Проект "Пятнадцать минут войны" стал второй полнометражной работой французского режиссера и сценариста Фреда Гривуа ("Сопротивление воздуха"), который представил собственный взгляд на события, произошедшие в начале февраля 1976 года в Джибути, стране на востоке Африки, граничащей с Сомали. Борцы за свободу этой страны от колониального гнета захватили школьный автобус с двумя десятками детей и выдвинули ряд политических требований к правительству Франции. Именно тогда, благодаря вмешательству из Парижа в дела своей заморской территории, возникло специальное подразделение "Группа вмешательства национальной жандармерии Франции", которое стало специализироваться на антитеррористических операциях. Фред Гривуа, основываясь на реальных событиях, которые закончились жертвами с обеих сторон, создал художественный триллер в эстетике голливудских традиций 80-90-х. При этом режиссер, кроме несомненной тяги к тому, чтобы снимать яркое и эмоционально задевающее кино, показывает свою любовь к боевикам и вестернам, в которых несколько героев с оружием в руках решают разом целый клубок проблем и успевают выявлять еще и свои лучшие человеческие качества. Такой подход продолжает беспроигрышно работать и смешивает напряжение вместе остротами бадди-муви, раскрывая более полно внутренний мир тех пятерых французов, которые, рискуя собой в условиях экстремальной жары, встали на защиту детских жизней. Обладая очень скромным бюджетом, не дотягивающим даже до 4 миллионов евро, Гривуа старается не проговорить в очередной раз уроки новейшей политической истории, а показывает факты о цене свободы и способности принимать ответственность на себя в сложной ситуации, когда находящаяся за много сотен километров метрополия оказалась практически бессильной для координации действий в этой операции. В "Пятнадцати минутах войны" амбиции режиссера концентрируются вокруг максимального приближения к зрителю происходящего на экране, его полному погружению в тот африканский зной и пыльный хаос, делая его добровольным свидетелем операции и заставляя находиться постоянно на линии огня или в автобусе с террористами. Как постановщик Фред Гривуа избегает как искусственных драматических построений, так и пафосного размаха, показывая людей, а не супергероев в очень непростых обстоятельствах. Поэтому "Пятнадцать минут войны" рассказывает историю о самоотверженности нескольких жандармов-снайперов, четко видящих цели перед собой и способных принимать нестандартные решения для спасения детских жизней.
Спасательная миссия, ставшая основой для сюжета "Пятнадцати минут войны", тем не менее, не имеет однозначной трактовки. В экспозиции картины группа террористов угоняет автобус с совсем юными школьниками и стремится прорваться на нем к границе с Сомали. В итоге все оказываются на нейтральной территории между Джибути и Сомали, и похитители выдвигают ряд жестких политических требований и отказываются от денежного выкупа, чтобы не выглядеть подобно обычным бандитам-киднепперам. Для уравновешивания сил военной операции Фред Гривуа вводит яркий женский характер, школьную учительницу Джейн Андерсен (Ольга Куриленко, "Агент Джонни Инглиш 3.0", "Человек, который убил Дон Кихота"), которая ведет имеет свою собственную историю и на сутки становится матерью и защитницей для всех несчастных детей. При этом героиня Куриленко пытается по мере сил противостоять террористам и сохранять личное достоинство. После фактического захвата в Джибути вылетает группа из спецподразделения под руководством бесстрашного капитана Андрэ Жерваля (Альбан Ленуар, "Сорняки", "Антиганг"). Экранной истории фильма, которую Гривуа сочинил вместе с Жереми Гезом ("Лукас", "Париж. Город Zомби") и Илеаной Эпстайн, не удается избежать в практически прямом смысле черно-белой трактовки событий и показать хорошо выраженную расовую пристрастность. Пятеро французских белых военных, которые прошли специальную подготовку, и белая школьная учительница-американка стараются спасти из тисков темнокожих злодеев опять-таки белых детей, оказавшихся фактически запертыми в школьном автобусе. Всемогущие французы у Фреда Гривуа сразу же становятся и героями-спасителями, и невинными жертвами, однако темнокожие борцы против французского колониализма становятся классическими "плохими парнями", кровожадными и наглыми, которые не заслуживают даже расширенных комментариев своей позиции в диалогах ленты. Причины, по которым представители коренного населения решились на похищение французских детей, в экранной истории так и остаются нераскрытыми, что добавляет постановке единственно верную, по мнению создателей, позицию, которая позволяет зрителям оценить не только героизм жандармов, но и самоустраниться от четкого понимания поведения тех, кто решился на подобные крайние меры. Сомнительная трактовка политики и впечатляющий уровень мастерства режиссуры Фреда Гривуа становятся одним из самых трудноразрешимых противоречий этой картины.
