Привлечение в качестве шоураннера Пола Сбышевски, работавшего над «Агентами «Щ.И.Т.» /2013-20/, казалось бы, косвенно свидетельствует о стремлении и дальше эксплуатировать одну из наиболее успешных медиафраншиз первой четверти XXI века. А между тем, несмотря на участие в производстве компании Marvel Television, продюсеры стараются не афишировать связь нового проекта с покорившими планету «Мстителями», их союзниками и недругами. Да, никуда не деться от того обстоятельства, что на малый экран перенесены вроде как те же самые персонажи, что хорошо знакомы поклонникам «марвеловской» печатной продукции, поскольку впервые материализовались на страницах комиксов ещё в 1973-м году (соответственно в сентябре и октябре). Однако изменение фамилии брата и сестры, теперь написанной через одну букву «l» (притом что в варианте «Хеллстром» был заложен намёк на зловещее слово «the hell», то есть ‘ад’, ‘преисподняя’, ‘пекло’), – далеко не случайность. Создатели сделали всё, чтобы логотип легендарного издательства не ассоциировался с телесериалом, и принципиально не выступают с разъяснениями касательно того, разворачиваются ли события в Кинематографической вселенной Marvel – или это нечто самостоятельное.
Вопрос достаточно существенный – и не столько в юридическо-коммерческом, сколько в художественном плане. На сеансе обращает на себя внимание, что «Хелстром» в сугубо эстетическом отношении имеет лишь отдалённое (очень, очень отдалённое) сходство с другими кинокомиксами на оккультную тематику – вроде цикла про Хеллбоя или даже «Константина: Повелителя тьмы» /2005/. С подачи Сбышевски режиссёры старательно следуют в русле традиций классических жанровых образчиков, прежде всего прочего ориентируясь на киноленты, ставшие вехами хоррора: на «Ребёнка Розмари» /1968/ Романа Поланского, «Изгоняющего дьявола» /1973/ Уильяма Фридкина, «Омен» /1976/ Ричарда Доннера (1). Деймон (трудно не заметить созвучия с термином «the demon»!) и Сатана, предпочитающая сокращённую форму имени – Ана, разумеется, обладают сверхъестественными способностями, но действующих лиц «Хелстрома» лишь с большой натяжкой можно разделить на воинства супергероев и суперзлодеев. Здесь доминирует иная логика развития характеров, подчинённая религиозно-мистическим (с вкраплениями научных представлений) законам, что воспринимается, безусловно, достоинством произведения.
Авторы придумали любопытную драматическую ситуацию. Деймон, научившийся контролировать колоссальную деструктивную силу, которой обладает с рождения, посвятил себя экзорцизму, но при этом – не в состоянии одержать верх над зловещей сущностью, поработившей тело матери Виктории, десятилетиями находящейся в стенах психиатрической клиники. Ана же, заручившись поддержкой Криса Йена, занята восстановлением справедливости, методично лишая жизни подонков, оставшихся вне досягаемости закона. Брату с сестрой, давно не общавшимся и слегка недолюбливающим друг друга, приходится объединиться в свете пугающего известия: в наш бренный мир намерен вернуться их отец – могущественный демон, мстящий роду людскому и оставивший неизгладимые раны в душах детей. Кроме того, параллельно функционирует теневая организация «Кровь», провозгласившая целью нейтрализовывать (весьма оригинальным и, кстати, небесспорным с нравственной точки зрения способом) исчадья ада, вселяющиеся в ничего не подозревающих индивидов. Её руководители убеждены, что младшие Хелстромы рано или поздно не выдержат, уступят соблазнам – и природа одержит верх, что грозит колоссальными бедами. Таким образом, герои вынуждены сражаться на два фронта, притом что обстановка усугубляется не по дням, а по часам. Грядёт грандиозная битва.
Сюжет «Хелстрома» разворачивается стремительно – куда более стремительно (несмотря на несопоставимый хронометраж!), чем в тех же постановках Поланского, Фридкина и даже Доннера. Возможно, местами это несколько снижает саспенс, зато на протяжении сеанса (во всяком случае – десяти серий первого сезона) не возникает и намёка на скуку. Мало того, кинодраматургам удалось изящно выдержать принцип нарастания: мощь инфернальных противников увеличивается – и остаётся совсем мало времени до решающей схватки. Мардук с подопечными прибегают не только к грубой силе, но прежде всего – к коварству, к изощрённому обману, к циничной эксплуатации слабостей человеческой натуры. Стоит Деймону, Ане, посланнице Ватикана Габриэлле Россетти, возглавляющей лечебницу для душевнобольных Луизе Хастингс и Хранителю Генри на мгновение утратить бдительность, как зловещий супостат перехватывает инициативу – и наносит удар в той области, где товарищи этого меньше всего ждут.
