Драматический триллер "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" южноафриканского режиссера и сценариста Кристофера-Ли дос Сантоса ("Крылья славы") показывает людей, переживших глобальную катастрофу, но так и не научившихся жить глубоко под землей. Внутри постапокалиптического пространства постановщик показывает тех, кто готов вырваться на поверхность из клаустрофобных подземелий. По своей сути проект Сантоса больше всего похож на трехактный квест, снятый на небольшом бюджете, но способный произвести впечатление в первую очередь своей тревожной и давящей атмосферой, когда неспешное действие постоянно преподносит сюрпризы внутри лабиринтов подземных ходов и после выхода наверх. Опустошенный главный герой (Шон Майкл, "Жареный Барри", сериал "Черные паруса") ищет способ, чтобы сбежать из глубины шахты, его мотивирует память о семье, однако с призраками из прошлого крайне трудно выживать в диком и безжалостном настоящем. Сантосу удается показать, что люди, оставшиеся в живых, крайне сложно находят общий язык между собой, их социализация в большей степени продиктована выживанием и безопасностью, из-за этого бегство героя Майкла и его молодой спутницы (Сурайя Роуз Сантос, "Жилет") не выглядит оголтелым безумием.
В представлении режиссера есть желание отправить своих персонажей в новый мир, где появились кровожадные мутанты-каннибалы и познакомить со всеми ужасами и последствиями падений метеоритов. Распространенный концепт дороги через постапокалиптические пространства, который ранее можно было видеть, например, в "Дороге" Джона Хиллкоута, у Сантоса разрабатывается под слишком широким углом, его характеры в большей степени пытаются принять действительность и выжить в той реальности, которая хранит следы цивилизации, но где дикость и охотничьи инстинкты становятся самыми обычными вещами. Может показаться парадоксальным, но персонаж Майкла разрабатывается абсолютно против голливудских клише, в нем слишком много сомнений, самопожертвования, он совсем не тот человек, который будет действовать напоказ, слишком глубоко в нем сидит трагедия, и этот поход в неизвестность дает ему в некотором роде последнюю надежду. Поэтому "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" в первую очередь является смотрящим внутрь себя проектом, заставляющим в большей степени чувствовать вместе с действующими лицами всю безысходность положения жалких остатков человечества.
Изображая в начале "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" гибель космического шаттла под метеоритным дождем в форме ТВ-трансляции, Сантос ориентирует в большей степени на причины того, что люди будут вынуждены уходить под землю из-за глобальной катастрофы и изменения климата. В то же самое время Сэму (Шон Майкл) снится, как он в очередной раз пытается вывезти жену Анну (Сара Козловски) по дороге, окруженной горящими домами и деревьями. Герой Майкла просыпается от тревожного сообщения по ТВ: на Америку несется метеоритный дождь и на эвакуацию до ближайших убежищ у населения есть всего четверть часа. Сэм и его сын-подросток Джон (Токе Бьярке) вынуждены бежать в сторону старых шахт за городом. Даже снимая на малом бюджете, Сантос старается представить хаос от небесных тел как можно выразительнее, его метеориты не просто несут в себе смертоносные вирусы, они - настоящие семена зла, которые хотят оплодотворить новую планету. Паника и потеря человеческого облика приводят к тому, что Сэм теряет своего сына, который умирает у него на руках после выстрела того, кто слишком хотел спастись от метеоритного дождя.
Спустя восемь лет характер Майкла, бывший инженер, вместе с помощником Троем (Брэндон Оре, "Львица", "Смерть на воде") занимается контролем и ремонтом коммуникаций, которые обеспечивают жизнь в их подземной общине. Связь с тем, что происходит на поверхности поддерживается через рейнджеров, они обеспечивают доставку вещей и оружия подземным поселенцам. Жизнь в шахте, где нет лучей солнца, по-настоящему невыносима для тех, кто спустился под землю. Примитивное земледелие на плантациях под искусственным освещением, обмен с другими жителями, которые осели на станциях метро в мегаполисе, и постоянный страх навсегда сгинуть где-то в темноте. Когда из-за постоянной нехватки людей у Сэма и Троя появляется неопытная юная помощница, девушка Роуз (Сурайя Роуз Сантос), то режиссер заканчивает представление центральных персонажей. Между тем существует серьезная проблема: начали пропадать люди и нет связи с другими станциями. Поиски пропавших заканчиваются трагически, из темноты нападают кровожадные существа, мутировавшие под действием радиации и вирусов, которые появились вместе с метеоритами. На станции Виннипег не хватает людей, чтобы отправить поезд с продовольствием, характер Майкла получает задание отправиться туда вместе с Роуз и починить там систему электроснабжения. Ситуация осложняется тем, что у Троя работает на станции брат Питер и от него также давно не было вестей. Приключения персонажей начинается, когда Сэм, действуя против предписаний, забирает с собой также Троя. Они отправляются через темные коридоры туда, где уже никого не осталось в живых.
