Ээва Путро исполнила роль (правда, небольшую – подруги Веры) в военной драме «Неизвестный солдат» /2017/, ставшей четвёртой по счёту экранизацией одноимённого романа Вайнё Линна, которая считается одной из самых дорогих кинокартин в истории кинематографа Финляндии, поскольку обошлась в производстве в €7 млн. Актриса, успевшая попробовать силы также в кинодраматургии и режиссуре (дебютировала короткометражкой «Влюблённая женщина» /2015/), может по праву гордиться тем, что и первый полнометражный фильм, снятый по её сценарию, попал в ту же престижную категорию. Затраты в размере €3,4 млн. действительно представляются значительными по меркам скандинавской киноиндустрии, а значит, продюсеры сразу рассчитывали на международный прокат. И не сказать, чтобы к тому не было серьёзных оснований, пусть выдвижение ленты (национальным комитетом) на премию «Оскар» не дало положительных результатов. Вынесенное в заголовок имя далеко не только на севере Европы ассоциируется с конкретной личностью. Тарья Халонен, занимавшая в 2000-2012-х годах пост Президента страны, не так уж преувеличила, сказав о любимом всеми наследии Туве как о самом большом вкладе страны в мировую сокровищницу культуры «после Калевалы и Сибелиуса». Впрочем, было бы ошибкой, приступая к просмотру детища Зайды Бергрот, настраиваться на восприятие типичной биографической ленты, посвящённой выдающейся персоне.
А ведь рекламный плакат с самозабвенно танцующей героиней, отбрасывающей на стену гигантскую тень – тень не женщины, а муми-тролля, кого-то точно введёт в заблуждение. Голливудские деятели наверняка сотворили бы нечто занимательное и зрелищное – подобно тому, как накануне поведали «всю правду» о Питере Кролике, чьи проказы-де и послужили источником вдохновения для писательницы Беа. В крайнем случае – увидел бы свет рассказ о творце с попыткой приоткрыть завесу тайны рождения образов, пленивших сердца и умы миллионов, десятков, сотен миллионов людей в разных частях света (1). Это же, мол, и есть самое интересное… До определённой степени кинематографисты удовлетворяют любопытство публики, останавливаясь на обстоятельствах того, как к Янссон пришла ранняя слава, как восторженно театралы встретили спектакль «Муми-тролль и комета», как поступило щедрое предложение рисовать комиксы для иностранного издания. Однако история успеха изложена без громкого пафоса, без акцентирования на том, что изменилось в судьбе женщины после признания таланта. Да и изменилось ли?..
Пожалуй, для Бергрот это и вправду не история успеха, а прежде всего – история любви. Или, точнее, история отчаянного поиска любви, зачастую – нестерпимо коварной и капризной. Дело даже не в том, что Туве Янссон долгое время упорно скрывала подробности личной жизни, не без оснований опасаясь негативной реакции общественности – отшучиваясь в ответ на вопросы въедливых журналистов, что не верит в институт брака и якобы не желает иметь детей по философским убеждениям. Она уже в 1993-м году публично, на очередной пресс-конференции, поведала о давних отношениях с Тууликки Пиетиля. Ныне же тема и вовсе не то что не является осуждаемой или пикантной – принимается с благожелательностью много кем на Западе (у руководства той же Американской киноакадемии, к слову). Зайда и Ээва ещё относительно тактичны, ограничившись всё-таки не настолько откровенными и знойными сценами, как, скажем, у Фрэнсиса Ли в «Аммоните» /2020/, с участием Кейт Уинслет и Сирши Ронан (правда, в образах не сочинительниц, а учёных-палеонтологов). Углубление в эротику тоже было б перекосом, поскольку увело бы в сторону от главного.
Отношения Янссон с родителями обрисованы не слишком подробно, но и этого достаточно, чтобы понять мотивы некоторых поступков будущей знаменитости. Туве было не очень приятно находиться в тени отца-скульптора, не признававшего за дочерью таланта – по крайней мере так девушке казалось (и огромным облегчением стало осознание того, что представления о мнении престарелого папы являлись ошибочными). Критическое отношение к опеке старших вкупе с потребностью, как у всякого истинного творца, выйти за рамки сковывающих норм буржуазной морали побудили её к весьма смелым действиям. От предложения отведать в сауне «апельсинов», сделанного женатому (причём отнюдь не склонному к адюльтерам) мужчине, – всего шаг до интимной связи с Вивикой Бандлер… Оглядываясь назад, Зайда Бергрот могла бы с чистой совестью продекларировать, что незаурядная женщина, дескать, опередила время – начала придерживаться идеалов «свободной любви» задолго до возникновения и бурного роста движения хиппи (не говоря уже о распространении идей толерантности в XXI веке). По обозначенной логике, попытка быстро выскочить замуж (за уважаемого гражданина, убеждённого социалиста) служит свидетельством разочарования в «радикальных» воззрениях юности. Однако на поверку – всё гораздо сложнее.
