Ричарда Аттенборо и сценариста Джона Брайли трудно заподозрить в стремлении обелить (обелить хотя бы частично) политику Британской империи в Индии – и, тем более, умолчать о преступлениях, совершённых колониальными властями. И тем не менее авторы замечательного биографического фильма «Ганди» /1982/ неслучайно вложили в уста заглавному персонажу фразу: «Мы прошли долгий путь вместе с британцами. Когда они уйдут, мы хотели бы видеть их друзьями». Более того, вполне веришь, что приверженец философии сатьяграха действительно говорил нечто подобное. Схожих со взглядами «отца нации», взвешенных, вполне разумных воззрений придерживаются, судя по всему, многие индийцы. Вот и Гуриндер Чадха, если и не утверждала чего-то такого публично, наверняка согласна с Махатмой Ганди по существу. Она родилась в Найроби в 1960-м год (до обретения Кенией независимости), но с раннего детства жила и воспитывалась в Лондоне. Тем не менее интерес к исторической родине проявился очень рано – ещё в бытность работы (в период «тэтчеризма») журналисткой в новостной службе BBC. Гуриндер чуть ли не в момент прихода в кинематограф продекларировала главную тему своего творчества – взаимоотношений двух культур, далеко не столь простого и однозначного, как видится со стороны. Взаимоотношений в разных аспектах. Это может быть рассказ о подругах разных возрастов («Бхаджи на пляже» /1993/). История дружбы индианки и англичанки – девочек-подростков, постигающих премудрости женского футбола («Играй, как Бекхэм» /2002/). Переложение на язык Болливуда классической прозы Джейн Остин («Невеста и предрассудки» /2004/)… Да мало ли существует вариаций?!
«Поместье в Индии» полностью укладывается в обозначенную линию, тем более что режиссёру и прежде (в «Доме вице-короля» /2017/) доводилось пробовать силы в жанре исторической драмы. К сожалению, пресс-служба телекомпании ITV – Independent Television успела выступить с официальным заявлением (1), сообщив, что, несмотря на открытый финал, принято решение не запускать в производство второй сезон. Сама Гуриндер Чадха высказалась в том духе, что чрезвычайно гордится детищем и соратниками. Досадно, конечно, но шесть серий общим хронометражем четыре с половиной часов предоставили ей массу интересных возможностей. Временем действия неслучайно выбран 1795-й год. Британская Ост-Индская компания, поработив Бенгалию, протягивает щупальца к территории, находящейся под властью падишаха Шаха Алама – правителя, невзирая на слепоту, на редкость прозорливого. Джон Бичэм пребывает в Дели с намерением получить лицензию купца и вести честную торговлю, однако чужак моментально попадает под подозрения к генералу Бенуа Кастийону – французскому военному советнику, знающему о прошлом отставного лейтенанта. «Хозяйственная» деятельность печально известного акционерного общества, варварски выкачивавшего богатства с покорённых территорий, облагавшего население неподъёмными налогами (спровоцировавшего массовый голод, прежде в тех благодатных краях неведомый), уже не составляла ни для кого секрета. Перед Джоном стоит непростая задача – доказать благородство намерений, готовность верой и правдой служить на благо новой отчизне, где хотел бы жить вместе с семьёй. Отныне «дом Бичэма» (именно так название переводится на русский язык дословно) находится там, в загадочной и экзотической для обитателей Старого Света стране.
Впрочем, из того обстоятельства, что Гуриндер Чадха не отказывает каждому конкретному индивиду в презумпции невиновности, вовсе не следует, что она считает людей безгрешными. Наоборот, каждый человек если и не подвержен постыдному пороку, то во всяком случае – вынужден действовать в объективно существующих ограничениях, стараясь соблюсти баланс собственных и чужих интересов. Озвучим совсем крамольную мысль: политические интриги возникают, как правило, вовсе не по чьей-то злой воле… Наследник падишаха точно не желал неприятностей Джону Бичэму, попросив втайне от своего могущественного родителя найти покупателя уникального бриллианта Агры: иных источников профинансировать армию для отпора англичанам попросту не было. Генерал Кастийон практикует, бесспорно, жестокие методы, но и в его уверениях в лояльности падишаху наличествует толика правды. Даже Сэмюэл Паркер, предавший боевого товарища, находит оправдание для подлых поступков… Так уж совпало, что чужеземец решил связать собственную судьбу с Индией в очень сложный период истории – незадолго до того, как великая цивилизация полностью (де-факто и де-юре) утратит независимость и превратится в источник накопления капитала. Вместе с тем авторы прозрачно намекают, что последующее восстановление суверенитета было бы невозможно не только без мужества предков, не сдавшихся без борьбы, но и без ценных уроков, преподанных такими личностями, как Бичэм.