Ориентированный на международный прокат из-за размещения действия в американских локациях "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" Кристофера-Ли дос Сантоса превращается в одиссею потерянных душ, которые лишены всяких ориентиров. Герметичный и немногословный индивидуалист Сэм окажется способен на дружбу, импульсивный Трой проявит себя храбрецом, а наивная и непорочная Роуз будет просто искать причины жить дальше и искать после выхода на поверхность следы того, что еще восемь лет назад было человечеством. В поисках формы нельзя не отметить перфекционизм постановщика и отличную работу оператора Уильяма Коллинсона, который при помощи экспериментов с освещенностью постарался создать аутентичный мир после коллапса. Внутри подземных переходов возникает иллюзия настоящего погружения в постапокалиптический мир, в то же самое время Сантос делает основной акцент на пустоту и безлюдье, которые не только окружают персонажей на поверхности земли, но и отзываются гулким эхом в их навязчивых воспоминаниях о прошлой жизни.
Постановщик без большого количества проникновенных диалогов стремится показать, что на бескрайних просторах, где нет людей, еще осталось огромное количество опасностей. Во всем происходящем в фильме есть надежда и тщательно скрываемое чувство, что красота и жизнь, которые олицетворяет Сурайя Роуз Сантос, победят, и мир будет способен воскреснуть. Постановщик распределяет базовую линию нарратива выше и ниже уровня земли, чтобы бессознательно сформировать у аудитории ощущение того, насколько было велико то пространство, в котором существовала цивилизация. После того, как Сэм и Роуз выбираются из подземелий на залитые белым светом открытые пространства постапокалиптические настроения Сантоса начинают окрашиваться в более мрачные тона, и режиссер на фоне отличного визуального компонента слишком увлекается философскими вопросами, которые ставятся перед зрителями. Во втором акте напряженность драмы теряется после того, как исчезают те, в кого превратились жители земли, оставшиеся на поверхности. Очевидно, что задачей Сэма и Роуз становится вопрос выживания в местах, где все видят в них легкую добычу, поэтому на их дороге, по сути дела, в никуда будут постоянно попадаться те, кого уже с большой натяжкой можно причислить к человеческому роду.
В "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" просматривается увлеченность Сантоса каннибализмом как неким актом расправы и выживания над себе подобными после экологической катастрофы. Периодически постановщик выставляет настройки хоррора, и это позволяет вскрыть кажущийся слишком интровертным ход развития сюжета, который постоянно разыгрывает постапокалиптическую тематику на уровне триллера, где неприятности появляются в большинстве случаев подобно богу из машины и не требуют логических привязок. В хорошем смысле слова у режиссера получилось снять действительно странный фильм, где можно подвергнуть сомнению действия персонажей. Но в то же самое время Сантос четко разводит в фильме риск ради прорыва к чему-то лучшему и стабильную безопасность подземелий, где за пайку можно выживать вместе с остальными и формировать Систему. Режиссер забрасывает своих героев в самые темные и мрачные части двух миров, но при этом делает из побега наверх настоящий неоспоримый факт неповиновения, когда оспаривается необходимость возвращения домой и самое сердце дружбы открывается только перед лицом смерти. Поэтому "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" оказывается проектом, который находится внутри собственной лиги, с одной стороны, это далеко не стандартный фильм про зомби и мутантов, с другой - в нем нет надрывности постапокалиптической истории, где обязательно нужно кого-то спасать или стремиться к воссоединению. Еще до кульминации прекрасно ясно, кого принесет в жертву Сантос и кто окажется цел и невредим против всяких правил. У постановщика получился фильм о дружбе и о жертвах в сложное время, где практически не осталось своих.