Словом, детище Сбышевски обладает весьма высоким потенциалом зрелищности, включая визуальные эффекты, о которых упомянутые выше мастера в своё время не смели и мечтать. Но Пол остался верен предшественникам ещё и в том отношении, что не ограничивается задачей напугать аудиторию, прекрасно отдавая себе отчёт, что мистические мотивы – всего лишь преломление извечных нравственных категорий. Самим Деймону (к слову, профессору этики) и Ане не только приходится бороться со злом, творимым вовне, но и подавлять «генетические», идущие из глубин подсознания импульсы. И сыну невыразимо трудно смириться с мыслью, что пациентка клиники – уже давно не его мать. Массу вопросов вызывает деятельность «Крови», заставляя задуматься о цене, какую приходится платить, чтобы не позволить разъярённым духам очутиться на воле. Наконец, главная дилемма возникает под конец первого сезона, с предстоящим рождением младенца, выглядящего невинным, но… Не чересчур ли наивны надежды на то, что воспитание не позволит ребёнку Габриэллы подпасть под влияние могущественного родителя, ежели тот предстанет во плоти? Или правы члены секты, считающие, что хелстромово семя априорно несёт угрозу, а посему – должно быть изведено на корню?..
Впрочем, как раз из-за развязки (частично девятая и вся десятая серии) общее впечатление немного снижается. Я прекрасно понимаю, что авторам требовалось оставить задел на продолжение истории, и в заключительных кадрах недвусмысленно сообщается, что победа оказалась временной, что по-настоящему жаркая битва сил добра и зла – ещё предстоит (будет длиться вечно?). И всё-таки, наблюдая за ходом напряжённого противостояния, волей-неволей ждёшь величественной, отмеченной чуть ли не эпическим размахом кульминации, особенно после того момента, как врагу рода человеческого удалось проникнуть в стан противника, подчинив волю Деймона и превратив женщину-агента святой Римско-католической церкви в «сосуд». Увы, сценаристы, заставлявшие не на шутку переживать за судьбу «положительных» персонажей, не рискнули пожертвовать кем-то из них, добившись тем самым максимального драматизма. Другое дело, что явившийся собственной персоной Мардук, не посмевший тронуть нового Хранителя, тем не менее нашёл предельно наглядный способ продемонстрировать свою мощь. По меньшей мере ещё один сезон предстоит, по-видимому, увлекательный.
_______
1 – Между прочим, неслучайно все три недавно получили вторую жизнь именно на телевидении.
7
,6
2020-2021, США, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Привлечение в качестве шоураннера Пола Сбышевски, работавшего над «Агентами «Щ.И.Т.» /2013-20/, казалось бы, косвенно свидетельствует о стремлении и дальше эксплуатировать одну из наиболее успешных медиафраншиз первой четверти XXI века. А между тем, несмотря на участие в производстве компании Marvel Television, продюсеры стараются не афишировать связь нового проекта с покорившими планету «Мстителями», их союзниками и недругами. Да, никуда не деться от того обстоятельства, что на малый экран перенесены вроде как те же самые персонажи, что хорошо знакомы поклонникам «марвеловской» печатной продукции, поскольку впервые материализовались на страницах комиксов ещё в 1973-м году (соответственно в сентябре и октябре). Однако изменение фамилии брата и сестры, теперь написанной через одну букву «l» (притом что в варианте «Хеллстром» был заложен намёк на зловещее слово «the hell», то есть ‘ад’, ‘преисподняя’, ‘пекло’), – далеко не случайность. Создатели сделали всё, чтобы логотип легендарного издательства не ассоциировался с телесериалом, и принципиально не выступают с разъяснениями касательно того, разворачиваются ли события в Кинематографической вселенной Marvel – или это нечто самостоятельное. Вопрос достаточно существенный – и не столько в юридическо-коммерческом, сколько в художественном плане. На сеансе обращает на себя внимание, что «Хелстром» в сугубо эстетическом отношении имеет лишь отдалённое (очень, очень отдалённое) сходство с другими кинокомиксами на оккультную тематику – вроде цикла про Хеллбоя или даже «Константина: Повелителя тьмы» /2005/. С подачи Сбышевски режиссёры старательно следуют в русле традиций классических жанровых образчиков, прежде всего прочего ориентируясь на киноленты, ставшие вехами хоррора: на «Ребёнка Розмари» /1968/ Романа Поланского, «Изгоняющего дьявола» /1973/ Уильяма Фридкина, «Омен» /1976/ Ричарда Доннера (1). Деймон (трудно не заметить созвучия с термином «the demon»!) и Сатана, предпочитающая сокращённую форму имени – Ана, разумеется, обладают сверхъестественными способностями, но действующих лиц «Хелстрома» лишь с большой натяжкой можно разделить на воинства супергероев и суперзлодеев. Здесь доминирует иная логика развития характеров, подчинённая религиозно-мистическим (с вкраплениями научных