В режиссерском дебюте "Гипосомния" известного немецкого актера Морица Бляйбтроя ("Звонок мертвецу", "Однажды в Германии") существует хорошо продуманный лабиринт нелинейно снятого триллера, в котором постоянно меняются темп экранной истории и степень доверия к действующим лицам. У постановщика и исполнителя одной из главных ролей есть своя особенная логика повествования, благодаря которой возникает вовлеченность в особые гипнотические реалии, разрывающиеся между реалистическими снами и сомнабулической действительностью, где уже нет прежних чувств и мало что происходит. Не вызывает сомнений, что Бляйбтроя находится не нарушение сна протагониста, а в большей степени создание атмосферы погружения в глубины подсознания и раскрытие очень хитро смонтированного нарратива, где возникает особая ментальная связь между двумя абсолютно разными мужчинами. Появление в кадрах ленты знаковой лисицы прозрачно намекает зрителям о том, что и персонажа Бляйбтроя, и его визави из ночных кошмаров (Яннис Нивёнер, "Нарцисс и Златоуст", "Перебежчик") ждут перемещения и перемены намного более глубокие, чем банальный обмен телами. Присутствие мнимой рандомности в чередующихся и дополняющих друг друг сценах и эпизодах ленты у автора постоянно стремится управлять поведением и психическим состоянием персонажей, созданных под несомненным влиянием Дэвида Линча и Кристофера Нолана, к "Началу" которого в проекте присутствует прямая отсылка. В интерпретации Бляйбтроя мир снов оказывается тревожащим, увлекательным и оставляющим мрачные чувства после пробуждения. Тяготение постановщика к созданию сюрреалистических видений провоцирует развитие фильма по пути неизбежного столкновения добропорядочного бюргера, проводящего много времени на темной стороне во сне и приобретающего практически дар ясновидца относительно самого себя, и всего остального мира, глухого к его проблеме. Сумеречное состояние сознания и разрастающуюся подобно сорной траве паранойю Бляйбтрой постоянно транслирует для зрителей всеми возможными способами. Главный герой постоянно созерцает не только себя, но и некоторые загадочные ужасы по ту сторону зеркальной амальгамы, во многих сценах доминирует угнетающий синий цвет, черная меланхолия от происходящего расползается и начинает захватывать все большие территории внутри мозга. Бляйбтрой как автор содержим созданием идеальной загадки из не очень большого числа событий, которая привлекала бы зрителей и могла захватить их внимание при просмотре. Поэтому "Гипосомния" показывает торжество режиссерских амбиций на нервной и местами неровной поверхности сценария, когда в центре внимания ленты оказывается ничем не примечательный обыватель, попавший в идеальный шторм между игрой разума и мрачными оживающими иллюзиями из собственных снов.
В первой же сцене "Гипосомнии" Бляйбтроя возникает странный фетиш на заднем сиденье движущегося автомобиля: пара женских туфель телесного цвета, один из высоких каблуков сломан, и о причинах этого надлома, как символического, так и настоящего, будет станет немного позже. От всего этого веет эротическим триллером старой школы, из разговора между Хагеном (Мориц Бляйбтрой) и его женой Каролиной (Надя Уль, "Легенды Риты"), которые едут в этой машине и сидят спереди, выясняется, что персонаж Бляйбтроя страдает расстройством сна, гипосомнией, из-за того, что он видит слишком реалистичные сны и не может как следует отдыхать ночью. Каролина предлагает мужу лечь на пару недель в специальную лабораторию сна, она незаметно от мужа сбрасывает беззвучный звонок на телефоне и нервно поглаживает обручальное кольцо на пальце. Неожиданно Хаген видит некую помеху на дороге и резко тормозит... В следующем отрезке ленты Бляйбтрой представляет своего героя уже в домашней обставке, читающим газету за столом после ужина. Семья Карол и Хагена, проживающая в собственном доме, выглядит вполне обеспеченной. Героиня Уль трудится дерматологом в клинике и помогает своим пациентам сводит ненужные татуировки, благодаря своей работе она немного позже познакомится с молодым парнем по имени Нико (Яннис Нивёнер), близким к криминалу. Постановщик без всяких дополнительных объяснений