Неужели историческую драму «Меч короля» посмотрело бы у нас меньше зрителей (1), если б фильм вышел на российские киноэкраны под названием «Бастард» или, как в некоторых англоязычных странах, «Земля обетованная»?! В данном случае, на мой взгляд, не срабатывают отсылки ни к картине Гая Ричи (одной из слабых в карьере мастера) «Меч короля Артура» /2017/, ни к Новому Завету – к стиху 34 главы 10 Евангелия от Матфея, где Христос изрекал: «… не мир пришёл Я принести, но меч». Людвиг Кален не смел и в мечтах претендовать на сравнение с легендарным вождём бриттов, увековеченным в эпосах и рыцарских романах. Мало того, незаконнорождённый сын дворянина, вернувшийся на малую родину после того, как дослужился в немецкой армии до звания капитана, не намерен вступать и в открытое противоборство с Фредериком Шинклем. Наоборот, это крупнейший землевладелец и по совместительству судья, добавивший к фамилии благородную приставку «де», приходит в ярость от планов чужака, норовящего подорвать систему власти. Колонист, конечно, прикрывается именем государя, но точно не смеет олицетворять собой его меч, сиречь карающую силу… Какое там!
Забавно, что полнометражным дебютом Николая Арселя стал политический триллер «Королевская игра» /2004/, а международную известность режиссёру принёс «Королевский роман» /2012/. Мадс Миккельсен с готовностью откликнулся на предложение о новом сотрудничестве – и не так уж принципиально, что на сей раз лента не попала в итоговый перечень номинантов на «Оскар» и что на Венецианском МКФ удостоилась лишь почётного упоминания католической организацией SIGNIS. Гораздо ценнее триумф на церемонии награждения национальными кинопремиями «Бодиль»! «Меч короля» воспринимается не просто занимательной исторической зарисовкой, в которой драматизм ситуаций подкрашивают и любовная интрига, и даже авантюрно-приключенческие мотивы. По мере развития перипетий закрадывается подозрение, что личность Калена послужила кинематографистам поводом поразмышлять о судьбе Дании в целом – об истоках культурного и идеологического своеобразия родной страны. Кстати, на сеансе не одолевают сомнения и на предмет того, почему Иду Йессен, чей роман «Капитан и Энн Барбара» /2020/ был взят за основу, считают продолжательницей традиций таких авторов, как Кнут Гамсун, Сельма Лагерлёф, Том Кристенсен, Вильям Хейнесен.
Людвиг движим амбициозной целью – получить титул барона, коего не удостоился по праву рождения из-за действующих юридических норм. Но его предложение провести освоение болотистой местности в сумрачной Ютландии отвечает намерениям Фредерика V (события разворачиваются в 1755-м году), давно вынашивавшего идею ввести в хозяйственный оборот неприютные северные земли. Чего ещё желать, если персональные устремления подданного совпадают с государственными интересами?! Естественно, наши симпатии – на стороне трудолюбивого, волевого, сурового, но справедливого отставного офицера, вынужденно схлестнувшегося с могущественным, циничным, жестоким противником. По ассоциации в памяти всплывает другая замечательная роль Миккельсена – в трагикомедии «Рыцари справедливости» /2020/, где Маркус тоже, помнится, пытался наладить жизнь дома, вернувшись после долгих лет безупречной военной службы. Правда, здесь не менее серьёзным представляется конфликт с обстоятельствами – с природой, отнюдь не склонной делать поблажки людям. Прежде чем удастся засеять площадь картофелем, выписанным из Германии, придётся провести колоссальную работу: выкорчевать сорняки, подготовить почву и т.д. И это при том, что де Шинкель всячески вставляет палки в колёса (перекупает крестьян, заставляет цыган убраться), одновременно предлагая Людвигу договориться полюбовно. Но колонист, получивший благословение короля, не сдаётся.
