Подлинный кинематографист, как правило, очень внимателен к окружающей реальности и вместе с тем – никогда не упускает случая дать волю фантазии. И приверженцев популярных жанров (в данном случае хоррора) это касается чуть ли не в первую очередь. Так, Тоуб Хупер, устав однажды стоять в очереди, начал прикидывать в уме способы быстро пробраться сквозь толпу – и мысль о бензопиле как о безотказном инструменте посетила как бы сама собой. Уэс Крэйвен для дилогии «У холмов есть глаза» /1977-84/ почерпнул идею о роде каннибалов Юпитеров из шотландской легенды о клане Шони Бина, а по-своему гениальный лейтмотив «Кошмара на улице Вязов» /1984/ родился после прочтения газетной заметки о беженцах из Камбоджи, умиравших во сне – явно под впечатлением от жутких сновидений. Том Сикс придумал мерзкий образ «человеческой многоножки», развив озвученную в компании приятелей шутку о том, как следовало бы наказать показанного по ТВ педофила. Примеров несть числа. Вот и Роберт Бенджамин решил поддержать славную традицию. Сценарист (1) уверяет, что однажды, путешествуя, побывал в не очень приятной ситуации, поймав на себе пристальный взгляд членов подозрительной семьи, шушукавшихся на непонятном иностранном языке. Конечно, до похищения с предосудительными намерениями дело не дошло – но пищей для воображения инцидент снабдил с избытком!
Пролог фильма обманчив, настраивая на восприятие лихого боевика в духе российской короткометражки «Майор Гром» /2017/ (недавно продолженной Олегом Трофимом в формате полного метра), а если вспоминать голливудскую продукцию, то – картины «На гребне волны» /1991/. Соответствующие ассоциации усиливает участие Бена О’Тула, недавно (в «Детройте» /2017/) сотрудничавшего с Кэтрин Бигелоу. Рекс Коэн, пришедший в отделение банка не столько ради получения финансовых услуг, сколько с желанием пригласить трудящуюся операционисткой Мэдди на романтическое свидание, действует в экстремальной обстановке решительно и… нестандартно. Как ветеран «горячих точек», обладающий навыками виртуозного обращения с огнестрельным оружием, он не мог позволить себе упустить шанс – и не использовать по прямому назначению револьвер, лежащий в сумочке у одной из заложниц и буквально свалившийся в руки. Грабители вскоре пожалели, что среди клиентов кредитного учреждения нашёлся такой субъект! Правда, что-то подсказывает, что в словах государственного обвинителя, просящего наказать Рекса, невзирая на геройский поступок, наличествует изрядная доля истины…
Таким образом, заявка – это только цветочки, а ягодки пойдут позже. В тот момент, когда Коэн, отсидев за решёткой положенные восемь лет, сообщает закадычному приятелю о том, что собирается бежать от свалившейся как снег на голову славы (видеозапись с банковских камер видеонаблюдения просочилась в Интернет) куда подальше – в Финляндию, понимаешь, что перебрать в памяти «культовые» фильмы ужасов было полезно вдвойне. Алистер Грирсон то и дело отсылает к классике жанра – и цитаты приобретают даже не иронический, а саркастический оттенок. Допустим, выразительная деталь (мечущийся глаз мужчины, очнувшегося и обнаружившего, что подвешен за руки в незнакомом помещении) демонстративно позаимствована у того же Хупера – с поправкой, что жертвой первой «техасской резни» была девушка. Да и Пати, умственно отсталый братец-мордоворот Алии, доставляющий дружной фамилии некоторые хлопоты (всего-то и требующий регулярно кормить его свежим мясом – человечиной…), неизбежно напоминает душегуба по прозванию «Кожаное Лицо». А как иначе?
