Ох, уж эта вечная проблема сиквелов. Как сделать так, чтобы зритель не почувствовал себя обманутым, придя на продолжение в предвкушении новой встречи с полюбившимися персонажами? Это с одной стороны. И с другой – что бы такое придумать, чтобы тот же самый зритель… не почувствовал себя обманутым по иному поводу? Чтобы не посылал, выходя с сеанса, мысленные проклятия авторам, заставившим по второму разу смотреть то, что видел ранее?.. Хорошо сценаристам, имеющим дело с приключениями, когда персонажа можно невозбранно забрасывать во всё новые уголки света. Или приверженцам научной фантастики; очень ярким примером здесь выступают Роберт Земекис и Боб Гейл, находившие неожиданные предлоги для перемещений МакФлая «назад в будущее». А вот создателям драматических (скажем так, условно реалистических) кинопроизведений – значительно сложнее. Существует множество законов драматургии, не то чтобы обязательных к исполнению, но, казалось бы, работающих железно, без сбоев, проверенных на многих поколениях посетителей кинотеатров. Законов из серии, что нельзя умерщвлять главного героя, а жанр («правила игры»), заданный в начале, – менять в середине повествования. Впрочем, как раз в последнее время массовый кинематограф, не иначе как столкнувшись с очередным кризисом оригинальных замыслов и решений, принялся перекраивать прежние схемы, вдохновляясь достижениями авторского, экспериментального киноискусства.
Изложенные выше соображения имеют непосредственное отношение к фильму «Лёд 2». Первая часть стала для меня, помнится, настоящим подарком, послужив чуть ли не идеальным (в условиях отечественной киноиндустрии) образчиком того, как можно грамотно усваивать уроки «фабрики грёз», перенося чужие находки на нашу, российскую почву. И вместе с тем поразила известная смелость режиссёра, добавившего элементы такого «немодного», якобы архаичного жанра, как мюзикл (подробнее на данном аспекте остановимся ниже). Единственное, что тогда слегка насторожило, – заключительная сцена, содержащая недвусмысленный намёк на новую встречу с Александром Гориным и Надеждой Лапшиной. В воображении сразу возникли знакомые кадры и сюжетные повороты, выдаваемые за нечто новое… Видимо, продюсеры, в числе которых значатся такие крупные фигуры, как Фёдор Бондарчук и Антон Златопольский, тоже почувствовали здесь опасность. С готовностью признаю, что идея пригласить не просто другого постановщика, а именно Жору Крыжовникова, чья стилистика радикально отличается от манеры Олега Трофима, оказалась счастливой, притом что его прежние работы я вовсе не считаю безоговорочно удавшимися. Тот, кто неоднократно (и в нашумевшем фарсе «Горько!» /2013/, и в короткометражке «Нечаянно» /2014/, и позже) демонстрировал пристрастия к «чёрному», подчас макабрическому, висельному юмору, не будет деликатничать с действующими лицами. Рядовых кинозрителей ждёт – как говорится, к гадалке не ходи! – весьма неприятный (1) сюрприз, тем более что рекламная кампания выстроена таким образом, чтобы ненароком не просочился «спойлер». Посмотрим, как к радикальному повороту отнесётся аудитория…
К счастью, упомянутый «экстремизм» Андрея Першина (псевдоним Крыжовников, бесспорно, броский, но волей-неволей настраивает на игривый, прямо-таки шутовской лад) распространился не на все аспекты. В первую очередь порадовало, что он пусть по-своему, со скрытой иронией (с «фигой в кармане», не иначе), но продолжил музыкальную линию предшественников. Вообще-то концепция так называемых jukebox musicals (в дословном переводе – «мюзиклы из музыкального автомата»), то есть составленных из готовых хитов разных лет и направлений, освоена Голливудом достаточно давно. Были и тривиальные варианты (например, «Спайс Уорлд» /1997/, где девчонки из Spice Girls предстали как бы самими собой), и более причудливые – вроде проникнутого абсурдом «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» /1978/ или «Рока на века» /2012/, заявленного как дань суровому року. В данном случае интересно, что подзабытые ныне шлягеры не просто органично вписываются в действие, не разрушая психологической и бытовой достоверности, но – получают такое смысловое наполнение, о каком их авторы и не подозревали. Так, душещипательный «Тополиный пух» от «Иванушек International» служит выражением… радости отцовства, а «Нас не догонят» поп-дуэта «Тату» превращается в гимн не эскапизму, но сражающемуся, не сникающему под натиском обстоятельств духу. И даже «Прекрасное далёко» композитора Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина звучит по-новому, с драматическим надрывом. Впечатляет! Однако главное заключается, конечно, в другом.