показывает как вспыхивает неожиданная страсть, между возрастной, но еще сохранившей свою привлекательность блондинкой Каролиной и тем, кто позже станет телом, куда возможно будет пытаться переселиться дух ее мужа. Семейные отношения у персонажа Уль уже давно находятся в режиме вечной мерзлоты, муж сражается со своими проблемами в забытье, мечется по постели падает с нее и временами просыпается в холодном поту. Работа Хагена, следящего по системам видеонаблюдения с напарником Бойко (Мартин Клемпнов), за посетителями огромного супермаркета требует концентрации, характер Бляйбтроя периодически выпадает из процесса и от этого ведет себя как излишне обеспокоенный сотрудник, который постоянно опасается того, что его застанут в спящем состоянии перед множеством мониторов. Режиссер постоянно использует визуальные метафоры и с их помощью формирует характерную атмосферу. Например, застывший брак Каролины и Хагеля показан при помощи беговой дорожки, стоящей в абсолютно пустой комнате, героиня Уль бежит по ней на месте и от этого время кажется остановившимся. В то же самое время любовный треугольник в проекте Бляйбтроя спланирован по всем правилам: охладившиеся отношения, молодой любовник с горячей кровью, сожаление Карол о совершенной ошибке, которая стала общей точкой невозврата для мужчин, которые ее любили и у которых она вызывала интерес.
В "Гипосомнии" Мориц Бляйбтрой выдает свой комментарий относительно древнего философского вопроса о том, что происходит, когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием и каким образом можно отличить воображаемое от реального в этот пограничный момент времени. Когда Хаген видит на мониторах системы наблюдения Нико, целиком повторяющего то, что уже ранее промелькнуло в его голове в сонном состоянии, это заставляет его поверить в увиденное и прийти в состояние особенного беспокойства. Постановщик тонко организует игру со зрителями и заставляет догадываться, был ли действительно этот мелкий жулик в жизни персонажа Бляйбтроя или же это какая-то дополнительная половинка его эго. Как сценарист Бляйбтрой очень тонко и очень прочно скрепляет судьбы двух мужчин, во многом лента становится неожиданным парафразом на работу "О теле и душе" Ильдико Эньеди, где герои также видели очень похожие сны. Никогда до конца не станет ясно, чем именно занимался тихий бюргер Хаген до начала работы в супермаркете, в связи с этим Нико получает дополнительные шансы как возможный двойник протагониста и воспоминание о его бурной молодости, когда появляется на пороге бара, переделанного из заправочной станции. Химия и влечение героя Нивёнера не дают ему никаких шансов устоять перед барменом Элой (Анна Бедерке, "Мистер Штайн идёт в онлайн"), стройной красивой блондинкой, которая действует на парня подобно удаву на кролика и заставляет его полностью забыть о деле, о родном брате Дэне (Марк Хоземанн, "Золотая перчатка") и об умирающем отце. Спустя некоторое время Эла начнет приобретать черты Катарины и намекать, что на самом деле персонаж Уль осталась верной своему мужу в целом, но изменила только с одной из половинок. Тема верности вообще оказывается очень трудной в этой ленте для Бляйбтроя, который постоянно выводит сохранение отношений между Каролиной и Хагеном в некую серую зону, где начинается экспериментирование над тем, что называется изменой. Мир Гамбурга, где происходит действие ленты, точнее его несколько локаций напоминают то оживших "Полуночников" Эдварда Хоппера как это было с баром, куда пришел Нико, то ньй-йоркский нуар, когда постановщик показывает остановку автобуса под железнодорожным мостом. В определенный момент условного третьего акта ленты, кружащей воображение своим отсутствием фрагментированности, возникает осознание того, что все деформации личности Хагена возникают от его слишком правильного и слишком монотонного образа жизни, от формально близкой жены, говорящей каждый день "доброе утро" с интонацией хорошо обученного автомата. Именно проблемы в отношениях между Хагеном и Карол можно считать основной причиной для отправки зрителей в путешествие, над секретами которого приходится ломать голову еще долгое время после просмотра.