При ближайшем рассмотрении сказки про муми-троллей передали внутреннее состояние Туве Янссон ничуть не хуже, чем живописные полотна. Существо Вифсла, неразлучное с Тофслой, даже стало данью уважения любовнице – способом поведать о «запретных» чувствах. Однако в том и заключается тонкость замысла, что фантазия, как наглядно демонстрируют кинематографисты, подчас играет с людьми злую шутку. Актриса Альма Пёусти, которая, по иронии судьбы, успела озвучить одну из ролей в полнометражном мультфильме «Муми-тролли на Ривьере» /2014/ Хавьера Пикара и Ханны Хемиля, покоряет сочетанием наивности и чувственности. И, танцуя, отдаваясь во власть музыки, героиня словно уносится в заоблачные сферы – превращается в воображении в доброго муми-тролля. Увы, на поверку выясняется, что вымышленный, идеализированный мир тождественен миру реальному лишь в её восприятии. Предательство Вивики обернулось тем более циничным и жестоким, что женщина изменила избраннице прямо в театре, после очередной репетиции спектакля. Впрочем, предательство ли? Бандлер никогда особо и не скрывала легкомысленного, в меру циничного, как и принято в богемных кругах, отношения к интрижкам, намереваясь блюсти верность примерно так же «строго», как в случае со своим супругом.
Вероятно, любой литератор втихаря мечтает о соизмеримых достижениях. Грезит о том, чтобы придуманные персонажи зажили собственной жизнью, чтобы радовали и вдохновляли всё новые поколения читателей, в том числе после физической смерти создателя, – словом, чтобы обогатили пресловутую сокровищницу мировой культуры. Вот только сама Туве относилась к «мумикам» без особого пиетета – и отчаянно старалась доказать себе и окружающим, что прежде всего является серьёзным художником, вдохновенно выражая себя на живописных полотнах. Увы, именно этого ей и не удалось… Однако утешением для Янссон послужили не только деньги, поток которых не иссякал, позволяя вести существование на зависть обывателям (в том числе приобрести необитаемый остров Кловарахун, где можно было схорониться от надоедливых репортёров и поклонников), и не меркнущая с течением времени слава. В какой-то момент, познав горечь измены, она всё-таки сумела обрести любовь. Но… именно тут авторы фильма деликатно умолкают, ограничившись упоминанием в заключительных титрах о последующих, счастливых годах жизни мятущейся натуры.
_______
1 – Как в «Мисс Поттер» /2006/ (о той же Беатрис Поттер), «Волшебной стране» /2004/ (о Джеймсе М. Барри), «Прощай, Кристофер Робин» /2017/ (об Алане Милне), «За пропастью во ржи» /2017/ (о Джероме Сэлинджере) и т.д.
6
,8
2020, Биография
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ээва Путро исполнила роль (правда, небольшую – подруги Веры) в военной драме «Неизвестный солдат» /2017/, ставшей четвёртой по счёту экранизацией одноимённого романа Вайнё Линна, которая считается одной из самых дорогих кинокартин в истории кинематографа Финляндии, поскольку обошлась в производстве в €7 млн. Актриса, успевшая попробовать силы также в кинодраматургии и режиссуре (дебютировала короткометражкой «Влюблённая женщина» /2015/), может по праву гордиться тем, что и первый полнометражный фильм, снятый по её сценарию, попал в ту же престижную категорию. Затраты в размере €3,4 млн. действительно представляются значительными по меркам скандинавской киноиндустрии, а значит, продюсеры сразу рассчитывали на международный прокат. И не сказать, чтобы к тому не было серьёзных оснований, пусть выдвижение ленты (национальным комитетом) на премию «Оскар» не дало положительных результатов. Вынесенное в заголовок имя далеко не только на севере Европы ассоциируется с конкретной личностью. Тарья Халонен, занимавшая в 2000-2012-х годах пост Президента страны, не так уж преувеличила, сказав о любимом всеми наследии Туве как о самом большом вкладе страны в мировую сокровищницу культуры «после Калевалы и Сибелиуса». Впрочем, было бы ошибкой, приступая к просмотру детища Зайды Бергрот, настраиваться на восприятие типичной биографической ленты, посвящённой выдающейся персоне. А ведь рекламный плакат с самозабвенно танцующей героиней, отбрасывающей на стену гигантскую тень – тень не женщины, а муми-тролля, кого-то точно введёт в заблуждение. Голливудские деятели наверняка сотворили бы нечто занимательное и зрелищное – подобно тому, как накануне поведали «всю правду» о Питере Кролике, чьи проказы-де и послужили источником вдохновения для писательницы Беа. В крайнем случае – увидел бы свет рассказ о творце с попыткой приоткрыть завесу тайны рождения образов, пленивших сердца и умы миллионов, десятков, сотен миллионов людей в разных частях света (1). Это же, мол, и есть самое интересное… До определённой степени кинематографисты удовлетворяют любопытство публики, останавливаясь на обстоятельствах того, как к Янссон пришла ранняя слава, как восторженно театралы встретили спектакль «Муми-тролль и комета», как поступило щедрое предложение рисовать комиксы для иностранного издания. Однако история успеха изложена без громкого пафоса, без акцентирования на