Драматический триллер "438 дней" шведского режиссера Йеспера Гансландта ("Опасное задание", "Блонди") посвящен истории злоключений его соотечественников в африканской Эфиопии, в богатой нефтью области Огаден, где они оказались летом 2011 года. Главные герои проекта, журналист Мартин Шибби и фотограф Йохан Перссон, оказались там летом 2011 года и намеревались провести собственное расследование о деятельности компании Lundin Oil, к которой был причастен до 2006 года одиозный политик и бизнесмен Карл Бильдт, ставший в это время министром иностранных дел Швеции. Позднее для двух скандинавских фрилансеров, свято верящих в свободу слова, африканский вояж длиной в 438 дней стал основой для публикации одноименной книги, где был в деталях описан весь духовный и физический экспириенс по пребыванию на африканском континенте в стране, которая далека от ценностей западной демократии. Сценарист Питер Бирро ("Вальс для Моники", "Шальные деньги: Стокгольмский нуар"), который работал над экранной адаптацией написанного Шибби и Перссоном, сделал рассказ максимально приближенным к зрителям и продемонстрировал, что журналисты очень часто оказываются не только детонаторами всевозможных скандалов, но и несут в полной мере ответственность как за свои убеждения, так и за свои иллюзии относительно свободы слова. Благодаря режиссуре Гансландта в абсолютно голливудской манере сталкиваются большая политика и региональный конфликт, причем центральные персонажи, которых в фильме играют Густаф Скарсгард (сериал "Проклятая", "Не оставляй меня") и Матиас Варела (сериалы "Воспитанные волками" и "Нарко: Мексика"), оказываются теми самыми романтиками и заложниками собственных убеждений, а отнюдь не узниками совести, как их интерпретировало большинство СМИ. Не вызывает сомнений, что когда Шибби и Перссон нелегально пересекали границу между Сомали и Эфиопией, ими двигала отнюдь не жажда справедливости, вполне возможно они хотели своими глазами увидеть последствия деятельности нефтяных компаний в Огадене. Из-за этого в интерпретации постановщика первый акт ленты выглядит как своеобразное информационное сафари по сбору данных для журналистского расследования, где герои Скарсгарда и Варелы постоянно беседуют с людьми и фотографируют их жизнь, они понимают, что находятся там, где идет затянувшаяся война, но не предполагают, что могут сами стать ее жертвами. Поэтому "438 дней" щедро представляет для зрителей все составляющие триллера о политике, в нем есть нерв, журналистская романтика, адреналин и сложные действия по поиску компромиссов, когда дело касается спасения человеческих жизней.
Африканский колорит начинается в "438 днях" Гансландта буквально с первых кадров, когда в одном из небольших отелей в Сомали собираются вооруженные солдаты и играют в футбол, воротами служат два автомата Калашникова. В одной из команд карьеры находится фотограф Йохан Перссон (Матиас Варела), он выглядит дружелюбным и оптимистичным, в нем нет ни капли настороженности. Когда один из темнокожих мужчин предлагает взять ему в руки автомат и сделать вид, что он прицеливается и стреляет, никто, в том числе и сам Йохан, не знает к чему приведет эта странная экзотика двух шведов, ожидающих броска через границу. Журналист Мартин Шибби (Густаф Скарсгард) надеется сделать сенсационный материал о тех, кто населяет Огаден, сопредельную с Сомали территорию, где уже много лет существует вооруженный конфликт между официальной Эфиопией и повстанцами из Фронта национального освобождения. На одной из встреч Мартин и Йохан получают сенсационные документы, которые подтверждают, что очень высок риск насилия со стороны правительственных войск для населения в Огаден, где работают нефтедобывающие компании, в том числе и Lundin Oil. Для Мартина, остро чувствующего выгодную конъюнктуру и сенсацию, нынешний консервативный министр Карл Бильдт (Филип Санден, сериал "Стокгольмский реквием", "Серена"), который имел