«Поместье в Индии» определённо порадует любителей западноевропейских (в первую очередь – именно английских) телесериалов на историческом материале, стабильно отличающихся тщательностью реконструкции атмосферы ушедших эпох, немыслимой без роскошных декораций и костюмов, без блестящей операторской работой, без точной актёрской игрой. Такие постановки обладают поразительным свойством не устаревать, а иногда – воспринимаются с течением времени ещё интереснее и художественно значимее. Том Бейтман, пожалуй, пока не принадлежит к когорте ведущих «звёзд» экрана, но с завидным упорством копит роли, способные обеспечить славу талантливого артиста. Другое дело, что для Гуриндер Чадхи всё это, неизменно привлекательное для широкой аудитории, не являлось самоцелью. На передний план выходит извечный конфликт долга и чувства, усугубляемый запутанными внешними обстоятельствами и приобретающий причудливое звучание в ситуации переплетения (и невольного соперничества!) непохожих культур. Как бы искренне ни любил новую Родину, Бичэм не в силах наступить на горло собственной песне – и принести личное счастье в угоду тамошним традициям, пусть это и касается участи будущего махараджи, а значит, благополучия знатного рода. Причём любовная интрига, действующими лицами которой становятся сразу три женщины, тесно переплетается с политическими кознями – и это дополнительно осложняет ситуацию.
На протяжении шести серий хватает занимательных перипетий, всякий раз повергающих персонажей то в отчаяние, то в состояние невыразимой радости, попутно – вынуждая принимать непростые в нравственном отношении решения. Но залогом побед, подчас казавшихся недостижимыми, становятся не только личные качества как таковые. Режиссёр не устаёт подчёркивать, что Бичэм, ставший, овдовев, завидным женихом, потому и превосходил на голову противников (явных и тайных) и даже соратников, что был выше распространённых предрассудков. Предрассудков как английских, чтимых прежде всего почтенной матушкой (кстати, скрывающей от окружающих серьёзный изъян), так и индийских, насквозь пронизывающих повседневную жизнь представителей всех каст. В этом смысле пафос постановки Чадхи звучит весьма актуально и для XXI века. Гуриндер словно делится с миром собственным опытом избавления от суеверий, унаследованных от прошлого, и вместе с тем – опоры на накопленные многими поколениями (и на Западе, и на Востоке!) богатейшие традиции, обладающими ценностью выше, чем легендарные сокровища Агры.
_______
1 – В декабре прошлого года, одновременно выразив надежду, что произведение оценит телевизионная аудитория других стран, начиная с США.
7
,9
2019, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ричарда Аттенборо и сценариста Джона Брайли трудно заподозрить в стремлении обелить (обелить хотя бы частично) политику Британской империи в Индии – и, тем более, умолчать о преступлениях, совершённых колониальными властями. И тем не менее авторы замечательного биографического фильма «Ганди» /1982/ неслучайно вложили в уста заглавному персонажу фразу: «Мы прошли долгий путь вместе с британцами. Когда они уйдут, мы хотели бы видеть их друзьями». Более того, вполне веришь, что приверженец философии сатьяграха действительно говорил нечто подобное. Схожих со взглядами «отца нации», взвешенных, вполне разумных воззрений придерживаются, судя по всему, многие индийцы. Вот и Гуриндер Чадха, если и не утверждала чего-то такого публично, наверняка согласна с Махатмой Ганди по существу. Она родилась в Найроби в 1960-м год (до обретения Кенией независимости), но с раннего детства жила и воспитывалась в Лондоне. Тем не менее интерес к исторической родине проявился очень рано – ещё в бытность работы (в период «тэтчеризма») журналисткой в новостной службе BBC. Гуриндер чуть ли не в момент прихода в кинематограф продекларировала главную тему своего творчества – взаимоотношений двух культур, далеко не столь простого и однозначного, как видится со стороны. Взаимоотношений в разных аспектах. Это может быть рассказ о подругах разных возрастов («Бхаджи на пляже» /1993/). История дружбы индианки и англичанки – девочек-подростков, постигающих премудрости женского футбола («Играй, как Бекхэм» /2002/). Переложение на язык Болливуда классической прозы Джейн Остин («Невеста и предрассудки» /2004/)… Да мало ли существует вариаций?! «Поместье в Индии» полностью укладывается в обозначенную линию, тем более что режиссёру и прежде (в «Доме вице-короля» /2017/) доводилось пробовать силы в жанре исторической драмы. К сожалению, пресс-служба телекомпании ITV – Independent Television успела выступить с официальным заявлением (1), сообщив, что, несмотря на открытый финал, принято решение не запускать в производство второй сезон. Сама Гуриндер Чадха высказалась в том духе, что чрезвычайно гордится детищем и соратниками. Досадно, конечно, но шесть серий общим хронометражем четыре с половиной часов предоставили ей массу интересных возможностей. Временем действия неслучайно выбран 1795-й год. Британская Ост-Индская компания, поработив Бенгалию, протягивает