Большое, как известно, видится на расстоянии. Вот, например, Лев Толстой очень достоверно описал войну 1812 года, хотя сам смог поучаствовать только в Крымской войне. И английский писатель Уинстон Грэм, который творил во второй половине прошлого века, описал события конца XVIII века не менее убедительно, чем Джейн Остин. По крайней мере, если судить по экранизациям произведений этих писателей.
Сами англичане не сильно известного у нас Грэма, полагаю, считают классиком (у них для таких творцов даже есть специальный термин: классик второго ряда), поскольку вышедший несколько лет назад телесериал «Полдарк» – уже не первая попытка перенести на экран похождения героев Грэма. И, судя по всему, солидную репутацию писателя очередная экранная версия его романов подорвать не сможет. Все получилось достаточно добротно, убедительно, интересно. Местами даже красиво. Именно к такому выводу можно прийти после просмотра первого сезона «Полдарка».
Росс Полдарк (Эйдан Тёрнер), насколько можно судить по экранной версии (с бумажным вариантом эпопеи, скажу честно, не знаком), принадлежит к сословию сквайров: нетитулованному британскому дворянству, мелким землевладельцам. Владения Полдарков располагаются в Корнуолле – это самый крайний юго-западный «хвост» Соединенного Королевства. Захолустье, но с традициями. Отсюда родом легендарный король Артур. Отец Росса – младший брат в своем роду, а потому по правилам майората ему достались не самые аппетитные куски наследственных владений: это медная шахта, дом, несколько бараков, в которых обитают шахтеры, и участок земли, чье плодородие внушает серьезные опасения за высаженные там сельскохозяйственные культуры (картофель в то время не пользовался популярностью даже у ирландцев). Поскольку в горнодобывающей отрасли Корнуолла в то время разразился кризис, хозяйство отца Росса пришло в полный упадок. Парень, который успел связаться с контрабандистами, от греха подальше завербовался в действующую армию, пребывающую в состоянии безнадежной войны с американскими инсургентами. Росс получает героическое ранение на поле боя, дослуживается до звания капитана и после бесславного прекращения боевых действия войсками его величества возвращается в родные края. Тут, как водится в романтических историях, его ждет мерзость запустения: отец умер, шахта затоплена, слуги разбежались или пьянствуют. А еще возлюбленная Росса – прекрасная Элизабет (Хейда Рид) – не вынесла трехлетней разлуки и, сломленная слухами о гибели Росса, выходит замуж за его кузена Фрэнсиса (Кайл Соллер).
Дядя Чарльз, отец Фрэнсиса, опасаясь, что племянник отобьет у рохли сына невесту, предлагает Россу оплатить его обучение в Оксфорде/Лондоне на юриста/священника/черта-в-ступе – только бы он с глаз долой убрался. Но племянник у Чарльза оказался настырный, эдакой уральской закалки. Хочу, говорит, быть хозяином медной норы: если в папину шахту надлежащим образом инвестировать, потом ее реконструировать – она прибыль такую даст, что мало не покажется. Тут по всем канонам мелодраматического жанра, хорошо освоенного уже двести с лишним лет назад, начинаются метания (по поводу Элизабет и неуклонно приходящей ей на смену обаяшке простушке Демельзы в исполнении Элеонор Томлинсон), происки (их обеспечивает антагонист главного героя – злобный красавец Джордж Уорлегган (Джек Фартинг), выскочка-банкир) и прочие страсти. Нам преподносят в надлежащих пропорциях нежные взгляды, мерзкие интриги, встречи на рассвете/закате, дуэли, мордобои, судебные дебаты, кулуарные наговоры. И параллельно, в самом неспешном темпе, нам демонстрируют перипетии производственно-финансового триллера: молодой неопытный бизнесмен пытается реализовать рискованный стартап, для чего изыскивает инвестиции, производит заимствования, организует привлечение персонала на кабальных условиях.
А, между тем, неумолимо приближается революционная эпоха. На континенте Франция вот-вот разразится революцией социальной, Англия беременна революцией промышленной. Материала для показа зрителю сериала еще на протяжении нескольких сезонов хватает.
