Прошло несколько лет с тех пор, когда я посмотрела экранизацию 2009 года романа Джейн Остин "Эмма" и возжелала прочесть роман-первоисточник. С тех пор книга была прочитана много раз, и вошла в категорию любимых. С тех пор были посмотрены экранизации с Кейт Бэкинсейл и Гвинет Пэлтроу. Ни одна из трех больше не пересматривалась. И вот, на горизонте образовалась новая. Данная экранизация, на уровне трейлера заинтересовавшая яркими кадрами, внимательным отношением к декорациям и костюмам.
Меня всегда подкупали в экранизациях два обстоятельства: полное следование сюжету (что бывает очень редко) или интересное прочтение первоисточника, полностью пересмотренный сюжет, как было со "Сталкером" А. Тарковского ("Пикник на обочине" А. и Б. Стругацких), "Хорошим годом" Р. Скотта ("Хороший год" П. Мейла), "Завтраком у Тиффани" Б. Эдвардса ("Завтрак у Тиффани" Т. Капоте). Романы Джейн Остин в этом плане очень капризны, так как, не следуя полностью сюжету и бережно не относясь к характерам героев, очень сложно сделать именно экранизацию, несущую тот же посыл, что и роман. В этом смысле экранизация "Эммы" 2009 года наиболее точно показывает трансформацию взглядов главной героини на окружающих и на свое собственное поведение, метаморфоз в отношении к себе, поворот взгляда с внешнего внутрь себя.
У этой девушки огромный потенциал. Именно поэтому мистер Найтли и полюбил ее, как женщину. Он, по сути, заранее чувствовал, чем это все может обернуться: "Думая об вас постоянно, я не мог не полюбить вас без памяти, со всеми вашими недостатками, и, придираясь к вам по малейшему поводу, обожал вас лет, по крайней мере, с тринадцати." (Дж. Остин "Эмма", книга 3, глава 15). Кстати говоря, эта любовь Джейн Остин к выяснению отношений между главными героями, сильно отличает ее от иных писателей. Ее герои всегда, после объяснения, разбирают по крупицам обстоятельства, приведшие их к этому союзу, помолвке. И всегда это очень мило и тепло. И всегда, почему-то, сценаристы опускают эту часть повествования, заканчивая экранизацию банальным поцелуем и стоянием у алтаря, хотя у самой Остин эти моменты не описаны столь подробно. Это не романтика. Романтика Джейн Остин - это то, как взрослый, умудренный жизненным опытом наставник и его юная, но равная ему по уму подопечная, понявшая свое сердце и угомонившаяся в своем счастливом покое, посиживают в уютной гостиной, разговаривая по душам, как бережно и трепетно мистер Найтли называет ее милыми названиями и искренне восхищается ею, несмотря на ее вздорный характер.
Романы Джейн Остин - это романы нравов. Ценнейший сценарист Эндрю Дэвис (который, кстати, создал сценарий для "Эммы" 1996 года с Кейт Бэкинсейл) в своем сценарии к культовому сериалу "Гордость и предубеждение" ошибся, опустив душевные и мысленные муки Элизабет после прочтения ею письма мистера Дарси. Я могу понять, почему так происходит. Эти моменты очень затянуты в первоисточнике. Но они играют очень важную роль в понимании действий и взглядов героев. Остин - отличный психолог. И с "Эммой" выходит все то же самое. Невозможно ужать все эти переживания и талантливо подать их, облечь в какую-то форму, не словами от автора по ходу сюжета, но действиями, игрой актеров, располагая минимумом экранного времени (если Эндрю Дэвис не сделал этого в "Гордости и предубеждении", то что говорить о двухчасовых полнометражных фильмах). И все же, в этом смысле сильно выиграл сериал 2009 года, где игра всех актеров ярко передавала подлинные характеры персонажей, им было отдано пропорциональное первоисточнику экранное время и почти все события были переданы в том значении, какого требовало раскрытие основной идеи. Знакомство с персонажами, завязывание дружбы с Гарриет, Рождество и конфуз с мистером Элтоном, приезд Фрэнка Черчилла, бал в Хайберри, клубничный пикник в Донуэлле, прогулка на Боксхилл, визит Эммы к мисс Бэйтс и предшествующие ему душевные переживания, боль и отчаяние Джейн Фэрфакс...