щупальца к территории, находящейся под властью падишаха Шаха Алама – правителя, невзирая на слепоту, на редкость прозорливого. Джон Бичэм пребывает в Дели с намерением получить лицензию купца и вести честную торговлю, однако чужак моментально попадает под подозрения к генералу Бенуа Кастийону – французскому военному советнику, знающему о прошлом отставного лейтенанта. «Хозяйственная» деятельность печально известного акционерного общества, варварски выкачивавшего богатства с покорённых территорий, облагавшего население неподъёмными налогами (спровоцировавшего массовый голод, прежде в тех благодатных краях неведомый), уже не составляла ни для кого секрета. Перед Джоном стоит непростая задача – доказать благородство намерений, готовность верой и правдой служить на благо новой отчизне, где хотел бы жить вместе с семьёй. Отныне «дом Бичэма» (именно так название переводится на русский язык дословно) находится там, в загадочной и экзотической для обитателей Старого Света стране. Впрочем, из того обстоятельства, что Гуриндер Чадха не отказывает каждому конкретному индивиду в презумпции невиновности, вовсе не следует, что она считает людей безгрешными. Наоборот, каждый человек если и не подвержен постыдному пороку, то во всяком случае – вынужден действовать в объективно существующих ограничениях, стараясь соблюсти баланс собственных и чужих интересов. Озвучим совсем крамольную мысль: политические интриги возникают, как правило, вовсе не по чьей-то злой воле… Наследник падишаха точно не желал неприятностей Джону Бичэму, попросив втайне от своего могущественного родителя найти покупателя уникального бриллианта Агры: иных источников профинансировать армию для отпора англичанам попросту не было. Генерал Кастийон практикует, бесспорно, жестокие методы, но и в его уверениях в лояльности падишаху наличествует толика правды. Даже Сэмюэл Паркер, предавший боевого товарища, находит оправдание для подлых поступков… Так уж совпало, что чужеземец решил связать собственную судьбу с Индией в очень сложный период истории – незадолго до того, как великая цивилизация полностью (де-факто и де-юре) утратит независимость и превратится в источник накопления капитала. Вместе с тем авторы прозрачно намекают, что последующее восстановление суверенитета было бы невозможно не только без мужества предков, не сдавшихся без борьбы, но и без ценных уроков, преподанных такими личностями, как Бичэм. «Поместье в Индии» определённо порадует любителей западноевропейских (в первую очередь – именно английских) телесериалов на историческом материале, стабильно отличающихся тщательностью реконструкции атмосферы ушедших эпох, немыслимой без роскошных декораций и костюмов, без блестящей операторской работой, без точной актёрской игрой. Такие постановки обладают поразительным свойством не устаревать, а иногда – воспринимаются с течением времени ещё интереснее и художественно значимее. Том Бейтман, пожалуй, пока не принадлежит к когорте ведущих «звёзд» экрана, но с завидным упорством копит роли, способные обеспечить славу талантливого артиста. Другое дело, что для Гуриндер Чадхи всё это, неизменно привлекательное для широкой аудитории, не являлось самоцелью. На передний план выходит извечный конфликт долга и чувства, усугубляемый запутанными внешними обстоятельствами и приобретающий причудливое звучание в ситуации переплетения (и невольного соперничества!) непохожих культур. Как бы искренне ни любил новую Родину, Бичэм не в силах наступить на горло собственной песне – и принести личное счастье в угоду тамошним традициям, пусть это и касается участи будущего махараджи, а значит, благополучия знатного рода. Причём любовная интрига, действующими лицами которой становятся сразу три женщины, тесно переплетается с политическими кознями – и это дополнительно осложняет ситуацию. На протяжении шести серий хватает занимательных перипетий, всякий раз повергающих персонажей то в отчаяние, то в состояние невыразимой радости, попутно – вынуждая принимать непростые в нравственном отношении решения. Но залогом побед, подчас казавшихся недостижимыми, становятся не только личные качества как таковые. Режиссёр не устаёт подчёркивать, что Бичэм, ставший, овдовев, завидным женихом, потому и превосходил на голову противников (явных и тайных) и даже соратников, что был выше распространённых предрассудков. Предрассудков как английских, чтимых прежде всего почтенной матушкой (кстати, скрывающей от окружающих серьёзный изъян), так и индийских, насквозь пронизывающих повседневную жизнь представителей всех каст. В этом смысле пафос постановки Чадхи звучит весьма актуально и для XXI века. Гуриндер словно делится с миром собственным опытом избавления от суеверий, унаследованных от прошлого, и вместе с тем – опоры на накопленные многими поколениями (и на Западе, и на Востоке!) богатейшие традиции, обладающими ценностью выше, чем легендарные сокровища Агры. _______ 1 – В декабре прошлого года, одновременно выразив надежду, что произведение оценит телевизионная аудитория других стран, начиная с США.