В драматическом триллере "Убийства в стиле Гойи", режиссером которого выступил известный испанский продюсер Херардо Эрреро ("Короли интриги", "Человек, который убил Дон Кихота"), пересекаются темы профессиональной состоятельности женщины в признанной всеми мужской профессии и умеренной критики элит и толстосумов, готовых поставить любые спектакли ради достижения своих корыстных целей. Постановщик использует концепт традиционного полицейского бадди-муви, в котором хороший и плохой полицейский преследуют серийного убийцу, это заранее провоцирует и настраивает на обнаружение клише при просмотре. Однако это не совсем так. Эрреро делает гендерное инвертирование и отдает расследование двум женщинам, которые привносят характерные для XXI века смыслы в кино, стремящееся стать и развлечением, и по касательной задеть множество важных на данный момент общественных вопросов. Экранная история, написанная опытным сценаристом Анхелой Армеро (сериал "Галерея Вельвет", "Дневник Карлоты"), не стремится к переосмыслению лент, подобных "Семь" Дэвида Финчера, а, напротив, приняв существующие в жанре правила игры, разрабатывает и дает совершенно иные акценты женским персонажам. Без всякой иронии можно сказать, что в проекте Эрреро женщины-протагонистки находятся в окружении мужчин, готовых ко всему и способных совершить предательство, организовать интригу и подставить коллегу по вполне сходной цене. Спустя четверть века после расцвета подобных триллеров, где серийник наделяется практически сверхспособностями и отличным интеллектом, режиссер стремится переосмыслить традиционный нарратив и из ожидаемой аномалии делает легкую головоломку с хорошо организованным и не провисающим сюжетом. Впрочем, если рассказ Армеро покажется банальным, то это можно списать в первую очередь на то, что уже возрастной Эрреро снимает не ретро-ленту, где ностальгирует по ушедшим временам. Однако, у фильма есть свои нерв и темп, соответствующие тому миру современности, в котором живут и ловят преступников, две по-своему симпатичные женщины, по-разному принимающие и принимающие эмансипацию и примеряющие с разной степенью успеха роли копов без большого супергеройства. Поэтому "Убийства в стиле Гойи" можно позиционировать как своеобразный "средний класс" испанского кинематографа, который обладает определенным коммерческим потенциалом и далекий от конвейера телевизионных работ, в то же самое время лента Эрреро далека от артхауса и стремится представить новый взгляд на условное ретро.
В открывающей "Убийства в стиле Гойи" сцене Херардо Эрреро представляет полицейского инспектора Кармен Кобос (Марибель Верду, "Лабиринт Фавна", "Тетро") и ее помощницу Эву Гонсалес (Аура Гарридо, "Атлантида", "Тело"), прибывших на место не совсем обычного преступления. Молодая женщина из адвокатского бюро, которая в ближайшее время собиралась выйти замуж, убита ядом, тетродотоксином, добываемым из рыбы фугу. Однако место преступления в полном смысле можно рассматривать как полноценный арт-объект, имитирующий один из офортов Гойи из серии "Капричос". Инсталляция, созданная убийцей, вполне красноречиво показывает работу художника "Они говорят "Да" и протягивают руку первому встречному", которая посвящена женщинам вступающим в брак и надеющимся жить в нем более свободно. Еще больше загадок для полицейских, кроме такого, на первый взгляд, зашифрованного послания, добавляет отсутствие на месте преступления следов борьбы и отпечатков пальцев. Убийца без всякого насилия проник в квартиру, находящуюся в респектабельном районе Мадрида Саламанка, и бросил вызов следствию, похитив при этом одну из "Капричос". Поскольку основную ставку в своей работе Эрреро делает на актерский дуэт Верду-Гарридо, то он сразу же предпочитает показать, что Кармен и Эва