В свете бурного (по сию пору неослабевающего) успеха сериала «Рики и Морти», стартовавшего в 2013-м году и выдержавшего вот уже пять сезонов, Джастину Ройланду и Майку МакМэхану, было, конечно, нетрудно получить карт-бланш на реализацию нового проекта. К тому же, «Обратная сторона Земли» (или «Солнечные противоположности», если перевести название буквально) решена в той же эстетике – и содержит привычный набор жанровых, тематических, стилистических и т.д. ингредиентов. Любителям новомодной CGI-анимации или традиционных (допустим, диснеевских по духу) мультфильмов подобная техника может показаться упрощённой, если не откровенно примитивной. Но это другой сегмент медиарынка – и требования к подобной продукции, соответственно, иные. Отдавая дань предшественникам, авторы даже вводят в восьмой серии образы Симпсонов, обещая незабываемое зрелище спортивного матча, в котором они объединятся с членами сумасбродной семейки против монстров из «Космического джема» /1996/. Следовательно, зрителей не только не шокируют, но должны искренне порадовать обилие скабрёзных шуток сексуального характера (1) и весьма раскованная речь действующих лиц, насыщенная (перенасыщенная?) нецензурной бранью. Конечно, Ройланд и МакМэхан могли бы заявить, что эпатаж, хоть и представляется неотъемлемой частью творческого процесса, всё же не является главным. Замысел, как ни крути, глубже.
Предпосылка, прямо скажем, не слишком оригинальна. Мало того что не счесть серьёзных кинопроизведений про пришельцев, вынужденных приспосабливаться к чуждым земным условиям, так ведь и пародий появилось уже изрядно. От «Альфа» /1986-90/, повествующего о прожорливом инопланетянине, вполне вписавшемся в фамилию Тэннеров, до «Третьей планеты от Солнца» /1996-2001/, где команда гостей из космоса внедрилась в городок Резерфорд с исследовательской миссией. Вспоминаются и приключения «яйцеголовых» Бельдара и Праймэтт, ожидающих возвращения на родной Ремулак, и подвиги «коммандо из пригорода» в исполнении силача Халка Хогана, и много что ещё. Джастин и Майк, собственно, не претендуют на звание первооткрывателей, что подтверждают многочисленные (разбросанные на протяжении всего повествования) отсылки к классике жанра. Напрашивается даже более смелый вывод. Сюжеты отдельных выпусков зиждутся на нехитрых допусках (вроде желания Корво добиться славы на поприще иллюзиониста или внезапно возникшей у товарищей тяги оборудовать мужскую «берлогу») и сами по себе не воспринимаются особо занятными. Гораздо интереснее наблюдать за тем, что именно тандем извлекает из придуманных драматических ситуаций.
«Взрослый» формат телевизионной анимации тем и хорош, что позволяет высказываться по злободневным вопросам без обиняков, рисуя в преувеличенном, гротесковом ключе общественные нравы по состоянию на текущий момент. Дескать, ныне уже никого не шокирует экранное насилие – вот и иноземные приятели не раздувают трагедию, когда из-за очередной нелепой случайности гибнет некоторое количество обывателей. А юные Юмулак и Джесси нашли замечательный способ мстить обидчикам, уменьшая граждан до пропорций Мальчика-с-пальчика и помещая их за прозрачную стену, точно морских свинок. Даже факт гибели прекрасного, словно утопия, небесного тела под названием Шлорп не вызывает особых сожалений. Бывшие шлорпиане больше озабочены обустройством быта на новом месте, починкой звездолёта да наблюдением за домашним животным Пупой, грозящим, если утратит стабильность, разнести Землю на мелкие кусочки. Очень современный подход!
К чистой сатире я бы отнёс, пожалуй, лишь седьмой сегмент («Терри и Корво крадут медведя»), практически полностью посвящённый невесёлой доле несчастных невольников. Там на удивление быстро сложилось полноценное общество: люди худо-бедно обустроились, облагородили пространство и по-своему смирились с правом Джесси распоряжаться чужими судьбами. И, разумеется, социум моментально разделился по классовому признаку, сформировались сопутствующие идеология и религия. Некто Герцог, взяв по контроль поступающие снаружи продовольственные ресурсы и выстроив чёткую иерархию, очутился на вершине пирамиды власти, ликвидировав соперников и объявив недовольных режимом террористами. На волне народного возмущения появляется мудрый лидер, возглавляющий мятеж, который перерастает в революцию, – и гуру… мгновенно перерождается, едва заняв кресло правителя. Что поделаешь, неверие в саму возможность изменения человеческой природы к лучшему – характерная черта нынешнего времени. Мол, негоже предаваться вредным иллюзиям… Но с какими текущими реалиями вынуждены иметь дело создатели «Обратной стороны Земли», явно преследовавшие цель высмеять подмеченные недостатки?