В данной "экранизации" 2020 года первая половина обещает размеренное повествование, но во вторую ужато все самое важное. Сложилось неотвязное ощущение, что больше всего на этом фильме работали декораторы и костюмеры. Аня Тейлор-Джой слишком жеманна и не дает никакого представления о перемене мыслей и чувств, кроме испуга по поводу того, что она "сморозила" в адрес мисс Бэйтс и позднейших слез. "Эмма" Ромолы Гараи намного более правдоподобна и естественна. Джонни Флинн жалок, некрасив и выглядит не как тридцатисемилетний мудрый джентльмен, воспитатель, наставник, хоть и является ровесником своего героя. Из всех "мистеров Найтли", которых я видела, по моему представлению, ближе всего к оригиналу Джонни Ли Миллер, хоть внешность и представительность Марка Стронга подходят герою больше. Гарриет Смит в исполнении безбровой Миа Гот странна и невыразительна, кроме того, не оставляет память о "Нимфоманке" Ларса фон Триера. Замечательная Гарриет в сериале 2009 года. Джейн Фэрфакс Эмбер Андерсон сносна, но Лора Пайпер все же вне конкуренции. Фрэнк Черчилл... Пожалуй, опять здесь выигрывает сериал 2009 года с Рупертом Эвансом. Юэн МакГрегор из 1996 года также неплох, но слишком грузен и неповоротлив. Мистер Вудхаус, семейство Джона Найтли, Уэстоны не раскрыты, Элтоны и яркая личность Августы Элтон посчитаны недостойными экранного времени, в то время, как миссис Элтон в исполнении Кристины Коул в 2009 году - просто бесподобна.
Кроме того, считаю нужным отметить совершенно несносный финал. К чему эта кровь из носа? Нелогично, ибо не только в романе, но и в самом фильме говорится об отменном здоровье мисс Вудхаус. И одним из важных обстоятельств в романе является то, что Эмма не сообщила мистеру Найтли о мечтаниях Гарриет Смит: "За считанные мгновенья ее успело посетить не только это счастливое озаренье, но и радость, что она не выдала тайну Гарриет, и убеждение, что теперь выдавать ее нет ни нужды, ни смысла. Вот и все, чем она теперь могла помочь своей незадачливой подружке, ибо способности на героические поступки, вроде просьбы забыть о ней и отдать предпочтенье Гарриет, как несравненно более достойной, — или хотя бы вроде простого и благородного решенья отказать ему раз и навсегда, ничего не объясняя, коль уж ему нельзя жениться на двоих, — Эмма в себе не ощущала. Она жалела Гарриет и корила себя, но безумное великодушие вопреки всем возможностям и резонам ей не приходило в голову. Да, она сбила бедную с пути, и в этом ей вечно каяться, но чувство не помрачило в ней рассудка, а рассудок, как прежде, безоговорочно восставал против подобного союза, неравного и унизительного для него." (Дж. Остин "Эмма", книга 3, глава 13). Позже Гарриет и Роберт Мартин сами сговорились, что послужило комичным завершением всей драматической истории любовей милой подружки. То есть, Остин таким образом облегчает вину своей героини, показывая, насколько легко Гарриет меняет свои предпочтения и насколько мало ее неудачи на любовном фронте повлияли на ее душевное состояние.
Резюмируя все мои мысли по поводу просмотренного фильма, могу сказать, что это неудачная экранизация. Вся беда в том, что авторы попытались сделать комедийную мелодраму, но не дотянули, и комичные моменты были неуклюже вплетены в демонстрацию костюмов в урезанном донельзя сюжете. Роман "Эмма" настолько ироничен, настолько наполнен всем, что нужно, - мелодрамой, драмой, комедией, - что, просто бережно следуя сюжету, можно было даже не пытаться что-то переписать. По сути, думаю, что все упирается в деньги, стоимость съемочного процесса, стоимость сценария, и обидную бесталанность создателей. Снято без уважения и без глубокого знания первоисточника. Хотя, конечно, как красивая картинка для непритязательного зрителя или зрителя, который не знаком с первоисточником, вполне подойдет. В любом случае, если бы этот фильм не называли экранизацией, а фильмом по мотивам романа, было бы намного проще не придираться))) Здесь начинается вечный спор о правомерности такого отношения к первоисточнику. Вечная история недовольства экранизациями. И самое неприятное, что, как и "Властелин колец", об экранизации которого было столько негативных толков (сама не переношу эту кинотрилогию))), романы Джейн Остин слишком наполнены, чтобы что-то менять при экранизации.