том, что изменилось в судьбе женщины после признания таланта. Да и изменилось ли?.. Пожалуй, для Бергрот это и вправду не история успеха, а прежде всего – история любви. Или, точнее, история отчаянного поиска любви, зачастую – нестерпимо коварной и капризной. Дело даже не в том, что Туве Янссон долгое время упорно скрывала подробности личной жизни, не без оснований опасаясь негативной реакции общественности – отшучиваясь в ответ на вопросы въедливых журналистов, что не верит в институт брака и якобы не желает иметь детей по философским убеждениям. Она уже в 1993-м году публично, на очередной пресс-конференции, поведала о давних отношениях с Тууликки Пиетиля. Ныне же тема и вовсе не то что не является осуждаемой или пикантной – принимается с благожелательностью много кем на Западе (у руководства той же Американской киноакадемии, к слову). Зайда и Ээва ещё относительно тактичны, ограничившись всё-таки не настолько откровенными и знойными сценами, как, скажем, у Фрэнсиса Ли в «Аммоните» /2020/, с участием Кейт Уинслет и Сирши Ронан (правда, в образах не сочинительниц, а учёных-палеонтологов). Углубление в эротику тоже было б перекосом, поскольку увело бы в сторону от главного. Отношения Янссон с родителями обрисованы не слишком подробно, но и этого достаточно, чтобы понять мотивы некоторых поступков будущей знаменитости. Туве было не очень приятно находиться в тени отца-скульптора, не признававшего за дочерью таланта – по крайней мере так девушке казалось (и огромным облегчением стало осознание того, что представления о мнении престарелого папы являлись ошибочными). Критическое отношение к опеке старших вкупе с потребностью, как у всякого истинного творца, выйти за рамки сковывающих норм буржуазной морали побудили её к весьма смелым действиям. От предложения отведать в сауне «апельсинов», сделанного женатому (причём отнюдь не склонному к адюльтерам) мужчине, – всего шаг до интимной связи с Вивикой Бандлер… Оглядываясь назад, Зайда Бергрот могла бы с чистой совестью продекларировать, что незаурядная женщина, дескать, опередила время – начала придерживаться идеалов «свободной любви» задолго до возникновения и бурного роста движения хиппи (не говоря уже о распространении идей толерантности в XXI веке). По обозначенной логике, попытка быстро выскочить замуж (за уважаемого гражданина, убеждённого социалиста) служит свидетельством разочарования в «радикальных» воззрениях юности. Однако на поверку – всё гораздо сложнее. При ближайшем рассмотрении сказки про муми-троллей передали внутреннее состояние Туве Янссон ничуть не хуже, чем живописные полотна. Существо Вифсла, неразлучное с Тофслой, даже стало данью уважения любовнице – способом поведать о «запретных» чувствах. Однако в том и заключается тонкость замысла, что фантазия, как наглядно демонстрируют кинематографисты, подчас играет с людьми злую шутку. Актриса Альма Пёусти, которая, по иронии судьбы, успела озвучить одну из ролей в полнометражном мультфильме «Муми-тролли на Ривьере» /2014/ Хавьера Пикара и Ханны Хемиля, покоряет сочетанием наивности и чувственности. И, танцуя, отдаваясь во власть музыки, героиня словно уносится в заоблачные сферы – превращается в воображении в доброго муми-тролля. Увы, на поверку выясняется, что вымышленный, идеализированный мир тождественен миру реальному лишь в её восприятии. Предательство Вивики обернулось тем более циничным и жестоким, что женщина изменила избраннице прямо в театре, после очередной репетиции спектакля. Впрочем, предательство ли? Бандлер никогда особо и не скрывала легкомысленного, в меру циничного, как и принято в богемных кругах, отношения к интрижкам, намереваясь блюсти верность примерно так же «строго», как в случае со своим супругом. Вероятно, любой литератор втихаря мечтает о соизмеримых достижениях. Грезит о том, чтобы придуманные персонажи зажили собственной жизнью, чтобы радовали и вдохновляли всё новые поколения читателей, в том числе после физической смерти создателя, – словом, чтобы обогатили пресловутую сокровищницу мировой культуры. Вот только сама Туве относилась к «мумикам» без особого пиетета – и отчаянно старалась доказать себе и окружающим, что прежде всего является серьёзным художником, вдохновенно выражая себя на живописных полотнах. Увы, именно этого ей и не удалось… Однако утешением для Янссон послужили не только деньги, поток которых не иссякал, позволяя вести существование на зависть обывателям (в том числе приобрести необитаемый остров Кловарахун, где можно было схорониться от надоедливых репортёров и поклонников), и не меркнущая с течением времени слава. В какой-то момент, познав горечь измены, она всё-таки сумела обрести любовь. Но… именно тут авторы фильма деликатно умолкают, ограничившись упоминанием в заключительных титрах о последующих, счастливых годах жизни мятущейся натуры. _______ 1 – Как в «Мисс Поттер» /2006/ (о той же Беатрис Поттер), «Волшебной стране» /2004/ (о Джеймсе М. Барри), «Прощай, Кристофер Робин» /2017/ (об Алане Милне), «За пропастью во ржи» /2017/ (о Джероме Сэлинджере) и т.д.