Когда мировые (в первую очередь, конечно, британские) средства массовой информации облетела радостная новость о том, что готовится создание нового телесериала творческой командой, ответственной за появление на свет «Аббатства Даунтон» /2010-15/, подразумевалась личность вовсе не режиссёра-постановщика. Джон Александер имел честь принять участие в съёмках на ТВ прославленных исторических драм и мелодрам (включая экранизации литературной классики): от «Разума и чувств» /2008/ до «Джеймстауна» /2017-19/. Но как раз к саге о графе Грэнтэме он отношения, увы, не имел. Ключевой фигурой в данном случае является Джулиан Феллоуз, адаптировавший одноимённый роман собственного сочинения (1). Кроме того, именитый писатель (а также актёр, кинодраматург и даже режиссёр) взял на себя функции исполнительного продюсера – наряду с соратниками Найджелом Мэрчантом, Гэретом Нимом и Лиз Трабридж. Можно копнуть и глубже. Джулиан, всегда питавший особое пристрастие к костюмным постановкам, нащупал золотоносную жилу ещё благодаря сценарию «Госфорд-парка» /2001/ Роберта Олтмена, принёсшему премию «Оскар». И в общем-то сразу не скрывал, что источником вдохновения для него служили (наряду с детективами Агаты Кристи) «Правила игры» /1939/ – гениальная сатира Жана Ренуара, невероятно смешная, но обретающая под занавес интонацию подлинной тризны по аристократии. Развивая мысль французского мастера, Феллоуз вознамерился обстоятельно, чуть ли не год за годом (на протяжении десятилетия с лишним в первой четверти XX века), проследить процесс деградации некогда привилегированного сословия. Результат, судя хотя бы по количеству наград, посыпавшихся на «Аббатство Даунтон», превзошёл самые смелые прогнозы.
Если в полнометражном продолжении упомянутого телевизионного цикла авторы сосредоточили внимание на дальнейшей (относящейся к 1927-му году, отмеченному визитом в Даунтон короля Георга V и королевы Марии) судьбе своих персонажей, то «Белгравия» посвящена тому, что имело место в предшествующем столетии. Отправной точкой действия становится одно важное событие – бал, организованный в Брюсселе графиней Шарлоттой Александр Гордон-Леннокс, на котором высокородные гости узнали, что предстоит решающее сражение с Наполеоном Бонапартом, самовольно оставившим остров Эльба в надежде вернуть себе императорский трон. Среди офицеров, покинувших званый ужин, чтобы отбыть непосредственно на поле брани – в окрестности селения Ватерлоо, был и Эдмунд. Скоропостижная гибель юноши обернулась трагедией не только для его родителей, но и для отца с матерью юной Софии, признавшейся, что тайно обвенчалась с лордом Белласисом. Хуже того, девушка с ужасом догадалась об обмане возлюбленного, попросившего изобразить священника своего сослуживца, а вскоре ещё и поняла, что беременна. Удар оказался непосильным для бедняжки, скончавшейся при родах… Завязка, что и говорить, интригует – и когда действие переносится на двадцать шесть лет вперёд, ни мгновения не сомневаешься в том, что мрачный секрет далёкого прошлого не оставит в покое.
Итак, за минувший срок мистер Джеймс Тренчард заслужил исключительное положение в обществе за деловые заслуги и, в частности, за достижения в сфере проектирования и постройки престижного лондонского района Белгравия (по-русски более распространён иной вариант произношения наименования – Белгрейвия), а супругов Белласис Всевышний детьми больше не одарил. Неудивительно, что миссис Энн Тренчард однажды решается на откровенный разговор с матерью покойного Эдмунда, поведав о существовании их общего внука Чарльза, отданного на попечение и воспитание преподобному Поупу. Это служит завязкой по-настоящему мощной (достигающей наивысшей точки накала в заключительной, восьмой серии) интриги, от разрешения которой зависит судьба не только молодого человека, к собственному несказанному удивлению введённого в столичный высший свет. В обеих фамилиях потенциальные наследники состояний интуитивно чувствуют в незнакомце, пользующемся благосклонностью со стороны столь влиятельных и богатых персон, угрозу себе лично. Ситуацию, как водится, осложняют проделки Амура, совершенно не считающегося со светскими условностями и чьими-то персональными амбициями. Александер и Феллоуз блестяще владеют искусством удержания внимания, и когда атмосфера накаляется (на кону оказывается жизнь Чарльза) – возникает ощущение, что смотришь триллер, а не чинную викторианскую драму. И это – помимо прочих бесспорных художественных достоинств: убедительной игры точно подобранных (пусть и не относящихся к «звёздам» первой величины) актёров, изысканных костюмов и декораций, замечательной музыки композитора Джона Ланна. Кинематографисты определённо не снизили высокую планку, установленную «Аббатством Даунтон»!