непосредственное отношение к Lundin Oil, является в определенном смысле той самой крупной рыбой для производства расследования и в перспективе для политического скандала о его темненьких делишках на "черном континенте". Тем не менее, ради политической карьеры Бильдт не гнушается открытой лжи и высказывается о том, что никогда не имел дел с Эфиопией. Для Мартина и Йохана возникает чувство эйфории двух людей, которые вроде бы взяли верный след, но еще не доехали до места настоящей охоты. Из разговора с двумя перемещенными женщинами в лагере для эфиопских беженцев герои Скарсгарда и Варелы узнают о том насилии и беззаконии, которые творятся в приграничных тюрьмах. Если учесть, что безоружные Мартин и Йохан передвигаются повсюду с небольшим кортежем из нанятой из местных охраны, то возникает ощущение, что именно они являются теми самими "солдатами удачи" от журналистики, которым всегда везет и которые способны свято хранить и воплощать традиции свободы слова. Немного позже персонаж Скарсгарда получает необходимое подтверждение о том, что вместе Йоханом они смогут нелегально проехать внутрь территории Эфиопии вместе с проводником и присоединиться к одному из отрядов Фронта национального освобождения, чтобы увидеть, как идет конфликт изнутри и собрать дополнительные сведения о Бильдте.
К главным героям "438 дней" Йеспера Гансландта легко проникнуться симпатией и их легко полюбить за тот мальчишеский задор и безоговорочную веру в идеалы общества, в котором они живут. В то же самое время постановщик намеренно изображает шведских дипломатов в намеренно комиксовом виде, в большей степени зловещий и алчный министр Бильдт оказывается одним из самых странных персонажей этой ленты. Журналист Шибби и фотограф Перссон благодаря блестящему воплощению Густафа Скарсгарда и Матиаса Варелы оказываются настоящими возмутителями спокойствия как для родной Швеции, так и в Эфиопии, но для них, обвиняемых в терроризме и пособничестве мятежникам, действительно существует крайне мало шансов, чтобы не угодить на длительный срок в африканскую тюрьму. С этой точки зрения на стороне авантюрных, а иначе их и назвать нельзя, шведов находится условное мировое сообщество со всеми Amnesty International, прогрессивными местными адвокатами и прочими правозащитниками. Все понимают, что признательные показания из Мартина и Йохана выбиты при помощи имитации казни, что надо повиниться, однако для Гансландта важно показать существование и местного темнокожего правозащитного сопротивления, которое не видит для себя больше никакого смысла находиться на одной стороне с режимом. Так появляется один из ключевых характеров второго плана Абдулла Хусейн (Файсал Ахмед, сериал "Касл-Рок", "Убийца 2. Против всех"), один из эфиопских репортеров, который ведет двойную игру, разочаровавшись в действующей власти. Пожалуй, экранная арка Ахмед у Гансландта оказалась одной из слабо проработанных, потому что мавр, сделавший свое дело, скрытый критик режима, должен бежать из страны вместе с семьей на свой страх и риск. Прибегая к молчаливой дипломатии шведы под руководством опытного, но не вызывающего никаких симпатий, политика Бильдта готовятся к тому, чтобы найти точки согласия между эфиопскими властями и персонажами Скарсгарда и Варелы. С одной стороны, когда дело двух журналистов получило международную огласку, их длительное заключение в тюрьму сыграет в их пользу и сделает их мучениками и борцами за демократию в суровой и авторитарной Эфиопии. С другой, когда в ходе расследования становится ясно, что Мартина и Йохана больше интересовал нефтяной бизнес их соотечественника Бильдта, делать жертв, которые пострадали за свободу слова, становится себе дороже для эфиопских власть предержащих. Гансландт в этом плане оказывается чрезвычайно умным постановщиком и обходит острые политические углы, не показывая в полной мере кризис африканской диктатуры, которая движется по тропинке демократизации.
