Очевидно, что «Одесса» Валерия Тодоровского во многом основана на детских воспоминаниях режиссера, который сам родом из этого города. На это указывает также имя, возраст и даже внешность одного из главных персонажей картины – восьмилетнего Валерика (Степан Середа). Действие фильма разворачивается в августе 1970. После «Стиляг» и «Оттепели» Валерий Тодоровский продолжает двигаться десятилетними интервалами по временной шкале советских реалий, фокусируя взгляд при этом, разумеется, не на масштабных исторических событиях, а на эмоционально-бытовых аспектах, субъективных переживаниях отдельных индивидов. Поэтому от «Одессы» следовало бы ожидать большей искренности и достоверности, ведь автор все это видел собственными глазами, а дети, как правило, обладают острой восприимчивостью и цепкой наблюдательностью. Попробую проанализировать, насколько Валерию Тодоровскому и его команде это удалось.
Итак, в августе 1970 Валерик вместе со своим отцом, журналистом-международником Борисом (Евгений Цыганов), прилетает в Одессу. Жену Бориса Аллу в Москве еще на пару дней задерживают дела, да и сам он не намерен пробыть в Одессе долго, вскоре ему предстоит командировка в ФРГ. Нужно только оставить Валерика погостить у бабушки с дедушкой. Это родители Аллы – Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник) и Раиса Ировна (Ирина Розанова). У тестя и тещи Борис застает сестер жены – Лору (Ксения Раппопорт) и Миру (Евгения Брик), их мужей – Володю (Сергей Муравьев) и Арика (Владимир Кошевой) и племянницу, дочь Лоры и Володи, Женьку (Диана Манукян). С койко-местами напряженка, Бориса вместе с Валериком уговаривают временно поселиться у соседей, а не снимать номер в гостинице. Ситуация осложняется тем, что как раз в день приезда зятя и внука в Одессе объявляют о вспышке холеры, город закрывают на карантин – сюда никого не впускают и никого не выпускают. Во время этого вынужденного «отпуска» еще вспыхнет много чего: семейные ссоры, идеологические споры, запретная страсть… А Валерику эти каникулы сулят опыт взросления, ощущения из разряда «в первый раз».
Основное впечатление от фильма: он не оправдывает своего названия. Невооруженным взглядом видно, что съемки в основном павильонные, города как такового в кадре почти нет. Только обветшалый дворик, да две тесные квартирки. Сцен на натуре очень мало. Ночная улица выглядит откровенно нарисованной, даже если это на самом деле и не так. Авторы, вероятно, скудными средствами очень старались создать неповторимую одесскую атмосферу. Но на одних вкусных деталях и мастерстве оператора далеко не уедешь. Все это напоминает театральную постановку, искусственно созданные декорации. Могу предположить, что по задумке авторов картины это должно было усилить чувство клаустрофобии, страх неотвратимости смерти и как следствие – желание жить настоящим. Однако этого не сумела внушить и похоронная процессия в самом начале фильма. Ну пронесли мимо какого-то постороннего покойника под Траурный марш Шопена. Нам-то что? Как уверяет испуганного сына герой Цыганова: никто никогда не умрет.
Вообще, в сюжетной линии, которая касается Валерика, режиссер сумел избежать фальши, что в работе с юными актерами не всегда получается. Но Степан Середа справился на «отлично». Леонид Ярмольник тоже очень сильно исполнил свою возрастную роль. А вот основательно состаренная Ирина Розанова местами явно перебарщивает, изображая типичную еврейскую мамашу, скатывается до откровенного гротеска. Драматический талант Евгения Цыганова с его медвежьей мимикой мне очень сложно оценить. Единственный намек на эмоции он демонстрирует только в финале картины. Неужели подобная манера поведения способна вызвать вожделение у юной нимфы? По сценарию в Бориса влюбляется пятнадцатилетняя соседка Ирка (Вероника Устимова). Предположу, что одесская лолита запала все же на «импортность» московского папика. Отчасти он сам это спровоцировал своим внезапным поцелуем. Девица тут же нафантазировала и давай дядю Борю всячески соблазнять, а тот сразу на попятную, мол, старый я для тебя, нехорошо это.
Но гумбертовым страданиям посвящена вторая половина фильма. В первой части драма другого характера. Мира сообщает родственникам, что они с мужем собираются эмигрировать в Израиль. Из-за этого все семейство ссорится вдрызг. Григорий Иосифович заявляет на дочь в КГБ, Раиса Ировна выгоняет мужа из дома. Три сестры, включая Аллочку, которая присутствует только в виде голоса из телефонной трубки, грызутся между собой. Русский муж Лоры композитор Володя, оказывается, тоже имеет претензии к сионистам, коих засилье среди творческой интеллигенции СССР. Все эти шумные разборки еврейского вопроса состоят в основном из шаблонных фраз, зрители среднего возраста вряд ли услышат для себя что-то новое. К счастью, все это лишено трагического надрыва, и никакой кровавой гэбни в фильме не будет.
«Одесса» ненавязчиво щекочет ностальгические чувства, она способна тронуть, в ней присутствует некоторая недосказанность, у каждого героя здесь своя правда. Полагаю, Валерий Тодоровский был прав, когда решил делать на подобном материале полнометражный фильм, а не сериал. Иногда зрителю следует что-то додумать самому. Если его, конечно, занимают похожие проблемы.
