Третья работа "Проклятие" режиссера и сценариста Николаса Пеша ("Пирсинг", "Глаза моей матери") представляет собой пример попытки поиска новых запоминающихся и выразительных решений в перезагрузке одноименной ленты 2004 года от Сэма Рэйми. В варианте Пеша этот фильм ужасов приобретает черты драмы, на которую накладывается нелинейность детективного расследования, что в итоге приводит проект к еще одному высказыванию на темы "страшного места" и "проклятого дома" одновременно. Локация по адресу Рейберн Драйв 44 в небольшом городке Кросс-Ривер в Пенсильвании по степени насыщенности характерами вполне могла бы конкурировать с номером 237 в отеле "Оверлук" Стэнли Кубрика. Очевидно, что одной из режиссерских задач Пеша была демонстрация того, как неистребимое и иррациональное зло может связать судьбы совершенно незнакомых людей в разные моменты времени. Концепт дома с призраками, которые не нападают на его обитателей, но, тем не менее, способны сделать жизнь людей невыносимой и довести их до серии максимально брутальных сцен и убийств, постановщик использует в максимальной мере и стремится вывести новую серию франшизы на иной, более страшный и безжалостный уровень. Хорошо просматривается желание Николаса Пеша в нынешней американской адаптации популярного японского хоррора Такаси Симидзу вписать новую главу во вселенную "Проклятия" и показать, что городские легенды могут открывать дверь в совершенно иной мир, где идиллия может заражать кошмарами и паранойей. Режиссер при этом использует вполне стандартный жанровый набор и выстраивает нарратив на базе неблагоприятных обстоятельств в жизни персонажей, их личных трудностей и желании разобраться, почему такие разные истории характеров объединяет общая уязвимость для сверхъестественных сил. Сценарий, над которым Пеш работал совместно с Джеффри Бюхлером ("Кладбище домашних животных", "Омен: Перерождение"), показывает в достаточной степени проработанных персонажей, которые еще до появления призраков уже находятся в полной власти разнообразных болей и душевных ран. В связи с этим обычные, до определенного момента вполне нормальные люди становятся в этой ленте подвержены настолько ужасающим эмоциям, что овладевающее ими беспокойство очень легко выводит героев на путь отчаяния, смерти и горя. Поэтому "Проклятие" стремится показать, что именно люди, их внезапное безумие и жуткие поступки, становятся самой страшной угрозой для зрителей, для которых лента может стать вариантом той самой кровавой головоломки, где расследование приоткрывает тайны со всей мощью максимального возрастного рейтинга.
Когда в экспозиции "Проклятия" у Николаса Пеша появляется тот самый дом в Токио, который зрители могли видеть в проекте 2004 года, то не возникает сомнений, что перезапуск проекта будет иногда давать отсылки к культовой ленте Рэйми и устанавливать необходимые связи. По телефону Фиона Лэндерс (Тара Вествуд, сериал "Город на холме") сообщает, что без всяких внятных объяснений она стремится покинуть Японию и вернуться обратно в Штаты, мотивируя это тем, что она очень давно не видела свою семью. Молодая женщина выглядит очень обеспокоенной, и когда рядом с ней начинает шевелиться мусорный пакет, то это создает необходимую первоначальную атмосферу, чтобы понять, почему героиня Вествуд так хочет убраться от всего этого подальше. Дома Фиона встречается с любящим мужем и юной дочерью Мелиндой (Зои Фиш, "Ремнант: Всё ещё вижу тебя"), вот-вот должно произойти что-то страшное и пугающее, однако постановщик приостанавливает развитие этой линии сюжета и продолжает знакомить с другими характерами ленты. Андреа Райзборо ("Реальная любовь в Нью-Йорке", "Мэнди") появляется у Пеша в образе полицейского детектива Малдун, которая переехала в Кросс-Ривер вместе с сыном-школьником Бёрком (Джон Хансен) после того, как несколько месяцев назад ее муж скончался от рака легких. Начав работать вместе со своим напарником, детективом Гудманом (Демиан Бичир, "Проклятие монахини", "Лучшая жизнь"), пребывающим в состоянии депрессии и нервно курящим одну сигарету за другой, она узнает, что мужчина не так давно потерял мать и находится в далеко не лучшем психологическом состоянии. Вскоре Малдун и Гудман начинают заниматься расследованием странного убийства женщины, труп которой был обнаружен в лесу, в машине, неподалеку от закрытого шоссе и имел признаки стороннего насилия. Покойная Лорна Муди (Джеки Уивер, "Зеровилль", "Птичий короб") находилась в федеральном розыске из-за своей не очень хорошо соотносящейся с законом деятельности, потому что занималась благообразная старушка организацией добровольной эвтаназии на дому для смертельно больных и была, по сути дела, проводником между миром живых и мертвых. Тут впервые звучит зловещий адрес - Рейберн Драйв 44 - и немного позже персонаж Райзборо узнает, что ее напарник Гудман, ведущий дело об убийствах и самоубийствах в этом доме, не продвинулся дальше крыльца в двухэтажном особняке, который ничем не отличался от таких же домов по соседству.