"438 дней" Гансландта находят хороший баланс между драмой реальных людей и в меру тонкой и способной позаботиться о шведских гражданах дипломатией, когда при помощи Филипа Сандена показывают обобщенный портрет политика, способного усидеть сразу на нескольких стульях. Гротескная сцена, где Бильдт беседует со своими заключенными соотечественниками и спрашивает их о сортах салями, которую они хотели бы получить в очередной передаче в тюрьму, максимально показательна. Персонаж Сандена вынужден спасать двух зашедших пешек в сложной партии, понимая, что их смерть или длительный тюремный срок полностью поставят крест на его дипломатической карьере. Из-за этого постановка Гансландта много внимания уделяет неопределенностям, которые могут быть неоднозначными, и выдает вполне рабочую для всего проекта в целом дилемму: продолжать отстаивать лишенным свободы на 11 лет Шибби и Перссону свои убеждения и дальше или же пойти на компромисс и вернуться на родину непобежденными борцами за свободу слова по мнению СМИ, готовых преподнести этот факт как настоящую победу для не слишком знакомого с деталями большинства. Гансландт пытается обобщить ситуацию, в которой находилась Эфиопия десять лет назад, но в итоге показывает зрителям слишком мало деталей из жизни самой страны. Намного лучше удаются режиссеру сцены и эпизоды, где на героев Скарсгарда и Варелы оказывается психологическое давление и из людей, обеспокоенных свободой слова, они превращаются в обычных заключенных, которых страшит будущее и собственная жизнь. В целом эстетика беллетризированного журналистского расследования у Гансландта все-таки окончательно берет верх в третьем акте, когда показывает суд в Аддис-Абебе как торжество местной власти, которая способна жестоко наказать даже по-своему наивных иностранцев. Поэтому в "438 днях" сильна в первую очередь естественная тяга режиссера к разработке динамики человеческих отношений между Мартином и Йоханом, несмотря на всю исключительность и дерзость своей миссии эти два представителя прессы остаются хрупкими и уязвимыми людьми, чьи нервы постоянно натянуты, а собственная жизнь подвергается затяжному риску и очень важно найти способы сохранить ее.
7
,0
2019, Триллеры
122 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драматический триллер "438 дней" шведского режиссера Йеспера Гансландта ("Опасное задание", "Блонди") посвящен истории злоключений его соотечественников в африканской Эфиопии, в богатой нефтью области Огаден, где они оказались летом 2011 года. Главные герои проекта, журналист Мартин Шибби и фотограф Йохан Перссон, оказались там летом 2011 года и намеревались провести собственное расследование о деятельности компании Lundin Oil, к которой был причастен до 2006 года одиозный политик и бизнесмен Карл Бильдт, ставший в это время министром иностранных дел Швеции. Позднее для двух скандинавских фрилансеров, свято верящих в свободу слова, африканский вояж длиной в 438 дней стал основой для публикации одноименной книги, где был в деталях описан весь духовный и физический экспириенс по пребыванию на африканском континенте в стране, которая далека от ценностей западной демократии. Сценарист Питер Бирро ("Вальс для Моники", "Шальные деньги: Стокгольмский нуар"), который работал над экранной адаптацией написанного Шибби и Перссоном, сделал рассказ максимально приближенным к зрителям и продемонстрировал, что журналисты очень часто оказываются не только детонаторами всевозможных скандалов, но и несут в полной мере ответственность как за свои убеждения, так и за свои иллюзии относительно свободы слова. Благодаря режиссуре Гансландта в абсолютно голливудской манере сталкиваются большая политика и региональный конфликт, причем центральные персонажи, которых в фильме играют Густаф Скарсгард (сериал "Проклятая", "Не оставляй меня") и Матиас Варела (сериалы "Воспитанные волками" и "Нарко: Мексика"), оказываются теми самыми романтиками и заложниками собственных убеждений, а отнюдь не узниками совести, как их интерпретировало большинство СМИ. Не вызывает сомнений, что когда Шибби и Перссон нелегально пересекали