хотя и работают в полиции, и занимаются криминалом все-таки находятся на разных полюсах с точки зрения семейного счастья. Характер Верду обладает устойчивой аллергией на семью, любовь и социальные соглашения и правила, она - настоящая "одинокая волчица", которая не выпускает изо рта сигарету, готова в любое время суток к патрулированию и, по сути дела, замужем за своей работой. В отличие от Кармен персонаж Гарридо намеренно представляется как более феминный, Эва находится в счастливом браке с мужем, который преподает историю искусств в университете, у нее есть двое малолетних детей и, самое главное, она относится при первом рассмотрении к работе без большого азарта по сравнению со своей напарницей. Постановщик постоянно стремится подчеркнуть контраст между двумя женщинами, одна из которых воплощает собой некую свободу и право на одиночество, а другая является живым воплощением общественного договора, в меру эмансипированной и готовой играть по правилам. Всего спустя сутки убийца подбрасывает полиции очередную загадку и на этот раз создает инсталляцию из тела известного коллекционера и знатока испанской живописи в стиле еще одного офорта из "Капричос", "Охота за зубами", и действительно демонстративно лишает жертву пары зубов. Если учесть, что в цикл Гойи входит восемь десятков офортов, то становится ясно, что число загадок для следствия может начать расти подобно снежному кому.
Форма мягкого триллера, выбранная Эрреро для "Убийств в стиле Гойи", по мере развития сюжета начинает все больше и больше связывать содержание сюжета с некой перекличкой времен, чтобы продемонстрировать, что в испанском обществе и спустя два века после создания "Капричос" мало что изменилось и по-прежнему востребованы сюжеты, требующие комментария на темы политики, мира богачей и религии. Присутствие символической корреляции между представителями высшего общества в Мадриде и самим общественным контекстом, в рамках которого происходят события ленты, должно работать в качестве содержательной основы проекта, но этого не происходит в полной мере. В то же время нельзя отрицать, что работа Эрреро принадлежит к разряду головоломок с открыто выраженным политическим подтекстом и недовольством существующей властью, где представители порядка стремятся закрыть глаза на происходящее и выполняют роль прислуги для тех, кто удовлетворяет свои художественные прихоти в свободное время не без проливания чужой крови. Излучающий респектабельность и приверженность семейным ценностям комиссар Хулиан Варгос (Роберто Аламо, "Враждебная зона", "Прости нас, господи"), который время от времени позволяет себе секс по службе с Кармен, и является примером копа, сочетающего в себе проницательность вместе с умением угодить властям и готовым ради этого на многое. Инсценировка ограбления коллекции, которую собирает мэр Мадрида (Рут Габриэль), и придание делу громкой огласки благодаря продажному и беспринципному журналисту Адриану (Даниэль Грао, "Джульетта", "Пальмы в снегу") являются приметами того, что для Эрреро важно перенести свою работу из традиционной для жанра психологической плоскости в плоскость социальную и показать, что в обществе двойных стандартов крайне сложно существовать таким персонам, как инспектор Кобос. Героиня Марибель Верду понимает, что в непрерывной погоне за преступниками она уже давно сожгла все мосты к тому, что называется личная жизнь. С точки зрения постановщика, она - идеальный персонаж с женской интуицией и воображением, благодаря которому нити расследования будут вести наверх и столкнут зрителей с бывшим художником Эдуардо (Хинес Гарсия Мильян, "Кармен", "Школа обольщения"), занимающим ответственный пост, но по-прежнему старающемуся проявить себя, но на этот раз уже на теневой стороне искусства.
