Серо-сумрачный стиль скандинавского детектива, прочно вошедший в моду после датско-шведского сериала «Мост», способен органично смотреться и в другой стране того же северного региона – островной Исландии. Живописнейшая страна гейзеров и ледников не менее опасна для своих обитателей, которые и сами не прочь нажить себе неприятностей на ровном месте. Для чего им отнюдь необязательно выбираться на лоно дикой природы. На эту мысль намекает напряжённая мрачная лента «Тайна самоубийцы» (или в оригинале «Холод»), снятая по роману известной в кругах ценителей жанра писательницы Ирсы Сигурдардоттир. Это кино – уже не первая экранизация произведений исландского автора. Знаковый почин на счёту мистического фильма ужасов «Я тебя помню», откуда с главной роли на такую же перекочевал мужественный бородач Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон. Только теперь этот бравый скандинав примерил образ отчуждённого детектива Одинна, вынужденного после внезапного самоубийства жены жить дальше и в одиночку растить проблемную дочь-подростка. Ну как внезапного… По ходу сюжета, естественно, будут возникать всё новые причины для несчастной женщины искать спасения за краем балкона, и вновь не обойдётся без чертовщины, объяснения которой ещё придется поискать.
Повествование дробится на два временных отрезка, разделённых сорока годами. В центре же сюжета сиротский приют для мальчиков, откуда исчезли двое воспитанников, и эта давняя история становится ключом к новому расследованию Одинна. Причём, чем дальше движется повествование, тем чаще события фокусируются на прошлом. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: прошлое далось режиссёру Эрлингуру Тороддсену явно лучше. Чувствуется, что снимать в полумраке комнаты неуютного заведения, призванного стать домом для беспризорников, самому было банально интереснее. А в настоящем – унылая рутина работы и быта главного героя, которому катастрофически не хватает уникальных черт. Обоих центральных мужских персонажей того самого «Моста» за первую серию с участием каждого создатели раскрыли гораздо полнее. Одинн же обычный, подошедший к кризису среднего возраста, мужик. Ещё и склонный заливать печаль при помощи бутылки – хотя эта пикантная особенность и выясняется далеко не сразу. Более значимы для ленты два женских персонажа: дочь Одинна Рут и молодая уборщица приюта Алдис. Их обеих преследуют пугающие видения. Правда, у первой героини они возникают в виде ночных кошмаров, а вторая сталкивается с чем-то зловещим наяву.
Удушливая атмосфера пессимизма окутывает всех страдальцев, в чьи жизнь беспардонно вторглась смерть и погрузила в состояние тревоги. Методы режиссёра не блещут особой оригинальностью, Тороддсен аккуратно и поэтапно собирает все кусочки жуткой мозаики, стремясь передать картину мира глазами психически нездоровых людей. Не возникает при этом ощущения, будто их надо жалеть. Постановщику явно ближе подход психолога, что имеет дело с готовой симптоматикой и даёт ей компетентную трактовку. Чуть ли не самой яркой визуальной деталью он выбирает страшные рисунки девочки Рут, порождённые её воспалённой фантазией. Чувство вины угнетает Одинна значительно сильнее служебного долга, он вынужден постоянно оглядываться назад, огрызаться от нахлынувшего отчаяния и натурально продираться к разгадке. Этим же приходилось заниматься в прошлом Алдис, её боль и переживания самые живые, а всплывшая словно между делом романтическая линия на деле доводит напряжение до критической отметки. Оказывают влияние и стены зловещего приюта – одной из любимых локаций авторских фильмов ужасов вроде «Сэнт Анжа» Паскаля Ложье. В таких заведениях традиционно хранятся неприглядные секреты нескольких поколений воспитанников, а от хозяев особняка ничего хорошего ждать не приходится и подавно.
«Тайна самоубийцы» качественно выдерживает интригу до последних кадров, так что пусть и в дополнение к социальной проблематике, а это ещё и очень добротный детектив. От большинства других скандинавских творений на ту же тему фильм отличает резкое вторжение солнечного света, призванного прогнать демонов ночи, и те загадки, которые они с собой приносят. В диалогах персонажей эта картина по-отечески душевна и по-матерински внимательна. Ничего такого непостижимо исландского в кино нет. Сюжет тут вполне универсален и мог бы произойти в любой другой стране мира, где у людей имеются схожие проблемы с алкоголем и многочисленными комплексами, порождёнными тяжёлым детством и семейным насилием. Аутентичное название «Холод» относится ведь не к температуре воздуха, а к отношениям между людьми, к тому обжигающему морозу, что порой образуется под одной крышей. Причины к этому могут быть разными, а итог всегда один – несчастье. «Тайна самоубийцы» – она не столько об исчезновении ребят из приюта. Это кино об утрате сострадания и тех грандиозных проблемах, на которые она обрекает.