Можно понять, что режиссерские амбиции Николаса Пеша в "Проклятии" простираются гораздо дальше обычной перезагрузки ужастика спустя полтора десятка лет после премьеры оригинала, постановщик в рамки вполне предсказуемого эксплуатационного сюжета старается вместить и долю полицейского нуара, и глубокие эмоциональные связи между членами семей, которые оказываются связанными с домом по Рейберн Драйв 44. Безусловно, добавление сюжетной дуги, связанной с четой Спенсеров, агентов по недвижимости Питера (Джон Чо, "Поиск", "Близнецы") и Нины (Бетти Гилпин, "Собачья жизнь 2", "Ну разве не романтично?"), которые занимаются продажей нехорошего дома, можно отнести к сюжетным находкам этого хоррора. Экранная история приписывает беременной героине Гилпин наличие у плода редкого генетического заболевания АЛД, болезни Шильдера, которая передается по наследству. Такой жестокий авторский ход по отношению к ничего не подозревающим будущим родителям позволяет говорить об опосредованности зла и его всепроникновении, поэтому совершенно перестает удивлять, почему детектив Гудман держится от места, где постоянно творятся смерти все-таки подальше. Другая пара, престарелые Мэтисоны, прожившие в браке почти полвека, Уильям (Фрэнки Фэйзон, "Молчание ягнят", "Афера Томаса Крауна") и Фэйт (ветеран жанра Лин Шэй, "Астрал 4: Последний ключ", "Абатуар. Лабиринт страха"), которая купила дом после резни в семье Лэндерс, оказывается в еще одной ловушке и ищет способ для достойного ухода из жизни героини Шэй, погружающейся в больше и больше в деменцию. Было бы наивно полагать, что Николас Пеш будет прикладывать массу усилий для того, чтобы напугать зрителей и массированно посылать в зал бу-эффекты, постановщик вместо этого увлеченно работает над созданием той самой атмосферности, благодаря которой лента становится настоящим зрелищем страданий, выставляя напоказ боль и ее смертельные производные. Гудящий саундтрек от Newton Brothers только еще больше нагоняет жути от той повседневности, которая всего в нескольких метрах от зрителей и которая показывает массу способов отказа от жизни после того, как герои становятся агентами ничем объяснимых потусторонних манипуляций. Ничем не защищенные, абсолютно уязвимые люди у Пеша вызывают тот самый страх, который возникает при ощущении от непостижимой разумом безжалостности и показывает для детектива Малдун путь сползания в реальное сумасшествие в финальной части ленты, которая неожиданно резво разгоняет все происходящее.