Как только Грирсон и Бенджамин раскрывают карты, дав зрителю понять, в каком ключе следует воспринимать сюжет, от происходящего на экране уже невозможно оторваться. «Чёрные комедии» являются, бесспорно, специфическим поджанром, но, если уж аудитория соглашается с предложенными правилами художественной игры, эстетическое удовольствие гарантировано. Несмотря на фабульные переклички, «Адский ад» (название, что и говорить, подходящее, хотя точнее словосочетание «Bloody Hell» переводится как «Чёртов ад») хочется сравнить всё-таки не с картиной Пола Бартела «Поедая Рауля» /1982/, где Пол и Мэри Блэнды нашли оригинальный способ сделать свой ресторанчик процветающим – готовить блюда из залётных развратников. Скорее, на сеансе всплывают в памяти «Одни неприятности» /1991/, куда более мрачные по атмосфере, насыщенные висельным юмором, подчас – скатывающиеся в абсурд. Семейка финнов, мирно обретающихся неподалёку от Hellсинки, почти не уступит домочадцам судьи Элвина Вулканхейзера, обосновавшимся в американской глубинке. И выбраться из дома-ловушки будет совсем не просто.
Впрочем, в «… неприятностях» немаловажное значение имело присутствие блестящих комиков (Чеви Чейза, Джона Кэнди и самого Дэна Эйкройда, дебютировавшего в режиссуре), да и Деми Мур обнаружила яркий комедийный талант. Там кошмарность ситуации усиливалась благодаря тому, что в непривычные (мягко сказано!) обстоятельства попадал не просто нормальный человек, а «белый воротничок», преуспевающий издатель финансового журнала, да ещё со спутницей. Рекс же может дать членам подозрительной фамилии фору в части странностей. Авторы придумали отличный приём, снабдив главного героя Альтер-эго, остающимся незаметным для других, но ему персонально – основательно досаждающим пространными речами. Причём сразу-то и не решишь, кто это: ангел или бес? А может быть, назойливая субличность – из тех, что видел «безумный следователь» Хо Ка-он в отличном фантазийном боевике Джонни То и Вай Ка Фая?.. Чаще советы являются, скорее, вредными, однако порой назойливый собеседник озвучивает и вполне здравые мысли. Главное же, он не столько провоцирует, сколько по-особому мотивирует ветерана и преступника поневоле. И изобретательная финальная месть, вероятно, иначе не оказалась бы столь эффектной.
В принципе, картина Алистера Грирсона видится удачной уже на том основании, что режиссёру удалось освоиться в премудростях «чёрной комедии» (с элементами триллера и хоррора), что даётся сравнительно немногим. «Адский ад» по-своему не менее забавен, чем названные выше постановки Пола Бартела и Эйкройда. Вспомним хотя бы, как Рекс, найдя способ освободиться и даже приспособив под костыль… клюшку для гольфа, расправляется с моральными уродами, которые, обнаружив отсутствие пленника, спешно устроили семейный совет. Но режиссёр родом из Австралии (где, в Квинсленде, и прошли съёмки – отнюдь не в Финляндии и не в американском штате Огайо) под занавес даёт нам понять, что не считает своё детище бездумным развлечением. Объяснение решения отправиться в холодную европейскую страну, данное приятелю, казалось глупым лишь до момента, пока авторы не познакомили нас с подробностями того, как герой, находясь в тюремной камере, испытывал судьбу. Это воистину знак свыше! И пусть на чужбине ему пришлось выдержать суровые испытания (лишиться части конечности и вообще пройти через «адский ад»), приятно, что уж скрывать, осознавать себя орудием в руках Провидения. Чейзовский мистер Торн на подобную роль не претендовал, радуясь тому, что сумел элементарно унести ноги. Другое дело, что награда (в форме знакомства и прочных отношений с прекрасной девушкой) таит определённые опасности… Напоследок нелишне заметить, что картина позиционируется создателями в качестве первой части запланированной трилогии.
_______
1 – А также достаточно опытный монтажёр, режиссёр и продюсер.