4
,9
2017, Фантастика
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драматический триллер "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" южноафриканского режиссера и сценариста Кристофера-Ли дос Сантоса ("Крылья славы") показывает людей, переживших глобальную катастрофу, но так и не научившихся жить глубоко под землей. Внутри постапокалиптического пространства постановщик показывает тех, кто готов вырваться на поверхность из клаустрофобных подземелий. По своей сути проект Сантоса больше всего похож на трехактный квест, снятый на небольшом бюджете, но способный произвести впечатление в первую очередь своей тревожной и давящей атмосферой, когда неспешное действие постоянно преподносит сюрпризы внутри лабиринтов подземных ходов и после выхода наверх. Опустошенный главный герой (Шон Майкл, "Жареный Барри", сериал "Черные паруса") ищет способ, чтобы сбежать из глубины шахты, его мотивирует память о семье, однако с призраками из прошлого крайне трудно выживать в диком и безжалостном настоящем. Сантосу удается показать, что люди, оставшиеся в живых, крайне сложно находят общий язык между собой, их социализация в большей степени продиктована выживанием и безопасностью, из-за этого бегство героя Майкла и его молодой спутницы (Сурайя Роуз Сантос, "Жилет") не выглядит оголтелым безумием. В представлении режиссера есть желание отправить своих персонажей в новый мир, где появились кровожадные мутанты-каннибалы и познакомить со всеми ужасами и последствиями падений метеоритов. Распространенный концепт дороги через постапокалиптические пространства, который ранее можно было видеть, например, в "Дороге" Джона Хиллкоута, у Сантоса разрабатывается под слишком широким углом, его характеры в большей степени пытаются принять действительность и выжить в той реальности, которая хранит следы цивилизации, но где дикость и охотничьи инстинкты становятся самыми обычными вещами. Может показаться парадоксальным, но персонаж Майкла разрабатывается абсолютно против голливудских клише, в нем слишком много сомнений, самопожертвования, он совсем не тот человек, который будет действовать напоказ, слишком глубоко в нем сидит трагедия, и этот поход в неизвестность дает ему в некотором роде последнюю надежду. Поэтому "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" в первую очередь является смотрящим внутрь себя проектом, заставляющим в большей степени чувствовать вместе с действующими лицами всю безысходность положения жалких остатков человечества. Изображая в начале "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" гибель космического шаттла под метеоритным дождем в форме ТВ-трансляции, Сантос ориентирует в большей степени на причины того, что люди будут вынуждены уходить под землю из-за глобальной катастрофы и изменения климата. В то же самое время Сэму (Шон Майкл) снится, как он в очередной раз пытается вывезти жену Анну (Сара Козловски) по дороге, окруженной горящими домами и деревьями. Герой Майкла просыпается от тревожного сообщения по ТВ: на Америку несется метеоритный дождь и на эвакуацию до ближайших убежищ у населения есть всего четверть часа. Сэм и его сын-подросток Джон (Токе Бьярке) вынуждены бежать в сторону старых шахт за городом. Даже снимая на малом бюджете, Сантос старается представить хаос от небесных тел как можно выразительнее, его метеориты не просто несут в себе смертоносные вирусы, они - настоящие семена зла, которые хотят оплодотворить новую планету. Паника и потеря человеческого облика приводят к тому, что Сэм теряет своего сына, который умирает у него на руках после выстрела того, кто слишком хотел спастись от метеоритного дождя. Спустя восемь лет характер Майкла, бывший инженер, вместе с помощником Троем (Брэндон Оре, "Львица", "Смерть на воде") занимается контролем и ремонтом коммуникаций, которые обеспечивают жизнь в их подземной общине. Связь с тем, что происходит на поверхности поддерживается через рейнджеров, они обеспечивают доставку вещей и оружия подземным поселенцам. Жизнь в шахте, где нет лучей солнца, по-настоящему невыносима для тех, кто спустился под землю. Примитивное земледелие на плантациях под искусственным освещением, обмен с другими жителями, которые осели на станциях метро в мегаполисе, и постоянный страх навсегда сгинуть где-то в темноте. Когда из-за постоянной нехватки людей у Сэма и Троя появляется неопытная юная помощница, девушка Роуз (Сурайя Роуз Сантос), то режиссер заканчивает представление центральных персонажей. Между тем существует серьезная проблема: начали пропадать люди и нет связи с другими станциями. Поиски пропавших