В 1980-м году Виктор Семенюк, входивший в число ведущих мастеров Ленинградской студии документальных фильмов, вынес на суд публики картину под выразительным названием «Карпов играет с Карповым», которую Алексей Сидоров с соратниками, надо полагать, посмотрели очень внимательно. Картину, чрезвычайно любопытную во многих отношениях. Это и кинематографический портрет выдающегося (конечно, одарённого от природы, но и отличающегося нерядовыми интеллектуально-волевыми качествами) современника, оставленный благодарным потомкам. И произведение, анализирующее причины появления феномена – анализирующее под разными углами, освещая как усилия индивида, так и вклад общества: родных и близких, наставников и учителей, даже почитателей. Не обошли тогда авторы молчанием и знаменитый поединок за звание чемпиона мира, состоявшийся в 1978-м году, заметив: «Это был самый важный, самый ответственный матч в его жизни. Карпов знал, как ждали на Родине его победу, и в тяжёлой, упорной борьбе он победил». Советские зрители прекрасно понимали, об упорной борьбе с кем велась речь: фамилия претендента в закадровом монологе рассказчика-повествователя принципиально не упоминалась – но красовалась на экране, выведенная огромными буквами…
Впрочем, в работе Семенюка и сценариста Алексея Самойлова обозначенный эпизод, хотя и занял заметное место, не являлся центральным. И, в принципе, нетрудно понять устремления режиссёра «Чемпиона мира», обратившегося к событию не просто яркому – вышедшему далеко за рамки спорта, разросшемуся до высот мощного идеологического противостояния. С одной стороны инцидент времён «холодной войны» одарил кинематографистов богатым материалом, а с другой – всё-таки скверно, что о напряжённой схватке в Багио по привычке судят по «Диагонали слона» /1984/. Лента Ришара Дембо, спору нет, небезынтересна (хотя и заслуживала присуждения премии «Оскар» в меньшей степени, чем другие номинанты того года), но… обрисовывает резко отличную драматическую ситуацию, лишь частично опираясь на общеизвестные факты. Не стану утверждать, будто наш соотечественник реконструирует обстоятельства с хроникальной точностью, однако в целом его фильм ближе к исторической правде, не говоря уже о том, что прекрасно отражает умонастроения текущего момента.
Конечно, нельзя не отметить, что «Чемпион мира» не лишён ряда художественных изъянов. Так, дискуссионным видится применение компьютерной графики, призванной проиллюстрировать накал игры, рисующейся в воображении оппонентов кровавой сечей на поле брани. К чему? Алексей, безусловно, знает толк в зрелищном кинематографе (является одним из лучших в данном отношении среди российских коллег), но масштаб произошедшего вполне удалось передать и более традиционными средствами. Как будто сама природа, впав в неистовство (на филиппинском курорте начался затяжной сезон дождей), чинит дополнительные препятствия… И второй существенный просчёт – драматургического плана. Теоретически автор делает правильно, по максимуму обостряя конфликт – усыпая путь героя препятствиями, но… Таланта Владимира Вдовиченкова (между прочим, получившего первую известность благодаря сидоровскому криминальному телесериалу «Бригада» /2002/), к счастью, хватило, чтобы министр не выглядел совсем карикатурной фигурой, как башаровский партийный функционер Терещенко в «Движении вверх» /2017/ Антона Мегердичева. И тем не менее мотив перестраховки чиновника высокого ранга, дающего указание собрать компромат на шахматиста, позволившего себе лёгкое бунтарство (1), звучит чересчур формально, местами – откровенно фальшиво. Гораздо тоньше приём задействован в «Легенде №17» /2017/ Николая Лебедева. Зато линия противостояния врагу явному – внешнему – приковывает внимание и эмоционально захватывает.
Ивану Янковскому, выглядящему убедительно, увы, не во всех ролях, удалось добиться неплохого внешнего сходства с прототипом. И что ещё важнее – актёр передал колоссальное внутреннее напряжение, особенно в поздних партиях, когда судьба титула висела на волоске. Анатолий мог показаться наивным, отказываясь от компромиссов, желая честного спортивного поединка (особенно в свете экстравагантного решения американца Бобби Фишера) и поначалу искренне недоумевая касательно поведения Корчного. Тот-то всячески демонстрирует, что, попросив политического убежища в Нидерландах, сжёг мосты – и что будет добиваться признания любыми (в том числе недобросовестными) методами. Публика не осталась внакладе, наблюдая за развитием скандала. Вот только на бывалого йога-телепата у нас найдётся проницательный учёный-психолог, а на колоритных граждан, приглашённых невозвращенцем, оперативно соберут досье по запросу агентов КГБ, благодаря чему представитель советской делегации аргументированно потребует недопущения в зал членов организации «Ананда Марга», подозреваемых в терроризме. По официальным каналам и в закулисной войне спецслужб была проделана отличная работа, но главная, запредельная нагрузка всё равно легла на Карпова.
