Что ни говори, а ужастики (или, как их нынче стыдливо именуют, мистические фильмы) – сегодня второсортный жанр. Времена Хичкока минули безвозвратно, теперь кино-страшилки клепают на коленке дилетанты или откровенные неудачники, обреченные за микроскопический бюджет охмурять зрителей экранными потемками, закадровыми охами, скрипами и вздохами, мелькающими тенями и прочей детсадовской мишурой. Но, к счастью, до сих пор изредка встречаются исключения. Это происходит, когда крепкий профессионал то ли от скуки, то ли с похмелья берется доказать миру: даже привередливого зрителя можно неплохо развлечь старым-добрым ужастиком. В число таких умельцев входит Ён Сон-хо, один из создателей «Поезда на Пусан», того самого революционного фильма, который буквально реанимировал жанр зомби-хоррора. Поэтому я не отказал себе в удовольствии посмотреть мини-сериал «Проклятый» (или «Чудовищный»), к которому мастер-попугастер приложил руку. И я не пожалел об этом.
Небольшой городок где-то в Южной Корее. В его окрестностях когда-то находился старинный буддийский храм эпохи Корё (так называлось средневековое корейское государство). Кто-то и почему-то решил порыться на этом месте. Наверное, для реализации какой-нибудь коррупционной схемы прямо посреди леса затеют очередную стройку века. Хитрая морда местного мэра сразу дает понять проницательному зрителю, что здесь явно нечисто. Однако дело принимает неожиданный оборот, строители откапывают голову гигантской статуи Будды, ее глаза скрыты повязкой, на которой видны какие-то непонятные письмена. О находке узнают монахи, они сразу ее идентифицируют: голова принадлежит статуе Проклятого Будды, в которую вселился злющий демон, а он за долгое время заточения успел обозлиться еще сильнее (вспомните аналогичную историю из «Старика Хоттабыча»). На повязке охранительные заклинания, так что снимать ее ни за что не следует. Мэр, разумеется, первым делом велит повязку снять и доставить находку в городской Дворец культуры (или как там эти заведения у корейцев называются), чтобы приманивать туристов для пополнения местного бюджета и собственного кармана.
А по легенде (монахи предупреждали), кто в глазки буддиные заглянет – тому не поздоровится. Этого Гаутаму (скорее все же Амитабху, там ведь у них сплошная Махаяна, да еще и в изводе Чань-буддизма), когда-то будланула некая глокая куздра. Больше об этом ничего определенного сказать нельзя. Естественно, в городе начинаются всяческие безобразия: сначала с небес проливается черный дождь, а потом население постепенно превращается в зомби со всеми кровью вытекающими и мозгами вылетающими последствиями.
Монахи попались прогрессивные, они не чураются общения с наукой, а потому за помощью обращаются к настоящим ученым. Это супружеская пара (они дочурку потеряли, у них, как и полагается для вящего драматизма, в анамнезе большое семейное горе) Чон Ки-хун, которого сыграл актер Ку Гё-хван, и Ли Су-джин (Шин Хён-бин). Парочка занятная. Он, когда-то именитый археолог, оставил преподавательскую деятельность в университете и стал подвизаться в монетизации оккультной чепухи. То есть проделал такой изящный пируэт: из ученого превратился в лжеученого. Специальность его супруги во всех аннотациях у нас почему-то именуют «криптоаналитик», хотя по сюжету ясно, что госпожа Ли написала монументальную работу «Исследования буддийского искусства в Восточной Азии». Ей для освоения этого направления пришлось выучить несколько языков, включая тибетский. А потому она может разобрать, что там написано на злополучной повязке. Для справки: криптоаналитиком принято называть специалиста по взлому шифров. А наша дама – кабинетный буддолог. Итак, в городе воцаряется жуткий хаос, а наши ученые супруги приступают к работе.
