На сеансе не помешает помнить, что «Хищники» (по жанру – триллер с сильным уклоном в психологическую драму) основаны на фактах. Мало того, участники печально известных событий имели возможность посмотреть на результат своих деяний ещё в документальном фильме (совместного производства Испании и США) «Сантоалла» /2016/ Эндрю Беккера и Маноло Родригеса… Неудивительно, что история, действительно вопиющая, заставляющая о многом крепко задуматься, вызвала такой интерес у кинематографистов! Конечно, рядовые галисийцы могут обвинить Родриго Сорогойена (1) в некоторой предвзятости по отношению к жителям преимущественно аграрного региона. Не из опасений ли негативной реакции со стороны тамошних граждан съёмки велись в Кастилии-Леоне – в соседнем автономном сообществе, мало отличающемся по природным ландшафтам, архитектуре, обычаям? Однако картина подкупает тем, что авторы не поддаются соблазну, как говорится, мазать чёрной краской всех подряд, без разбора, – наоборот, честно стараются разобраться в неординарной ситуации. Стремятся докопаться до глубинной мотивации дикого поступка, проанализировав обстоятельства под разными углами.
Российское прокатное название, вероятно, спровоцирует ассоциации с неувядающим научно-фантастическим боевиком Джона МакТирнена (к тому же, накануне увидела свет «Добыча» /2021/, где предшественницей шварценеггеровского «Датча» выведена индианка из племени команчей). Однако режиссёр (не в первый раз писавший сценарий на пару с Изабель Пенья) прозрачно намекал на другое. Не на прибывших извне (из далёкой страны или даже с иной планеты) хищников – на то, что внутри каждого человека дремлет не просто варварское, а деструктивное биологическое начало. Стоит ослабнуть привитым цивилизацией и культурой сдерживающим механизмам, как люди норовят деградировать до уровня диких зверей, управляемых инстинктами. При ближайшем рассмотрении выясняется: невзирая на активную (чтобы не сказать «агрессивную») пропаганду толерантности, в глубинке Европы ксенофобия укоренилась настолько основательно, что не воспринимается чем-то не то что предосудительным – необычным. Ксан и умственно отсталый Лоренцо отнюдь не являются отщепенцами или изгоями – наоборот, ведут себя, как соль земли, чуть ли не столпы окрестного общества, пусть старший брат однажды проговаривается, что мечтает вырваться из опостылевшего захолустья и организовать службу такси в соседнем крупном городе Оренсе. Разве позволят такие принципиальные (квасные, как сказали бы у нас) патриоты заводить свои порядки приезжей чете Дени, с горем пополам изъясняющейся по-испански?..
Разумеется, сводить всё к личным антипатиям было бы непростительным упрощенчеством. На поверку – не обходится без старых добрых материальных причин. Дело в том, что фермер-французишка (хотя, кстати, прототипами ему и благоверной Ольге послужили выходцы из Нидерландов, Мартин и Марго Ферфондерны) посмел пойти наперекор интересам соседей – отказался давать согласие на строительство ветряной электростанции. Другими словами – покусился на кошелёк, лишил дармового барыша. Да, чужака поддержал пожилой пастух, но того худо-бедно можно простить в силу возраста и происхождения. А этот – лепечет что-то про выращивание экологически чистых овощей, носится с идеей создания рая для туристов, регулярно жалуется полиции. Не меньше раздражает Ксана интеллектуальное превосходство Антуана, получившего приличное образование, о котором они с братом и не мечтали… Деревня в галисийской глухомани так запала в юности в душу пришлецу, что стала предметом сокровенных грёз, в то время как местные подчас ненавидят свою малую родину, считая сущим проклятьем невозможность уехать куда подальше.
