Любопытно и немного забавно, что в отечественном кинопрокате фильм получил заголовок «Трафик». Ведь американские кинообозреватели в массе как раз и отнеслись к постановке Николаса Джареки критически (на мой взгляд, всё-таки излишне строго) из-за действительно напрашивающихся параллелей с постановкой Стивена Содерберга, название которой получило по-русски чуть иное написание – «Траффик». Но дело не только в том, что упомянутая картина, повествующая о судьбах трёх человек (новый глава Ведомства по контролю за использованием наркотиков, жена наркобарона, мексиканский полицейский), так или иначе связанных с незаконной транспортировкой наркотиков из Мексики в США, сама была основана на блистательном британском мини-сериале «Путь героина» /1989/ – с разницей, что там речь шла о поставках героина из Пакистана. Того факта, что более молодой режиссёр, сценарист и продюсер опирался на похожие драматургические принципы – взялся освоить романную форму, подразумевающую наличие нескольких параллельно развивающихся сюжетных линий, вряд ли достаточно, чтобы обвинять его в бездумном подражании старшему коллеге. Джареки, впервые соприкоснувшийся с киноиндустрией в туманной юности (1), слишком долго и упорно постигал тонкости профессии, чтобы довольствоваться компромиссными решениями.
Криминальная драма «Порочная страсть» /2012/ (буквальный перевод – «Арбитраж»), пользовавшаяся ощутимым зрительским спросом и получившая положительные рецензии, позволила Николасу вынашивать новые замыслы неспешно, сосредоточенно, максимально тщательно. В частности, в прессе появлялись сообщения о его намерении снять детектив, сюжет которого разворачивается в будущем – в мире, где электричество уступает позиции под натиском альтернативных источников энергии. Следовательно, обращение к другой актуальной проблематике не могло быть случайностью, тем более что работа заняла значительный временной промежуток (между премьерами прошло чуть меньше десяти лет). На сеансе ни на секунду не возникает сомнения в том, что Джареки провёл скрупулёзное исследование темы, – и в том, что выбор манеры повествования диктовался отнюдь не желанием повторить чужой, хотя бы и заслуженный, успех. Этого требовала сама история, участники которой, незнакомые друг с другом, поначалу не подозревают, что их судьбы косвенно связаны…
Наименее интересными мне показались, как ни странно, события, относящиеся к Клер Рейнманн. Эванджелин Лилли вроде бы честно старается раскрыть трагедию матери, которая сама расплачивалась за грехи молодости, с огромными усилиями избавившись от наркотической зависимости. Женщина предпринимала серьёзные шаги, чтобы оградить сына-подростка от повторения своих ошибок, и трудно описать её состояние после того, как из полиции поступили сведения: юноша обнаружен бездыханным – и наиболее вероятной причиной смерти является передозировка фентанилом, заполонившим в последнее время улицы американских городов. Здесь к «звезде» претензий не возникает, но вот когда Клер отваживается не просто докопаться в одиночку до истинных причин гибели отпрыска, а ещё и собственноручно отомстить виновникам, убедительность несколько снижается. Причём нелегко сказать доподлинно, в чём именно заключается причина художественного просчёта: то ли в недостаточно продуманных фабульных поворотах, то ли всё-таки – в не совсем точном выборе актрисы. Две другие линии схожих недостатков, думается, лишены.
Арми Хаммер задолго до разразившегося в январе текущего года скандала, связанного с его интимными пристрастиями, имел неприятности с законом – задерживался правоохранительными органами в Западном Техасе после того, как патрульный обнаружил марихуану в автомобиле артиста. Это, что ни говори, придаёт дополнительные нюансы образу Джейка Келли, чью одержимость стремлением довести операцию до завершения, взяв с поличным всех организаторов налаженных каналов производства и сбыта опасных «колёс», не объяснить лишь верностью служебному долгу. То обстоятельство, что федеральный агент, занятый подготовкой сделки с канадцем по прозвищу «Мать», параллельно вынужден решать семейные проблемы – помогать родительнице вытаскивать младшую сестру из наркотического ада, говорит о его мотивации исчерпывающе. В том и заключается сложность текущего положения вещей, что беда грозит постучаться в двери к каждому – и в любой момент! Джейка как раз не удивляет настойчивость Клер, вознамерившейся взять правосудие в свои руки – и исполняющей-таки задуманное… Там, где карательный механизм государства даёт сбой из-за бюрократических ограничений и проволочек, может проявиться, с позволения сказать, частная инициатива.