Само собой в "Гипосомнии" Бляйбтрой предлагает образ, который должен приоткрыть тайны происходящего, не нарушая дурманящий саспенс, так появляется возбужденный собственными знаниями о сне фармацевт Стефан (Николас Офчарек, сериал "Перевал"). Именно герой Офчарека предлагает Нико совершить трип в духе нолановского "Начала" и вывести его в испытание на грани реальности, чтобы проверить, спит он или бодрствует. Мир Бляйбтроя кажется вязким и бесконечно пересекающим день изо дня одну и ту же точку на кольце: острый кризис среднего возраста у Хагена, замаскированный под проблемы со сном, одиночество внутри семьи, когда единственная дочь Эмили (Эмили Куше, сериал "Слёборн: Эпидемия на острове") уехала учиться и еще больше отдалилась от отца, появление наполовину вымышленного молодого соперника, с которым у Карол есть намек на роман. Может показаться, что у идеального охранника Хагена и у героини Уль не может быть никаких запретных желаний, в то же самое время в их доме, гнетущем своей пустотой и порядком тут же пропадает неизвестно куда счастье и само ощущение жизни. Не возникает сомнений, что Мориц Бляйбтрой фокусировался на моменте, когда по совершенно неясным и далеким от логики причинам все в жизни начинает выходить из-под контроля и в итоге становится серьезным кошмаром. Парадоксально, но постановщик придерживается традиций немецкого кино, работая с характерным голливудским нарративом, в некоторых сценах безжалостный антагонист Нико больше раздражает своим эмоциональным дисбалансом и общей неуравновешенностью, чем пугает по-настоящему зрителей. Поэтому "Гипосомния", опираясь на мир сновидений, сознательно дистанцируется от мэйнстрима и уходит в сторону глубины путешествия внутрь диссипативного героя.
5
,2
2020, Триллеры
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В режиссерском дебюте "Гипосомния" известного немецкого актера Морица Бляйбтроя ("Звонок мертвецу", "Однажды в Германии") существует хорошо продуманный лабиринт нелинейно снятого триллера, в котором постоянно меняются темп экранной истории и степень доверия к действующим лицам. У постановщика и исполнителя одной из главных ролей есть своя особенная логика повествования, благодаря которой возникает вовлеченность в особые гипнотические реалии, разрывающиеся между реалистическими снами и сомнабулической действительностью, где уже нет прежних чувств и мало что происходит. Не вызывает сомнений, что Бляйбтроя находится не нарушение сна протагониста, а в большей степени создание атмосферы погружения в глубины подсознания и раскрытие очень хитро смонтированного нарратива, где возникает особая ментальная связь между двумя абсолютно разными мужчинами. Появление в кадрах ленты знаковой лисицы прозрачно намекает зрителям о том, что и персонажа Бляйбтроя, и его визави из ночных кошмаров (Яннис Нивёнер, "Нарцисс и Златоуст", "Перебежчик") ждут перемещения и перемены намного более глубокие, чем банальный обмен телами. Присутствие мнимой рандомности в чередующихся и дополняющих друг друг сценах и эпизодах ленты у автора постоянно стремится управлять поведением и психическим состоянием персонажей, созданных под несомненным влиянием Дэвида Линча и Кристофера Нолана, к "Началу" которого в проекте присутствует прямая отсылка. В интерпретации Бляйбтроя мир снов оказывается тревожащим, увлекательным и оставляющим мрачные чувства после пробуждения. Тяготение постановщика к созданию сюрреалистических видений провоцирует развитие фильма по пути неизбежного столкновения добропорядочного бюргера, проводящего много времени на темной стороне во сне и приобретающего практически дар ясновидца относительно самого себя, и всего остального мира, глухого к его проблеме. Сумеречное состояние сознания и разрастающуюся подобно сорной траве паранойю Бляйбтрой постоянно транслирует для зрителей всеми возможными способами. Главный герой постоянно созерцает не только себя, но и некоторые загадочные ужасы по ту сторону зеркальной