Лента "Присягнувшая тьме" британского режиссера и сценариста Пола Хайета ("Вой", "Дом терпимости") получила премьеру на специализированном фестивале фильмов ужасов "FrightFest" и была первоначально представлена публике под названием "Еретики". Энтузиазм Хайета и его желание высказаться на определенные темы в жанровом кино заслуживают уважения хотя бы потому, что этот постановщик начинал свою карьеру на съемочной площадке в качестве гримера и организатора спецэффектов, однако амбиции привели его к работе над собственными проектами с небольшими бюджетами. Кажется, что после массового успеха франшизы "Заклятие" тема проклятых монастырей и монахинь, творящих правосудие при помощи креста, должна была стать общим местом. Однако все случилось с точностью до наоборот и в хорроре второе рождение получил субжанр, который известен как нунсплотейшн и в котором главные акценты делаются на околорелигиозных конфликтах, происходящих чаще всего в рамках одной локации. Поэтому Пол Хайет в этом случае велосипедов нового жанра не изобретал, однако научился ездить в рамках уже существующих экранных клише и стереотипов достаточно устойчиво. Поверить и, самое главное, проверить то, что творилось в Англии в середине XVII века вряд ли возможно для обычного зрителя, из-за этого все богоизбранные представительницы женского пола служат не только сосудами для чистоты и добродетели, но и еще вынуждены постоянно бороться с соблазнами и проверять на прочность преданность вере ценой собственных жизней. Создававший историю ленты совместно со сценаристами Коналом Палмером и Грегори Блэром ("Смертельные изменения"), Пол Хайет в большей степени стремился к достижению общей атмосферы, способной раздавить зрителя своей серостью и темными углами, чем к разнообразию сюжетных арок для исполнительниц ролей принципиально мало чем отличающихся на экране. Ощущение жути от происходящего достигается благодаря уединенному зданию, находящемуся вдали от условного города и приобретающему изначально вид огромного каменного мешка, из которого суждено будет выбраться далеко не всем действующим лицам. Постановщик обыгрывает традиционную тему искупления грехов и знакомит зрителей с проклятым местом, которое имеет свою отнюдь не богоугодную историю и в котором будет постоянно проливаться человеческая кровь в очень больших объемах. Поэтому "Присягнувшая тьме" в большей степени придерживается своеобразно поданных визуальных идей и постоянно прорабатывает пугающие и постоянно показывающие острые зубы перспективы для всех представительниц святой обители, где одержимость внутренней тайной очень быстро становится причиной для страха, слежек и общей женской истерии перед непонятным злом.
В леденящем прологе "Присягнувшей тьме" Пол Хайет знакомит с предысторией событий, которые получат свое развитие через четыре десятилетия, когда молодая монахиня, сестра Маргарет (Кэти Шеридан, сериал "Джинн в доме"), проводит обряд по вызову одного из дьявольских воплощений и приносит для этого кровавую человеческую жертву. Это, по мнению персонажа Шеридан, должно проверить веру служительниц религии и укрепить их в противостоянии демону. Юная послушница, выбранная в качестве медиума, быстро становится одержимой и лишает жизни нескольких святых сестер. Неведомая сущность овладевает мертвыми телами и они нападают на убийцу, проклиная ее и вынуждая к тому, чтобы она расправилась с Маргарет. Но монахиням удается отразить дьявольскую атаку, это приводит к тому, что одна из них, Элизабет, покидает обитель навсегда и с трудом справляется со своим потрясением. Характер Шеридан становится со временем преподобной настоятельницей этого странного во всех отношениях места, над которым уже висит печать проклятия. Спустя 40 лет магистрат города приговаривает Персефону (Ханна Артертон, сериалы "Безопасность" и "Версаль") к смертной казни и обвиняет ее в колдовстве. Хайет выступает здесь как тонкий знаток античной мифологии и дает главной героине имя греческой богини, владычицы преисподней. Мать-настоятельница Маргарет (уже Клэр Хиггинс, "Восставший из ада", "Мечта Кассандры") прерывает процесс и начинает шантажировать магистра (Майкл Айронсайд) связями с инквизицией, в итоге характер Артертон отправляется в монастырь для перевоспитания и дальнейшего покаяния в содеянном. Там девушка получает от сестры Анны Фрэнсис (Сара Малин, сериал "Телохранитель", "Доктор Стрэндж") жесткие указания о том, что нельзя покидать территорию монастыря и нельзя ни с кем вступать в контакты. Кроме протагонистки в обители уже находятся несколько молодых монахинь, сестры Кэтрин (Эмили Такер), Адела (Амелия Беннетт) и Эмелин (Рози Дэй, сериал "Благие знамения", "Дальше по коридору"), все они в той или иной степени виновны в грехах перед всевышним и поэтому подвергаются притеснениям со стороны более возрастных служительниц Господа и выполняют самую тяжелую и неблагодарную работу. Практически сразу же Персефона начинает видеть внутри монастырских стен гораздо больше, чем это могут себе представить другие девушки, она ощущает присутствие сверхъестественного, такого особого вида зла, который способен просачиваться сквозь стены и вызывать лихорадку, ведущую к очень быстрому летальному исходу.