заканчиваются трагически, из темноты нападают кровожадные существа, мутировавшие под действием радиации и вирусов, которые появились вместе с метеоритами. На станции Виннипег не хватает людей, чтобы отправить поезд с продовольствием, характер Майкла получает задание отправиться туда вместе с Роуз и починить там систему электроснабжения. Ситуация осложняется тем, что у Троя работает на станции брат Питер и от него также давно не было вестей. Приключения персонажей начинается, когда Сэм, действуя против предписаний, забирает с собой также Троя. Они отправляются через темные коридоры туда, где уже никого не осталось в живых. Ориентированный на международный прокат из-за размещения действия в американских локациях "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" Кристофера-Ли дос Сантоса превращается в одиссею потерянных душ, которые лишены всяких ориентиров. Герметичный и немногословный индивидуалист Сэм окажется способен на дружбу, импульсивный Трой проявит себя храбрецом, а наивная и непорочная Роуз будет просто искать причины жить дальше и искать после выхода на поверхность следы того, что еще восемь лет назад было человечеством. В поисках формы нельзя не отметить перфекционизм постановщика и отличную работу оператора Уильяма Коллинсона, который при помощи экспериментов с освещенностью постарался создать аутентичный мир после коллапса. Внутри подземных переходов возникает иллюзия настоящего погружения в постапокалиптический мир, в то же самое время Сантос делает основной акцент на пустоту и безлюдье, которые не только окружают персонажей на поверхности земли, но и отзываются гулким эхом в их навязчивых воспоминаниях о прошлой жизни. Постановщик без большого количества проникновенных диалогов стремится показать, что на бескрайних просторах, где нет людей, еще осталось огромное количество опасностей. Во всем происходящем в фильме есть надежда и тщательно скрываемое чувство, что красота и жизнь, которые олицетворяет Сурайя Роуз Сантос, победят, и мир будет способен воскреснуть. Постановщик распределяет базовую линию нарратива выше и ниже уровня земли, чтобы бессознательно сформировать у аудитории ощущение того, насколько было велико то пространство, в котором существовала цивилизация. После того, как Сэм и Роуз выбираются из подземелий на залитые белым светом открытые пространства постапокалиптические настроения Сантоса начинают окрашиваться в более мрачные тона, и режиссер на фоне отличного визуального компонента слишком увлекается философскими вопросами, которые ставятся перед зрителями. Во втором акте напряженность драмы теряется после того, как исчезают те, в кого превратились жители земли, оставшиеся на поверхности. Очевидно, что задачей Сэма и Роуз становится вопрос выживания в местах, где все видят в них легкую добычу, поэтому на их дороге, по сути дела, в никуда будут постоянно попадаться те, кого уже с большой натяжкой можно причислить к человеческому роду. В "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" просматривается увлеченность Сантоса каннибализмом как неким актом расправы и выживания над себе подобными после экологической катастрофы. Периодически постановщик выставляет настройки хоррора, и это позволяет вскрыть кажущийся слишком интровертным ход развития сюжета, который постоянно разыгрывает постапокалиптическую тематику на уровне триллера, где неприятности появляются в большинстве случаев подобно богу из машины и не требуют логических привязок. В хорошем смысле слова у режиссера получилось снять действительно странный фильм, где можно подвергнуть сомнению действия персонажей. Но в то же самое время Сантос четко разводит в фильме риск ради прорыва к чему-то лучшему и стабильную безопасность подземелий, где за пайку можно выживать вместе с остальными и формировать Систему. Режиссер забрасывает своих героев в самые темные и мрачные части двух миров, но при этом делает из побега наверх настоящий неоспоримый факт неповиновения, когда оспаривается необходимость возвращения домой и самое сердце дружбы открывается только перед лицом смерти. Поэтому "Апокалипсис. Дорога сквозь Тьму" оказывается проектом, который находится внутри собственной лиги, с одной стороны, это далеко не стандартный фильм про зомби и мутантов, с другой - в нем нет надрывности постапокалиптической истории, где обязательно нужно кого-то спасать или стремиться к воссоединению. Еще до кульминации прекрасно ясно, кого принесет в жертву Сантос и кто окажется цел и невредим против всяких правил. У постановщика получился фильм о дружбе и о жертвах в сложное время, где практически не осталось своих.