Впрочем, самым значимым (по крайней мере – в художественном отношении) аспектом «Трафика» представляется история доктора Тайрона Брауэра. Мало того что Гэри Олдмен в очередной раз демонстрирует умение полностью перевоплотиться практически в любой образ, на сей раз – в образ университетского профессора, бескорыстно преданного науке. Именно в рассказе о попытках крупной фармацевтической компании Northlight вывести на рынок новый препарат Klaralon, призванный помочь преодолевать опиоидную зависимость, Николасом Джареки затронута такая грань проблемы, которую тот же Содерберг не осветил. Для кого-то наркомания является личной трагедией, для кого-то – вопросом несовершенства системы охраны правопорядка, а кое-кто подходит к этому строго с позиций извлечения прибыли. Да, в данном случае отлаженная процедура дала сбой – банально по той причине, что доктор Брауэр, взвесив на весах совести риски, не испугался и не позволил замолчать результаты лабораторной проверки. Не только отказался от щедрого гранта (по сути, от взятки), но продемонстрировал готовность лишиться места в вузе, выдержал нападки «прикормленных» СМИ, «внезапно» вспомнивших о старых прегрешениях, не убоялся даже гигантских штрафов… Казалось бы, куда там индивиду бороться с исполинской машиной – и коллеги, друзья, знакомые Тайрона искренне советуют отступиться подобру-поздорову. А как иначе?
Всё-таки выбранное режиссёром-сценаристом название – точнее. Для него принципиально подчеркнуть, что речь идёт о тотальном кризисе, притом кризисе затяжном, системном. В заключительных титрах приведена статистика (к слову, общеизвестная) ежегодных смертей в США от передозировки опиоидов, число которых, неуклонно растущее, всего за пару последних лет превысило количество американских солдат, погибших на земле Вьетнама. По-настоящему плохо даже не то, что у стражей порядка ограничены ресурсы – и что существующие формальности зачастую позволяют преступникам остаться вне досягаемости Фемиды. Хуже всего, что такая ситуация экономически выгодна, поскольку прямо отвечает интересам могущественных корпораций – могущественных до такой степени, чтобы материально заинтересовать всех: от деятелей науки и журналистов до чиновников высокого ранга, в том числе из контролирующих государственных структур. Вместе с тем Николас Джареки, честно и полно обрисовав невесёлую картину, не призывает заведомо признать положение непоправимым – и не пытаться ничего изменить. Автор как раз убеждён в противоположном, подводя к выводу, что борьба со злом и несправедливостью никогда не бывает напрасной. Никогда – даже в кризисные времена!
_______
1 – Выступил консультантом создателей «культового» кибертриллера «Хакеры» /1995/, поведав кинематографистам о премудростях взлома компьютерных сетей.
7
,1
2021, Триллеры
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Любопытно и немного забавно, что в отечественном кинопрокате фильм получил заголовок «Трафик». Ведь американские кинообозреватели в массе как раз и отнеслись к постановке Николаса Джареки критически (на мой взгляд, всё-таки излишне строго) из-за действительно напрашивающихся параллелей с постановкой Стивена Содерберга, название которой получило по-русски чуть иное написание – «Траффик». Но дело не только в том, что упомянутая картина, повествующая о судьбах трёх человек (новый глава Ведомства по контролю за использованием наркотиков, жена наркобарона, мексиканский полицейский), так или иначе связанных с незаконной транспортировкой наркотиков из Мексики в США, сама была основана на блистательном британском мини-сериале «Путь героина» /1989/ – с разницей, что там речь шла о поставках героина из Пакистана. Того факта, что более молодой режиссёр, сценарист и продюсер опирался на похожие драматургические принципы – взялся освоить романную форму, подразумевающую наличие нескольких параллельно развивающихся сюжетных линий, вряд ли достаточно, чтобы обвинять его в бездумном подражании старшему коллеге. Джареки, впервые соприкоснувшийся с киноиндустрией в туманной юности (1), слишком долго и упорно постигал тонкости профессии, чтобы довольствоваться компромиссными решениями. Криминальная драма «Порочная страсть» /2012/ (буквальный перевод – «Арбитраж»), пользовавшаяся ощутимым зрительским спросом и получившая положительные рецензии, позволила Николасу вынашивать новые замыслы неспешно, сосредоточенно, максимально тщательно. В частности, в прессе появлялись сообщения о его намерении снять детектив, сюжет которого разворачивается в будущем – в мире, где электричество уступает позиции под натиском альтернативных источников энергии. Следовательно, обращение к другой актуальной проблематике не могло быть случайностью, тем более что работа заняла значительный временной промежуток (между премьерами прошло чуть меньше десяти лет). На сеансе ни на секунду не возникает сомнения в том, что Джареки провёл скрупулёзное исследование темы, – и в том, что выбор манеры повествования диктовался отнюдь не желанием повторить чужой, хотя бы и заслуженный, успех. Этого требовала сама история, участники которой, незнакомые друг с другом, поначалу не