Идея перевоспитания заблудших душ, которая является базовой для запуска нарратива в "Присягнувшей тьме", отнюдь не нова, более двух столетий в Европе существовали так называемые "Прачечные Магдалины", в которых проходили реабилитацию трудом и молитвой бывшие проститутки. В каком-то смысле тема направления церковью на путь истинный сама шла Полу Хайету в руки и такой приют вполне мог стать местом, где разворачиваются события фильма ужасов, где покрывшие себя общественным позором женщины постоянно находятся в ожидании исправления и наказания. Нависающее над монастырем проклятие обеспечивает дополнительную опору в сюжете, в который только требуется поместить еще для полного страха костлявые руки, хватающие центральных персонажей за плечи, странных существ, по-паучьи спускающихся со стен, и сделать приорат местом, где святость проходит проверку кровью и надвигающимся безумием. Много внимания постановщик уделяет не столько логике сюжета, который то и дело теряет логику, сколько производственному дизайну, обеспечивающему максимальное количество красной жидкости в кадре и вырывание глаз у персонажей для большей интенсивности. Характер Клэр Хиггинс оказывается по-настоящему отвратительным и держит в напряжении относительно своего злодейства практически до самой кульминации, в которой преподобная Маргарет начинает искусно и со знанием дела махать крестом для истребления нечисти. Использование постановщиком недостатка освещенности и обилие свечей в кадре самых разных размеров позволяют ему взять многочисленные тени в свои союзники, создать напряженную атмосферу и напугать зрителей именно тревожными кадрами, в которых герои предпочитают больше кричать и действовать, чем вести богословские беседы. Вся тематика проекта для Хайета оказывается прекрасным способом организовать со второго акта готическую кровавую баню и выдать беспощадный слэшер. Вообще большая часть смертей в этом проекте носит истинно метафизический характер, своеобразную игру на поражение в кровавой бойне, логика которой иногда не совсем понятна даже самим авторам. Несмотря на монашеские наряды все персонажи в картине выглядят истеричным и до смерти напуганным женским обществом, искренне не понимающим, что происходит на самом деле и как далеко все может зайти в этой истории. Эксплуатационная стилистика ленты не предполагает любовных линий в кадре, и интрижка между захожим торговцем Эллисом (Фредди Картер) и Кэтрин нужна больше для понимания окончательных деталей истории, чем добавить лирики в кровавые ручьи рассказа.
Для зрителей "Присягнувшая тьме" не предоставляет никаких особых режиссерских посланий от Пола Хайета, который предпочитает шумную игру визионерской многослойности. Из-за этого проект приобретает больше черты мечты о времени, когда человеческая жизнь ничего не стоила и могла быть игрушкой для потусторонних сил, в этом случае рыхлость сценарных линий компенсируется стреляющим страхами своеобразием места и атмосферой. Сценарий оказывается общей проблемой для этой ленты, который много обещает для зрителей, но рассеивается за внешними проявлениями. Смесь таинственных монахинь, падших молодых девушек, колдовства и общего злого духа, нависающего над всем происходящим, не детонирует в полной мере и ведет ленту по вполне предсказуемому пути развития. К тому моменту, когда фильм добирается до третьего акта, заканчиваются все игривые намеки на то, что может произойти нечто ужасное, постановщик выпрыгивает из своих клише и начинает настоящую монастырскую резню в сумраке, которая приводит к безупречному финалу и ставит жирную и горячую точку в истории обители. Поэтому "Присягнувшая тьме" оказывается фильмом подозрительных мотиваций всех без исключения персонажей, снятом в аутентичной атмосфере и основанном больше на амбициозных планах, чем на внятном развитии истории. Работа Хайета могла стать еще одним жанровым откровением, но в итоге вынуждена подобно многим другим проектам находиться в тени более раскрученного и коммерчески успешного "Заклятия". Неподдельного увлечения авторами хоррорами старой школы и замечательного устрашающего присутствия Клэр Хиггинс оказывается явно недостаточно для того, чтобы пересечь границу культового кино и стать жанровым блокбастером.