амальгамы, во многих сценах доминирует угнетающий синий цвет, черная меланхолия от происходящего расползается и начинает захватывать все большие территории внутри мозга. Бляйбтрой как автор содержим созданием идеальной загадки из не очень большого числа событий, которая привлекала бы зрителей и могла захватить их внимание при просмотре. Поэтому "Гипосомния" показывает торжество режиссерских амбиций на нервной и местами неровной поверхности сценария, когда в центре внимания ленты оказывается ничем не примечательный обыватель, попавший в идеальный шторм между игрой разума и мрачными оживающими иллюзиями из собственных снов. В первой же сцене "Гипосомнии" Бляйбтроя возникает странный фетиш на заднем сиденье движущегося автомобиля: пара женских туфель телесного цвета, один из высоких каблуков сломан, и о причинах этого надлома, как символического, так и настоящего, будет станет немного позже. От всего этого веет эротическим триллером старой школы, из разговора между Хагеном (Мориц Бляйбтрой) и его женой Каролиной (Надя Уль, "Легенды Риты"), которые едут в этой машине и сидят спереди, выясняется, что персонаж Бляйбтроя страдает расстройством сна, гипосомнией, из-за того, что он видит слишком реалистичные сны и не может как следует отдыхать ночью. Каролина предлагает мужу лечь на пару недель в специальную лабораторию сна, она незаметно от мужа сбрасывает беззвучный звонок на телефоне и нервно поглаживает обручальное кольцо на пальце. Неожиданно Хаген видит некую помеху на дороге и резко тормозит... В следующем отрезке ленты Бляйбтрой представляет своего героя уже в домашней обставке, читающим газету за столом после ужина. Семья Карол и Хагена, проживающая в собственном доме, выглядит вполне обеспеченной. Героиня Уль трудится дерматологом в клинике и помогает своим пациентам сводит ненужные татуировки, благодаря своей работе она немного позже познакомится с молодым парнем по имени Нико (Яннис Нивёнер), близким к криминалу. Постановщик без всяких дополнительных объяснений показывает как вспыхивает неожиданная страсть, между возрастной, но еще сохранившей свою привлекательность блондинкой Каролиной и тем, кто позже станет телом, куда возможно будет пытаться переселиться дух ее мужа. Семейные отношения у персонажа Уль уже давно находятся в режиме вечной мерзлоты, муж сражается со своими проблемами в забытье, мечется по постели падает с нее и временами просыпается в холодном поту. Работа Хагена, следящего по системам видеонаблюдения с напарником Бойко (Мартин Клемпнов), за посетителями огромного супермаркета требует концентрации, характер Бляйбтроя периодически выпадает из процесса и от этого ведет себя как излишне обеспокоенный сотрудник, который постоянно опасается того, что его застанут в спящем состоянии перед множеством мониторов. Режиссер постоянно использует визуальные метафоры и с их помощью формирует характерную атмосферу. Например, застывший брак Каролины и Хагеля показан при помощи беговой дорожки, стоящей в абсолютно пустой комнате, героиня Уль бежит по ней на месте и от этого время кажется остановившимся. В то же самое время любовный треугольник в проекте Бляйбтроя спланирован по всем правилам: охладившиеся отношения, молодой любовник с горячей кровью, сожаление Карол о совершенной ошибке, которая стала общей точкой невозврата для мужчин, которые ее любили и у которых она вызывала интерес. В "Гипосомнии" Мориц Бляйбтрой выдает свой комментарий относительно древнего философского вопроса о том, что происходит, когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием и каким образом можно отличить воображаемое от реального в этот пограничный момент времени. Когда Хаген видит на мониторах системы наблюдения Нико, целиком повторяющего то, что уже ранее промелькнуло в его голове в сонном состоянии, это заставляет его поверить в увиденное и прийти в состояние особенного беспокойства. Постановщик тонко организует игру со зрителями и заставляет догадываться, был