подозревают, что их судьбы косвенно связаны… Наименее интересными мне показались, как ни странно, события, относящиеся к Клер Рейнманн. Эванджелин Лилли вроде бы честно старается раскрыть трагедию матери, которая сама расплачивалась за грехи молодости, с огромными усилиями избавившись от наркотической зависимости. Женщина предпринимала серьёзные шаги, чтобы оградить сына-подростка от повторения своих ошибок, и трудно описать её состояние после того, как из полиции поступили сведения: юноша обнаружен бездыханным – и наиболее вероятной причиной смерти является передозировка фентанилом, заполонившим в последнее время улицы американских городов. Здесь к «звезде» претензий не возникает, но вот когда Клер отваживается не просто докопаться в одиночку до истинных причин гибели отпрыска, а ещё и собственноручно отомстить виновникам, убедительность несколько снижается. Причём нелегко сказать доподлинно, в чём именно заключается причина художественного просчёта: то ли в недостаточно продуманных фабульных поворотах, то ли всё-таки – в не совсем точном выборе актрисы. Две другие линии схожих недостатков, думается, лишены. Арми Хаммер задолго до разразившегося в январе текущего года скандала, связанного с его интимными пристрастиями, имел неприятности с законом – задерживался правоохранительными органами в Западном Техасе после того, как патрульный обнаружил марихуану в автомобиле артиста. Это, что ни говори, придаёт дополнительные нюансы образу Джейка Келли, чью одержимость стремлением довести операцию до завершения, взяв с поличным всех организаторов налаженных каналов производства и сбыта опасных «колёс», не объяснить лишь верностью служебному долгу. То обстоятельство, что федеральный агент, занятый подготовкой сделки с канадцем по прозвищу «Мать», параллельно вынужден решать семейные проблемы – помогать родительнице вытаскивать младшую сестру из наркотического ада, говорит о его мотивации исчерпывающе. В том и заключается сложность текущего положения вещей, что беда грозит постучаться в двери к каждому – и в любой момент! Джейка как раз не удивляет настойчивость Клер, вознамерившейся взять правосудие в свои руки – и исполняющей-таки задуманное… Там, где карательный механизм государства даёт сбой из-за бюрократических ограничений и проволочек, может проявиться, с позволения сказать, частная инициатива. Впрочем, самым значимым (по крайней мере – в художественном отношении) аспектом «Трафика» представляется история доктора Тайрона Брауэра. Мало того что Гэри Олдмен в очередной раз демонстрирует умение полностью перевоплотиться практически в любой образ, на сей раз – в образ университетского профессора, бескорыстно преданного науке. Именно в рассказе о попытках крупной фармацевтической компании Northlight вывести на рынок новый препарат Klaralon, призванный помочь преодолевать опиоидную зависимость, Николасом Джареки затронута такая грань проблемы, которую тот же Содерберг не осветил. Для кого-то наркомания является личной трагедией, для кого-то – вопросом несовершенства системы охраны правопорядка, а кое-кто подходит к этому строго с позиций извлечения прибыли. Да, в данном случае отлаженная процедура дала сбой – банально по той причине, что доктор Брауэр, взвесив на весах совести риски, не испугался и не позволил замолчать результаты лабораторной проверки. Не только отказался от щедрого гранта (по сути, от взятки), но продемонстрировал готовность лишиться места в вузе, выдержал нападки «прикормленных» СМИ, «внезапно» вспомнивших о старых прегрешениях, не убоялся даже гигантских штрафов… Казалось бы, куда там индивиду бороться с исполинской машиной – и коллеги, друзья, знакомые Тайрона искренне советуют отступиться подобру-поздорову. А как иначе? Всё-таки выбранное режиссёром-сценаристом название – точнее. Для него принципиально подчеркнуть, что речь идёт о тотальном кризисе, притом кризисе затяжном, системном. В заключительных титрах приведена статистика (к слову, общеизвестная) ежегодных смертей в США от передозировки опиоидов, число которых, неуклонно растущее, всего за пару последних лет превысило количество американских солдат, погибших на земле Вьетнама. По-настоящему плохо даже не то, что у стражей порядка ограничены ресурсы – и что существующие формальности зачастую позволяют преступникам остаться вне досягаемости Фемиды. Хуже всего, что такая ситуация экономически выгодна, поскольку прямо отвечает интересам могущественных корпораций – могущественных до такой степени, чтобы материально заинтересовать всех: от деятелей науки и журналистов до чиновников высокого ранга, в том числе из контролирующих государственных структур. Вместе с тем Николас Джареки, честно и полно обрисовав невесёлую картину, не призывает заведомо признать положение непоправимым – и не пытаться ничего изменить. Автор как раз убеждён в противоположном, подводя к выводу, что борьба со злом и несправедливостью никогда не бывает напрасной. Никогда – даже в кризисные времена! _______ 1 – Выступил консультантом создателей «культового» кибертриллера «Хакеры» /1995/, поведав кинематографистам о премудростях взлома компьютерных сетей.