То, что авторы "Пятнадцати минут войны" вдохновлялись голливудскими образцами старой школы, оказывается хорошо заметно и проявляется в организации взаимодействий в группе жандармов, каждый из которых вне боевых действий оказывается наделен особой, отличающей его от других индивидуальностью, которая позволяет различать характеры не только визуально, но даже и по именам. Поскольку действие проекта развивается линейно и лишено флэшбэков и ретроспективных кадров, то большая часть напряженности достигается за счет высококлассного монтажа Бакстера ("Взаперти", "Девятая жизнь Луи Дракса"), который компенсирует небольшое количество фактических событий постоянным круговым переключением с одних персонажей на других: учительница и похитители, жандармы в полевых условиях, дети и Андерсен, генерал Фаврор (Венсан Перес, "Ван Гог. На пороге вечности", "12 мелодий любви"), ждущий приказов из Парижа и согласующий каждое действие в с высшим руководством, и Андрэ Жерваль, который уверен в силе и профессионализме своих подчиненных. Жандармы со снайперскими винтовками в руках, готовые в деле показать свои навыки к синхронной стрельбе и в кульминации в один момент расправляющиеся сразу со всеми террористами, выглядят со стороны скорее маргиналами со странностями, чем людьми, которым можно доверить спасение жизней. Замкнутый Жан-Люк (Гийом Лаббе, "Французский транзит"), готовящийся сделать предложение своей невесте Лорка (Давид Муржиа, "Новейший завет"), не расстающийся с трубкой старый холостяк Пьер (Себастьян Лаланн, "50 весенних дней") и маменькин сынок Жорж (Микаэль Абитбуль, "Развод по-французски") привлекают внимание своей неотразимой мужественностью и той удивительной естественностью характеров, которые раскрываются через многочисленные и не самые героические детали их поведения. Для оживления происходящего и максимального удаления из проекта статики Фред Гривуа очень активно использует технологии разделенных кадров и просмотров через прицелы снайперских винтовок, благодаря которым сразу становится ясно, что происходит в той или иной точке пространства противостояния в настоящий момент. Элементы, работающие обычно в традиционном вестерне, где происходит практически сразу же на "плохих" и "хороших" у постановщика работают благодаря тому, что очень умело он снимает слой за слоем неопределенности сложившейся ситуации и это заставляет верить в окончательный успех операции.
Фреду Гривуа в "Пятнадцати минутах войны" в итоге оказывается проще разрабатывать концепт классического приключенческого фильма с мощными сюжетными пружинами, чем политический триллер, где требуются намного более четкие, чем отсылки к эмоциональности, установки и хорошо выраженная позиция самого автора, который по определению жанра должен быть на стороне колониальных французов. Граница в проекте, конечно, не мексиканская, но разработка клише вестерна в африканских локациях выглядит очень смелой попыткой задать новые акценты из недавней современности и максимально выхолостить любые неоднозначности в поступках героев. Даже в главной боевой сцене, которая реконструирует в третьем акте ленты ту четверть часа, которая сделала из французов настоящих героев, о чьем подвиге стало известно совсем недавно, вся пятерка стреляет хладнокровно и без промаха по заметно превосходящим силам сомалийских пограничников, которые с очень большой энергией ввязываются в этот приграничный инцидент под руководством своего советского куратора из КГБ. Гривуа разрабатывает архетипы персонажей, которые находятся помимо всего прочего под постоянным зрительским прицелом, и выдает набор характеров, которые способны в первую очередь к плотному эмоциональному заполнению панорамы событий. В угнанном автобусе Джейн Андерсен оказывается фактически между двух огней и проявляет свой гуманистический дар учительницы, готовой до конца пройти этот тяжелый путь к свободе вместе со своими воспитанниками. Характер Ольги Куриленко, единственной женщины в проекте Гривуа, кроме личного мужества и постоянного контроля над собой, показывает пример отличной интуиции и способности к импровизированным действиям. Именно она становится настоящим вектором для этой истории и задает тон в отношениях между зрителями и происходящей на экране трагедией. Поэтому бравая историческая беллетристика "Пятнадцати минут войны", основанная на малоизвестных событиях, находит себя именно в подаче материала через сухой и безэмоциональный стиль новостной ленты, в центре которой находится кровавая драма, задевающая за жизни и за живое практически каждого участника этой истории, отзываясь в них эхом посттравматического синдрома и спустя годы после этих событий.