7
,0
2020, Ужасы
93 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Подлинный кинематографист, как правило, очень внимателен к окружающей реальности и вместе с тем – никогда не упускает случая дать волю фантазии. И приверженцев популярных жанров (в данном случае хоррора) это касается чуть ли не в первую очередь. Так, Тоуб Хупер, устав однажды стоять в очереди, начал прикидывать в уме способы быстро пробраться сквозь толпу – и мысль о бензопиле как о безотказном инструменте посетила как бы сама собой. Уэс Крэйвен для дилогии «У холмов есть глаза» /1977-84/ почерпнул идею о роде каннибалов Юпитеров из шотландской легенды о клане Шони Бина, а по-своему гениальный лейтмотив «Кошмара на улице Вязов» /1984/ родился после прочтения газетной заметки о беженцах из Камбоджи, умиравших во сне – явно под впечатлением от жутких сновидений. Том Сикс придумал мерзкий образ «человеческой многоножки», развив озвученную в компании приятелей шутку о том, как следовало бы наказать показанного по ТВ педофила. Примеров несть числа. Вот и Роберт Бенджамин решил поддержать славную традицию. Сценарист (1) уверяет, что однажды, путешествуя, побывал в не очень приятной ситуации, поймав на себе пристальный взгляд членов подозрительной семьи, шушукавшихся на непонятном иностранном языке. Конечно, до похищения с предосудительными намерениями дело не дошло – но пищей для воображения инцидент снабдил с избытком! Пролог фильма обманчив, настраивая на восприятие лихого боевика в духе российской короткометражки «Майор Гром» /2017/ (недавно продолженной Олегом Трофимом в формате полного метра), а если вспоминать голливудскую продукцию, то – картины «На гребне волны» /1991/. Соответствующие ассоциации усиливает участие Бена О’Тула, недавно (в «Детройте» /2017/) сотрудничавшего с Кэтрин Бигелоу. Рекс Коэн, пришедший в отделение банка не столько ради получения финансовых услуг, сколько с желанием пригласить трудящуюся операционисткой Мэдди на романтическое свидание, действует в экстремальной обстановке решительно и… нестандартно. Как ветеран «горячих точек», обладающий навыками виртуозного обращения с огнестрельным оружием, он не мог позволить себе упустить шанс – и не использовать по прямому назначению револьвер, лежащий в сумочке у одной из заложниц и буквально свалившийся в руки. Грабители вскоре пожалели, что среди клиентов кредитного учреждения нашёлся такой субъект! Правда, что-то подсказывает, что в словах государственного обвинителя, просящего наказать Рекса, невзирая на геройский поступок, наличествует изрядная доля истины… Таким образом, заявка – это только цветочки, а ягодки пойдут позже. В тот момент, когда Коэн, отсидев за решёткой положенные восемь лет, сообщает закадычному приятелю о том, что собирается бежать от свалившейся как снег на голову славы (видеозапись с банковских камер видеонаблюдения просочилась в Интернет) куда подальше – в Финляндию, понимаешь, что перебрать в памяти «культовые» фильмы ужасов было полезно вдвойне. Алистер Грирсон то и дело отсылает к классике жанра – и цитаты приобретают даже не иронический, а саркастический оттенок. Допустим, выразительная деталь (мечущийся глаз мужчины, очнувшегося и обнаружившего, что подвешен за руки в незнакомом помещении) демонстративно позаимствована у того же Хупера – с поправкой, что жертвой первой «техасской резни» была девушка. Да и Пати, умственно отсталый братец-мордоворот Алии, доставляющий дружной фамилии некоторые хлопоты (всего-то и требующий регулярно кормить его свежим мясом – человечиной…), неизбежно напоминает душегуба по прозванию «Кожаное Лицо». А как иначе? Как только Грирсон и Бенджамин раскрывают карты, дав зрителю понять, в каком ключе следует воспринимать сюжет, от происходящего