6
,9
2019, Россия, Драмы
129 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Очевидно, что «Одесса» Валерия Тодоровского во многом основана на детских воспоминаниях режиссера, который сам родом из этого города. На это указывает также имя, возраст и даже внешность одного из главных персонажей картины – восьмилетнего Валерика (Степан Середа). Действие фильма разворачивается в августе 1970. После «Стиляг» и «Оттепели» Валерий Тодоровский продолжает двигаться десятилетними интервалами по временной шкале советских реалий, фокусируя взгляд при этом, разумеется, не на масштабных исторических событиях, а на эмоционально-бытовых аспектах, субъективных переживаниях отдельных индивидов. Поэтому от «Одессы» следовало бы ожидать большей искренности и достоверности, ведь автор все это видел собственными глазами, а дети, как правило, обладают острой восприимчивостью и цепкой наблюдательностью. Попробую проанализировать, насколько Валерию Тодоровскому и его команде это удалось. Итак, в августе 1970 Валерик вместе со своим отцом, журналистом-международником Борисом (Евгений Цыганов), прилетает в Одессу. Жену Бориса Аллу в Москве еще на пару дней задерживают дела, да и сам он не намерен пробыть в Одессе долго, вскоре ему предстоит командировка в ФРГ. Нужно только оставить Валерика погостить у бабушки с дедушкой. Это родители Аллы – Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник) и Раиса Ировна (Ирина Розанова). У тестя и тещи Борис застает сестер жены – Лору (Ксения Раппопорт) и Миру (Евгения Брик), их мужей – Володю (Сергей Муравьев) и Арика (Владимир Кошевой) и племянницу, дочь Лоры и Володи, Женьку (Диана Манукян). С койко-местами напряженка, Бориса вместе с Валериком уговаривают временно поселиться у соседей, а не снимать номер в гостинице. Ситуация осложняется тем, что как раз в день приезда зятя и внука в Одессе объявляют о вспышке холеры, город закрывают на карантин – сюда никого не впускают и никого не выпускают. Во время этого вынужденного «отпуска» еще вспыхнет много чего: семейные ссоры, идеологические споры, запретная страсть… А Валерику эти каникулы сулят опыт взросления, ощущения из разряда «в первый раз». Основное впечатление от фильма: он не оправдывает своего названия. Невооруженным взглядом видно, что съемки в основном павильонные, города как такового в кадре почти нет. Только обветшалый дворик, да две тесные квартирки. Сцен на натуре очень мало. Ночная улица выглядит откровенно нарисованной, даже если это на самом деле и не так. Авторы, вероятно, скудными средствами очень старались создать неповторимую одесскую атмосферу. Но на одних вкусных деталях и мастерстве оператора далеко не уедешь. Все это напоминает театральную постановку, искусственно созданные декорации. Могу предположить, что по задумке авторов картины это должно было усилить чувство клаустрофобии, страх неотвратимости смерти и как следствие – желание жить настоящим. Однако этого не сумела внушить и похоронная процессия в самом начале фильма. Ну пронесли мимо какого-то постороннего покойника под Траурный марш Шопена. Нам-то что? Как уверяет испуганного сына герой Цыганова: никто никогда не умрет. Вообще, в сюжетной линии, которая касается Валерика, режиссер сумел избежать фальши, что в работе с юными актерами не всегда получается. Но Степан Середа справился на «отлично». Леонид Ярмольник тоже очень сильно исполнил свою возрастную роль. А вот основательно состаренная Ирина Розанова местами явно перебарщивает, изображая типичную еврейскую мамашу, скатывается до откровенного гротеска. Драматический талант Евгения Цыганова с его медвежьей мимикой мне очень сложно оценить. Единственный намек на эмоции он демонстрирует только в финале картины. Неужели подобная манера поведения способна вызвать вожделение у юной нимфы? По сценарию в Бориса влюбляется пятнадцатилетняя соседка Ирка (Вероника Устимова). Предположу, что одесская лолита запала все же на «импортность» московского папика. Отчасти он сам это спровоцировал своим внезапным поцелуем. Девица тут же нафантазировала и давай дядю Борю всячески соблазнять, а тот сразу на попятную, мол, старый я для тебя, нехорошо это. Но гумбертовым страданиям посвящена вторая половина фильма. В первой части драма другого характера. Мира сообщает родственникам, что они с мужем собираются эмигрировать в Израиль. Из-за этого все семейство ссорится вдрызг. Григорий Иосифович заявляет на дочь в КГБ, Раиса Ировна выгоняет мужа из дома. Три сестры, включая Аллочку, которая присутствует только в виде голоса из телефонной трубки, грызутся между собой. Русский муж Лоры композитор Володя, оказывается, тоже имеет претензии к сионистам, коих засилье среди творческой интеллигенции СССР. Все эти шумные разборки еврейского вопроса состоят в основном из шаблонных фраз, зрители среднего возраста вряд ли услышат для себя что-то новое. К счастью, все это лишено трагического надрыва, и никакой кровавой гэбни в фильме не будет. «Одесса» ненавязчиво щекочет ностальгические чувства, она способна тронуть, в ней присутствует некоторая недосказанность, у каждого героя здесь своя правда. Полагаю, Валерий Тодоровский был прав, когда решил делать на подобном материале полнометражный фильм, а не сериал. Иногда зрителю следует что-то додумать самому. Если его, конечно, занимают похожие проблемы.