Не вызвает сомнения, что "Убийства в стиле Гойи" создавались Херардо Эрреро в рамках того, что в настоящее время популярен тренд на феминизацию кино, и это дает основания думать, что конкурентный мир искусства с его безудержными страстями должен очаровать зрителей. К сожалению, это происходит не всегда. В проекте, благодаря блестящему сценарию Армеро, отсутствуют сюжетные дыры, но лента не всегда набирает интригу достаточного градуса, время от времени проваливаясь в личную жизнь экранного характера Верду, благодаря мастерству которой ее кажущаяся внешне непробиваемой героиня оказывается по-женски уязвимой и зависимой в глубине души от окружающих ее мужчин. Режиссер в большей степени концентрируется на том, чтобы показать в полной мере как не стать героем гойевских "Капричос" и вместо личных демонов, ведущих одну из протагонисток по лезвию смерти, выбрать жизнь, комфорт и компромисс подобно тому, как это сделала Эва, любящая на досуге поголосить в караоке и далекая от расхожего образа супергероини. Такое прочтение Эрреро расследования с женской точки зрения показывает два профиля, Марибель Верду и Ауру Гарридо, способных дать проекту очень высокий уровень и показывающих принципиальную разницу между теми ценящими личную свободу женщинами, которых невозможно одомашнить, и теми, кто выбирает не крайности, а компромисс между семьей и работой, как это делает большинство. Эти два относительно подвижных архетипа оживляют представления о женственности, которые абсолютно удалены от классического деления, в которых очень часто пара "девственница и шлюха" была предметом сценарной разработки. В то же самое время эти две героини в ленте Эрреро выглядят понятно и максимально современно, не уподобляясь бессмертному образу мисс Марпл, созданному Агатой Кристи. Фильм Эрреро, тем не менее, остается интернациональным по своей сути и не стремится мертвой хваткой зацепиться за испанский колорит и мадридскую локацию. Поэтому, даже если "Убийства в стиле Гойи" используют далеко не все возможности интересного и свежего концепта, то в полной мере стремятся представить историю о женщинах, с успехом ломающих профессиональные стереотипы в криминальном рассказе с необходимой долей гротеска и эксцентричности. Безусловно, постановщику удается сформировать у зрителей после просмотра мысль о том, что добро и зло - это относительные понятия, которые стремятся приобрести множество смыслов и компромиссов во время полицейского расследования.
6
,0
2019, Триллеры
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В драматическом триллере "Убийства в стиле Гойи", режиссером которого выступил известный испанский продюсер Херардо Эрреро ("Короли интриги", "Человек, который убил Дон Кихота"), пересекаются темы профессиональной состоятельности женщины в признанной всеми мужской профессии и умеренной критики элит и толстосумов, готовых поставить любые спектакли ради достижения своих корыстных целей. Постановщик использует концепт традиционного полицейского бадди-муви, в котором хороший и плохой полицейский преследуют серийного убийцу, это заранее провоцирует и настраивает на обнаружение клише при просмотре. Однако это не совсем так. Эрреро делает гендерное инвертирование и отдает расследование двум женщинам, которые привносят характерные для XXI века смыслы в кино, стремящееся стать и развлечением, и по касательной задеть множество важных на данный момент общественных вопросов. Экранная история, написанная опытным сценаристом Анхелой Армеро (сериал "Галерея Вельвет", "Дневник Карлоты"), не стремится к переосмыслению лент, подобных "Семь" Дэвида Финчера, а, напротив, приняв существующие в жанре правила игры, разрабатывает и дает совершенно иные акценты женским персонажам. Без всякой иронии можно сказать, что в проекте Эрреро женщины-протагонистки находятся в окружении мужчин, готовых ко всему и способных совершить предательство, организовать интригу и подставить коллегу по вполне сходной цене. Спустя четверть века после расцвета подобных триллеров, где серийник наделяется практически сверхспособностями и отличным интеллектом, режиссер стремится переосмыслить традиционный нарратив и из ожидаемой аномалии делает