4
,6
2018, Ужасы
81 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лента "Присягнувшая тьме" британского режиссера и сценариста Пола Хайета ("Вой", "Дом терпимости") получила премьеру на специализированном фестивале фильмов ужасов "FrightFest" и была первоначально представлена публике под названием "Еретики". Энтузиазм Хайета и его желание высказаться на определенные темы в жанровом кино заслуживают уважения хотя бы потому, что этот постановщик начинал свою карьеру на съемочной площадке в качестве гримера и организатора спецэффектов, однако амбиции привели его к работе над собственными проектами с небольшими бюджетами. Кажется, что после массового успеха франшизы "Заклятие" тема проклятых монастырей и монахинь, творящих правосудие при помощи креста, должна была стать общим местом. Однако все случилось с точностью до наоборот и в хорроре второе рождение получил субжанр, который известен как нунсплотейшн и в котором главные акценты делаются на околорелигиозных конфликтах, происходящих чаще всего в рамках одной локации. Поэтому Пол Хайет в этом случае велосипедов нового жанра не изобретал, однако научился ездить в рамках уже существующих экранных клише и стереотипов достаточно устойчиво. Поверить и, самое главное, проверить то, что творилось в Англии в середине XVII века вряд ли возможно для обычного зрителя, из-за этого все богоизбранные представительницы женского пола служат не только сосудами для чистоты и добродетели, но и еще вынуждены постоянно бороться с соблазнами и проверять на прочность преданность вере ценой собственных жизней. Создававший историю ленты совместно со сценаристами Коналом Палмером и Грегори Блэром ("Смертельные изменения"), Пол Хайет в большей степени стремился к достижению общей атмосферы, способной раздавить зрителя своей серостью и темными углами, чем к разнообразию сюжетных арок для исполнительниц ролей принципиально мало чем отличающихся на экране. Ощущение жути от происходящего достигается благодаря уединенному зданию, находящемуся вдали от условного города и приобретающему изначально вид огромного каменного мешка, из которого суждено будет выбраться далеко не всем действующим лицам. Постановщик обыгрывает традиционную тему искупления грехов и знакомит зрителей с проклятым местом, которое имеет свою отнюдь не богоугодную историю и в котором будет постоянно проливаться человеческая кровь в очень больших объемах. Поэтому "Присягнувшая тьме" в большей степени придерживается своеобразно поданных визуальных идей и постоянно прорабатывает пугающие и постоянно показывающие острые зубы перспективы для всех представительниц святой обители, где одержимость внутренней тайной очень быстро становится причиной для страха, слежек и общей женской истерии перед непонятным злом. В леденящем прологе "Присягнувшей тьме" Пол Хайет знакомит с предысторией событий, которые получат свое развитие через четыре десятилетия, когда молодая монахиня, сестра Маргарет (Кэти Шеридан, сериал "Джинн в доме"), проводит обряд по вызову одного из дьявольских воплощений и приносит для этого кровавую человеческую жертву. Это, по мнению персонажа Шеридан, должно проверить веру служительниц религии и укрепить их в противостоянии демону. Юная послушница, выбранная в качестве медиума, быстро становится одержимой и лишает жизни нескольких святых сестер. Неведомая сущность овладевает мертвыми телами и они нападают на убийцу, проклиная ее и вынуждая к тому, чтобы она расправилась с Маргарет. Но монахиням удается отразить дьявольскую атаку, это приводит к тому, что одна из них, Элизабет, покидает обитель навсегда и с трудом справляется со своим потрясением. Характер Шеридан становится со временем преподобной настоятельницей этого странного во всех отношениях места, над которым уже висит печать проклятия. Спустя 40 лет магистрат города приговаривает Персефону (Ханна Артертон, сериалы "Безопасность" и "Версаль") к смертной казни и обвиняет ее в колдовстве. Хайет выступает здесь как тонкий знаток античной мифологии и дает главной героине имя греческой богини, владычицы преисподней. Мать-настоятельница Маргарет (уже Клэр Хиггинс, "Восставший из ада", "Мечта Кассандры") прерывает процесс и начинает шантажировать магистра (Майкл Айронсайд) связями с инквизицией, в итоге характер Артертон отправляется в монастырь для перевоспитания и дальнейшего покаяния в содеянном. Там девушка получает от сестры Анны Фрэнсис (Сара Малин, сериал "Телохранитель", "Доктор Стрэндж") жесткие указания о том, что нельзя покидать территорию монастыря и нельзя ни с кем вступать в контакты. Кроме протагонистки в обители уже находятся несколько молодых монахинь, сестры Кэтрин (Эмили Такер), Адела (Амелия Беннетт) и Эмелин (Рози Дэй, сериал "Благие знамения", "Дальше по