на экране уже невозможно оторваться. «Чёрные комедии» являются, бесспорно, специфическим поджанром, но, если уж аудитория соглашается с предложенными правилами художественной игры, эстетическое удовольствие гарантировано. Несмотря на фабульные переклички, «Адский ад» (название, что и говорить, подходящее, хотя точнее словосочетание «Bloody Hell» переводится как «Чёртов ад») хочется сравнить всё-таки не с картиной Пола Бартела «Поедая Рауля» /1982/, где Пол и Мэри Блэнды нашли оригинальный способ сделать свой ресторанчик процветающим – готовить блюда из залётных развратников. Скорее, на сеансе всплывают в памяти «Одни неприятности» /1991/, куда более мрачные по атмосфере, насыщенные висельным юмором, подчас – скатывающиеся в абсурд. Семейка финнов, мирно обретающихся неподалёку от Hellсинки, почти не уступит домочадцам судьи Элвина Вулканхейзера, обосновавшимся в американской глубинке. И выбраться из дома-ловушки будет совсем не просто. Впрочем, в «… неприятностях» немаловажное значение имело присутствие блестящих комиков (Чеви Чейза, Джона Кэнди и самого Дэна Эйкройда, дебютировавшего в режиссуре), да и Деми Мур обнаружила яркий комедийный талант. Там кошмарность ситуации усиливалась благодаря тому, что в непривычные (мягко сказано!) обстоятельства попадал не просто нормальный человек, а «белый воротничок», преуспевающий издатель финансового журнала, да ещё со спутницей. Рекс же может дать членам подозрительной фамилии фору в части странностей. Авторы придумали отличный приём, снабдив главного героя Альтер-эго, остающимся незаметным для других, но ему персонально – основательно досаждающим пространными речами. Причём сразу-то и не решишь, кто это: ангел или бес? А может быть, назойливая субличность – из тех, что видел «безумный следователь» Хо Ка-он в отличном фантазийном боевике Джонни То и Вай Ка Фая?.. Чаще советы являются, скорее, вредными, однако порой назойливый собеседник озвучивает и вполне здравые мысли. Главное же, он не столько провоцирует, сколько по-особому мотивирует ветерана и преступника поневоле. И изобретательная финальная месть, вероятно, иначе не оказалась бы столь эффектной. В принципе, картина Алистера Грирсона видится удачной уже на том основании, что режиссёру удалось освоиться в премудростях «чёрной комедии» (с элементами триллера и хоррора), что даётся сравнительно немногим. «Адский ад» по-своему не менее забавен, чем названные выше постановки Пола Бартела и Эйкройда. Вспомним хотя бы, как Рекс, найдя способ освободиться и даже приспособив под костыль… клюшку для гольфа, расправляется с моральными уродами, которые, обнаружив отсутствие пленника, спешно устроили семейный совет. Но режиссёр родом из Австралии (где, в Квинсленде, и прошли съёмки – отнюдь не в Финляндии и не в американском штате Огайо) под занавес даёт нам понять, что не считает своё детище бездумным развлечением. Объяснение решения отправиться в холодную европейскую страну, данное приятелю, казалось глупым лишь до момента, пока авторы не познакомили нас с подробностями того, как герой, находясь в тюремной камере, испытывал судьбу. Это воистину знак свыше! И пусть на чужбине ему пришлось выдержать суровые испытания (лишиться части конечности и вообще пройти через «адский ад»), приятно, что уж скрывать, осознавать себя орудием в руках Провидения. Чейзовский мистер Торн на подобную роль не претендовал, радуясь тому, что сумел элементарно унести ноги. Другое дело, что награда (в форме знакомства и прочных отношений с прекрасной девушкой) таит определённые опасности… Напоследок нелишне заметить, что картина позиционируется создателями в качестве первой части запланированной трилогии. _______ 1 – А также достаточно опытный монтажёр, режиссёр и продюсер.