Хорошая литературная основа для любого сериала – огромное преимущество. Мастеровитый писатель, создающий эпопею с прицелом на последующую экранизацию, позаботится о драматургии ключевых эпизодов, не позабудет рассыпать пригоршню пертурбаций, коллизий и апофеозов в нужных местах. Диалоги он пропишет с учетом речевой характеристики персонажей, при необходимости разбавит чрезмерный пафос любовных сцен ненавязчивым юморком. Все это Уинстон Грэм проделал на хорошем профессиональном уровне, а сценаристы сериала, судя по всему, грамотно использовали. Добавьте к этому замечательную картинку: великолепные пейзажи, крупные планы по мере необходимости, добротные костюмы (для жанра исторического сериала – немаловажный нюанс). К актерам больших претензий нет: хорошая английская школа, смотреть – одно удовольствие. Несколько выпадает (хотя бы по первому сезону) главный негодяй Джордж Уорлегган. Уж слишком мелким и нерешительным выглядит его негодяйство. Пакостит по мелочам, словно кошка, которая гадит в неположенном месте. Противно, убирать неохота, а убивать вроде пока не за что. Будем надеяться, по мере развития сериала он сподобится на что-то более грандиозное.
Мне всегда интересен исторический контекст, на фоне которого развиваются любовные страсти-мордасти. С этой точки зрения «Полдарк» дает пищу для размышлений. Здесь свою роль сыграл как раз тот промежуток времени, который отделяет авторов сериала и романа от описываемых ими событий. Это может вызвать недопонимание у отдельных зрителей.
Простой пример. Дядя предлагает Россу деньги на обучение в Оксфорде: можешь учиться на юриста или священника, на кого захочешь. Но упрямец норовит остаться на своей земле, пытается восстановить плодородие наследственного участка, хочет реанимировать шахту. Он в своем уме? – подумает современный зритель. Очень даже в своем. Дело в том, что тогда доходность земельной ренты в среднем значительно превышала прибыль любого самого успешного юриста. Эпоха доминирования топ-менеджеров еще не наступила. Пока у тебя есть земля – ты точно привилегированный класс. Это было ясно любому современнику Джейн Остин, которой было неведомо, что она, оказывается, живет в эру начинающейся промышленной революции.
А тот же Грэм еще со школьной скамьи слышал, что паровой двигатель изобретался не для паровоза, а для откачивания воды из затопленных шахт. У Росса Полдарка эта проблема стоит, что называется, в полный рост. И формирование полноценной финансовой системы с использованием таких инструментов, как кредит, страхование, акционирование бизнеса в Великобритании начиналось именно в то время. Вот-вот сюда понаедут Ротшильды. Показать это в деталях – это же так интересно! К сожалению (на мой сугубо мужской взгляд), авторам сериала не удалось в полной мере гармоничное сочетание мелодраматической составляющей и производственно-финансовой компоненты. Будем надеяться, исторический клон «Волка с Уолл-стрит» нам когда-нибудь продемонстрируют. Жаль, что не на этот раз.
Зато историко-культурный контекст на экране представлен мощно. Например, традиционное для английской литературы развитие темы «джентльмен и его слуги», «сквайры и их арендаторы». В России в то время дворяне крепостных на конюшне пороли. А в «Полдарке» старина Джуд ворчит на хозяина: не по-дружески это как-то, несправедливо. В России любой Обломов не поленился бы за такие речи с дивана подняться – и по мордасам! А в Корнуолле – ничего подобного. Барин садится на коня и ну скакать по приморским пейзажам! На такой демократизм у нас был способен только дон Румата в исполнении Ярмольника. Так ведь это же фантастика!
А сцена, когда Росс вступает в кулачный поединок с простолюдином из-за его дочурки – вот вам демонстрация спортивного британского духа. Забавные мелочи тоже способны добавить интерес к просмотру сериала. Для пытливого ума, по крайней мере.
