В принципе, копродукции и прежде были распространены на телевидении не менее широко, чем в «большом» кинематографе, причём Западной Европы (Франции, Италии, ФРГ и т.д.) это касалось в первую очередь. Однако в последнее время тенденция приобрела особую силу. Пальму первенства в данном отношении лично я отдал бы скандинавам, которые подтверждают свою теснейшую культурную связь благодаря совместно реализованным проектам. Чего только стоит блистательный «Мост» /2011-18/, в котором тема неизбежности сотрудничества двух родственных народов в ключевых аспектах заявлена прямо в завязке: на пограничном Эресуннском мосту найден труп человека, лежащий частично на территории Швеции, частично – Дании. На сеансе «Сухой воды» даже закралось подозрение, что создатели вдохновлялись если и не упомянутой постановкой как таковой, то опытом северных коллег в целом. Основное действие разворачивается в Испании (в портовом городе Виго), но вместе с тем – теснейшим образом связано с Португалией. К тому же, именно оттуда прибыла Тереса, ошарашенная печальной новостью о смерти брата Пауло, предположительно – застрелившегося. Девушка настолько шокирована, что принимает решение остаться там до установления истинных причин гибели и даже нанимается на работу – на место покойного, в компанию, принадлежащую крёстному отцу Мауро Гальдону. Другое дело, что присутствие чужестранки, старающейся выведать секреты, не всем по нутру…
Не могу не отдать должного слаженной команде сценаристов (в составе… девяти человек!), нашедших отличную драматическую ситуацию – и продумавших неплохую детективную интригу, которой хватает аккурат на шесть серий (1). И Тоньо Лопес (режиссёр достаточно опытный, пусть трудившийся исключительно на ТВ) безукоризненно выдерживает темпоритм на протяжении всего повествования, не давая заскучать, но вместе с тем и не стремясь искусственно ускорить течение событий – приблизиться к стандартам, заданным современными боевиками. Возглавляющие следственную группу детективы, искушённый (в обозримой перспективе готовящийся уйти на заслуженный отдых) Виньяс и молодая Габриэла Феррейро, быть может, не наделены – на манер Мартина Руде и Саги Норен – причудливыми психологическими чертами, редкими маниями, фобиями и т.д., но всё равно обладают яркими и живыми характерами. Особенно интересно становится наблюдать за действиями напарников в тот момент, когда они получают оперативную информацию относительно коррумпированного сослуживца, который, судя по всему, замешан в убийстве. И тесное взаимодействие с товарищами из Лиссабона, куда ведёт «ниточка», оказывается чрезвычайно важным. Тем не менее основной упор прозорливо сделан на членов преуспевающей семьи Гальдон, и это – отнюдь не случайность.
В том же «Мосту» процесс методичной идентификации и розыска лиц, совершивших резонансные преступления, помимо прочего служил авторам поводом затронуть ряд вопросов, по-настоящему актуальных для современного западного общества (от засилья эмигрантов до положения бездомных). Создатели «Сухой воды» решали, пожалуй, даже более амбициозные художественные задачи. Проблема не в том, что интеллигентные супруги занимаются нелегальным бизнесом, поставляя – через португальских посредников – пистолеты, винтовки и автоматы в неспокойные регионы жаркого континента. В том-то и дело, что режиссёр старается выйти на обобщения – в духе хотя бы Фрэнсиса Форда Копполы с немеркнущей трилогией «Крёстный отец» /1972-90/. Глава фамилии не лукавит, заявляя дражайшей половине, что все его усилия направлены исключительно на обеспечение благополучия близких. Да и Ирен в глубине души понимает, что фирма существует в условиях жёсткой конкуренции – и что иных источников дохода не хватило бы, чтобы удержаться на плаву. Это только сыну Франу, не посвящённому родителями в тайны фамильного предприятия, простительно полагать по наивности, что проект поставки оборудования, позволяющего производить в промышленных масштабах химическое соединение, известное под названием сухая вода, является залогом процветания. На поверку всё куда прозаичнее.
Авторы недалеки от истины, настаивая, что дело – не в личных качествах конкретных людей. Мауро по-своему даже вызывает симпатию, да и конфликт с женой, уставшей находиться на вторых ролях (не могущей повлиять на стержневые решения) и всерьёз подумывающей о политической карьере, заставляет искренне сопереживать герою. Их ошибка (или, скажем так, вынужденный выбор) заключалась в самом безоговорочном принятии законов, которым подчинены сложившиеся производственные отношения. Беда, грубо говоря, не исключительно в том, что узкий круг торговцев оружием покинуть не так просто, как хотелось бы. Беда в том, что альтернативы – нет. Развязка удачна не только по той причине, что даёт новый (с прицелом на второй сезон) толчок развитию сюжета, но и выводит конфликт на следующий, более высокий уровень. В ходе изучения обстоятельств насильственной смерти Пауло всплывает масса любопытных подробностей: продажа через Интернет пистолетов со стёртыми серийными номерами, неафишируемая любовная связь с Сильвией – дочерью своего босса, детали шантажа… Однако постепенно начинает восприниматься стержневым то обстоятельство, удастся ли правоохранительным органам ненароком вскрыть отлаженный канал поставки смертоносной продукции. По мере развития перипетий зрители почти физически ощущают, как сжимается невидимая пружина – как опасность неуклонно (как говорится, медленно, но верно) приближается. То, что теневым дельцам удаётся избежать разоблачения, кажется чудом – но за это «чудо» приходится заплатить (заплатить помимо собственной воли!) очень высокую цену. И в таком повороте тоже чувствуется особая закономерность.