Время от времени на сеансе, не скрою, закрадывается подозрение, что Жора Крыжовников и Александр Петров словно вспоминают о предыдущем опыте совместной работы – над телесериалом «Звоните ДиКаприо» /2018/. Саша позволяет себе дерзкие, эксцентричные выходки, которые были простительны популярному артисту Егору Румянцеву (кстати, тоже лишённому родительских прав), но которые – не совсем в натуре хоккеиста. Талантливый, хотя и импульсивный, спортсмен не может не понимать, что лишь усугубляет своё и без того незавидное положение. Некоторые перипетии, пожалуй, могут вызвать толику недоверия, но это оказывается малосущественным, поскольку все элеметы фабулы так или иначе подчинены ключевому – работают на развитие основного конфликта. И в сложных взаимоотношениях с Ириной Сергеевной (от помощи до вражды) характеры раскрываются максимально полно. Юная Надя (следует непременно отдать должное Виталии Корниенко, далеко не дебютантке, трогательной и очень убедительной на экране) вовсе не хочет стать яблоком раздора, но… что поделаешь, если любящий отец, оберегая кровинушку, не понимает – точнее, отказывается принимать – то, что для дочери важнее всего. Как будто можно убежать от судьбы!..
В продолжении не упущено практически ничего из того, чем запомнился первый «Лёд». Отличные (безукоризненно проведённые технически) съёмки спортивных состязаний, будь то фигурное катание или хоккей, изысканное колористическое решение с упором на несчётные оттенки синего цвета, даже живописная сибирская природа, включая поразительную по красоте картину замёрзшего озера Байкал. Но всё это – не отвлекает авторов от стержневой идеи. Жора Крыжовников, наступив на горло собственной песне, удержался от того, чтобы увести историю в стихию комедии. Знакомый мотив «жизнь – это борьба», приобретающий особое значение применительно к профессиональному спорту, где ради победы приходится идти на серьёзные жертвы, звучит остро и пронзительно. Кто знает, какая участь предуготовлена Наде, которую с определённого момента – точно не остановить в стремлении покорить лёд. Однако подлинно философский вывод, к какому пришли кинематографисты, выражен, скорее, в словах распеваемой хором под занавес песни Басты «Сансара», где под этим туманным (позаимствованным из индуизма или буддизма) понятием подразумевается не какая-то абстракция, а незыблемый закон смены поколений. Закон, предельно наглядно проиллюстрированный на примере самих кинематорафистов, чьи фотографии (с родителями и домочадцами) служат украшением финальных титров.
_______
1 – На уровне того, что преподнесли в «Игре престолов», не дождавшись завершения первого сезона, Дэвид Бениофф и Д.Б. Уайсс, казнив по приказу юного узурпатора Джоффри благороднейшего Эддарда Старка, десницу покойного короля Роберта Баратеона.
8
,5
2020, Россия, Мелодрамы
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ох, уж эта вечная проблема сиквелов. Как сделать так, чтобы зритель не почувствовал себя обманутым, придя на продолжение в предвкушении новой встречи с полюбившимися персонажами? Это с одной стороны. И с другой – что бы такое придумать, чтобы тот же самый зритель… не почувствовал себя обманутым по иному поводу? Чтобы не посылал, выходя с сеанса, мысленные проклятия авторам, заставившим по второму разу смотреть то, что видел ранее?.. Хорошо сценаристам, имеющим дело с приключениями, когда персонажа можно невозбранно забрасывать во всё новые уголки света. Или приверженцам научной фантастики; очень ярким примером здесь выступают Роберт Земекис и Боб Гейл, находившие неожиданные предлоги для перемещений МакФлая «назад в будущее». А вот создателям драматических (скажем так, условно реалистических) кинопроизведений – значительно сложнее. Существует множество законов драматургии, не то чтобы обязательных к исполнению, но, казалось бы, работающих железно, без сбоев, проверенных на многих поколениях посетителей кинотеатров. Законов из серии, что нельзя умерщвлять главного героя, а жанр («правила игры»), заданный в начале, – менять в середине повествования. Впрочем, как раз в последнее время массовый кинематограф, не иначе как столкнувшись с очередным кризисом оригинальных замыслов и решений, принялся перекраивать прежние схемы, вдохновляясь достижениями авторского, экспериментального киноискусства. Изложенные выше соображения имеют непосредственное отношение к фильму «Лёд 2». Первая часть стала для меня, помнится, настоящим подарком, послужив чуть ли не идеальным (в условиях отечественной киноиндустрии) образчиком того, как можно грамотно усваивать уроки «фабрики грёз», перенося чужие находки на нашу, российскую почву. И вместе с тем поразила известная смелость режиссёра, добавившего элементы такого «немодного», якобы архаичного жанра, как мюзикл (подробнее на данном аспекте остановимся ниже). Единственное, что тогда слегка насторожило, – заключительная сцена, содержащая недвусмысленный намёк на новую встречу с Александром Гориным и Надеждой Лапшиной. В воображении сразу возникли знакомые кадры и сюжетные повороты, выдаваемые за нечто новое… Видимо, продюсеры, в числе которых значатся такие крупные фигуры, как Фёдор Бондарчук