легкую головоломку с хорошо организованным и не провисающим сюжетом. Впрочем, если рассказ Армеро покажется банальным, то это можно списать в первую очередь на то, что уже возрастной Эрреро снимает не ретро-ленту, где ностальгирует по ушедшим временам. Однако, у фильма есть свои нерв и темп, соответствующие тому миру современности, в котором живут и ловят преступников, две по-своему симпатичные женщины, по-разному принимающие и принимающие эмансипацию и примеряющие с разной степенью успеха роли копов без большого супергеройства. Поэтому "Убийства в стиле Гойи" можно позиционировать как своеобразный "средний класс" испанского кинематографа, который обладает определенным коммерческим потенциалом и далекий от конвейера телевизионных работ, в то же самое время лента Эрреро далека от артхауса и стремится представить новый взгляд на условное ретро. В открывающей "Убийства в стиле Гойи" сцене Херардо Эрреро представляет полицейского инспектора Кармен Кобос (Марибель Верду, "Лабиринт Фавна", "Тетро") и ее помощницу Эву Гонсалес (Аура Гарридо, "Атлантида", "Тело"), прибывших на место не совсем обычного преступления. Молодая женщина из адвокатского бюро, которая в ближайшее время собиралась выйти замуж, убита ядом, тетродотоксином, добываемым из рыбы фугу. Однако место преступления в полном смысле можно рассматривать как полноценный арт-объект, имитирующий один из офортов Гойи из серии "Капричос". Инсталляция, созданная убийцей, вполне красноречиво показывает работу художника "Они говорят "Да" и протягивают руку первому встречному", которая посвящена женщинам вступающим в брак и надеющимся жить в нем более свободно. Еще больше загадок для полицейских, кроме такого, на первый взгляд, зашифрованного послания, добавляет отсутствие на месте преступления следов борьбы и отпечатков пальцев. Убийца без всякого насилия проник в квартиру, находящуюся в респектабельном районе Мадрида Саламанка, и бросил вызов следствию, похитив при этом одну из "Капричос". Поскольку основную ставку в своей работе Эрреро делает на актерский дуэт Верду-Гарридо, то он сразу же предпочитает показать, что Кармен и Эва хотя и работают в полиции, и занимаются криминалом все-таки находятся на разных полюсах с точки зрения семейного счастья. Характер Верду обладает устойчивой аллергией на семью, любовь и социальные соглашения и правила, она - настоящая "одинокая волчица", которая не выпускает изо рта сигарету, готова в любое время суток к патрулированию и, по сути дела, замужем за своей работой. В отличие от Кармен персонаж Гарридо намеренно представляется как более феминный, Эва находится в счастливом браке с мужем, который преподает историю искусств в университете, у нее есть двое малолетних детей и, самое главное, она относится при первом рассмотрении к работе без большого азарта по сравнению со своей напарницей. Постановщик постоянно стремится подчеркнуть контраст между двумя женщинами, одна из которых воплощает собой некую свободу и право на одиночество, а другая является живым воплощением общественного договора, в меру эмансипированной и готовой играть по правилам. Всего спустя сутки убийца подбрасывает полиции очередную загадку и на этот раз создает инсталляцию из тела известного коллекционера и знатока испанской живописи в стиле еще одного офорта из "Капричос", "Охота за зубами", и действительно демонстративно лишает жертву пары зубов. Если учесть, что в цикл Гойи входит восемь десятков офортов, то становится ясно, что число загадок для следствия может начать расти подобно снежному кому. Форма мягкого триллера, выбранная Эрреро для "Убийств в стиле Гойи", по мере развития сюжета начинает все больше и больше связывать содержание сюжета с некой перекличкой времен, чтобы продемонстрировать, что в испанском обществе и спустя два века после создания "Капричос" мало что изменилось и по-прежнему востребованы сюжеты, требующие комментария на темы политики, мира богачей и религии. Присутствие символической корреляции между представителями высшего общества в Мадриде и самим общественным контекстом, в рамках которого происходят события ленты, должно работать в качестве содержательной основы проекта, но этого не происходит