В первую очередь подвергаются развенчанию те достижения социального прогресса, которыми так гордятся идеологи свободного общества. Например, учительница-феминистка даёт ученицам (не ученикам!) задание разбить стеклянный потолок, то есть – в фигуральном смысле – найти в городе область, в которой девочки и девушки по-прежнему подвергаются дискриминации. Джесси пробует всё (пытается записаться в команду по американскому футболу, вступает в клуб любителей компьютерных игр и т.д.), пока не находит «гениальный» выход – основать собственную тайную организацию на женоненавистнических принципах. Но получает отпор – правильно! – от возмущённых парней… Абсурд? Да в том-то и дело, что преувеличили авторы самую малость. Или мотив с манипуляциями в ходе выборов Корво на пост президента ассоциации домовладельцев, чьи распоряжения (о покраске забора или форме крыши) становятся обязательными для собственников недвижимости. Или выпады в адрес жён, не дающих мужьям предаваться любимым занятиям. И прочая, прочая.
«Обратная сторона Земли», пожалуй, не претендует на точнейший и исчерпывающий слепок настроений «одноэтажной Америки», в отличие от тех же «Симпсонов» или «Южного Парка». Это-де бесполезно, так как время меняется стремительно и непрерывно. При всей внешней схожести воззрения Ройланда и МакМэхана отнюдь не идентичны взглядам Джеймса Л. Брукса с коллегами и Трея Паркера (с единомышленниками), чья позиция всё-таки оставалась двойственной: честный и задорный сатирический анализ общественных пороков на поверку не исключал спрятанного глубоко внутри – и иногда прорывающегося – чувства самоудовлетворённости. Нынешний подход жёстче и циничнее. Если смотреть глазами пары пришельцев, как бы умного и беспросветно тупого, жизнь на нашем перенаселённом небесном теле обречена. Обречена не из-за вероятной ядерной войны, пандемии, падения метеорита или ещё какой-нибудь напасти. Представители вида Homo sapiens утратили (во всяком случае близки к утрате) своего базового качества – разумности. Они и не замечают, что потеряли смысл существования, считая нормой бесцельное прозябание – тратя время на идиотской работе и не менее идиотских развлечениях. Собственно, даже наличие Пупы, этого милого питомца, несущего угрозу всему сущему в планетарных масштабах (и внезапно проявляющему феноменальные интеллектуальные способности), потому и не работает как саспенс, что биомассу – не жалко. Остаётся дождаться, в какую сторону события начнут развиваться во втором сезоне – укажут ли кинематографисты землянам хоть на какой-то путь спасения.
_______
1 – «Вершиной» в данном отношении стала краткая сцена любовных утех директора школы с помощницей – прямо на рабочем месте, в кабинете.
8
,3
2020-2021, США, Сериалы
2 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В свете бурного (по сию пору неослабевающего) успеха сериала «Рики и Морти», стартовавшего в 2013-м году и выдержавшего вот уже пять сезонов, Джастину Ройланду и Майку МакМэхану, было, конечно, нетрудно получить карт-бланш на реализацию нового проекта. К тому же, «Обратная сторона Земли» (или «Солнечные противоположности», если перевести название буквально) решена в той же эстетике – и содержит привычный набор жанровых, тематических, стилистических и т.д. ингредиентов. Любителям новомодной CGI-анимации или традиционных (допустим, диснеевских по духу) мультфильмов подобная техника может показаться упрощённой, если не откровенно примитивной. Но это другой сегмент медиарынка – и требования к подобной продукции, соответственно, иные. Отдавая дань предшественникам, авторы даже вводят в восьмой серии образы Симпсонов, обещая незабываемое зрелище спортивного матча, в котором они объединятся с членами сумасбродной семейки против монстров из «Космического джема» /1996/. Следовательно, зрителей не только не шокируют, но должны искренне порадовать обилие скабрёзных шуток сексуального характера (1) и весьма раскованная речь действующих лиц, насыщенная (перенасыщенная?) нецензурной бранью. Конечно, Ройланд и МакМэхан могли бы заявить, что эпатаж, хоть и представляется неотъемлемой частью творческого процесса, всё же не является главным. Замысел, как ни крути, глубже. Предпосылка, прямо скажем, не слишком оригинальна. Мало того что не счесть серьёзных кинопроизведений про пришельцев, вынужденных приспосабливаться к чуждым земным условиям, так ведь и пародий появилось уже изрядно. От «Альфа» /1986-90/, повествующего о прожорливом инопланетянине, вполне вписавшемся в фамилию Тэннеров, до «Третьей планеты от Солнца» /1996-2001/, где команда гостей из космоса внедрилась в городок Резерфорд с исследовательской миссией. Вспоминаются и приключения «яйцеголовых» Бельдара и Праймэтт, ожидающих возвращения на родной Ремулак, и подвиги «коммандо из пригорода» в исполнении силача Халка Хогана, и много что ещё. Джастин и Майк, собственно, не претендуют на звание первооткрывателей, что подтверждают многочисленные (разбросанные на протяжении всего повествования) отсылки к классике жанра. Напрашивается даже более смелый вывод. Сюжеты отдельных выпусков зиждутся на нехитрых