Усвоенный у Жана Ренуара драматургический принцип, когда события в доме знати подаются как бы на двух уровнях – показываются глазами хозяев роскошных имений и прислуги, позволяет авторам всесторонне осветить социальную действительность. В замкнутый мир аристократов так и норовит проникнуть пронизывающий ветер перемен, и кое-кому из облачённых в безупречные костюмы господ волей-неволей приходится наведываться в злачные места (вроде трактиров, где кучкуется чернь) и даже лично посетить фабрику. Джулиан Феллоуз всего несколькими ёмкими штрихами обозначает исторический контекст, как бы мимоходом, без акцентирования указывая на фундаментальные причины сложившегося положения вещей. Наполеоновские войны, невзирая на свержение так называемого узурпатора, подстегнули бурное развитие буржуазных отношений – и возвышение мистера Тренчарда, начинавшего на поприще снабжения воюющей армии продовольствием, в высшей степени закономерно. А вот его сыну, не обладающему нужной деловой хваткой, не удержаться на вершине даже по протекции отца… Наконец, очень тонко чувствует конъюнктуру Чарльз Поуп, принявший (по факту) самое деятельное участие в вовсю шедшей тогда в Европе промышленной революции и готовящийся приложить руку к экономической эксплуатации богатейшей колонии – Британской Индии. Впрочем, это не мешает ему быть противником рабства и стараться вести бизнес по возможности честно и транспарантно. Наступает эра доминирования таких, как он, а счастливая развязка лишь помогает узаконить объективно назревшую трансформацию общества.
Разумеется, «Белгравию» можно воспринимать и в сугубо жанровом ключе, получая эстетическое наслаждение от сюжетных перипетий и лицезрения примет изысканного быта, канувшего в Лету. Однако для авторов принципиально не просто погрузиться в атмосферу относительно недавнего прошлого, но постичь причины смены вех и, в частности, постепенного (увы, неизбежного) угасания прежнего правящего класса, стремительно сдающего позиции новым властителям жизни. По факту устанавливаются правила игры, прежде казавшиеся немыслимыми, – и вот уже в закрытый элитарный клуб принимают вчерашнего «грязного торговца». Сложно не заметить, что симпатии Джулиана Феллоуза остаются на стороне тех, кто, сумев приспособиться к требованиям момента, сохранил человеческое достоинство – и, вопреки всему, одержал победу. Межличностные конфликты в той или иной форме протекают во всех общественных стратах и, более того, являются (как и преодоление иных препятствий) непременным условием самого существования человека… Завершая анализ впечатлений от первого сезона, не могу не отметить, что создатели полностью оправдали ожидания, а финал восьмой серии оставил публике основания надеяться на продолжение истории Поупа и семейств Тренчардов и Белласисов в целом.
_______
1 – Вышел из печати в 2016-м году в весьма необычном формате – в сочетании текста с видео- и аудиоматериалами.
8
,5
2020, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда мировые (в первую очередь, конечно, британские) средства массовой информации облетела радостная новость о том, что готовится создание нового телесериала творческой командой, ответственной за появление на свет «Аббатства Даунтон» /2010-15/, подразумевалась личность вовсе не режиссёра-постановщика. Джон Александер имел честь принять участие в съёмках на ТВ прославленных исторических драм и мелодрам (включая экранизации литературной классики): от «Разума и чувств» /2008/ до «Джеймстауна» /2017-19/. Но как раз к саге о графе Грэнтэме он отношения, увы, не имел. Ключевой фигурой в данном случае является Джулиан Феллоуз, адаптировавший одноимённый роман собственного сочинения (1). Кроме того, именитый писатель (а также актёр, кинодраматург и даже режиссёр) взял на себя функции исполнительного продюсера – наряду с соратниками Найджелом Мэрчантом, Гэретом Нимом и Лиз Трабридж. Можно копнуть и глубже. Джулиан, всегда питавший особое пристрастие к костюмным постановкам, нащупал золотоносную жилу ещё благодаря сценарию «Госфорд-парка» /2001/ Роберта Олтмена, принёсшему премию «Оскар». И в общем-то сразу не скрывал, что источником вдохновения для него служили (наряду с детективами Агаты Кристи) «Правила игры» /1939/ – гениальная сатира Жана Ренуара, невероятно смешная, но обретающая под занавес интонацию подлинной тризны по аристократии. Развивая мысль французского мастера, Феллоуз вознамерился обстоятельно, чуть ли не год за годом (на протяжении десятилетия с лишним в первой четверти XX века), проследить процесс деградации некогда привилегированного сословия. Результат, судя хотя бы по количеству наград, посыпавшихся на «Аббатство Даунтон», превзошёл самые смелые прогнозы. Если в полнометражном продолжении упомянутого телевизионного цикла авторы сосредоточили внимание на дальнейшей (относящейся к 1927-му году, отмеченному визитом в Даунтон короля Георга V и королевы Марии) судьбе своих персонажей, то «Белгравия» посвящена тому, что имело место в предшествующем столетии. Отправной точкой действия становится одно важное событие – бал, организованный в Брюсселе графиней Шарлоттой Александр Гордон-Леннокс, на котором высокородные гости узнали, что предстоит решающее сражение с Наполеоном Бонапартом, самовольно оставившим остров Эльба в надежде вернуть себе императорский трон. Среди