представлений) законам, что воспринимается, безусловно, достоинством произведения. Авторы придумали любопытную драматическую ситуацию. Деймон, научившийся контролировать колоссальную деструктивную силу, которой обладает с рождения, посвятил себя экзорцизму, но при этом – не в состоянии одержать верх над зловещей сущностью, поработившей тело матери Виктории, десятилетиями находящейся в стенах психиатрической клиники. Ана же, заручившись поддержкой Криса Йена, занята восстановлением справедливости, методично лишая жизни подонков, оставшихся вне досягаемости закона. Брату с сестрой, давно не общавшимся и слегка недолюбливающим друг друга, приходится объединиться в свете пугающего известия: в наш бренный мир намерен вернуться их отец – могущественный демон, мстящий роду людскому и оставивший неизгладимые раны в душах детей. Кроме того, параллельно функционирует теневая организация «Кровь», провозгласившая целью нейтрализовывать (весьма оригинальным и, кстати, небесспорным с нравственной точки зрения способом) исчадья ада, вселяющиеся в ничего не подозревающих индивидов. Её руководители убеждены, что младшие Хелстромы рано или поздно не выдержат, уступят соблазнам – и природа одержит верх, что грозит колоссальными бедами. Таким образом, герои вынуждены сражаться на два фронта, притом что обстановка усугубляется не по дням, а по часам. Грядёт грандиозная битва. Сюжет «Хелстрома» разворачивается стремительно – куда более стремительно (несмотря на несопоставимый хронометраж!), чем в тех же постановках Поланского, Фридкина и даже Доннера. Возможно, местами это несколько снижает саспенс, зато на протяжении сеанса (во всяком случае – десяти серий первого сезона) не возникает и намёка на скуку. Мало того, кинодраматургам удалось изящно выдержать принцип нарастания: мощь инфернальных противников увеличивается – и остаётся совсем мало времени до решающей схватки. Мардук с подопечными прибегают не только к грубой силе, но прежде всего – к коварству, к изощрённому обману, к циничной эксплуатации слабостей человеческой натуры. Стоит Деймону, Ане, посланнице Ватикана Габриэлле Россетти, возглавляющей лечебницу для душевнобольных Луизе Хастингс и Хранителю Генри на мгновение утратить бдительность, как зловещий супостат перехватывает инициативу – и наносит удар в той области, где товарищи этого меньше всего ждут. Словом, детище Сбышевски обладает весьма высоким потенциалом зрелищности, включая визуальные эффекты, о которых упомянутые выше мастера в своё время не смели и мечтать. Но Пол остался верен предшественникам ещё и в том отношении, что не ограничивается задачей напугать аудиторию, прекрасно отдавая себе отчёт, что мистические мотивы – всего лишь преломление извечных нравственных категорий. Самим Деймону (к слову, профессору этики) и Ане не только приходится бороться со злом, творимым вовне, но и подавлять «генетические», идущие из глубин подсознания импульсы. И сыну невыразимо трудно смириться с мыслью, что пациентка клиники – уже давно не его мать. Массу вопросов вызывает деятельность «Крови», заставляя задуматься о цене, какую приходится платить, чтобы не позволить разъярённым духам очутиться на воле. Наконец, главная дилемма возникает под конец первого сезона, с предстоящим рождением младенца, выглядящего невинным, но… Не чересчур ли наивны надежды на то, что воспитание не позволит ребёнку Габриэллы подпасть под влияние могущественного родителя, ежели тот предстанет во плоти? Или правы члены секты, считающие, что хелстромово семя априорно несёт угрозу, а посему – должно быть изведено на корню?.. Впрочем, как раз из-за развязки (частично девятая и вся десятая серии) общее впечатление немного снижается. Я прекрасно понимаю, что авторам требовалось оставить задел на продолжение истории, и в заключительных кадрах недвусмысленно сообщается, что победа оказалась временной, что по-настоящему жаркая битва сил добра и зла – ещё предстоит (будет длиться вечно?). И всё-таки, наблюдая за ходом напряжённого противостояния, волей-неволей ждёшь величественной, отмеченной чуть ли не эпическим размахом кульминации, особенно после того момента, как врагу рода человеческого удалось проникнуть в стан противника, подчинив волю Деймона и превратив женщину-агента святой Римско-католической церкви в «сосуд». Увы, сценаристы, заставлявшие не на шутку переживать за судьбу «положительных» персонажей, не рискнули пожертвовать кем-то из них, добившись тем самым максимального драматизма. Другое дело, что явившийся собственной персоной Мардук, не посмевший тронуть нового Хранителя, тем не менее нашёл предельно наглядный способ продемонстрировать свою мощь. По меньшей мере ещё один сезон предстоит, по-видимому, увлекательный. _______ 1 – Между прочим, неслучайно все три недавно получили вторую жизнь именно на телевидении.