допусках (вроде желания Корво добиться славы на поприще иллюзиониста или внезапно возникшей у товарищей тяги оборудовать мужскую «берлогу») и сами по себе не воспринимаются особо занятными. Гораздо интереснее наблюдать за тем, что именно тандем извлекает из придуманных драматических ситуаций. «Взрослый» формат телевизионной анимации тем и хорош, что позволяет высказываться по злободневным вопросам без обиняков, рисуя в преувеличенном, гротесковом ключе общественные нравы по состоянию на текущий момент. Дескать, ныне уже никого не шокирует экранное насилие – вот и иноземные приятели не раздувают трагедию, когда из-за очередной нелепой случайности гибнет некоторое количество обывателей. А юные Юмулак и Джесси нашли замечательный способ мстить обидчикам, уменьшая граждан до пропорций Мальчика-с-пальчика и помещая их за прозрачную стену, точно морских свинок. Даже факт гибели прекрасного, словно утопия, небесного тела под названием Шлорп не вызывает особых сожалений. Бывшие шлорпиане больше озабочены обустройством быта на новом месте, починкой звездолёта да наблюдением за домашним животным Пупой, грозящим, если утратит стабильность, разнести Землю на мелкие кусочки. Очень современный подход! К чистой сатире я бы отнёс, пожалуй, лишь седьмой сегмент («Терри и Корво крадут медведя»), практически полностью посвящённый невесёлой доле несчастных невольников. Там на удивление быстро сложилось полноценное общество: люди худо-бедно обустроились, облагородили пространство и по-своему смирились с правом Джесси распоряжаться чужими судьбами. И, разумеется, социум моментально разделился по классовому признаку, сформировались сопутствующие идеология и религия. Некто Герцог, взяв по контроль поступающие снаружи продовольственные ресурсы и выстроив чёткую иерархию, очутился на вершине пирамиды власти, ликвидировав соперников и объявив недовольных режимом террористами. На волне народного возмущения появляется мудрый лидер, возглавляющий мятеж, который перерастает в революцию, – и гуру… мгновенно перерождается, едва заняв кресло правителя. Что поделаешь, неверие в саму возможность изменения человеческой природы к лучшему – характерная черта нынешнего времени. Мол, негоже предаваться вредным иллюзиям… Но с какими текущими реалиями вынуждены иметь дело создатели «Обратной стороны Земли», явно преследовавшие цель высмеять подмеченные недостатки? В первую очередь подвергаются развенчанию те достижения социального прогресса, которыми так гордятся идеологи свободного общества. Например, учительница-феминистка даёт ученицам (не ученикам!) задание разбить стеклянный потолок, то есть – в фигуральном смысле – найти в городе область, в которой девочки и девушки по-прежнему подвергаются дискриминации. Джесси пробует всё (пытается записаться в команду по американскому футболу, вступает в клуб любителей компьютерных игр и т.д.), пока не находит «гениальный» выход – основать собственную тайную организацию на женоненавистнических принципах. Но получает отпор – правильно! – от возмущённых парней… Абсурд? Да в том-то и дело, что преувеличили авторы самую малость. Или мотив с манипуляциями в ходе выборов Корво на пост президента ассоциации домовладельцев, чьи распоряжения (о покраске забора или форме крыши) становятся обязательными для собственников недвижимости. Или выпады в адрес жён, не дающих мужьям предаваться любимым занятиям. И прочая, прочая. «Обратная сторона Земли», пожалуй, не претендует на точнейший и исчерпывающий слепок настроений «одноэтажной Америки», в отличие от тех же «Симпсонов» или «Южного Парка». Это-де бесполезно, так как время меняется стремительно и непрерывно. При всей внешней схожести воззрения Ройланда и МакМэхана отнюдь не идентичны взглядам Джеймса Л. Брукса с коллегами и Трея Паркера (с единомышленниками), чья позиция всё-таки оставалась двойственной: честный и задорный сатирический анализ общественных пороков на поверку не исключал спрятанного глубоко внутри – и иногда прорывающегося – чувства самоудовлетворённости. Нынешний подход жёстче и циничнее. Если смотреть глазами пары пришельцев, как бы умного и беспросветно тупого, жизнь на нашем перенаселённом небесном теле обречена. Обречена не из-за вероятной ядерной войны, пандемии, падения метеорита или ещё какой-нибудь напасти. Представители вида Homo sapiens утратили (во всяком случае близки к утрате) своего базового качества – разумности. Они и не замечают, что потеряли смысл существования, считая нормой бесцельное прозябание – тратя время на идиотской работе и не менее идиотских развлечениях. Собственно, даже наличие Пупы, этого милого питомца, несущего угрозу всему сущему в планетарных масштабах (и внезапно проявляющему феноменальные интеллектуальные способности), потому и не работает как саспенс, что биомассу – не жалко. Остаётся дождаться, в какую сторону события начнут развиваться во втором сезоне – укажут ли кинематографисты землянам хоть на какой-то путь спасения. _______ 1 – «Вершиной» в данном отношении стала краткая сцена любовных утех директора школы с помощницей – прямо на рабочем месте, в кабинете.