Прорыв киноиндустрии Израиля на мировой рынок состоялся сравнительно давно, причём чаще продюсеры (и режиссёры) предпочитали не останавливаться на достигнутом, перебираясь за рубеж – преимущественно в Голливуд. Наибольшим успехом могли бы похвастаться, разумеется, Менахем Голан с Йорамом Глобусом, под чьим кураторством Боаз Дэвидсон даже перенёс в американские реалии перипетии крупнейшего национального кинохита: перепев «Горячей жевательной резинки: мороженого на палочке» /1978/ на заокеанский лад получил незамысловатое название «Последний девственник Америки» /1982/. Есть и другие, менее яркие примеры. С сериалами дела обстоят иначе. Отдельные проекты действительно провоцируют международный резонанс: достаточно упомянуть «Фауду», не говоря уже про совместные постановки (вроде криминальной драмы «Амнезия» или шпионского боевика «Тегеран»). Однако порой кажется проще продать оригинальную идею. Так, большинство зрителей, смотревших американскую «Родину» /2011-2020/ (или одноимённую российскую адаптацию с Владимиром Машковым в главной роли), вряд ли догадывалось, что в основу положены «Военнопленные» /2009-12/ Гидеона Раффа, правда, довольствовавшегося всего парой сезонов. А жаль! По крайней мере некоторые образчики израильской телевизионной продукции заслуживают пристального внимания.
К числу таких, вне всякого сомнения, относится «Догоняя смерть» (1). Детище Омри Гивона вызвало прилив энтузиазма у широкой публики внутри страны, где премьерный показ состоялся в октябре-ноябре 2019-го, а весной 2020-го – было представлено в рамках мероприятий Каннского международного кинофестиваля. Пока сложно сказать, возникнет ли у руководителей какой-нибудь из зарубежных (в США или в Европе) компаний интерес к созданию римейка, но относительно того, что в рамках заявленного жанра сериал представляет собой достойное и очень неглупое зрелище, сомнений точно нет. Вернее, в рамках минимум двух жанров, поскольку поначалу доминирует стихия типичного полицейского детектива. Хава Поппер расследует обстоятельства нестандартного уголовного дела. После землетрясения на территории природного заповедника обнаружены истлевшие останки двух мужчин и женщины, скончавшихся (убитых выстрелами в голову) примерно полгода-год назад. Анализ ДНК и ряд других улик (найденное обручальное кольцо, металлический протез) позволяют оперативно идентифицировать личности покойников. Проблема в том, что все трое… оказываются живы!
Не могу не заметить, что режиссёр, также выступивший соавтором по написанию сценария вместе с Нимродом Элдаром, пошёл на определённый риск, решив не задавать правила эстетической игры сразу. По меньшей мере весь первый эпизод воспринимаешь в реалистическом ключе, разделяя скепсис сотрудников правоохранительных органов, по привычке следующих методологическому принципу «бритвы Оккама» – старающихся «не множить сущее без необходимости». Однако версии, выдвинутые, исходя из общеизвестных научных знаний (например, что погибшие – однояйцевые близнецы, о которых ничего не знали приглашённые свидетели), подтверждения не получают. Мало того, постепенно накапливается всё больше фактов, не укладывающихся в привычную картину мира. Особенно много вопросов набирается к Йоэлю Руссо, пытающемуся разгадать тайну самостоятельно. Посмотрев видеозапись, где обращается вроде как к себе же, он испытывает, наверное, не меньший шок, чем шварценеггеровский Дуглас Куэйд (в фильме Пола Верховена «Вспомнить всё» /1990/), внезапно осознавший, что стал пешкой в руках могущественных манипуляторов, но отказывающийся подчиняться чужой воле. Неужели и в данном случае причина – в нестабильности работы сознания и подсознания, породившей провалы в памяти?..
Такая постановка вопроса является резонной. Однако вскоре Йоэль догадывается, что имеет непосредственное касательство к таинственному происшествию – и что гипотеза, выдвинутая несколько лет назад для описания (на языке математики) природы пространства-времени, даёт исчерпывающее объяснение. Паззл, как говорится, складывается. Мало того, логика развития событий заставляет перебороть первоначальный скепсис и Хаву, и другого полицейского – Габриэля, который без колебаний соглашается отправиться на поимку своего двойника из параллельной Вселенной. Становится понятна даже связь с землетрясениями, и зрителю в общем и целом дают понять, кто конкретно стоит за опасными экспериментами и в чём заключается интерес тех или иных причастных лиц. С определённого момента действие начинает «раздваиваться», развёртываясь в реальностях, существующих независимо друг от друга, где судьбы знакомых нам людей сложились по-разному. Но здесь всплывает один тонкий аспект. При чём тут Ноам Заид, зарабатывающий на жизнь, устраивая (под псевдонимом «Нико») на потеху любопытствующим обывателям сеансы дистанционного чтения мыслей? И что за краткие, отрывочные видения из будущего его периодически озаряют?..