Впрочем, обозначенная выше параллель со скандинавской телепродукцией справедлива и ещё в одном плане. Тоньо Лопес, не утрачивая конкретики момента, тонко намекает на одну особенность недавнего (по историческим меркам) прошлого, роднящую две соседние страны. И Испания, и Португалия когда-то значились в элитном клубе колониальных держав, распространивших своё влияние (военное, экономическое и культурное) на территории в разных частях света. А уже в XX веке оба государства на протяжении долгих десятилетий управлялись диктаторами фашистского толка – и даже переход к демократии западного типа (свержение Антониу ди Салазара в результате революции гвоздик и смерть Франсиско Франко) состоялся почти синхронно. Казалось бы, за минувшие годы жизнь вошла в нормальную колею – и возврата в прошлое уже не будет. Однако создатели «Сухой воды» убедительно показывают, что реваншистские настроения по-прежнему существуют – и по-прежнему сильны (сильнее, чем представляется обывателям!). Причём националистические элементы, мечтающие о реинкарнации политики твёрдой руки, на поверку замечательно вписались в текущие обстоятельства: не кричат о засилье выходцев из Африки, а вступили с инородцами в доверенные деловые отношения, благодаря чему упорно накапливают финансовые ресурсы. Семья Гальдон является важным связующим звеном в отлаженной схеме – и есть основания надеяться, что впоследствии (выразим надежду, что ожидания публики не окажутся обманутыми) тема будет раскрыта более обстоятельно.
_______
1 – Правда, развязка служит недвусмысленной заявкой на продолжение – содержит мощный «крючок», если прибегнуть к профессиональному жаргону кинодраматургов.
6
,9
2020, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В принципе, копродукции и прежде были распространены на телевидении не менее широко, чем в «большом» кинематографе, причём Западной Европы (Франции, Италии, ФРГ и т.д.) это касалось в первую очередь. Однако в последнее время тенденция приобрела особую силу. Пальму первенства в данном отношении лично я отдал бы скандинавам, которые подтверждают свою теснейшую культурную связь благодаря совместно реализованным проектам. Чего только стоит блистательный «Мост» /2011-18/, в котором тема неизбежности сотрудничества двух родственных народов в ключевых аспектах заявлена прямо в завязке: на пограничном Эресуннском мосту найден труп человека, лежащий частично на территории Швеции, частично – Дании. На сеансе «Сухой воды» даже закралось подозрение, что создатели вдохновлялись если и не упомянутой постановкой как таковой, то опытом северных коллег в целом. Основное действие разворачивается в Испании (в портовом городе Виго), но вместе с тем – теснейшим образом связано с Португалией. К тому же, именно оттуда прибыла Тереса, ошарашенная печальной новостью о смерти брата Пауло, предположительно – застрелившегося. Девушка настолько шокирована, что принимает решение остаться там до установления истинных причин гибели и даже нанимается на работу – на место покойного, в компанию, принадлежащую крёстному отцу Мауро Гальдону. Другое дело, что присутствие чужестранки, старающейся выведать секреты, не всем по нутру… Не могу не отдать должного слаженной команде сценаристов (в составе… девяти человек!), нашедших отличную драматическую ситуацию – и продумавших неплохую детективную интригу, которой хватает аккурат на шесть серий (1). И Тоньо Лопес (режиссёр достаточно опытный, пусть трудившийся исключительно на ТВ) безукоризненно выдерживает темпоритм на протяжении всего повествования, не давая заскучать, но вместе с тем и не стремясь искусственно ускорить течение событий – приблизиться к стандартам, заданным современными боевиками. Возглавляющие следственную группу детективы, искушённый (в обозримой перспективе готовящийся уйти на заслуженный отдых) Виньяс и молодая Габриэла Феррейро, быть может, не наделены – на манер Мартина Руде и Саги Норен – причудливыми психологическими чертами, редкими маниями, фобиями и т.