и Антон Златопольский, тоже почувствовали здесь опасность. С готовностью признаю, что идея пригласить не просто другого постановщика, а именно Жору Крыжовникова, чья стилистика радикально отличается от манеры Олега Трофима, оказалась счастливой, притом что его прежние работы я вовсе не считаю безоговорочно удавшимися. Тот, кто неоднократно (и в нашумевшем фарсе «Горько!» /2013/, и в короткометражке «Нечаянно» /2014/, и позже) демонстрировал пристрастия к «чёрному», подчас макабрическому, висельному юмору, не будет деликатничать с действующими лицами. Рядовых кинозрителей ждёт – как говорится, к гадалке не ходи! – весьма неприятный (1) сюрприз, тем более что рекламная кампания выстроена таким образом, чтобы ненароком не просочился «спойлер». Посмотрим, как к радикальному повороту отнесётся аудитория… К счастью, упомянутый «экстремизм» Андрея Першина (псевдоним Крыжовников, бесспорно, броский, но волей-неволей настраивает на игривый, прямо-таки шутовской лад) распространился не на все аспекты. В первую очередь порадовало, что он пусть по-своему, со скрытой иронией (с «фигой в кармане», не иначе), но продолжил музыкальную линию предшественников. Вообще-то концепция так называемых jukebox musicals (в дословном переводе – «мюзиклы из музыкального автомата»), то есть составленных из готовых хитов разных лет и направлений, освоена Голливудом достаточно давно. Были и тривиальные варианты (например, «Спайс Уорлд» /1997/, где девчонки из Spice Girls предстали как бы самими собой), и более причудливые – вроде проникнутого абсурдом «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» /1978/ или «Рока на века» /2012/, заявленного как дань суровому року. В данном случае интересно, что подзабытые ныне шлягеры не просто органично вписываются в действие, не разрушая психологической и бытовой достоверности, но – получают такое смысловое наполнение, о каком их авторы и не подозревали. Так, душещипательный «Тополиный пух» от «Иванушек International» служит выражением… радости отцовства, а «Нас не догонят» поп-дуэта «Тату» превращается в гимн не эскапизму, но сражающемуся, не сникающему под натиском обстоятельств духу. И даже «Прекрасное далёко» композитора Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина звучит по-новому, с драматическим надрывом. Впечатляет! Однако главное заключается, конечно, в другом. Время от времени на сеансе, не скрою, закрадывается подозрение, что Жора Крыжовников и Александр Петров словно вспоминают о предыдущем опыте совместной работы – над телесериалом «Звоните ДиКаприо» /2018/. Саша позволяет себе дерзкие, эксцентричные выходки, которые были простительны популярному артисту Егору Румянцеву (кстати, тоже лишённому родительских прав), но которые – не совсем в натуре хоккеиста. Талантливый, хотя и импульсивный, спортсмен не может не понимать, что лишь усугубляет своё и без того незавидное положение. Некоторые перипетии, пожалуй, могут вызвать толику недоверия, но это оказывается малосущественным, поскольку все элеметы фабулы так или иначе подчинены ключевому – работают на развитие основного конфликта. И в сложных взаимоотношениях с Ириной Сергеевной (от помощи до вражды) характеры раскрываются максимально полно. Юная Надя (следует непременно отдать должное Виталии Корниенко, далеко не дебютантке, трогательной и очень убедительной на экране) вовсе не хочет стать яблоком раздора, но… что поделаешь, если любящий отец, оберегая кровинушку, не понимает – точнее, отказывается принимать – то, что для дочери важнее всего. Как будто можно убежать от судьбы!.. В продолжении не упущено практически ничего из того, чем запомнился первый «Лёд». Отличные (безукоризненно проведённые технически) съёмки спортивных состязаний, будь то фигурное катание или хоккей, изысканное колористическое решение с упором на несчётные оттенки синего цвета, даже живописная сибирская природа, включая поразительную по красоте картину замёрзшего озера Байкал. Но всё это – не отвлекает авторов от стержневой идеи. Жора Крыжовников, наступив на горло собственной песне, удержался от того, чтобы увести историю в стихию комедии. Знакомый мотив «жизнь – это борьба», приобретающий особое значение применительно к профессиональному спорту, где ради победы приходится идти на серьёзные жертвы, звучит остро и пронзительно. Кто знает, какая участь предуготовлена Наде, которую с определённого момента – точно не остановить в стремлении покорить лёд. Однако подлинно философский вывод, к какому пришли кинематографисты, выражен, скорее, в словах распеваемой хором под занавес песни Басты «Сансара», где под этим туманным (позаимствованным из индуизма или буддизма) понятием подразумевается не какая-то абстракция, а незыблемый закон смены поколений. Закон, предельно наглядно проиллюстрированный на примере самих кинематорафистов, чьи фотографии (с родителями и домочадцами) служат украшением финальных титров. _______ 1 – На уровне того, что преподнесли в «Игре престолов», не дождавшись завершения первого сезона, Дэвид Бениофф и Д.Б. Уайсс, казнив по приказу юного узурпатора Джоффри благороднейшего Эддарда Старка, десницу покойного короля Роберта Баратеона.