7
,3
2019, Триллеры
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект "Пятнадцать минут войны" стал второй полнометражной работой французского режиссера и сценариста Фреда Гривуа ("Сопротивление воздуха"), который представил собственный взгляд на события, произошедшие в начале февраля 1976 года в Джибути, стране на востоке Африки, граничащей с Сомали. Борцы за свободу этой страны от колониального гнета захватили школьный автобус с двумя десятками детей и выдвинули ряд политических требований к правительству Франции. Именно тогда, благодаря вмешательству из Парижа в дела своей заморской территории, возникло специальное подразделение "Группа вмешательства национальной жандармерии Франции", которое стало специализироваться на антитеррористических операциях. Фред Гривуа, основываясь на реальных событиях, которые закончились жертвами с обеих сторон, создал художественный триллер в эстетике голливудских традиций 80-90-х. При этом режиссер, кроме несомненной тяги к тому, чтобы снимать яркое и эмоционально задевающее кино, показывает свою любовь к боевикам и вестернам, в которых несколько героев с оружием в руках решают разом целый клубок проблем и успевают выявлять еще и свои лучшие человеческие качества. Такой подход продолжает беспроигрышно работать и смешивает напряжение вместе остротами бадди-муви, раскрывая более полно внутренний мир тех пятерых французов, которые, рискуя собой в условиях экстремальной жары, встали на защиту детских жизней. Обладая очень скромным бюджетом, не дотягивающим даже до 4 миллионов евро, Гривуа старается не проговорить в очередной раз уроки новейшей политической истории, а показывает факты о цене свободы и способности принимать ответственность на себя в сложной ситуации, когда находящаяся за много сотен километров метрополия оказалась практически бессильной для координации действий в этой операции. В "Пятнадцати минутах войны" амбиции режиссера концентрируются вокруг максимального приближения к зрителю происходящего на экране, его полному погружению в тот африканский зной и пыльный хаос, делая его добровольным свидетелем операции и заставляя находиться постоянно на линии огня или в автобусе с террористами. Как постановщик Фред Гривуа избегает как искусственных драматических построений, так и пафосного размаха, показывая людей, а не супергероев в очень непростых обстоятельствах. Поэтому "Пятнадцать минут войны" рассказывает историю о самоотверженности нескольких жандармов-снайперов, четко видящих цели перед собой и способных принимать нестандартные решения для спасения детских жизней. Спасательная миссия, ставшая основой для сюжета "Пятнадцати минут войны", тем не менее, не имеет однозначной трактовки. В экспозиции картины группа террористов угоняет автобус с совсем юными школьниками и стремится прорваться на нем к границе с Сомали. В итоге все оказываются на нейтральной территории между Джибути и Сомали, и похитители выдвигают ряд жестких политических требований и отказываются от денежного выкупа, чтобы не выглядеть подобно обычным бандитам-киднепперам. Для уравновешивания сил военной операции Фред Гривуа вводит яркий женский характер, школьную учительницу Джейн Андерсен (Ольга Куриленко, "Агент Джонни Инглиш 3.0", "Человек, который убил Дон Кихота"), которая ведет имеет свою собственную историю и на сутки становится матерью и защитницей для всех несчастных детей. При этом героиня Куриленко пытается по мере сил противостоять террористам и сохранять личное достоинство. После фактического захвата в Джибути вылетает группа из спецподразделения под руководством бесстрашного капитана Андрэ Жерваля (Альбан Ленуар, "Сорняки", "Антиганг"). Экранной истории фильма, которую Гривуа сочинил вместе с Жереми Гезом ("Лукас", "Париж. Город Zомби") и Илеаной Эпстайн, не удается избежать в практически прямом смысле черно-белой трактовки событий и показать хорошо выраженную расовую пристрастность. Пятеро французских белых военных, которые прошли специальную подготовку, и белая школьная учительница-американка стараются спасти из тисков темнокожих злодеев опять-таки белых детей, оказавшихся фактически запертыми в школьном автобусе. Всемогущие французы у Фреда Гривуа сразу же становятся и героями-спасителями, и невинными жертвами, однако темнокожие борцы против французского колониализма становятся классическими "плохими парнями", кровожадными и наглыми, которые не заслуживают даже расширенных комментариев своей позиции в диалогах ленты. Причины, по которым представители коренного населения решились на похищение французских детей, в экранной истории так и остаются нераскрытыми, что добавляет постановке единственно верную, по мнению создателей, позицию, которая позволяет зрителям оценить не только героизм жандармов, но и самоустраниться от четкого понимания поведения тех, кто решился на подобные