границу между Сомали и Эфиопией, ими двигала отнюдь не жажда справедливости, вполне возможно они хотели своими глазами увидеть последствия деятельности нефтяных компаний в Огадене. Из-за этого в интерпретации постановщика первый акт ленты выглядит как своеобразное информационное сафари по сбору данных для журналистского расследования, где герои Скарсгарда и Варелы постоянно беседуют с людьми и фотографируют их жизнь, они понимают, что находятся там, где идет затянувшаяся война, но не предполагают, что могут сами стать ее жертвами. Поэтому "438 дней" щедро представляет для зрителей все составляющие триллера о политике, в нем есть нерв, журналистская романтика, адреналин и сложные действия по поиску компромиссов, когда дело касается спасения человеческих жизней. Африканский колорит начинается в "438 днях" Гансландта буквально с первых кадров, когда в одном из небольших отелей в Сомали собираются вооруженные солдаты и играют в футбол, воротами служат два автомата Калашникова. В одной из команд карьеры находится фотограф Йохан Перссон (Матиас Варела), он выглядит дружелюбным и оптимистичным, в нем нет ни капли настороженности. Когда один из темнокожих мужчин предлагает взять ему в руки автомат и сделать вид, что он прицеливается и стреляет, никто, в том числе и сам Йохан, не знает к чему приведет эта странная экзотика двух шведов, ожидающих броска через границу. Журналист Мартин Шибби (Густаф Скарсгард) надеется сделать сенсационный материал о тех, кто населяет Огаден, сопредельную с Сомали территорию, где уже много лет существует вооруженный конфликт между официальной Эфиопией и повстанцами из Фронта национального освобождения. На одной из встреч Мартин и Йохан получают сенсационные документы, которые подтверждают, что очень высок риск насилия со стороны правительственных войск для населения в Огаден, где работают нефтедобывающие компании, в том числе и Lundin Oil. Для Мартина, остро чувствующего выгодную конъюнктуру и сенсацию, нынешний консервативный министр Карл Бильдт (Филип Санден, сериал "Стокгольмский реквием", "Серена"), который имел непосредственное отношение к Lundin Oil, является в определенном смысле той самой крупной рыбой для производства расследования и в перспективе для политического скандала о его темненьких делишках на "черном континенте". Тем не менее, ради политической карьеры Бильдт не гнушается открытой лжи и высказывается о том, что никогда не имел дел с Эфиопией. Для Мартина и Йохана возникает чувство эйфории двух людей, которые вроде бы взяли верный след, но еще не доехали до места настоящей охоты. Из разговора с двумя перемещенными женщинами в лагере для эфиопских беженцев герои Скарсгарда и Варелы узнают о том насилии и беззаконии, которые творятся в приграничных тюрьмах. Если учесть, что безоружные Мартин и Йохан передвигаются повсюду с небольшим кортежем из нанятой из местных охраны, то возникает ощущение, что именно они являются теми самими "солдатами удачи" от журналистики, которым всегда везет и которые способны свято хранить и воплощать традиции свободы слова. Немного позже персонаж Скарсгарда получает необходимое подтверждение о том, что вместе Йоханом они смогут нелегально проехать внутрь территории Эфиопии вместе с проводником и присоединиться к одному из отрядов Фронта национального освобождения, чтобы увидеть, как идет конфликт изнутри и собрать дополнительные сведения о Бильдте. К главным героям "438 дней" Йеспера Гансландта легко проникнуться симпатией и их легко полюбить за тот мальчишеский задор и безоговорочную веру в идеалы общества, в котором они живут. В то же самое время постановщик намеренно изображает шведских дипломатов в намеренно комиксовом виде, в большей степени зловещий и алчный министр Бильдт оказывается одним из самых странных персонажей этой ленты. Журналист Шибби и фотограф Перссон благодаря блестящему воплощению Густафа Скарсгарда и Матиаса Варелы оказываются настоящими возмутителями спокойствия как для родной Швеции, так и в Эфиопии, но для них, обвиняемых в терроризме и пособничестве мятежникам, действительно существует крайне мало шансов, чтобы