С точки зрения элементарной логики и просто здравого смысла отдельные сюжетные ходы сериала вызывают некоторые сомнения, однако на это вскоре перестаешь обращать внимание. Чему имеются как минимум две причины. Первая: система Станиславского может быть творчески использована не только актерами, но и режиссерами. Если создатель картины сам поверит в то, что натворил на экране, тогда он сможет убедить зрителя в том, что эта лабуда вполне соотносится с реальностью. Авторам «Проклятого», судя по всему, сеанс творческого самогипноза удался на славу. Наверное, нужно где-то в глубине души оставаться маленьким ребенком, прячущимся под одеялом от ночных гостей из стенного шкафа, чтобы с таким смаком излагать монструозные байки. Не стоит забывать и об экономическом эффекте такой самонастройки. Вспомните сентенцию Овидия: «Выгодны боги для нас – коли выгодны, будем в них верить!». Замените «боги» на «монстры» – получите рецепт успешного производства экранных ужасов. Так что этим людям можно только позавидовать, если они не сидят на антидепрессантах, разумеется.
Вторая. Искусное переплетение реалистических деталей с элементами фантастическими. Это уже в духе произведений Стивена Кинга. Городок, куда привезли зловещую статую, живет обычной жизнью, его население задавлено бытом. Тут вам и разборки между подростками из местной банды, и педагогические эксцессы в неполных семьях, и фермерские невзгоды, осложняемые коррупционными происками чиновников – всё течет по своим законам. И вдруг случается неожиданное: какой-то черный дождь заливает сельхозугодья, а тихий подросток превращается в свирепого убийцу. И мертвые с косами стоят… то есть призраки начинают оказывать психологическое давление на мирных граждан.
Потом начинается самое приятное: поклонники «Поезда в Пусан» могут насладиться зрелищем злодеяний неугомонных зомби. Они не бродят вперевалку, как это повелось со времен того еще клипа Майкла Джексона. Эти твари перемещаются в пространстве с пронырливостью изголодавшихся тараканов, гоняя стада пока-еще-живых-собратьев, словно волки, пирующие в овчарне. Что касается истории со статуей, то это уже просто вишенка на торте. Нужно ведь и мораль какую-никакую обозначить. Вот не стали вы соблюдать священную дзенскую заповедь «увидишь Будду – убей Будду» – вам и прилетело. Так что, граждане, будьте осторожны с сакральными артефактами. И да пребудет с вами Ваджрачхедикапраджняпарамитасутра!
7
,2
2022, Южная Корея, Детективы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что ни говори, а ужастики (или, как их нынче стыдливо именуют, мистические фильмы) – сегодня второсортный жанр. Времена Хичкока минули безвозвратно, теперь кино-страшилки клепают на коленке дилетанты или откровенные неудачники, обреченные за микроскопический бюджет охмурять зрителей экранными потемками, закадровыми охами, скрипами и вздохами, мелькающими тенями и прочей детсадовской мишурой. Но, к счастью, до сих пор изредка встречаются исключения. Это происходит, когда крепкий профессионал то ли от скуки, то ли с похмелья берется доказать миру: даже привередливого зрителя можно неплохо развлечь старым-добрым ужастиком. В число таких умельцев входит Ён Сон-хо, один из создателей «Поезда на Пусан», того самого революционного фильма, который буквально реанимировал жанр зомби-хоррора. Поэтому я не отказал себе в удовольствии посмотреть мини-сериал «Проклятый» (или «Чудовищный»), к которому мастер-попугастер приложил руку. И я не пожалел об этом. Небольшой городок где-то в Южной Корее. В его окрестностях когда-то находился старинный буддийский храм эпохи Корё (так называлось средневековое корейское государство). Кто-то и почему-то решил порыться на этом месте. Наверное, для реализации какой-нибудь коррупционной схемы прямо посреди леса затеют очередную стройку века. Хитрая морда местного мэра сразу дает понять проницательному зрителю, что здесь явно нечисто. Однако дело принимает неожиданный оборот, строители откапывают голову гигантской статуи Будды, ее глаза скрыты повязкой, на которой видны какие-то непонятные письмена. О находке узнают монахи, они сразу ее идентифицируют: голова принадлежит статуе Проклятого Будды, в которую вселился злющий демон, а он за долгое время заточения успел обозлиться еще сильнее (вспомните аналогичную историю из «Старика Хоттабыча»). На повязке охранительные