Казалось бы, Йессен и Айсель восхищаются упорством предка-соотечественника, являющегося идеальным носителем той самой протестантской этики, которая, по меткому наблюдению экономиста и социолога Макса Вебера, превосходно отвечала духу капитализма. Кален не щадит себя, вкалывая до изнеможения в поле, без колебаний разряжает пистолет в голову разбойника и вообще не позволяет себе поддаваться жалости. Допустим, нанимает на работу прячущихся от феодала крепостных крестьян, однако не соглашается платить беглецам жалование (пользуясь ситуацией, предлагает только ночлег и питание). У бескомпромиссной нацеленности на результат есть бесспорно положительные стороны: так, он глубоко презирает в душе предрассудки невежественных работников, списывающих беды на чернокожую девочку Анмай Мус (фамилия означает ʻмышьʼ), волей судьбы очутившуюся в центре Старого Света. Даже отрицательные качества способствуют-де достижению выдающегося результата: примат веры над добрыми делами в конечном итоге и обеспечивает спасение, в данном конкретном случае претворившееся в милость монарха, наградившего за заслуги титулом и высоким доходом. Но так ли это?
Финал «Меча короля» неслучайно перекликается с развязками других европейских исторических (и псевдоисторических) фильмов, снятых в XXI веке. Вспомним хотя бы британско-французского «Центуриона» /2010/ Нила Маршалла. Подобно Квинту Дею, на личном опыте убедившемуся, что приверженцы Римской империи нисколько не лучше варваров, Людвиг внезапно отступается от всего, за что боролся на пределе физических и моральных сил, и предпочитает удел изгоя, скрывающегося от закона вместе с любимой женщиной – с Энн Барбарой, которая не могла не отомстить за умученного до смерти супруга. Есть в таком исходе (включающем, кстати, отбытие в Норвегию Эдель Хелене, избавившейся от ненавистного жениха – Фредерика) что-то знаменательное, выражающее суть современного западного индивидуализма. Земля обетованная необязательно находится в Ютландии – она в любом месте, где человек обретает счастье в союзе с родственной душой. Вывод грозит показаться наивным, но не отметить искренность авторов нельзя.
_______
1 – По факту посещаемость составила 16,2 тысячи человек, обеспечив дистрибьютору кассовые сборы в размере 7,1 млн. рублей.
8
,0
2023, Драмы
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Неужели историческую драму «Меч короля» посмотрело бы у нас меньше зрителей (1), если б фильм вышел на российские киноэкраны под названием «Бастард» или, как в некоторых англоязычных странах, «Земля обетованная»?! В данном случае, на мой взгляд, не срабатывают отсылки ни к картине Гая Ричи (одной из слабых в карьере мастера) «Меч короля Артура» /2017/, ни к Новому Завету – к стиху 34 главы 10 Евангелия от Матфея, где Христос изрекал: «… не мир пришёл Я принести, но меч». Людвиг Кален не смел и в мечтах претендовать на сравнение с легендарным вождём бриттов, увековеченным в эпосах и рыцарских романах. Мало того, незаконнорождённый сын дворянина, вернувшийся на малую родину после того, как дослужился в немецкой армии до звания капитана, не намерен вступать и в открытое противоборство с Фредериком Шинклем. Наоборот, это крупнейший землевладелец и по совместительству судья, добавивший к фамилии благородную приставку «де», приходит в ярость от планов чужака, норовящего подорвать систему власти. Колонист, конечно, прикрывается именем государя, но точно не смеет олицетворять собой его меч, сиречь карающую силу… Какое там! Забавно, что полнометражным дебютом Николая Арселя стал политический триллер «Королевская игра» /2004/, а международную известность режиссёру принёс «Королевский роман» /2012/. Мадс Миккельсен с готовностью откликнулся на предложение о новом сотрудничестве – и не так уж принципиально, что на сей раз лента не попала в итоговый перечень номинантов на «Оскар» и что на Венецианском МКФ удостоилась лишь почётного упоминания католической организацией SIGNIS. Гораздо ценнее триумф на церемонии награждения национальными кинопремиями «Бодиль»! «Меч короля» воспринимается не просто занимательной исторической зарисовкой, в которой драматизм ситуаций подкрашивают и любовная интрига, и даже