офицеров, покинувших званый ужин, чтобы отбыть непосредственно на поле брани – в окрестности селения Ватерлоо, был и Эдмунд. Скоропостижная гибель юноши обернулась трагедией не только для его родителей, но и для отца с матерью юной Софии, признавшейся, что тайно обвенчалась с лордом Белласисом. Хуже того, девушка с ужасом догадалась об обмане возлюбленного, попросившего изобразить священника своего сослуживца, а вскоре ещё и поняла, что беременна. Удар оказался непосильным для бедняжки, скончавшейся при родах… Завязка, что и говорить, интригует – и когда действие переносится на двадцать шесть лет вперёд, ни мгновения не сомневаешься в том, что мрачный секрет далёкого прошлого не оставит в покое. Итак, за минувший срок мистер Джеймс Тренчард заслужил исключительное положение в обществе за деловые заслуги и, в частности, за достижения в сфере проектирования и постройки престижного лондонского района Белгравия (по-русски более распространён иной вариант произношения наименования – Белгрейвия), а супругов Белласис Всевышний детьми больше не одарил. Неудивительно, что миссис Энн Тренчард однажды решается на откровенный разговор с матерью покойного Эдмунда, поведав о существовании их общего внука Чарльза, отданного на попечение и воспитание преподобному Поупу. Это служит завязкой по-настоящему мощной (достигающей наивысшей точки накала в заключительной, восьмой серии) интриги, от разрешения которой зависит судьба не только молодого человека, к собственному несказанному удивлению введённого в столичный высший свет. В обеих фамилиях потенциальные наследники состояний интуитивно чувствуют в незнакомце, пользующемся благосклонностью со стороны столь влиятельных и богатых персон, угрозу себе лично. Ситуацию, как водится, осложняют проделки Амура, совершенно не считающегося со светскими условностями и чьими-то персональными амбициями. Александер и Феллоуз блестяще владеют искусством удержания внимания, и когда атмосфера накаляется (на кону оказывается жизнь Чарльза) – возникает ощущение, что смотришь триллер, а не чинную викторианскую драму. И это – помимо прочих бесспорных художественных достоинств: убедительной игры точно подобранных (пусть и не относящихся к «звёздам» первой величины) актёров, изысканных костюмов и декораций, замечательной музыки композитора Джона Ланна. Кинематографисты определённо не снизили высокую планку, установленную «Аббатством Даунтон»! Усвоенный у Жана Ренуара драматургический принцип, когда события в доме знати подаются как бы на двух уровнях – показываются глазами хозяев роскошных имений и прислуги, позволяет авторам всесторонне осветить социальную действительность. В замкнутый мир аристократов так и норовит проникнуть пронизывающий ветер перемен, и кое-кому из облачённых в безупречные костюмы господ волей-неволей приходится наведываться в злачные места (вроде трактиров, где кучкуется чернь) и даже лично посетить фабрику. Джулиан Феллоуз всего несколькими ёмкими штрихами обозначает исторический контекст, как бы мимоходом, без акцентирования указывая на фундаментальные причины сложившегося положения вещей. Наполеоновские войны, невзирая на свержение так называемого узурпатора, подстегнули бурное развитие буржуазных отношений – и возвышение мистера Тренчарда, начинавшего на поприще снабжения воюющей армии продовольствием, в высшей степени закономерно. А вот его сыну, не обладающему нужной деловой хваткой, не удержаться на вершине даже по протекции отца… Наконец, очень тонко чувствует конъюнктуру Чарльз Поуп, принявший (по факту) самое деятельное участие в вовсю шедшей тогда в Европе промышленной революции и готовящийся приложить руку к экономической эксплуатации богатейшей колонии – Британской Индии. Впрочем, это не мешает ему быть противником рабства и стараться вести бизнес по возможности честно и транспарантно. Наступает эра доминирования таких, как он, а счастливая развязка лишь помогает узаконить объективно назревшую трансформацию общества. Разумеется, «Белгравию» можно воспринимать и в сугубо жанровом ключе, получая эстетическое наслаждение от сюжетных перипетий и лицезрения примет изысканного быта, канувшего в Лету. Однако для авторов принципиально не просто погрузиться в атмосферу относительно недавнего прошлого, но постичь причины смены вех и, в частности, постепенного (увы, неизбежного) угасания прежнего правящего класса, стремительно сдающего позиции новым властителям жизни. По факту устанавливаются правила игры, прежде казавшиеся немыслимыми, – и вот уже в закрытый элитарный клуб принимают вчерашнего «грязного торговца». Сложно не заметить, что симпатии Джулиана Феллоуза остаются на стороне тех, кто, сумев приспособиться к требованиям момента, сохранил человеческое достоинство – и, вопреки всему, одержал победу. Межличностные конфликты в той или иной форме протекают во всех общественных стратах и, более того, являются (как и преодоление иных препятствий) непременным условием самого существования человека… Завершая анализ впечатлений от первого сезона, не могу не отметить, что создатели полностью оправдали ожидания, а финал восьмой серии оставил публике основания надеяться на продолжение истории Поупа и семейств Тренчардов и Белласисов в целом. _______ 1 – Вышел из печати в 2016-м году в весьма необычном формате – в сочетании текста с видео- и аудиоматериалами.