8
,1
2015-2018, Драмы
4 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Большое, как известно, видится на расстоянии. Вот, например, Лев Толстой очень достоверно описал войну 1812 года, хотя сам смог поучаствовать только в Крымской войне. И английский писатель Уинстон Грэм, который творил во второй половине прошлого века, описал события конца XVIII века не менее убедительно, чем Джейн Остин. По крайней мере, если судить по экранизациям произведений этих писателей. Сами англичане не сильно известного у нас Грэма, полагаю, считают классиком (у них для таких творцов даже есть специальный термин: классик второго ряда), поскольку вышедший несколько лет назад телесериал «Полдарк» – уже не первая попытка перенести на экран похождения героев Грэма. И, судя по всему, солидную репутацию писателя очередная экранная версия его романов подорвать не сможет. Все получилось достаточно добротно, убедительно, интересно. Местами даже красиво. Именно к такому выводу можно прийти после просмотра первого сезона «Полдарка». Росс Полдарк (Эйдан Тёрнер), насколько можно судить по экранной версии (с бумажным вариантом эпопеи, скажу честно, не знаком), принадлежит к сословию сквайров: нетитулованному британскому дворянству, мелким землевладельцам. Владения Полдарков располагаются в Корнуолле – это самый крайний юго-западный «хвост» Соединенного Королевства. Захолустье, но с традициями. Отсюда родом легендарный король Артур. Отец Росса – младший брат в своем роду, а потому по правилам майората ему достались не самые аппетитные куски наследственных владений: это медная шахта, дом, несколько бараков, в которых обитают шахтеры, и участок земли, чье плодородие внушает серьезные опасения за высаженные там сельскохозяйственные культуры (картофель в то время не пользовался популярностью даже у ирландцев). Поскольку в горнодобывающей отрасли Корнуолла в то время разразился кризис, хозяйство отца Росса пришло в полный упадок. Парень, который успел связаться с контрабандистами, от греха подальше завербовался в действующую армию, пребывающую в состоянии безнадежной войны с американскими инсургентами. Росс получает героическое ранение на поле боя, дослуживается до звания капитана и после бесславного прекращения боевых действия войсками его величества возвращается в родные края. Тут, как водится в романтических историях, его ждет мерзость запустения: отец умер, шахта затоплена, слуги разбежались или пьянствуют. А еще возлюбленная Росса – прекрасная Элизабет (Хейда Рид) – не вынесла трехлетней разлуки и, сломленная слухами о гибели Росса, выходит замуж за его кузена Фрэнсиса (Кайл Соллер). Дядя Чарльз, отец Фрэнсиса, опасаясь, что племянник отобьет у рохли сына невесту, предлагает Россу оплатить его обучение в Оксфорде/Лондоне на юриста/священника/черта-в-ступе – только бы он с глаз долой убрался. Но племянник у Чарльза оказался настырный, эдакой уральской закалки. Хочу, говорит, быть хозяином медной норы: если в папину шахту надлежащим образом инвестировать, потом ее реконструировать – она прибыль такую даст, что мало не покажется. Тут по всем канонам мелодраматического жанра, хорошо освоенного уже двести с лишним лет назад, начинаются метания (по поводу Элизабет и неуклонно приходящей ей на смену обаяшке простушке Демельзы в исполнении Элеонор Томлинсон), происки (их обеспечивает антагонист главного героя – злобный красавец Джордж Уорлегган (Джек Фартинг), выскочка-банкир) и прочие страсти. Нам преподносят в надлежащих пропорциях нежные взгляды, мерзкие интриги, встречи на рассвете/закате, дуэли, мордобои, судебные дебаты, кулуарные наговоры. И параллельно, в самом неспешном темпе, нам демонстрируют перипетии производственно-финансового триллера: молодой неопытный бизнесмен пытается реализовать рискованный стартап, для чего изыскивает инвестиции, производит заимствования, организует привлечение персонала на кабальных условиях. А, между тем, неумолимо приближается революционная эпоха. На континенте Франция вот-вот разразится