7
,9
2023, Триллеры
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Серо-сумрачный стиль скандинавского детектива, прочно вошедший в моду после датско-шведского сериала «Мост», способен органично смотреться и в другой стране того же северного региона – островной Исландии. Живописнейшая страна гейзеров и ледников не менее опасна для своих обитателей, которые и сами не прочь нажить себе неприятностей на ровном месте. Для чего им отнюдь необязательно выбираться на лоно дикой природы. На эту мысль намекает напряжённая мрачная лента «Тайна самоубийцы» (или в оригинале «Холод»), снятая по роману известной в кругах ценителей жанра писательницы Ирсы Сигурдардоттир. Это кино – уже не первая экранизация произведений исландского автора. Знаковый почин на счёту мистического фильма ужасов «Я тебя помню», откуда с главной роли на такую же перекочевал мужественный бородач Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон. Только теперь этот бравый скандинав примерил образ отчуждённого детектива Одинна, вынужденного после внезапного самоубийства жены жить дальше и в одиночку растить проблемную дочь-подростка. Ну как внезапного… По ходу сюжета, естественно, будут возникать всё новые причины для несчастной женщины искать спасения за краем балкона, и вновь не обойдётся без чертовщины, объяснения которой ещё придется поискать. Повествование дробится на два временных отрезка, разделённых сорока годами. В центре же сюжета сиротский приют для мальчиков, откуда исчезли двое воспитанников, и эта давняя история становится ключом к новому расследованию Одинна. Причём, чем дальше движется повествование, тем чаще события фокусируются на прошлом. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: прошлое далось режиссёру Эрлингуру Тороддсену явно лучше. Чувствуется, что снимать в полумраке комнаты неуютного заведения, призванного стать домом для беспризорников, самому было банально интереснее. А в настоящем – унылая рутина работы и быта главного героя, которому катастрофически не хватает уникальных черт. Обоих центральных мужских персонажей того самого «Моста» за первую серию с участием каждого создатели раскрыли гораздо полнее. Одинн же обычный, подошедший к кризису среднего возраста, мужик. Ещё и склонный заливать печаль при помощи бутылки – хотя эта пикантная особенность и выясняется далеко не сразу. Более значимы для ленты два женских персонажа: дочь Одинна Рут и молодая уборщица приюта Алдис. Их обеих преследуют пугающие видения. Правда, у первой героини они возникают в виде ночных кошмаров, а вторая сталкивается с чем-то зловещим наяву. Удушливая атмосфера пессимизма окутывает всех страдальцев, в чьи жизнь беспардонно вторглась смерть и погрузила в состояние тревоги. Методы режиссёра не блещут особой оригинальностью, Тороддсен аккуратно и поэтапно собирает все кусочки жуткой мозаики, стремясь передать картину мира глазами психически нездоровых людей. Не возникает при этом ощущения, будто их надо жалеть. Постановщику явно ближе подход психолога, что имеет дело с готовой симптоматикой и даёт ей компетентную трактовку. Чуть ли не самой яркой визуальной деталью он выбирает страшные рисунки девочки Рут, порождённые её воспалённой фантазией. Чувство вины угнетает Одинна значительно сильнее служебного долга, он вынужден постоянно оглядываться назад, огрызаться от нахлынувшего отчаяния и натурально продираться к разгадке. Этим же приходилось заниматься в прошлом Алдис, её боль и переживания самые живые, а всплывшая словно между делом романтическая линия на деле доводит напряжение до критической отметки. Оказывают влияние и стены зловещего приюта – одной из любимых локаций авторских фильмов ужасов вроде «Сэнт Анжа» Паскаля Ложье. В таких заведениях традиционно хранятся неприглядные секреты нескольких поколений воспитанников, а от хозяев особняка ничего хорошего ждать не приходится и подавно. «Тайна самоубийцы» качественно выдерживает интригу до последних кадров, так что пусть и в дополнение к социальной проблематике, а это ещё и очень добротный детектив. От большинства других скандинавских творений на ту же тему фильм отличает резкое вторжение солнечного света, призванного прогнать демонов ночи, и те загадки, которые они с собой приносят. В диалогах персонажей эта картина по-отечески душевна и по-матерински внимательна. Ничего такого непостижимо исландского в кино нет. Сюжет тут вполне универсален и мог бы произойти в любой другой стране мира, где у людей имеются схожие проблемы с алкоголем и многочисленными комплексами, порождёнными тяжёлым детством и семейным насилием. Аутентичное название «Холод» относится ведь не к температуре воздуха, а к отношениям между людьми, к тому обжигающему морозу, что порой образуется под одной крышей. Причины к этому могут быть разными, а итог всегда один – несчастье. «Тайна самоубийцы» – она не столько об исчезновении ребят из приюта. Это кино об утрате сострадания и тех грандиозных проблемах, на которые она обрекает.