Новое "Проклятие" показывает режиссерскую работу Пеша в большей степени как переходную для жанра, стремящегося чувствовать себя уверенно на смежных территориях. Причем набор сцен и эпизодов ориентируется на запутывающее жонглирование постановщика сюжетными арками и кошмарами настигающей персонажей грани между жизнью и смертью на протяжении пары лет событий в этом фильме. Тревожность, так искренне пропагандируемая режиссером в качестве основной доминанты, срабатывает далеко не всегда. Расплывчатые фигуры с закрывающими лицо волосами играют в большей степени роль того самого декора, который будет напоминать больше о визуальных подсказках, чем служить причиной для больших зрительских страхов. Николас Пеш не стремится полностью разрушать отработанные годами формулы, и в большей степени интуитивно ищет пути для оживления развития представляемого на экране. Сама по себе идея для перезагрузки "Проклятия" в качестве трех тесно переплетающихся между собой короткометражек превосходна, и практически бесшовный монтаж Кена Блэкуэлла и Гарднера Гулда служит тому настоящим подтверждением, однако интонационно не очень ясно, за какие грехи страдают все персонажи ленты. Моменты, что каждый из нас несет в той или иной степени отпечаток тех мест, где жил до этого, имеют в гиперусиленном режиме "Проклятия" больше даже философский отпечаток, чем это можно было ожидать от хоррора. Истории о призраках не теряют актуальности из-за того, что они дают надежду, жизнь человека не заканчивается только физической смертью, но именно размышлений на эту тему работе Пеша недостает для полноты авторского высказывания. Постановщик использует хорошо проработанную локацию и лишь в нескольких эффектных сценах начинает крошить персонажей на экране, но при этом "Проклятие" от Пеша остается все-таки корректным и грамотно сработанным фильмом франшизы и не претендует на особенные психологические глубины. Режиссеру удается и передать суть оригинала и создать собственную авторскую дистанцию для происходящего на экране. Поэтому "Проклятие" со всеми своими мрачными тонами не производит впечатления фильма, дающего надежду его персонажам и зрителям, душная атмосфера вполне придется по вкусу любителям жанра, а тонкие способы, благодаря которым Николас Пеш пытается вне всяких сомнений буквально под кожу зрителей по-настоящему впечатляют. Весь актерский ансамбль, подписавшийся на этот в большей степени странный проект, демонстрирует увлеченность, а талантливая Андреа Райзборо имеет все шансы стать одной из хоррор-легенд.
6
,0
2020, США, Ужасы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Третья работа "Проклятие" режиссера и сценариста Николаса Пеша ("Пирсинг", "Глаза моей матери") представляет собой пример попытки поиска новых запоминающихся и выразительных решений в перезагрузке одноименной ленты 2004 года от Сэма Рэйми. В варианте Пеша этот фильм ужасов приобретает черты драмы, на которую накладывается нелинейность детективного расследования, что в итоге приводит проект к еще одному высказыванию на темы "страшного места" и "проклятого дома" одновременно. Локация по адресу Рейберн Драйв 44 в небольшом городке Кросс-Ривер в Пенсильвании по степени насыщенности характерами вполне могла бы конкурировать с номером 237 в отеле "Оверлук" Стэнли Кубрика. Очевидно, что одной из режиссерских задач Пеша была демонстрация того, как неистребимое и иррациональное зло может связать судьбы совершенно незнакомых людей в разные моменты времени. Концепт дома с призраками, которые не нападают на его обитателей, но, тем не менее, способны сделать жизнь людей невыносимой и довести их до серии максимально брутальных сцен и убийств, постановщик использует в максимальной мере и стремится вывести новую серию франшизы на иной, более страшный и безжалостный уровень. Хорошо просматривается желание Николаса Пеша в нынешней американской адаптации популярного японского хоррора Такаси Симидзу вписать новую главу во вселенную "Проклятия" и показать, что городские легенды могут открывать дверь в совершенно иной мир, где идиллия может заражать кошмарами и паранойей. Режиссер при этом использует вполне стандартный жанровый набор и выстраивает нарратив на базе неблагоприятных