Едва ли не основной причиной блестящих побед «чемпиона мира», подмеченной и Виктором Семенюком, служило стремление ни на мгновение не допускать послаблений, беспрерывно искать сильнейших соперников, а прежде прочего – неустанно бороться с самим собой. Но в том и заключался новый вызов, что теперь Карпову пришлось играть, фигурально выражаясь, с не-Карповым. Совершенно с не-Карповым – не с тем, кто щепетильно относится к вопросам чести и не готов предавать интересы родной страны. С тем, для кого мелкие пакости вроде зеркальных очков и подзуживания визави – ещё сравнительно безобидные приёмы. То есть во многих аспектах – с собственной противоположностью. Корчной, разумеется, настаивает на своей правоте, разглагольствуя о тяготах, лишениях, унижениях и публично обвиняя руководство СССР в препятствовании возможностям завоевать шахматную корону (вплоть до заведомо ложных обвинений в заказном характере отборочного матча). В какой-то момент ему дают верную психологическую характеристику, поняв, что Виктор эксцентричными поступками не только пытается деморализовать противника, но попутно – доводит себя до состояния исступления, позволяющего мобилизовать умственные ресурсы. Проникается верой в то, что бьётся не на жизнь, а на смерть, и готов на что угодно – хоть продать душу дьяволу.
Так что же заставило чашу весов склониться в кульминационный момент не в сторону претендента? Заслуг Анатолия Евгеньевича, разумеется, никто не отрицает и не умаляет. Но это пример того, как индивидуальное противоборство, являющееся лишь видимой частью айсберга, отражает результат функционирования огромных социально-экономических систем. Кадры, когда за чемпиона мира болеют граждане со всего необъятного Советского Союза (от жарких южных республик до заснеженного Крайнего Севера), как раз ёмко выражают эту мысль. И торжественное поднятие соратниками (после объявления результатов и заодно – прекращения дождей) государственного флага красного цвета с серпом и молотом и пятиконечной звездой, – не дань официозу, а искренний душевный порыв. Нетрудно воочию убедиться, что финал получает тёплый эмоциональный отклик аудитории… Кстати, можно было бы мимоходом упомянуть и о матче-реванше, в котором у Корчного уже не было сколько-нибудь серьёзных шансов.
_______
1 – Правда, Леонид Ильич Брежнев строго предупреждает, что в случае поражения – не поздоровится и ему тоже.
8
,8
2021, Россия, Драмы
144 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В 1980-м году Виктор Семенюк, входивший в число ведущих мастеров Ленинградской студии документальных фильмов, вынес на суд публики картину под выразительным названием «Карпов играет с Карповым», которую Алексей Сидоров с соратниками, надо полагать, посмотрели очень внимательно. Картину, чрезвычайно любопытную во многих отношениях. Это и кинематографический портрет выдающегося (конечно, одарённого от природы, но и отличающегося нерядовыми интеллектуально-волевыми качествами) современника, оставленный благодарным потомкам. И произведение, анализирующее причины появления феномена – анализирующее под разными углами, освещая как усилия индивида, так и вклад общества: родных и близких, наставников и учителей, даже почитателей. Не обошли тогда авторы молчанием и знаменитый поединок за звание чемпиона мира, состоявшийся в 1978-м году, заметив: «Это был самый важный, самый ответственный матч в его жизни. Карпов знал, как ждали на Родине его победу, и в тяжёлой, упорной борьбе он победил». Советские зрители прекрасно понимали, об упорной борьбе с кем велась речь: фамилия претендента в закадровом монологе рассказчика-повествователя принципиально не упоминалась – но красовалась на экране, выведенная огромными буквами… Впрочем, в работе Семенюка и сценариста Алексея Самойлова обозначенный эпизод, хотя и занял заметное место, не являлся центральным. И, в принципе, нетрудно понять устремления режиссёра «Чемпиона мира», обратившегося к событию не просто яркому – вышедшему далеко за рамки спорта, разросшемуся до высот мощного идеологического противостояния. С одной стороны инцидент времён «холодной войны» одарил кинематографистов богатым материалом, а с другой – всё-таки скверно, что о напряжённой схватке в Багио по привычке судят по «Диагонали слона» /1984/. Лента Ришара Дембо, спору нет, небезынтересна (хотя и заслуживала присуждения премии «Оскар» в меньшей степени, чем другие номинанты того года), но… обрисовывает резко отличную драматическую ситуацию, лишь частично опираясь на общеизвестные факты. Не стану утверждать, будто наш соотечественник реконструирует обстоятельства с хроникальной точностью, однако в целом его фильм ближе к исторической правде, не говоря уже о том, что прекрасно отражает умонастроения текущего момента. Конечно, нельзя не отметить, что «Чемпион мира» не лишён ряда художественных изъянов. Так, дискуссионным видится применение компьютерной графики, призванной проиллюстрировать