революцией социальной, Англия беременна революцией промышленной. Материала для показа зрителю сериала еще на протяжении нескольких сезонов хватает. Хорошая литературная основа для любого сериала – огромное преимущество. Мастеровитый писатель, создающий эпопею с прицелом на последующую экранизацию, позаботится о драматургии ключевых эпизодов, не позабудет рассыпать пригоршню пертурбаций, коллизий и апофеозов в нужных местах. Диалоги он пропишет с учетом речевой характеристики персонажей, при необходимости разбавит чрезмерный пафос любовных сцен ненавязчивым юморком. Все это Уинстон Грэм проделал на хорошем профессиональном уровне, а сценаристы сериала, судя по всему, грамотно использовали. Добавьте к этому замечательную картинку: великолепные пейзажи, крупные планы по мере необходимости, добротные костюмы (для жанра исторического сериала – немаловажный нюанс). К актерам больших претензий нет: хорошая английская школа, смотреть – одно удовольствие. Несколько выпадает (хотя бы по первому сезону) главный негодяй Джордж Уорлегган. Уж слишком мелким и нерешительным выглядит его негодяйство. Пакостит по мелочам, словно кошка, которая гадит в неположенном месте. Противно, убирать неохота, а убивать вроде пока не за что. Будем надеяться, по мере развития сериала он сподобится на что-то более грандиозное. Мне всегда интересен исторический контекст, на фоне которого развиваются любовные страсти-мордасти. С этой точки зрения «Полдарк» дает пищу для размышлений. Здесь свою роль сыграл как раз тот промежуток времени, который отделяет авторов сериала и романа от описываемых ими событий. Это может вызвать недопонимание у отдельных зрителей. Простой пример. Дядя предлагает Россу деньги на обучение в Оксфорде: можешь учиться на юриста или священника, на кого захочешь. Но упрямец норовит остаться на своей земле, пытается восстановить плодородие наследственного участка, хочет реанимировать шахту. Он в своем уме? – подумает современный зритель. Очень даже в своем. Дело в том, что тогда доходность земельной ренты в среднем значительно превышала прибыль любого самого успешного юриста. Эпоха доминирования топ-менеджеров еще не наступила. Пока у тебя есть земля – ты точно привилегированный класс. Это было ясно любому современнику Джейн Остин, которой было неведомо, что она, оказывается, живет в эру начинающейся промышленной революции. А тот же Грэм еще со школьной скамьи слышал, что паровой двигатель изобретался не для паровоза, а для откачивания воды из затопленных шахт. У Росса Полдарка эта проблема стоит, что называется, в полный рост. И формирование полноценной финансовой системы с использованием таких инструментов, как кредит, страхование, акционирование бизнеса в Великобритании начиналось именно в то время. Вот-вот сюда понаедут Ротшильды. Показать это в деталях – это же так интересно! К сожалению (на мой сугубо мужской взгляд), авторам сериала не удалось в полной мере гармоничное сочетание мелодраматической составляющей и производственно-финансовой компоненты. Будем надеяться, исторический клон «Волка с Уолл-стрит» нам когда-нибудь продемонстрируют. Жаль, что не на этот раз. Зато историко-культурный контекст на экране представлен мощно. Например, традиционное для английской литературы развитие темы «джентльмен и его слуги», «сквайры и их арендаторы». В России в то время дворяне крепостных на конюшне пороли. А в «Полдарке» старина Джуд ворчит на хозяина: не по-дружески это как-то, несправедливо. В России любой Обломов не поленился бы за такие речи с дивана подняться – и по мордасам! А в Корнуолле – ничего подобного. Барин садится на коня и ну скакать по приморским пейзажам! На такой демократизм у нас был способен только дон Румата в исполнении Ярмольника. Так ведь это же фантастика! А сцена, когда Росс вступает в кулачный поединок с простолюдином из-за его дочурки – вот вам демонстрация спортивного британского духа. Забавные мелочи тоже способны добавить интерес к просмотру сериала. Для пытливого ума, по крайней мере.