обстоятельств в жизни персонажей, их личных трудностей и желании разобраться, почему такие разные истории характеров объединяет общая уязвимость для сверхъестественных сил. Сценарий, над которым Пеш работал совместно с Джеффри Бюхлером ("Кладбище домашних животных", "Омен: Перерождение"), показывает в достаточной степени проработанных персонажей, которые еще до появления призраков уже находятся в полной власти разнообразных болей и душевных ран. В связи с этим обычные, до определенного момента вполне нормальные люди становятся в этой ленте подвержены настолько ужасающим эмоциям, что овладевающее ими беспокойство очень легко выводит героев на путь отчаяния, смерти и горя. Поэтому "Проклятие" стремится показать, что именно люди, их внезапное безумие и жуткие поступки, становятся самой страшной угрозой для зрителей, для которых лента может стать вариантом той самой кровавой головоломки, где расследование приоткрывает тайны со всей мощью максимального возрастного рейтинга. Когда в экспозиции "Проклятия" у Николаса Пеша появляется тот самый дом в Токио, который зрители могли видеть в проекте 2004 года, то не возникает сомнений, что перезапуск проекта будет иногда давать отсылки к культовой ленте Рэйми и устанавливать необходимые связи. По телефону Фиона Лэндерс (Тара Вествуд, сериал "Город на холме") сообщает, что без всяких внятных объяснений она стремится покинуть Японию и вернуться обратно в Штаты, мотивируя это тем, что она очень давно не видела свою семью. Молодая женщина выглядит очень обеспокоенной, и когда рядом с ней начинает шевелиться мусорный пакет, то это создает необходимую первоначальную атмосферу, чтобы понять, почему героиня Вествуд так хочет убраться от всего этого подальше. Дома Фиона встречается с любящим мужем и юной дочерью Мелиндой (Зои Фиш, "Ремнант: Всё ещё вижу тебя"), вот-вот должно произойти что-то страшное и пугающее, однако постановщик приостанавливает развитие этой линии сюжета и продолжает знакомить с другими характерами ленты. Андреа Райзборо ("Реальная любовь в Нью-Йорке", "Мэнди") появляется у Пеша в образе полицейского детектива Малдун, которая переехала в Кросс-Ривер вместе с сыном-школьником Бёрком (Джон Хансен) после того, как несколько месяцев назад ее муж скончался от рака легких. Начав работать вместе со своим напарником, детективом Гудманом (Демиан Бичир, "Проклятие монахини", "Лучшая жизнь"), пребывающим в состоянии депрессии и нервно курящим одну сигарету за другой, она узнает, что мужчина не так давно потерял мать и находится в далеко не лучшем психологическом состоянии. Вскоре Малдун и Гудман начинают заниматься расследованием странного убийства женщины, труп которой был обнаружен в лесу, в машине, неподалеку от закрытого шоссе и имел признаки стороннего насилия. Покойная Лорна Муди (Джеки Уивер, "Зеровилль", "Птичий короб") находилась в федеральном розыске из-за своей не очень хорошо соотносящейся с законом деятельности, потому что занималась благообразная старушка организацией добровольной эвтаназии на дому для смертельно больных и была, по сути дела, проводником между миром живых и мертвых. Тут впервые звучит зловещий адрес - Рейберн Драйв 44 - и немного позже персонаж Райзборо узнает, что ее напарник Гудман, ведущий дело об убийствах и самоубийствах в этом доме, не продвинулся дальше крыльца в двухэтажном особняке, который ничем не отличался от таких же домов по соседству. Можно понять, что режиссерские амбиции Николаса Пеша в "Проклятии" простираются гораздо дальше обычной перезагрузки ужастика спустя полтора десятка лет после премьеры оригинала, постановщик в рамки вполне предсказуемого эксплуатационного сюжета старается вместить и долю полицейского нуара, и глубокие эмоциональные связи между членами семей, которые оказываются связанными с домом по Рейберн Драйв 44. Безусловно, добавление сюжетной дуги, связанной с четой Спенсеров, агентов по недвижимости Питера (Джон Чо, "Поиск", "Близнецы") и Нины (Бетти Гилпин, "Собачья жизнь 2", "Ну разве не романтично?"), которые занимаются продажей нехорошего дома, можно отнести к сюжетным находкам этого хоррора. Экранная история приписывает беременной героине Гилпин наличие у плода редкого генетического заболевания