7
,9
2020, Мелодрамы
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Прошло несколько лет с тех пор, когда я посмотрела экранизацию 2009 года романа Джейн Остин "Эмма" и возжелала прочесть роман-первоисточник. С тех пор книга была прочитана много раз, и вошла в категорию любимых. С тех пор были посмотрены экранизации с Кейт Бэкинсейл и Гвинет Пэлтроу. Ни одна из трех больше не пересматривалась. И вот, на горизонте образовалась новая. Данная экранизация, на уровне трейлера заинтересовавшая яркими кадрами, внимательным отношением к декорациям и костюмам. Меня всегда подкупали в экранизациях два обстоятельства: полное следование сюжету (что бывает очень редко) или интересное прочтение первоисточника, полностью пересмотренный сюжет, как было со "Сталкером" А. Тарковского ("Пикник на обочине" А. и Б. Стругацких), "Хорошим годом" Р. Скотта ("Хороший год" П. Мейла), "Завтраком у Тиффани" Б. Эдвардса ("Завтрак у Тиффани" Т. Капоте). Романы Джейн Остин в этом плане очень капризны, так как, не следуя полностью сюжету и бережно не относясь к характерам героев, очень сложно сделать именно экранизацию, несущую тот же посыл, что и роман. В этом смысле экранизация "Эммы" 2009 года наиболее точно показывает трансформацию взглядов главной героини на окружающих и на свое собственное поведение, метаморфоз в отношении к себе, поворот взгляда с внешнего внутрь себя. У этой девушки огромный потенциал. Именно поэтому мистер Найтли и полюбил ее, как женщину. Он, по сути, заранее чувствовал, чем это все может обернуться: "Думая об вас постоянно, я не мог не полюбить вас без памяти, со всеми вашими недостатками, и, придираясь к вам по малейшему поводу, обожал вас лет, по крайней мере, с тринадцати." (Дж. Остин "Эмма", книга 3, глава 15). Кстати говоря, эта любовь Джейн Остин к выяснению отношений между главными героями, сильно отличает ее от иных писателей. Ее герои всегда, после объяснения, разбирают по крупицам обстоятельства, приведшие их к этому союзу, помолвке. И всегда это очень мило и тепло. И всегда, почему-то, сценаристы опускают эту часть повествования, заканчивая экранизацию банальным поцелуем и стоянием у алтаря, хотя у самой Остин эти моменты не описаны столь подробно. Это не романтика. Романтика Джейн Остин - это то, как взрослый, умудренный жизненным опытом наставник и его юная, но равная ему по уму подопечная, понявшая свое сердце и угомонившаяся в своем счастливом покое, посиживают в уютной гостиной, разговаривая по душам, как бережно и трепетно мистер Найтли называет ее милыми названиями и искренне восхищается ею, несмотря на ее вздорный характер. Романы Джейн Остин - это романы нравов. Ценнейший сценарист Эндрю Дэвис (который, кстати, создал сценарий для "Эммы" 1996 года с Кейт Бэкинсейл) в своем сценарии к культовому сериалу "Гордость и предубеждение" ошибся, опустив душевные и мысленные муки Элизабет после прочтения ею письма мистера Дарси. Я могу понять, почему так происходит. Эти моменты очень затянуты в первоисточнике. Но они играют очень важную роль в понимании действий и взглядов героев. Остин - отличный психолог. И с "Эммой" выходит все то же самое. Невозможно ужать все эти переживания и талантливо подать их, облечь в какую-то форму, не словами от автора по ходу сюжета, но действиями, игрой актеров, располагая минимумом экранного времени (если Эндрю Дэвис не сделал этого в "Гордости и предубеждении", то что говорить о двухчасовых полнометражных фильмах). И все же, в этом смысле сильно выиграл сериал 2009 года, где игра всех актеров ярко передавала подлинные характеры персонажей, им было отдано пропорциональное первоисточнику экранное время и почти все события были переданы в том значении, какого требовало раскрытие основной идеи. Знакомство с персонажами, завязывание дружбы с Гарриет, Рождество и конфуз с мистером Элтоном, приезд Фрэнка Черчилла, бал в Хайберри, клубничный пикник в Донуэлле, прогулка на Боксхилл, визит Эммы к мисс Бэйтс и предшествующие ему душевные переживания, боль и отчаяние Джейн Фэрфакс... В данной "экранизации" 2020 года первая половина обещает размеренное повествование, но во вторую ужато все самое важное. Сложилось