С одной стороны кинодраматурги используют экстрасенсорный дар персонажа в сугубо утилитарных целях, позволяя следователям узнать недостающие фрагменты головоломки и тем самым – подводя детективную интригу (весьма изощрённую и запутанную) к развязке. Но с другой – это же становится заявкой на освещение темы под новым углом. От умения Ноама лицезреть то, что произошло давно, не так уж далеко до совсем уникального (врождённого?) таланта юного Ноя… К несчастью, все, включая его папу Йоэля, слишком поздно осознают, что именно мальчик выступает ключевой фигурой. Между прочим, финал заключительной (восьмой) серии явно оставляет авторам материал для второго сезона, хотя информации о готовящемся продолжении пока не поступало. Гивон и Элдар подводят к смелому выводу, что физическое законы, действующие, согласно расхожим обывательским представлениям, объективно (независимо от восприятия или желания субъекта), на поверку оказываются теснейшим образом связаны с человеческим сознанием. И есть уникумы, способные силой воли поворачивать вспять течение времени!
«Догоняя смерть» меньше всего хочется сопоставлять с очень популярными некогда «Скользящими» /1995-2000/, где перемещение между мирами (похожими, но отнюдь не одинаковыми) использовалось как основной приём. Израильский кинематографист, уж скорее, предвосхищает поиски Алекса Гарленда в «Разрабах» /2020/, где применение на практике многомировой интерпретации квантовой механики внезапно открывало даже больше возможностей, чем детальное реконструирование картины прошлого, – вплоть до строгого прогнозирования будущего. Созвучие произведений ещё и в том, что в обоих случаях состоятельные бизнесмены заинтересованы в исследованиях ради самого дорогого – своего маленького ребёнка (Адам, владеющий Einstein-Rosen Company, не оставляет надежды, что дочь однажды выйдет из коматозного состояния). Главное же, режиссёры не стремятся соответствовать новомодным жанровым тенденциям, справедливо полагая, что научная фантастика не всегда нуждается в помпезных декорациях и дорогостоящих визуальных эффектах. Но вот в небанальных идеях – обязательно!
_______
1 – Хотя локализованный русскоязычный заголовок представляется не слишком удачным по сравнению с оригинальным («День, когда содрогнулась земля») и даже международным – «The Grave», то есть «Могила».
7
,5
2019, Детективы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Прорыв киноиндустрии Израиля на мировой рынок состоялся сравнительно давно, причём чаще продюсеры (и режиссёры) предпочитали не останавливаться на достигнутом, перебираясь за рубеж – преимущественно в Голливуд. Наибольшим успехом могли бы похвастаться, разумеется, Менахем Голан с Йорамом Глобусом, под чьим кураторством Боаз Дэвидсон даже перенёс в американские реалии перипетии крупнейшего национального кинохита: перепев «Горячей жевательной резинки: мороженого на палочке» /1978/ на заокеанский лад получил незамысловатое название «Последний девственник Америки» /1982/. Есть и другие, менее яркие примеры. С сериалами дела обстоят иначе. Отдельные проекты действительно провоцируют международный резонанс: достаточно упомянуть «Фауду», не говоря уже про совместные постановки (вроде криминальной драмы «Амнезия» или шпионского боевика «Тегеран»). Однако порой кажется проще продать оригинальную идею. Так, большинство зрителей, смотревших американскую «Родину» /2011-2020/ (или одноимённую российскую адаптацию с Владимиром Машковым в главной роли), вряд ли догадывалось, что в основу положены «Военнопленные» /2009-12/ Гидеона Раффа, правда, довольствовавшегося всего парой сезонов. А жаль! По крайней мере некоторые образчики израильской телевизионной продукции заслуживают пристального внимания. К числу таких, вне всякого сомнения, относится «Догоняя смерть» (1). Детище Омри Гивона вызвало прилив энтузиазма у широкой публики внутри страны, где премьерный показ состоялся в октябре-ноябре 2019-го, а весной 2020-го – было представлено в рамках мероприятий Каннского международного кинофестиваля. Пока сложно сказать, возникнет ли у руководителей какой-нибудь из зарубежных (в США или в Европе) компаний интерес к созданию римейка, но относительно того, что в рамках заявленного жанра сериал представляет собой достойное и очень неглупое зрелище, сомнений точно нет. Вернее, в рамках минимум двух жанров, поскольку поначалу доминирует стихия типичного полицейского детектива. Хава Поппер расследует обстоятельства нестандартного уголовного дела. После землетрясения на территории природного заповедника обнаружены истлевшие останки двух мужчин и женщины, скончавшихся (убитых выстрелами в голову) примерно полгода-год назад. Анализ ДНК и ряд других улик (найденное обручальное кольцо, металлический протез) позволяют оперативно идентифицировать личности покойников. Проблема в том, что