авантюрно-приключенческие мотивы. По мере развития перипетий закрадывается подозрение, что личность Калена послужила кинематографистам поводом поразмышлять о судьбе Дании в целом – об истоках культурного и идеологического своеобразия родной страны. Кстати, на сеансе не одолевают сомнения и на предмет того, почему Иду Йессен, чей роман «Капитан и Энн Барбара» /2020/ был взят за основу, считают продолжательницей традиций таких авторов, как Кнут Гамсун, Сельма Лагерлёф, Том Кристенсен, Вильям Хейнесен. Людвиг движим амбициозной целью – получить титул барона, коего не удостоился по праву рождения из-за действующих юридических норм. Но его предложение провести освоение болотистой местности в сумрачной Ютландии отвечает намерениям Фредерика V (события разворачиваются в 1755-м году), давно вынашивавшего идею ввести в хозяйственный оборот неприютные северные земли. Чего ещё желать, если персональные устремления подданного совпадают с государственными интересами?! Естественно, наши симпатии – на стороне трудолюбивого, волевого, сурового, но справедливого отставного офицера, вынужденно схлестнувшегося с могущественным, циничным, жестоким противником. По ассоциации в памяти всплывает другая замечательная роль Миккельсена – в трагикомедии «Рыцари справедливости» /2020/, где Маркус тоже, помнится, пытался наладить жизнь дома, вернувшись после долгих лет безупречной военной службы. Правда, здесь не менее серьёзным представляется конфликт с обстоятельствами – с природой, отнюдь не склонной делать поблажки людям. Прежде чем удастся засеять площадь картофелем, выписанным из Германии, придётся провести колоссальную работу: выкорчевать сорняки, подготовить почву и т.д. И это при том, что де Шинкель всячески вставляет палки в колёса (перекупает крестьян, заставляет цыган убраться), одновременно предлагая Людвигу договориться полюбовно. Но колонист, получивший благословение короля, не сдаётся. Казалось бы, Йессен и Айсель восхищаются упорством предка-соотечественника, являющегося идеальным носителем той самой протестантской этики, которая, по меткому наблюдению экономиста и социолога Макса Вебера, превосходно отвечала духу капитализма. Кален не щадит себя, вкалывая до изнеможения в поле, без колебаний разряжает пистолет в голову разбойника и вообще не позволяет себе поддаваться жалости. Допустим, нанимает на работу прячущихся от феодала крепостных крестьян, однако не соглашается платить беглецам жалование (пользуясь ситуацией, предлагает только ночлег и питание). У бескомпромиссной нацеленности на результат есть бесспорно положительные стороны: так, он глубоко презирает в душе предрассудки невежественных работников, списывающих беды на чернокожую девочку Анмай Мус (фамилия означает ʻмышьʼ), волей судьбы очутившуюся в центре Старого Света. Даже отрицательные качества способствуют-де достижению выдающегося результата: примат веры над добрыми делами в конечном итоге и обеспечивает спасение, в данном конкретном случае претворившееся в милость монарха, наградившего за заслуги титулом и высоким доходом. Но так ли это? Финал «Меча короля» неслучайно перекликается с развязками других европейских исторических (и псевдоисторических) фильмов, снятых в XXI веке. Вспомним хотя бы британско-французского «Центуриона» /2010/ Нила Маршалла. Подобно Квинту Дею, на личном опыте убедившемуся, что приверженцы Римской империи нисколько не лучше варваров, Людвиг внезапно отступается от всего, за что боролся на пределе физических и моральных сил, и предпочитает удел изгоя, скрывающегося от закона вместе с любимой женщиной – с Энн Барбарой, которая не могла не отомстить за умученного до смерти супруга. Есть в таком исходе (включающем, кстати, отбытие в Норвегию Эдель Хелене, избавившейся от ненавистного жениха – Фредерика) что-то знаменательное, выражающее суть современного западного индивидуализма. Земля обетованная необязательно находится в Ютландии – она в любом месте, где человек обретает счастье в союзе с родственной душой. Вывод грозит показаться наивным, но не отметить искренность авторов нельзя. _______ 1 – По факту посещаемость составила 16,2 тысячи человек, обеспечив дистрибьютору кассовые сборы в размере 7,1 млн. рублей.