ли действительно этот мелкий жулик в жизни персонажа Бляйбтроя или же это какая-то дополнительная половинка его эго. Как сценарист Бляйбтрой очень тонко и очень прочно скрепляет судьбы двух мужчин, во многом лента становится неожиданным парафразом на работу "О теле и душе" Ильдико Эньеди, где герои также видели очень похожие сны. Никогда до конца не станет ясно, чем именно занимался тихий бюргер Хаген до начала работы в супермаркете, в связи с этим Нико получает дополнительные шансы как возможный двойник протагониста и воспоминание о его бурной молодости, когда появляется на пороге бара, переделанного из заправочной станции. Химия и влечение героя Нивёнера не дают ему никаких шансов устоять перед барменом Элой (Анна Бедерке, "Мистер Штайн идёт в онлайн"), стройной красивой блондинкой, которая действует на парня подобно удаву на кролика и заставляет его полностью забыть о деле, о родном брате Дэне (Марк Хоземанн, "Золотая перчатка") и об умирающем отце. Спустя некоторое время Эла начнет приобретать черты Катарины и намекать, что на самом деле персонаж Уль осталась верной своему мужу в целом, но изменила только с одной из половинок. Тема верности вообще оказывается очень трудной в этой ленте для Бляйбтроя, который постоянно выводит сохранение отношений между Каролиной и Хагеном в некую серую зону, где начинается экспериментирование над тем, что называется изменой. Мир Гамбурга, где происходит действие ленты, точнее его несколько локаций напоминают то оживших "Полуночников" Эдварда Хоппера как это было с баром, куда пришел Нико, то ньй-йоркский нуар, когда постановщик показывает остановку автобуса под железнодорожным мостом. В определенный момент условного третьего акта ленты, кружащей воображение своим отсутствием фрагментированности, возникает осознание того, что все деформации личности Хагена возникают от его слишком правильного и слишком монотонного образа жизни, от формально близкой жены, говорящей каждый день "доброе утро" с интонацией хорошо обученного автомата. Именно проблемы в отношениях между Хагеном и Карол можно считать основной причиной для отправки зрителей в путешествие, над секретами которого приходится ломать голову еще долгое время после просмотра. Само собой в "Гипосомнии" Бляйбтрой предлагает образ, который должен приоткрыть тайны происходящего, не нарушая дурманящий саспенс, так появляется возбужденный собственными знаниями о сне фармацевт Стефан (Николас Офчарек, сериал "Перевал"). Именно герой Офчарека предлагает Нико совершить трип в духе нолановского "Начала" и вывести его в испытание на грани реальности, чтобы проверить, спит он или бодрствует. Мир Бляйбтроя кажется вязким и бесконечно пересекающим день изо дня одну и ту же точку на кольце: острый кризис среднего возраста у Хагена, замаскированный под проблемы со сном, одиночество внутри семьи, когда единственная дочь Эмили (Эмили Куше, сериал "Слёборн: Эпидемия на острове") уехала учиться и еще больше отдалилась от отца, появление наполовину вымышленного молодого соперника, с которым у Карол есть намек на роман. Может показаться, что у идеального охранника Хагена и у героини Уль не может быть никаких запретных желаний, в то же самое время в их доме, гнетущем своей пустотой и порядком тут же пропадает неизвестно куда счастье и само ощущение жизни. Не возникает сомнений, что Мориц Бляйбтрой фокусировался на моменте, когда по совершенно неясным и далеким от логики причинам все в жизни начинает выходить из-под контроля и в итоге становится серьезным кошмаром. Парадоксально, но постановщик придерживается традиций немецкого кино, работая с характерным голливудским нарративом, в некоторых сценах безжалостный антагонист Нико больше раздражает своим эмоциональным дисбалансом и общей неуравновешенностью, чем пугает по-настоящему зрителей. Поэтому "Гипосомния", опираясь на мир сновидений, сознательно дистанцируется от мэйнстрима и уходит в сторону глубины путешествия внутрь диссипативного героя.