д., но всё равно обладают яркими и живыми характерами. Особенно интересно становится наблюдать за действиями напарников в тот момент, когда они получают оперативную информацию относительно коррумпированного сослуживца, который, судя по всему, замешан в убийстве. И тесное взаимодействие с товарищами из Лиссабона, куда ведёт «ниточка», оказывается чрезвычайно важным. Тем не менее основной упор прозорливо сделан на членов преуспевающей семьи Гальдон, и это – отнюдь не случайность. В том же «Мосту» процесс методичной идентификации и розыска лиц, совершивших резонансные преступления, помимо прочего служил авторам поводом затронуть ряд вопросов, по-настоящему актуальных для современного западного общества (от засилья эмигрантов до положения бездомных). Создатели «Сухой воды» решали, пожалуй, даже более амбициозные художественные задачи. Проблема не в том, что интеллигентные супруги занимаются нелегальным бизнесом, поставляя – через португальских посредников – пистолеты, винтовки и автоматы в неспокойные регионы жаркого континента. В том-то и дело, что режиссёр старается выйти на обобщения – в духе хотя бы Фрэнсиса Форда Копполы с немеркнущей трилогией «Крёстный отец» /1972-90/. Глава фамилии не лукавит, заявляя дражайшей половине, что все его усилия направлены исключительно на обеспечение благополучия близких. Да и Ирен в глубине души понимает, что фирма существует в условиях жёсткой конкуренции – и что иных источников дохода не хватило бы, чтобы удержаться на плаву. Это только сыну Франу, не посвящённому родителями в тайны фамильного предприятия, простительно полагать по наивности, что проект поставки оборудования, позволяющего производить в промышленных масштабах химическое соединение, известное под названием сухая вода, является залогом процветания. На поверку всё куда прозаичнее. Авторы недалеки от истины, настаивая, что дело – не в личных качествах конкретных людей. Мауро по-своему даже вызывает симпатию, да и конфликт с женой, уставшей находиться на вторых ролях (не могущей повлиять на стержневые решения) и всерьёз подумывающей о политической карьере, заставляет искренне сопереживать герою. Их ошибка (или, скажем так, вынужденный выбор) заключалась в самом безоговорочном принятии законов, которым подчинены сложившиеся производственные отношения. Беда, грубо говоря, не исключительно в том, что узкий круг торговцев оружием покинуть не так просто, как хотелось бы. Беда в том, что альтернативы – нет. Развязка удачна не только по той причине, что даёт новый (с прицелом на второй сезон) толчок развитию сюжета, но и выводит конфликт на следующий, более высокий уровень. В ходе изучения обстоятельств насильственной смерти Пауло всплывает масса любопытных подробностей: продажа через Интернет пистолетов со стёртыми серийными номерами, неафишируемая любовная связь с Сильвией – дочерью своего босса, детали шантажа… Однако постепенно начинает восприниматься стержневым то обстоятельство, удастся ли правоохранительным органам ненароком вскрыть отлаженный канал поставки смертоносной продукции. По мере развития перипетий зрители почти физически ощущают, как сжимается невидимая пружина – как опасность неуклонно (как говорится, медленно, но верно) приближается. То, что теневым дельцам удаётся избежать разоблачения, кажется чудом – но за это «чудо» приходится заплатить (заплатить помимо собственной воли!) очень высокую цену. И в таком повороте тоже чувствуется особая закономерность. Впрочем, обозначенная выше параллель со скандинавской телепродукцией справедлива и ещё в одном плане. Тоньо Лопес, не утрачивая конкретики момента, тонко намекает на одну особенность недавнего (по историческим меркам) прошлого, роднящую две соседние страны. И Испания, и Португалия когда-то значились в элитном клубе колониальных держав, распространивших своё влияние (военное, экономическое и культурное) на территории в разных частях света. А уже в XX веке оба государства на протяжении долгих десятилетий управлялись диктаторами фашистского толка – и даже переход к демократии западного типа (свержение Антониу ди Салазара в результате революции гвоздик и смерть Франсиско Франко) состоялся почти синхронно. Казалось бы, за минувшие годы жизнь вошла в нормальную колею – и возврата в прошлое уже не будет. Однако создатели «Сухой воды» убедительно показывают, что реваншистские настроения по-прежнему существуют – и по-прежнему сильны (сильнее, чем представляется обывателям!). Причём националистические элементы, мечтающие о реинкарнации политики твёрдой руки, на поверку замечательно вписались в текущие обстоятельства: не кричат о засилье выходцев из Африки, а вступили с инородцами в доверенные деловые отношения, благодаря чему упорно накапливают финансовые ресурсы. Семья Гальдон является важным связующим звеном в отлаженной схеме – и есть основания надеяться, что впоследствии (выразим надежду, что ожидания публики не окажутся обманутыми) тема будет раскрыта более обстоятельно. _______ 1 – Правда, развязка служит недвусмысленной заявкой на продолжение – содержит мощный «крючок», если прибегнуть к профессиональному жаргону кинодраматургов.