заклинания, так что снимать ее ни за что не следует. Мэр, разумеется, первым делом велит повязку снять и доставить находку в городской Дворец культуры (или как там эти заведения у корейцев называются), чтобы приманивать туристов для пополнения местного бюджета и собственного кармана. А по легенде (монахи предупреждали), кто в глазки буддиные заглянет – тому не поздоровится. Этого Гаутаму (скорее все же Амитабху, там ведь у них сплошная Махаяна, да еще и в изводе Чань-буддизма), когда-то будланула некая глокая куздра. Больше об этом ничего определенного сказать нельзя. Естественно, в городе начинаются всяческие безобразия: сначала с небес проливается черный дождь, а потом население постепенно превращается в зомби со всеми кровью вытекающими и мозгами вылетающими последствиями. Монахи попались прогрессивные, они не чураются общения с наукой, а потому за помощью обращаются к настоящим ученым. Это супружеская пара (они дочурку потеряли, у них, как и полагается для вящего драматизма, в анамнезе большое семейное горе) Чон Ки-хун, которого сыграл актер Ку Гё-хван, и Ли Су-джин (Шин Хён-бин). Парочка занятная. Он, когда-то именитый археолог, оставил преподавательскую деятельность в университете и стал подвизаться в монетизации оккультной чепухи. То есть проделал такой изящный пируэт: из ученого превратился в лжеученого. Специальность его супруги во всех аннотациях у нас почему-то именуют «криптоаналитик», хотя по сюжету ясно, что госпожа Ли написала монументальную работу «Исследования буддийского искусства в Восточной Азии». Ей для освоения этого направления пришлось выучить несколько языков, включая тибетский. А потому она может разобрать, что там написано на злополучной повязке. Для справки: криптоаналитиком принято называть специалиста по взлому шифров. А наша дама – кабинетный буддолог. Итак, в городе воцаряется жуткий хаос, а наши ученые супруги приступают к работе. С точки зрения элементарной логики и просто здравого смысла отдельные сюжетные ходы сериала вызывают некоторые сомнения, однако на это вскоре перестаешь обращать внимание. Чему имеются как минимум две причины. Первая: система Станиславского может быть творчески использована не только актерами, но и режиссерами. Если создатель картины сам поверит в то, что натворил на экране, тогда он сможет убедить зрителя в том, что эта лабуда вполне соотносится с реальностью. Авторам «Проклятого», судя по всему, сеанс творческого самогипноза удался на славу. Наверное, нужно где-то в глубине души оставаться маленьким ребенком, прячущимся под одеялом от ночных гостей из стенного шкафа, чтобы с таким смаком излагать монструозные байки. Не стоит забывать и об экономическом эффекте такой самонастройки. Вспомните сентенцию Овидия: «Выгодны боги для нас – коли выгодны, будем в них верить!». Замените «боги» на «монстры» – получите рецепт успешного производства экранных ужасов. Так что этим людям можно только позавидовать, если они не сидят на антидепрессантах, разумеется. Вторая. Искусное переплетение реалистических деталей с элементами фантастическими. Это уже в духе произведений Стивена Кинга. Городок, куда привезли зловещую статую, живет обычной жизнью, его население задавлено бытом. Тут вам и разборки между подростками из местной банды, и педагогические эксцессы в неполных семьях, и фермерские невзгоды, осложняемые коррупционными происками чиновников – всё течет по своим законам. И вдруг случается неожиданное: какой-то черный дождь заливает сельхозугодья, а тихий подросток превращается в свирепого убийцу. И мертвые с косами стоят… то есть призраки начинают оказывать психологическое давление на мирных граждан. Потом начинается самое приятное: поклонники «Поезда в Пусан» могут насладиться зрелищем злодеяний неугомонных зомби. Они не бродят вперевалку, как это повелось со времен того еще клипа Майкла Джексона. Эти твари перемещаются в пространстве с пронырливостью изголодавшихся тараканов, гоняя стада пока-еще-живых-собратьев, словно волки, пирующие в овчарне. Что касается истории со статуей, то это уже просто вишенка на торте. Нужно ведь и мораль какую-никакую обозначить. Вот не стали вы соблюдать священную дзенскую заповедь «увидишь Будду – убей Будду» – вам и прилетело. Так что, граждане, будьте осторожны с сакральными артефактами. И да пребудет с вами Ваджрачхедикапраджняпарамитасутра!