все трое… оказываются живы! Не могу не заметить, что режиссёр, также выступивший соавтором по написанию сценария вместе с Нимродом Элдаром, пошёл на определённый риск, решив не задавать правила эстетической игры сразу. По меньшей мере весь первый эпизод воспринимаешь в реалистическом ключе, разделяя скепсис сотрудников правоохранительных органов, по привычке следующих методологическому принципу «бритвы Оккама» – старающихся «не множить сущее без необходимости». Однако версии, выдвинутые, исходя из общеизвестных научных знаний (например, что погибшие – однояйцевые близнецы, о которых ничего не знали приглашённые свидетели), подтверждения не получают. Мало того, постепенно накапливается всё больше фактов, не укладывающихся в привычную картину мира. Особенно много вопросов набирается к Йоэлю Руссо, пытающемуся разгадать тайну самостоятельно. Посмотрев видеозапись, где обращается вроде как к себе же, он испытывает, наверное, не меньший шок, чем шварценеггеровский Дуглас Куэйд (в фильме Пола Верховена «Вспомнить всё» /1990/), внезапно осознавший, что стал пешкой в руках могущественных манипуляторов, но отказывающийся подчиняться чужой воле. Неужели и в данном случае причина – в нестабильности работы сознания и подсознания, породившей провалы в памяти?.. Такая постановка вопроса является резонной. Однако вскоре Йоэль догадывается, что имеет непосредственное касательство к таинственному происшествию – и что гипотеза, выдвинутая несколько лет назад для описания (на языке математики) природы пространства-времени, даёт исчерпывающее объяснение. Паззл, как говорится, складывается. Мало того, логика развития событий заставляет перебороть первоначальный скепсис и Хаву, и другого полицейского – Габриэля, который без колебаний соглашается отправиться на поимку своего двойника из параллельной Вселенной. Становится понятна даже связь с землетрясениями, и зрителю в общем и целом дают понять, кто конкретно стоит за опасными экспериментами и в чём заключается интерес тех или иных причастных лиц. С определённого момента действие начинает «раздваиваться», развёртываясь в реальностях, существующих независимо друг от друга, где судьбы знакомых нам людей сложились по-разному. Но здесь всплывает один тонкий аспект. При чём тут Ноам Заид, зарабатывающий на жизнь, устраивая (под псевдонимом «Нико») на потеху любопытствующим обывателям сеансы дистанционного чтения мыслей? И что за краткие, отрывочные видения из будущего его периодически озаряют?.. С одной стороны кинодраматурги используют экстрасенсорный дар персонажа в сугубо утилитарных целях, позволяя следователям узнать недостающие фрагменты головоломки и тем самым – подводя детективную интригу (весьма изощрённую и запутанную) к развязке. Но с другой – это же становится заявкой на освещение темы под новым углом. От умения Ноама лицезреть то, что произошло давно, не так уж далеко до совсем уникального (врождённого?) таланта юного Ноя… К несчастью, все, включая его папу Йоэля, слишком поздно осознают, что именно мальчик выступает ключевой фигурой. Между прочим, финал заключительной (восьмой) серии явно оставляет авторам материал для второго сезона, хотя информации о готовящемся продолжении пока не поступало. Гивон и Элдар подводят к смелому выводу, что физическое законы, действующие, согласно расхожим обывательским представлениям, объективно (независимо от восприятия или желания субъекта), на поверку оказываются теснейшим образом связаны с человеческим сознанием. И есть уникумы, способные силой воли поворачивать вспять течение времени! «Догоняя смерть» меньше всего хочется сопоставлять с очень популярными некогда «Скользящими» /1995-2000/, где перемещение между мирами (похожими, но отнюдь не одинаковыми) использовалось как основной приём. Израильский кинематографист, уж скорее, предвосхищает поиски Алекса Гарленда в «Разрабах» /2020/, где применение на практике многомировой интерпретации квантовой механики внезапно открывало даже больше возможностей, чем детальное реконструирование картины прошлого, – вплоть до строгого прогнозирования будущего. Созвучие произведений ещё и в том, что в обоих случаях состоятельные бизнесмены заинтересованы в исследованиях ради самого дорогого – своего маленького ребёнка (Адам, владеющий Einstein-Rosen Company, не оставляет надежды, что дочь однажды выйдет из коматозного состояния). Главное же, режиссёры не стремятся соответствовать новомодным жанровым тенденциям, справедливо полагая, что научная фантастика не всегда нуждается в помпезных декорациях и дорогостоящих визуальных эффектах. Но вот в небанальных идеях – обязательно! _______ 1 – Хотя локализованный русскоязычный заголовок представляется не слишком удачным по сравнению с оригинальным («День, когда содрогнулась земля») и даже международным – «The Grave», то есть «Могила».