в полной мере. В то же время нельзя отрицать, что работа Эрреро принадлежит к разряду головоломок с открыто выраженным политическим подтекстом и недовольством существующей властью, где представители порядка стремятся закрыть глаза на происходящее и выполняют роль прислуги для тех, кто удовлетворяет свои художественные прихоти в свободное время не без проливания чужой крови. Излучающий респектабельность и приверженность семейным ценностям комиссар Хулиан Варгос (Роберто Аламо, "Враждебная зона", "Прости нас, господи"), который время от времени позволяет себе секс по службе с Кармен, и является примером копа, сочетающего в себе проницательность вместе с умением угодить властям и готовым ради этого на многое. Инсценировка ограбления коллекции, которую собирает мэр Мадрида (Рут Габриэль), и придание делу громкой огласки благодаря продажному и беспринципному журналисту Адриану (Даниэль Грао, "Джульетта", "Пальмы в снегу") являются приметами того, что для Эрреро важно перенести свою работу из традиционной для жанра психологической плоскости в плоскость социальную и показать, что в обществе двойных стандартов крайне сложно существовать таким персонам, как инспектор Кобос. Героиня Марибель Верду понимает, что в непрерывной погоне за преступниками она уже давно сожгла все мосты к тому, что называется личная жизнь. С точки зрения постановщика, она - идеальный персонаж с женской интуицией и воображением, благодаря которому нити расследования будут вести наверх и столкнут зрителей с бывшим художником Эдуардо (Хинес Гарсия Мильян, "Кармен", "Школа обольщения"), занимающим ответственный пост, но по-прежнему старающемуся проявить себя, но на этот раз уже на теневой стороне искусства. Не вызвает сомнения, что "Убийства в стиле Гойи" создавались Херардо Эрреро в рамках того, что в настоящее время популярен тренд на феминизацию кино, и это дает основания думать, что конкурентный мир искусства с его безудержными страстями должен очаровать зрителей. К сожалению, это происходит не всегда. В проекте, благодаря блестящему сценарию Армеро, отсутствуют сюжетные дыры, но лента не всегда набирает интригу достаточного градуса, время от времени проваливаясь в личную жизнь экранного характера Верду, благодаря мастерству которой ее кажущаяся внешне непробиваемой героиня оказывается по-женски уязвимой и зависимой в глубине души от окружающих ее мужчин. Режиссер в большей степени концентрируется на том, чтобы показать в полной мере как не стать героем гойевских "Капричос" и вместо личных демонов, ведущих одну из протагонисток по лезвию смерти, выбрать жизнь, комфорт и компромисс подобно тому, как это сделала Эва, любящая на досуге поголосить в караоке и далекая от расхожего образа супергероини. Такое прочтение Эрреро расследования с женской точки зрения показывает два профиля, Марибель Верду и Ауру Гарридо, способных дать проекту очень высокий уровень и показывающих принципиальную разницу между теми ценящими личную свободу женщинами, которых невозможно одомашнить, и теми, кто выбирает не крайности, а компромисс между семьей и работой, как это делает большинство. Эти два относительно подвижных архетипа оживляют представления о женственности, которые абсолютно удалены от классического деления, в которых очень часто пара "девственница и шлюха" была предметом сценарной разработки. В то же самое время эти две героини в ленте Эрреро выглядят понятно и максимально современно, не уподобляясь бессмертному образу мисс Марпл, созданному Агатой Кристи. Фильм Эрреро, тем не менее, остается интернациональным по своей сути и не стремится мертвой хваткой зацепиться за испанский колорит и мадридскую локацию. Поэтому, даже если "Убийства в стиле Гойи" используют далеко не все возможности интересного и свежего концепта, то в полной мере стремятся представить историю о женщинах, с успехом ломающих профессиональные стереотипы в криминальном рассказе с необходимой долей гротеска и эксцентричности. Безусловно, постановщику удается сформировать у зрителей после просмотра мысль о том, что добро и зло - это относительные понятия, которые стремятся приобрести множество смыслов и компромиссов во время полицейского расследования.