не угодить на длительный срок в африканскую тюрьму. С этой точки зрения на стороне авантюрных, а иначе их и назвать нельзя, шведов находится условное мировое сообщество со всеми Amnesty International, прогрессивными местными адвокатами и прочими правозащитниками. Все понимают, что признательные показания из Мартина и Йохана выбиты при помощи имитации казни, что надо повиниться, однако для Гансландта важно показать существование и местного темнокожего правозащитного сопротивления, которое не видит для себя больше никакого смысла находиться на одной стороне с режимом. Так появляется один из ключевых характеров второго плана Абдулла Хусейн (Файсал Ахмед, сериал "Касл-Рок", "Убийца 2. Против всех"), один из эфиопских репортеров, который ведет двойную игру, разочаровавшись в действующей власти. Пожалуй, экранная арка Ахмед у Гансландта оказалась одной из слабо проработанных, потому что мавр, сделавший свое дело, скрытый критик режима, должен бежать из страны вместе с семьей на свой страх и риск. Прибегая к молчаливой дипломатии шведы под руководством опытного, но не вызывающего никаких симпатий, политика Бильдта готовятся к тому, чтобы найти точки согласия между эфиопскими властями и персонажами Скарсгарда и Варелы. С одной стороны, когда дело двух журналистов получило международную огласку, их длительное заключение в тюрьму сыграет в их пользу и сделает их мучениками и борцами за демократию в суровой и авторитарной Эфиопии. С другой, когда в ходе расследования становится ясно, что Мартина и Йохана больше интересовал нефтяной бизнес их соотечественника Бильдта, делать жертв, которые пострадали за свободу слова, становится себе дороже для эфиопских власть предержащих. Гансландт в этом плане оказывается чрезвычайно умным постановщиком и обходит острые политические углы, не показывая в полной мере кризис африканской диктатуры, которая движется по тропинке демократизации. "438 дней" Гансландта находят хороший баланс между драмой реальных людей и в меру тонкой и способной позаботиться о шведских гражданах дипломатией, когда при помощи Филипа Сандена показывают обобщенный портрет политика, способного усидеть сразу на нескольких стульях. Гротескная сцена, где Бильдт беседует со своими заключенными соотечественниками и спрашивает их о сортах салями, которую они хотели бы получить в очередной передаче в тюрьму, максимально показательна. Персонаж Сандена вынужден спасать двух зашедших пешек в сложной партии, понимая, что их смерть или длительный тюремный срок полностью поставят крест на его дипломатической карьере. Из-за этого постановка Гансландта много внимания уделяет неопределенностям, которые могут быть неоднозначными, и выдает вполне рабочую для всего проекта в целом дилемму: продолжать отстаивать лишенным свободы на 11 лет Шибби и Перссону свои убеждения и дальше или же пойти на компромисс и вернуться на родину непобежденными борцами за свободу слова по мнению СМИ, готовых преподнести этот факт как настоящую победу для не слишком знакомого с деталями большинства. Гансландт пытается обобщить ситуацию, в которой находилась Эфиопия десять лет назад, но в итоге показывает зрителям слишком мало деталей из жизни самой страны. Намного лучше удаются режиссеру сцены и эпизоды, где на героев Скарсгарда и Варелы оказывается психологическое давление и из людей, обеспокоенных свободой слова, они превращаются в обычных заключенных, которых страшит будущее и собственная жизнь. В целом эстетика беллетризированного журналистского расследования у Гансландта все-таки окончательно берет верх в третьем акте, когда показывает суд в Аддис-Абебе как торжество местной власти, которая способна жестоко наказать даже по-своему наивных иностранцев. Поэтому в "438 днях" сильна в первую очередь естественная тяга режиссера к разработке динамики человеческих отношений между Мартином и Йоханом, несмотря на всю исключительность и дерзость своей миссии эти два представителя прессы остаются хрупкими и уязвимыми людьми, чьи нервы постоянно натянуты, а собственная жизнь подвергается затяжному риску и очень важно найти способы сохранить ее.