Впрочем, Родриго Сорогойен не ударяется и в противоположную крайность. Всё-таки не сказать, что Антуан, притом что является жертвой двух недругов, поддавшихся ярости (озверевших!), не несёт никакой ответственности за возникновение напряжённой ситуации. Вот, скажем, другой интеллигент и интеллектуал (американский математик Дэвид Самнер из «Соломенных псов» /1971/, приехавший в Англию с дражайшей половиной) в критических обстоятельствах собрал волю в кулак – и задействовал весь потенциал своего незаурядного ума, чтобы отбиться от разгневанной толпы обывателей. Месье Дени же – напрасно ограничился мерами, которые считал приемлемыми. Максимум, на что отважился (помимо заявлений в полицию), – фиксировать на скрытую камеру слова и поступки ненавистников. И даже это они быстро поняли, обозлившись ещё сильнее. Никто, естественно, не оправдывает братьев дегенеративного вида, которых заслуженно (как ни жалко пожилую мать, рискующую остаться на старости лет в одиночестве…) ждёт наказание. Но и недооценивать звериную натуру – нельзя.
Понятно, почему премьера фильма состоялась в рамках престижнейшего Каннского международного кинофестиваля (пусть и вне конкурса). Не вызывает удивления и выдвижение «Хищников» на главную национальную кинопремию «Гойя» (в семнадцати номинациях!), на «Сезар», на множество иных наград. Но с другой стороны представляется вполне закономерным кассовый успех ленты, попавшей в число коммерческих лидеров (с результатом порядка $4,5 млн.) в Испании и неплохо прошедшей во Франции (327 тыс. зрителей принесли $2 млн.). Думаю, здесь сыграли роль не только обращение к громкому (получившему скандальную известность) преступлению и уверенное владение режиссёром приёмами нагнетания саспенса. В частном случае из провинциальной уголовной хроники Родриго Сорогойен справедливо усмотрел признаки опасной социальной болезни, о существовании которой его соотечественники (и европейцы в целом) предпочитают не задумываться. Кинематографист убедительно напомнил, что зверь внутри человека не дремлет – напротив, с нетерпением ждёт шанса вырваться наружу. Установления вины конкретных лиц и наказания недостаточно: необходима обстоятельная профилактика пагубного явления.
_______
1 – Уроженца Мадрида и, кстати, внука режиссёра Антонио дель Амо, работавшего при правлении Франсиско Франко и позже.
7
,7
2022, Триллеры
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
На сеансе не помешает помнить, что «Хищники» (по жанру – триллер с сильным уклоном в психологическую драму) основаны на фактах. Мало того, участники печально известных событий имели возможность посмотреть на результат своих деяний ещё в документальном фильме (совместного производства Испании и США) «Сантоалла» /2016/ Эндрю Беккера и Маноло Родригеса… Неудивительно, что история, действительно вопиющая, заставляющая о многом крепко задуматься, вызвала такой интерес у кинематографистов! Конечно, рядовые галисийцы могут обвинить Родриго Сорогойена (1) в некоторой предвзятости по отношению к жителям преимущественно аграрного региона. Не из опасений ли негативной реакции со стороны тамошних граждан съёмки велись в Кастилии-Леоне – в соседнем автономном сообществе, мало отличающемся по природным ландшафтам, архитектуре, обычаям? Однако картина подкупает тем, что авторы не поддаются соблазну, как говорится, мазать чёрной краской всех подряд, без разбора, – наоборот, честно стараются разобраться в неординарной ситуации. Стремятся докопаться до глубинной мотивации дикого поступка, проанализировав обстоятельства под разными углами. Российское прокатное название, вероятно, спровоцирует ассоциации с неувядающим научно-фантастическим боевиком Джона МакТирнена (к тому же, накануне увидела свет «Добыча» /2021/, где предшественницей шварценеггеровского «Датча» выведена индианка из племени команчей). Однако режиссёр (не в первый раз писавший сценарий на пару с Изабель Пенья) прозрачно намекал на другое. Не на прибывших извне (из далёкой страны или даже с иной планеты) хищников – на то, что внутри каждого человека дремлет не просто варварское, а деструктивное биологическое начало. Стоит ослабнуть привитым цивилизацией и культурой сдерживающим механизмам, как люди норовят