коридору"), все они в той или иной степени виновны в грехах перед всевышним и поэтому подвергаются притеснениям со стороны более возрастных служительниц Господа и выполняют самую тяжелую и неблагодарную работу. Практически сразу же Персефона начинает видеть внутри монастырских стен гораздо больше, чем это могут себе представить другие девушки, она ощущает присутствие сверхъестественного, такого особого вида зла, который способен просачиваться сквозь стены и вызывать лихорадку, ведущую к очень быстрому летальному исходу. Идея перевоспитания заблудших душ, которая является базовой для запуска нарратива в "Присягнувшей тьме", отнюдь не нова, более двух столетий в Европе существовали так называемые "Прачечные Магдалины", в которых проходили реабилитацию трудом и молитвой бывшие проститутки. В каком-то смысле тема направления церковью на путь истинный сама шла Полу Хайету в руки и такой приют вполне мог стать местом, где разворачиваются события фильма ужасов, где покрывшие себя общественным позором женщины постоянно находятся в ожидании исправления и наказания. Нависающее над монастырем проклятие обеспечивает дополнительную опору в сюжете, в который только требуется поместить еще для полного страха костлявые руки, хватающие центральных персонажей за плечи, странных существ, по-паучьи спускающихся со стен, и сделать приорат местом, где святость проходит проверку кровью и надвигающимся безумием. Много внимания постановщик уделяет не столько логике сюжета, который то и дело теряет логику, сколько производственному дизайну, обеспечивающему максимальное количество красной жидкости в кадре и вырывание глаз у персонажей для большей интенсивности. Характер Клэр Хиггинс оказывается по-настоящему отвратительным и держит в напряжении относительно своего злодейства практически до самой кульминации, в которой преподобная Маргарет начинает искусно и со знанием дела махать крестом для истребления нечисти. Использование постановщиком недостатка освещенности и обилие свечей в кадре самых разных размеров позволяют ему взять многочисленные тени в свои союзники, создать напряженную атмосферу и напугать зрителей именно тревожными кадрами, в которых герои предпочитают больше кричать и действовать, чем вести богословские беседы. Вся тематика проекта для Хайета оказывается прекрасным способом организовать со второго акта готическую кровавую баню и выдать беспощадный слэшер. Вообще большая часть смертей в этом проекте носит истинно метафизический характер, своеобразную игру на поражение в кровавой бойне, логика которой иногда не совсем понятна даже самим авторам. Несмотря на монашеские наряды все персонажи в картине выглядят истеричным и до смерти напуганным женским обществом, искренне не понимающим, что происходит на самом деле и как далеко все может зайти в этой истории. Эксплуатационная стилистика ленты не предполагает любовных линий в кадре, и интрижка между захожим торговцем Эллисом (Фредди Картер) и Кэтрин нужна больше для понимания окончательных деталей истории, чем добавить лирики в кровавые ручьи рассказа. Для зрителей "Присягнувшая тьме" не предоставляет никаких особых режиссерских посланий от Пола Хайета, который предпочитает шумную игру визионерской многослойности. Из-за этого проект приобретает больше черты мечты о времени, когда человеческая жизнь ничего не стоила и могла быть игрушкой для потусторонних сил, в этом случае рыхлость сценарных линий компенсируется стреляющим страхами своеобразием места и атмосферой. Сценарий оказывается общей проблемой для этой ленты, который много обещает для зрителей, но рассеивается за внешними проявлениями. Смесь таинственных монахинь, падших молодых девушек, колдовства и общего злого духа, нависающего над всем происходящим, не детонирует в полной мере и ведет ленту по вполне предсказуемому пути развития. К тому моменту, когда фильм добирается до третьего акта, заканчиваются все игривые намеки на то, что может произойти нечто ужасное, постановщик выпрыгивает из своих клише и начинает настоящую монастырскую резню в сумраке, которая приводит к безупречному финалу и ставит жирную и горячую точку в истории обители. Поэтому "Присягнувшая тьме" оказывается фильмом подозрительных мотиваций всех без исключения персонажей, снятом в аутентичной атмосфере и основанном больше на амбициозных планах, чем на внятном развитии истории. Работа Хайета могла стать еще одним жанровым откровением, но в итоге вынуждена подобно многим другим проектам находиться в тени более раскрученного и коммерчески успешного "Заклятия". Неподдельного увлечения авторами хоррорами старой школы и замечательного устрашающего присутствия Клэр Хиггинс оказывается явно недостаточно для того, чтобы пересечь границу культового кино и стать жанровым блокбастером.