накал игры, рисующейся в воображении оппонентов кровавой сечей на поле брани. К чему? Алексей, безусловно, знает толк в зрелищном кинематографе (является одним из лучших в данном отношении среди российских коллег), но масштаб произошедшего вполне удалось передать и более традиционными средствами. Как будто сама природа, впав в неистовство (на филиппинском курорте начался затяжной сезон дождей), чинит дополнительные препятствия… И второй существенный просчёт – драматургического плана. Теоретически автор делает правильно, по максимуму обостряя конфликт – усыпая путь героя препятствиями, но… Таланта Владимира Вдовиченкова (между прочим, получившего первую известность благодаря сидоровскому криминальному телесериалу «Бригада» /2002/), к счастью, хватило, чтобы министр не выглядел совсем карикатурной фигурой, как башаровский партийный функционер Терещенко в «Движении вверх» /2017/ Антона Мегердичева. И тем не менее мотив перестраховки чиновника высокого ранга, дающего указание собрать компромат на шахматиста, позволившего себе лёгкое бунтарство (1), звучит чересчур формально, местами – откровенно фальшиво. Гораздо тоньше приём задействован в «Легенде №17» /2017/ Николая Лебедева. Зато линия противостояния врагу явному – внешнему – приковывает внимание и эмоционально захватывает. Ивану Янковскому, выглядящему убедительно, увы, не во всех ролях, удалось добиться неплохого внешнего сходства с прототипом. И что ещё важнее – актёр передал колоссальное внутреннее напряжение, особенно в поздних партиях, когда судьба титула висела на волоске. Анатолий мог показаться наивным, отказываясь от компромиссов, желая честного спортивного поединка (особенно в свете экстравагантного решения американца Бобби Фишера) и поначалу искренне недоумевая касательно поведения Корчного. Тот-то всячески демонстрирует, что, попросив политического убежища в Нидерландах, сжёг мосты – и что будет добиваться признания любыми (в том числе недобросовестными) методами. Публика не осталась внакладе, наблюдая за развитием скандала. Вот только на бывалого йога-телепата у нас найдётся проницательный учёный-психолог, а на колоритных граждан, приглашённых невозвращенцем, оперативно соберут досье по запросу агентов КГБ, благодаря чему представитель советской делегации аргументированно потребует недопущения в зал членов организации «Ананда Марга», подозреваемых в терроризме. По официальным каналам и в закулисной войне спецслужб была проделана отличная работа, но главная, запредельная нагрузка всё равно легла на Карпова. Едва ли не основной причиной блестящих побед «чемпиона мира», подмеченной и Виктором Семенюком, служило стремление ни на мгновение не допускать послаблений, беспрерывно искать сильнейших соперников, а прежде прочего – неустанно бороться с самим собой. Но в том и заключался новый вызов, что теперь Карпову пришлось играть, фигурально выражаясь, с не-Карповым. Совершенно с не-Карповым – не с тем, кто щепетильно относится к вопросам чести и не готов предавать интересы родной страны. С тем, для кого мелкие пакости вроде зеркальных очков и подзуживания визави – ещё сравнительно безобидные приёмы. То есть во многих аспектах – с собственной противоположностью. Корчной, разумеется, настаивает на своей правоте, разглагольствуя о тяготах, лишениях, унижениях и публично обвиняя руководство СССР в препятствовании возможностям завоевать шахматную корону (вплоть до заведомо ложных обвинений в заказном характере отборочного матча). В какой-то момент ему дают верную психологическую характеристику, поняв, что Виктор эксцентричными поступками не только пытается деморализовать противника, но попутно – доводит себя до состояния исступления, позволяющего мобилизовать умственные ресурсы. Проникается верой в то, что бьётся не на жизнь, а на смерть, и готов на что угодно – хоть продать душу дьяволу. Так что же заставило чашу весов склониться в кульминационный момент не в сторону претендента? Заслуг Анатолия Евгеньевича, разумеется, никто не отрицает и не умаляет. Но это пример того, как индивидуальное противоборство, являющееся лишь видимой частью айсберга, отражает результат функционирования огромных социально-экономических систем. Кадры, когда за чемпиона мира болеют граждане со всего необъятного Советского Союза (от жарких южных республик до заснеженного Крайнего Севера), как раз ёмко выражают эту мысль. И торжественное поднятие соратниками (после объявления результатов и заодно – прекращения дождей) государственного флага красного цвета с серпом и молотом и пятиконечной звездой, – не дань официозу, а искренний душевный порыв. Нетрудно воочию убедиться, что финал получает тёплый эмоциональный отклик аудитории… Кстати, можно было бы мимоходом упомянуть и о матче-реванше, в котором у Корчного уже не было сколько-нибудь серьёзных шансов. _______ 1 – Правда, Леонид Ильич Брежнев строго предупреждает, что в случае поражения – не поздоровится и ему тоже.