и так волновался, что допустил пару анекдотических ошибок, сначала перепутав названия «Седьмая печать» и «Седьмая вуаль» (а действительно была такая английская лента, являвшаяся даже рекордсменом проката в конце 40-х годов), а потом оговорившись в беседе, когда обратился к шведскому режиссёру как к… Ингрид Бергман. Ну, для американцев эта актриса, конечно, более известна, чем её соотечественник. А вот практически «фрейдовская обмолвка» насчёт «Седьмой вуали» как раз значима, поскольку всё творчество Ингмара Бергмана можно рассматривать в качестве своеобразного снятия покровов с человеческого подсознания, когда становится ясным и понятным то, что таится глубоко внутри.
И выбранный 50-летней шведской журналисткой и кинокритиком Джейн Магнуссон (кстати, она сама именует себя Джейн, а не Яне - достаточно послушать интервью на Варшавском фестивале) один год из жизни и творческой карьеры Бергмана - а именно 1957-й, когда выпустил два шедевра в кино, «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», снял первую телевизионную ленту «Господин --Слеман придёт», поставил четыре спектакля в театре, начал съёмки картины «У истоков жизни» - всё это свидетельствует о переломе в его судьбе. А главное - Ингмар Бергман смог впервые начать говорить фактически о самом себе, произносить откровенный внутренний монолог, избавляясь даже от седьмой вуали, знаменующей крайнюю степень самораскрытия человека на сеансе психоанализа.
На самом-то деле фильм Джейн Магнуссон, оказавшийся уже третьим её обращением к персоне Бергмана - прежде были минисериал «Видеокассеты Бергмана» и его сокращённый вариант «Проникая к Бергману», созданные в сотрудничестве с кинокритиком Гинеком Палласом - имеет важный подзаголовок, который напрасно опущен в российском прокате (также жаль, что лента не вышла у нас к столетию шведского мастера). По-английски версия тоже не точна. «Год в жизни» или «год из жизни» - это всё-таки не то. Можно неожиданно вспомнить, что была советская картина о молодом Карле Марксе, которая называлась «Год как жизнь». И это ближе к шведскому оригиналу: «Бергман - год, жизнь». Вот так, именно через запятую, рифмуются один год и вся жизнь Ингмара Бергмана, многое поменявший в его судьбе конкретный 1957-й - и творчество в целом, как в кино, так и в театре.
Поэтому Магнуссон вовсе не ограничивается «славным 57-м», а удаляется в прошлое Бергмана или переносится в более близкие к нам времена, вплоть до его смерти в 2007 году, то есть ровно через полвека после избранной точки в биографии. Наверно, следует пожалеть, что это никак не обыграно в фильме, как и иные кардинальные переклички между творчеством и частной жизнью Ингмара Бергмана.
Например, допущена непростительная ошибка относительно спектакля «Мизантроп», который был впервые поставлен с большим успехом в театре города Мальмё в 1957 году и якобы не возобновлялся Бергманом до 1995 года, когда произошёл громкий скандал в Королевском драматическом театре в Стокгольме из-за конфликта с Торстеном Флинком, более молодым и талантливым «соперником». Но ведь существовала вполне удачная постановка «Мизантропа» в Копенгагене в 1973 году (и её запись доступна в Сети на датском языке). Кроме того, мало уделено внимания трагической ситуации в жизни Ингмара Бергмана, когда умерла его пятая жена Ингрид, с которой он состоял в браке дольше всех - целую четверть века, а вот познакомился ещё в том же 1957 году. И ведь в минисериале «Видеокассеты Бергмана» есть такой момент, когда кто-то из деятелей кино, приехавших в дом на острове Форё, замечает в сделанном Бергманом нумерологическом перечне, что лишь единственная цифра 1995 перечёркнута. Но никто вообще не поясняет, что это может означать.
Точно так же не проведена параллель между «Ритуалом», стоящим словно особняком в творчестве Ингмара Бергмана, и драматическими событиями, которые почти предсказал режиссёр за семь лет до того, как его обвинят в уклонении от налогов и просто вынудят уехать на некоторый срок из Швеции. Кстати, эта тема взаимоотношений художника и власти, творца и общества, безусловно интересовавшая Бергмана в ряде его работ, практически не затронута в ленте Джейн Магнуссон (а у нас это получило сейчас дополнительный актуальный контекст в связи с «делом Серебренникова»).
Однако вопреки всем высказанным претензиям, картина «Бергман - год, жизнь» действительно увлекает своим рассказом подчас о потаённых сторонах личности великого постановщика в театре и кино, иногда предлагая весьма любопытные версии насчёт его работоспособности и плодовитости, как в творческом плане, так и в личной жизни - о своего рода ненасытности человека, который остро чувствовал физическую и душевную отчуждённость, но пытался преодолеть тотальное, экзистенциальное одиночество и страх перед смертью поистине необычно понятым девизом «плодитесь и размножайтесь!». И как было много Бергмана во время его земного существования, так и после ухода в мир иной, пожалуй, стало ещё больше! А очередной фильм о нём лишь подтверждает, что нам хочется дальше и дальше продолжать снимать все вуали с этой персоны, стремясь увидеть когда-нибудь не как в зеркале (увы, все повторяют англоязычное название «Сквозь тусклое стекло» бергмановской ленты «Как в зеркале»), но лицом к лицу.