крайние меры. Сомнительная трактовка политики и впечатляющий уровень мастерства режиссуры Фреда Гривуа становятся одним из самых трудноразрешимых противоречий этой картины. То, что авторы "Пятнадцати минут войны" вдохновлялись голливудскими образцами старой школы, оказывается хорошо заметно и проявляется в организации взаимодействий в группе жандармов, каждый из которых вне боевых действий оказывается наделен особой, отличающей его от других индивидуальностью, которая позволяет различать характеры не только визуально, но даже и по именам. Поскольку действие проекта развивается линейно и лишено флэшбэков и ретроспективных кадров, то большая часть напряженности достигается за счет высококлассного монтажа Бакстера ("Взаперти", "Девятая жизнь Луи Дракса"), который компенсирует небольшое количество фактических событий постоянным круговым переключением с одних персонажей на других: учительница и похитители, жандармы в полевых условиях, дети и Андерсен, генерал Фаврор (Венсан Перес, "Ван Гог. На пороге вечности", "12 мелодий любви"), ждущий приказов из Парижа и согласующий каждое действие в с высшим руководством, и Андрэ Жерваль, который уверен в силе и профессионализме своих подчиненных. Жандармы со снайперскими винтовками в руках, готовые в деле показать свои навыки к синхронной стрельбе и в кульминации в один момент расправляющиеся сразу со всеми террористами, выглядят со стороны скорее маргиналами со странностями, чем людьми, которым можно доверить спасение жизней. Замкнутый Жан-Люк (Гийом Лаббе, "Французский транзит"), готовящийся сделать предложение своей невесте Лорка (Давид Муржиа, "Новейший завет"), не расстающийся с трубкой старый холостяк Пьер (Себастьян Лаланн, "50 весенних дней") и маменькин сынок Жорж (Микаэль Абитбуль, "Развод по-французски") привлекают внимание своей неотразимой мужественностью и той удивительной естественностью характеров, которые раскрываются через многочисленные и не самые героические детали их поведения. Для оживления происходящего и максимального удаления из проекта статики Фред Гривуа очень активно использует технологии разделенных кадров и просмотров через прицелы снайперских винтовок, благодаря которым сразу становится ясно, что происходит в той или иной точке пространства противостояния в настоящий момент. Элементы, работающие обычно в традиционном вестерне, где происходит практически сразу же на "плохих" и "хороших" у постановщика работают благодаря тому, что очень умело он снимает слой за слоем неопределенности сложившейся ситуации и это заставляет верить в окончательный успех операции. Фреду Гривуа в "Пятнадцати минутах войны" в итоге оказывается проще разрабатывать концепт классического приключенческого фильма с мощными сюжетными пружинами, чем политический триллер, где требуются намного более четкие, чем отсылки к эмоциональности, установки и хорошо выраженная позиция самого автора, который по определению жанра должен быть на стороне колониальных французов. Граница в проекте, конечно, не мексиканская, но разработка клише вестерна в африканских локациях выглядит очень смелой попыткой задать новые акценты из недавней современности и максимально выхолостить любые неоднозначности в поступках героев. Даже в главной боевой сцене, которая реконструирует в третьем акте ленты ту четверть часа, которая сделала из французов настоящих героев, о чьем подвиге стало известно совсем недавно, вся пятерка стреляет хладнокровно и без промаха по заметно превосходящим силам сомалийских пограничников, которые с очень большой энергией ввязываются в этот приграничный инцидент под руководством своего советского куратора из КГБ. Гривуа разрабатывает архетипы персонажей, которые находятся помимо всего прочего под постоянным зрительским прицелом, и выдает набор характеров, которые способны в первую очередь к плотному эмоциональному заполнению панорамы событий. В угнанном автобусе Джейн Андерсен оказывается фактически между двух огней и проявляет свой гуманистический дар учительницы, готовой до конца пройти этот тяжелый путь к свободе вместе со своими воспитанниками. Характер Ольги Куриленко, единственной женщины в проекте Гривуа, кроме личного мужества и постоянного контроля над собой, показывает пример отличной интуиции и способности к импровизированным действиям. Именно она становится настоящим вектором для этой истории и задает тон в отношениях между зрителями и происходящей на экране трагедией. Поэтому бравая историческая беллетристика "Пятнадцати минут войны", основанная на малоизвестных событиях, находит себя именно в подаче материала через сухой и безэмоциональный стиль новостной ленты, в центре которой находится кровавая драма, задевающая за жизни и за живое практически каждого участника этой истории, отзываясь в них эхом посттравматического синдрома и спустя годы после этих событий.