неотвязное ощущение, что больше всего на этом фильме работали декораторы и костюмеры. Аня Тейлор-Джой слишком жеманна и не дает никакого представления о перемене мыслей и чувств, кроме испуга по поводу того, что она "сморозила" в адрес мисс Бэйтс и позднейших слез. "Эмма" Ромолы Гараи намного более правдоподобна и естественна. Джонни Флинн жалок, некрасив и выглядит не как тридцатисемилетний мудрый джентльмен, воспитатель, наставник, хоть и является ровесником своего героя. Из всех "мистеров Найтли", которых я видела, по моему представлению, ближе всего к оригиналу Джонни Ли Миллер, хоть внешность и представительность Марка Стронга подходят герою больше. Гарриет Смит в исполнении безбровой Миа Гот странна и невыразительна, кроме того, не оставляет память о "Нимфоманке" Ларса фон Триера. Замечательная Гарриет в сериале 2009 года. Джейн Фэрфакс Эмбер Андерсон сносна, но Лора Пайпер все же вне конкуренции. Фрэнк Черчилл... Пожалуй, опять здесь выигрывает сериал 2009 года с Рупертом Эвансом. Юэн МакГрегор из 1996 года также неплох, но слишком грузен и неповоротлив. Мистер Вудхаус, семейство Джона Найтли, Уэстоны не раскрыты, Элтоны и яркая личность Августы Элтон посчитаны недостойными экранного времени, в то время, как миссис Элтон в исполнении Кристины Коул в 2009 году - просто бесподобна. Кроме того, считаю нужным отметить совершенно несносный финал. К чему эта кровь из носа? Нелогично, ибо не только в романе, но и в самом фильме говорится об отменном здоровье мисс Вудхаус. И одним из важных обстоятельств в романе является то, что Эмма не сообщила мистеру Найтли о мечтаниях Гарриет Смит: "За считанные мгновенья ее успело посетить не только это счастливое озаренье, но и радость, что она не выдала тайну Гарриет, и убеждение, что теперь выдавать ее нет ни нужды, ни смысла. Вот и все, чем она теперь могла помочь своей незадачливой подружке, ибо способности на героические поступки, вроде просьбы забыть о ней и отдать предпочтенье Гарриет, как несравненно более достойной, — или хотя бы вроде простого и благородного решенья отказать ему раз и навсегда, ничего не объясняя, коль уж ему нельзя жениться на двоих, — Эмма в себе не ощущала. Она жалела Гарриет и корила себя, но безумное великодушие вопреки всем возможностям и резонам ей не приходило в голову. Да, она сбила бедную с пути, и в этом ей вечно каяться, но чувство не помрачило в ней рассудка, а рассудок, как прежде, безоговорочно восставал против подобного союза, неравного и унизительного для него." (Дж. Остин "Эмма", книга 3, глава 13). Позже Гарриет и Роберт Мартин сами сговорились, что послужило комичным завершением всей драматической истории любовей милой подружки. То есть, Остин таким образом облегчает вину своей героини, показывая, насколько легко Гарриет меняет свои предпочтения и насколько мало ее неудачи на любовном фронте повлияли на ее душевное состояние. Резюмируя все мои мысли по поводу просмотренного фильма, могу сказать, что это неудачная экранизация. Вся беда в том, что авторы попытались сделать комедийную мелодраму, но не дотянули, и комичные моменты были неуклюже вплетены в демонстрацию костюмов в урезанном донельзя сюжете. Роман "Эмма" настолько ироничен, настолько наполнен всем, что нужно, - мелодрамой, драмой, комедией, - что, просто бережно следуя сюжету, можно было даже не пытаться что-то переписать. По сути, думаю, что все упирается в деньги, стоимость съемочного процесса, стоимость сценария, и обидную бесталанность создателей. Снято без уважения и без глубокого знания первоисточника. Хотя, конечно, как красивая картинка для непритязательного зрителя или зрителя, который не знаком с первоисточником, вполне подойдет. В любом случае, если бы этот фильм не называли экранизацией, а фильмом по мотивам романа, было бы намного проще не придираться))) Здесь начинается вечный спор о правомерности такого отношения к первоисточнику. Вечная история недовольства экранизациями. И самое неприятное, что, как и "Властелин колец", об экранизации которого было столько негативных толков (сама не переношу эту кинотрилогию))), романы Джейн Остин слишком наполнены, чтобы что-то менять при экранизации.