8
,6
2018, Документальные
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В 1971 году американский популярный телеведущий Дик Кэветт специально приехал в Стокгольм, чтобы взять интервью у Ингмара Бергмана - и так волновался, что допустил пару анекдотических ошибок, сначала перепутав названия «Седьмая печать» и «Седьмая вуаль» (а действительно была такая английская лента, являвшаяся даже рекордсменом проката в конце 40-х годов), а потом оговорившись в беседе, когда обратился к шведскому режиссёру как к… Ингрид Бергман. Ну, для американцев эта актриса, конечно, более известна, чем её соотечественник. А вот практически «фрейдовская обмолвка» насчёт «Седьмой вуали» как раз значима, поскольку всё творчество Ингмара Бергмана можно рассматривать в качестве своеобразного снятия покровов с человеческого подсознания, когда становится ясным и понятным то, что таится глубоко внутри. И выбранный 50-летней шведской журналисткой и кинокритиком Джейн Магнуссон (кстати, она сама именует себя Джейн, а не Яне - достаточно послушать интервью на Варшавском фестивале) один год из жизни и творческой карьеры Бергмана - а именно 1957-й, когда выпустил два шедевра в кино, «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», снял первую телевизионную ленту «Господин --Слеман придёт», поставил четыре спектакля в театре, начал съёмки картины «У истоков жизни» - всё это свидетельствует о переломе в его судьбе. А главное - Ингмар Бергман смог впервые начать говорить фактически о самом себе, произносить откровенный внутренний монолог, избавляясь даже от седьмой вуали, знаменующей крайнюю степень самораскрытия человека на сеансе психоанализа. На самом-то деле фильм Джейн Магнуссон, оказавшийся уже третьим её обращением к персоне Бергмана - прежде были минисериал «Видеокассеты Бергмана» и его сокращённый вариант «Проникая к Бергману», созданные в сотрудничестве с кинокритиком Гинеком Палласом - имеет важный подзаголовок, который напрасно опущен в российском прокате (также жаль, что лента не вышла у нас к столетию шведского мастера). По-английски версия тоже не точна. «Год в жизни» или «год из жизни» - это всё-таки не то. Можно неожиданно вспомнить, что была советская картина о молодом Карле Марксе, которая называлась «Год как жизнь». И это ближе к шведскому оригиналу: «Бергман - год, жизнь». Вот так, именно через запятую, рифмуются один год и вся жизнь Ингмара Бергмана, многое поменявший в его судьбе конкретный 1957-й - и творчество в целом, как в кино, так и в театре. Поэтому Магнуссон вовсе не ограничивается «славным 57-м», а удаляется в прошлое Бергмана или переносится в более близкие к нам времена, вплоть до его смерти в 2007 году, то есть ровно через полвека после избранной точки в биографии. Наверно, следует пожалеть, что это никак не обыграно в фильме, как и иные кардинальные переклички между творчеством и частной жизнью Ингмара Бергмана. Например, допущена непростительная ошибка относительно спектакля «Мизантроп», который был впервые поставлен с большим успехом в театре города Мальмё в 1957 году и якобы не возобновлялся Бергманом до 1995 года, когда произошёл громкий скандал в Королевском драматическом театре в Стокгольме из-за конфликта с Торстеном Флинком, более молодым и талантливым «соперником». Но ведь существовала вполне удачная постановка «Мизантропа» в Копенгагене в 1973 году (и её запись доступна в Сети на датском языке). Кроме того, мало уделено внимания трагической ситуации в жизни Ингмара Бергмана, когда умерла его пятая жена Ингрид, с которой он состоял в браке дольше всех - целую четверть века, а вот познакомился ещё в том же 1957 году. И ведь в минисериале «Видеокассеты Бергмана» есть такой момент, когда кто-то из деятелей кино, приехавших в дом на острове Форё, замечает в сделанном Бергманом нумерологическом перечне, что лишь единственная цифра 1995 перечёркнута. Но никто вообще не поясняет, что это может означать. Точно так же не проведена параллель между «Ритуалом», стоящим словно особняком в творчестве Ингмара Бергмана, и драматическими событиями, которые почти предсказал режиссёр за семь лет до того, как его обвинят в уклонении от налогов и просто вынудят уехать на некоторый срок из Швеции. Кстати, эта тема взаимоотношений художника и власти, творца и общества, безусловно интересовавшая Бергмана в ряде его работ, практически не затронута в ленте Джейн Магнуссон (а у нас это получило сейчас дополнительный актуальный контекст в связи с «делом Серебренникова»). Однако вопреки всем высказанным претензиям, картина «Бергман - год, жизнь» действительно увлекает своим рассказом подчас о потаённых сторонах личности великого постановщика в театре и кино, иногда предлагая весьма любопытные версии насчёт его работоспособности и плодовитости, как в творческом плане, так и в личной жизни - о своего рода ненасытности человека, который остро чувствовал физическую и душевную отчуждённость, но пытался преодолеть тотальное, экзистенциальное одиночество и страх перед смертью поистине необычно понятым девизом «плодитесь и размножайтесь!». И как было много Бергмана во время его земного существования, так и после ухода в мир иной, пожалуй, стало ещё больше! А очередной фильм о нём лишь подтверждает, что нам хочется дальше и дальше продолжать снимать все вуали с этой персоны, стремясь увидеть когда-нибудь не как в зеркале (увы, все повторяют англоязычное название «Сквозь тусклое стекло» бергмановской ленты «Как в зеркале»), но лицом к лицу.