деградировать до уровня диких зверей, управляемых инстинктами. При ближайшем рассмотрении выясняется: невзирая на активную (чтобы не сказать «агрессивную») пропаганду толерантности, в глубинке Европы ксенофобия укоренилась настолько основательно, что не воспринимается чем-то не то что предосудительным – необычным. Ксан и умственно отсталый Лоренцо отнюдь не являются отщепенцами или изгоями – наоборот, ведут себя, как соль земли, чуть ли не столпы окрестного общества, пусть старший брат однажды проговаривается, что мечтает вырваться из опостылевшего захолустья и организовать службу такси в соседнем крупном городе Оренсе. Разве позволят такие принципиальные (квасные, как сказали бы у нас) патриоты заводить свои порядки приезжей чете Дени, с горем пополам изъясняющейся по-испански?.. Разумеется, сводить всё к личным антипатиям было бы непростительным упрощенчеством. На поверку – не обходится без старых добрых материальных причин. Дело в том, что фермер-французишка (хотя, кстати, прототипами ему и благоверной Ольге послужили выходцы из Нидерландов, Мартин и Марго Ферфондерны) посмел пойти наперекор интересам соседей – отказался давать согласие на строительство ветряной электростанции. Другими словами – покусился на кошелёк, лишил дармового барыша. Да, чужака поддержал пожилой пастух, но того худо-бедно можно простить в силу возраста и происхождения. А этот – лепечет что-то про выращивание экологически чистых овощей, носится с идеей создания рая для туристов, регулярно жалуется полиции. Не меньше раздражает Ксана интеллектуальное превосходство Антуана, получившего приличное образование, о котором они с братом и не мечтали… Деревня в галисийской глухомани так запала в юности в душу пришлецу, что стала предметом сокровенных грёз, в то время как местные подчас ненавидят свою малую родину, считая сущим проклятьем невозможность уехать куда подальше. Впрочем, Родриго Сорогойен не ударяется и в противоположную крайность. Всё-таки не сказать, что Антуан, притом что является жертвой двух недругов, поддавшихся ярости (озверевших!), не несёт никакой ответственности за возникновение напряжённой ситуации. Вот, скажем, другой интеллигент и интеллектуал (американский математик Дэвид Самнер из «Соломенных псов» /1971/, приехавший в Англию с дражайшей половиной) в критических обстоятельствах собрал волю в кулак – и задействовал весь потенциал своего незаурядного ума, чтобы отбиться от разгневанной толпы обывателей. Месье Дени же – напрасно ограничился мерами, которые считал приемлемыми. Максимум, на что отважился (помимо заявлений в полицию), – фиксировать на скрытую камеру слова и поступки ненавистников. И даже это они быстро поняли, обозлившись ещё сильнее. Никто, естественно, не оправдывает братьев дегенеративного вида, которых заслуженно (как ни жалко пожилую мать, рискующую остаться на старости лет в одиночестве…) ждёт наказание. Но и недооценивать звериную натуру – нельзя. Понятно, почему премьера фильма состоялась в рамках престижнейшего Каннского международного кинофестиваля (пусть и вне конкурса). Не вызывает удивления и выдвижение «Хищников» на главную национальную кинопремию «Гойя» (в семнадцати номинациях!), на «Сезар», на множество иных наград. Но с другой стороны представляется вполне закономерным кассовый успех ленты, попавшей в число коммерческих лидеров (с результатом порядка $4,5 млн.) в Испании и неплохо прошедшей во Франции (327 тыс. зрителей принесли $2 млн.). Думаю, здесь сыграли роль не только обращение к громкому (получившему скандальную известность) преступлению и уверенное владение режиссёром приёмами нагнетания саспенса. В частном случае из провинциальной уголовной хроники Родриго Сорогойен справедливо усмотрел признаки опасной социальной болезни, о существовании которой его соотечественники (и европейцы в целом) предпочитают не задумываться. Кинематографист убедительно напомнил, что зверь внутри человека не дремлет – напротив, с нетерпением ждёт шанса вырваться наружу. Установления вины конкретных лиц и наказания недостаточно: необходима обстоятельная профилактика пагубного явления. _______ 1 – Уроженца Мадрида и, кстати, внука режиссёра Антонио дель Амо, работавшего при правлении Франсиско Франко и позже.