АЛД, болезни Шильдера, которая передается по наследству. Такой жестокий авторский ход по отношению к ничего не подозревающим будущим родителям позволяет говорить об опосредованности зла и его всепроникновении, поэтому совершенно перестает удивлять, почему детектив Гудман держится от места, где постоянно творятся смерти все-таки подальше. Другая пара, престарелые Мэтисоны, прожившие в браке почти полвека, Уильям (Фрэнки Фэйзон, "Молчание ягнят", "Афера Томаса Крауна") и Фэйт (ветеран жанра Лин Шэй, "Астрал 4: Последний ключ", "Абатуар. Лабиринт страха"), которая купила дом после резни в семье Лэндерс, оказывается в еще одной ловушке и ищет способ для достойного ухода из жизни героини Шэй, погружающейся в больше и больше в деменцию. Было бы наивно полагать, что Николас Пеш будет прикладывать массу усилий для того, чтобы напугать зрителей и массированно посылать в зал бу-эффекты, постановщик вместо этого увлеченно работает над созданием той самой атмосферности, благодаря которой лента становится настоящим зрелищем страданий, выставляя напоказ боль и ее смертельные производные. Гудящий саундтрек от Newton Brothers только еще больше нагоняет жути от той повседневности, которая всего в нескольких метрах от зрителей и которая показывает массу способов отказа от жизни после того, как герои становятся агентами ничем объяснимых потусторонних манипуляций. Ничем не защищенные, абсолютно уязвимые люди у Пеша вызывают тот самый страх, который возникает при ощущении от непостижимой разумом безжалостности и показывает для детектива Малдун путь сползания в реальное сумасшествие в финальной части ленты, которая неожиданно резво разгоняет все происходящее. Новое "Проклятие" показывает режиссерскую работу Пеша в большей степени как переходную для жанра, стремящегося чувствовать себя уверенно на смежных территориях. Причем набор сцен и эпизодов ориентируется на запутывающее жонглирование постановщика сюжетными арками и кошмарами настигающей персонажей грани между жизнью и смертью на протяжении пары лет событий в этом фильме. Тревожность, так искренне пропагандируемая режиссером в качестве основной доминанты, срабатывает далеко не всегда. Расплывчатые фигуры с закрывающими лицо волосами играют в большей степени роль того самого декора, который будет напоминать больше о визуальных подсказках, чем служить причиной для больших зрительских страхов. Николас Пеш не стремится полностью разрушать отработанные годами формулы, и в большей степени интуитивно ищет пути для оживления развития представляемого на экране. Сама по себе идея для перезагрузки "Проклятия" в качестве трех тесно переплетающихся между собой короткометражек превосходна, и практически бесшовный монтаж Кена Блэкуэлла и Гарднера Гулда служит тому настоящим подтверждением, однако интонационно не очень ясно, за какие грехи страдают все персонажи ленты. Моменты, что каждый из нас несет в той или иной степени отпечаток тех мест, где жил до этого, имеют в гиперусиленном режиме "Проклятия" больше даже философский отпечаток, чем это можно было ожидать от хоррора. Истории о призраках не теряют актуальности из-за того, что они дают надежду, жизнь человека не заканчивается только физической смертью, но именно размышлений на эту тему работе Пеша недостает для полноты авторского высказывания. Постановщик использует хорошо проработанную локацию и лишь в нескольких эффектных сценах начинает крошить персонажей на экране, но при этом "Проклятие" от Пеша остается все-таки корректным и грамотно сработанным фильмом франшизы и не претендует на особенные психологические глубины. Режиссеру удается и передать суть оригинала и создать собственную авторскую дистанцию для происходящего на экране. Поэтому "Проклятие" со всеми своими мрачными тонами не производит впечатления фильма, дающего надежду его персонажам и зрителям, душная атмосфера вполне придется по вкусу любителям жанра, а тонкие способы, благодаря которым Николас Пеш пытается вне всяких сомнений буквально под кожу зрителей по-настоящему впечатляют. Весь актерский ансамбль, подписавшийся на этот в большей степени странный проект, демонстрирует увлеченность, а талантливая Андреа Райзборо имеет все шансы стать одной из хоррор-легенд.