В родной Швеции Йенс Лапидус получил широкую известность во второй половине нулевых – вскоре после выхода из печати (в августе 2006-го) дебютного романа «Шальные деньги», разошедшегося за несколько лет тиражом порядка 600 тысяч экземпляров. Но и признания в международном масштабе пришлось ждать не так уж долго. Одноимённая киноверсия, выпущенная на экраны в январе 2010-го, попала в число кассовых лидеров национального кинопроката и была не без интереса встречена в других странах, не исключая Россию. Среди прочего фильм послужил пропуском в Голливуд для режиссёра Даниэля Эспиносы и актёра Юэля Киннемана, и, к слову сказать, в том же году состоялась публикация первоисточника на русском языке. Полезно узнать, что писатель говорил об особо сильном влиянии, оказанном произведениями американских коллег Джеймса Эллроя и Денниса Лихейна, тоже прославившихся не в последнюю очередь благодаря киноадаптациям, а вообще-то не обделённых ярким литературным талантом. Вместе с тем нет никаких сомнений, что феномен «стокгольмского нуара» (так Йенс определяет жанр, в котором творит) мог не состояться без блестящего знания материала. Неслучайно же Лапидус оставил деятельность адвоката, чтобы полностью сосредоточиться на второй специальности, лишь в 2017-м году.
За «Шальными деньгами» последовали два прямых продолжения, также вскорости ставшие основой для кинокартин. А чуть позже беллетрист порадовал читателей новым циклом, включающим романы (между прочим, оперативно изданные и у нас) «VIP-зал» /2014/, «Стокгольм delete» /2015/ (1) и «Топ Дог» /2017/. Телесериал, удостоившийся названия по последнему из них, основан на трилогии в целом, о чём сообщается в титрах. Разумеется, трудно удержаться от сравнений с постановкой Эспиносы и сиквелами. На сеансе сразу же бросается в глаза, что сам автор словно отказался от юношеского максимализма, даже элементов идеализма, всё-таки прорывавшихся в истории студента Юхана Вестлунда, вполне добровольно погружающегося в столичный криминальный мир, переоценив свои, пусть действительно незаурядные, интеллектуальные способности и не сумев укротить амбиции. Сдерживающие социальные механизмы хвалёного государства всеобщего благосостояния не срабатывают – и жизнь сурово карает незаурядного юношу. А что же в «Топ Дог»? Можно ли считать Эмили Янссон персонажем, родственным Ю.В. – хотя бы по части целеустремлённости, жажде всенепременно (и желательно в кратчайшие сроки) пробиться на вершину успеха?
Отчасти выпускница университета, не являвшаяся отличницей и тем не менее получившая сразу после сдачи выпускных экзаменов выгодное предложение о месте в престижной юридической конторе, такая же. Но лишь отчасти. Подробно о её прошлом рассказывается в шестом эпизоде, и не остаётся совсем никаких сомнений в том, что «одержимость» Янссон стремлением попасть в партнёры фирмы диктуется не столько тщеславием или алчностью, сколько тяжёлым материальным положением. Высшее образование и накопленные профессиональные навыки не уберегли Эмили от примерно такой же ошибки, какую совершили подруги-«чики» (у Эдуарда Оганесяна), по наивности доверившиеся матери одной из них, Марины, приняв за чистую монету россказни родительницы о преуспевающем бизнесе. Да, формально женщина делает всё, чтобы стать «топ дог» – ‘победителем’ (как и переводится этот фразеологизм, позаимствованный шведами из английского языка). Докапывается до неприятной истины, убеждает в собственной правоте руководителя, демонстрирует принципиальность и неподкупность. Тем не менее решение Янссон уволиться – не вызывает удивления или, тем паче, разочарования.
Помнится, был такой не очень удачный комедийный боевик с участием Чака Норриса, снятый братом «звезды» Аароном, – «Top Dog» /1995/, разошедшийся у нас на видео под названиями «Суперищейка» и «Главная собака». Вот и на сей авторы не отказывают себе в удовольствии обыграть двойной смысл словосочетания – в эпизоде, когда жених, будучи страстным любителем четвероногих друзей, приводит питомца с собой в церковь, прямо на свадьбу. Наряду с этим кинематографисты вслед за Йенсом Лапидусом обрисовывают обстановку, которую хочется охарактеризовать при помощи другого устойчивого выражения, «dog eats dog», звучащего даже страшнее поговорки «человек человеку волк». Эмили привлекает – на возмездной основе – Тедди Максумича, понимая, что без помощи того, кто чувствует себя на неспокойных улицах мегаполиса как рыба в воде, не сумеет выйти на след без вести пропавшего Филиппа Шале. Однако на поверку выясняется, что их миры не так уж разделены – и ещё большой вопрос, где законы и нравы суровее, а наказание строже. Порой кажется, что у бывшего заключённого, обнаруживающего завидную твёрдость (наотрез отказывающегося вернуться к прежним – нелегальным – видам заработка, предпочитая трудиться в пиццерии), выше шансы остаться честным. Честным хотя бы с самим собой… В данной связи видится символичным, что Юсефин Асплунд дебютировала в образе Перниллы, дочери журналиста Микаэля Блумквиста, – правда, во второй (снятой Дэвидом Финчером) экранизации бестселлера Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона».
Зрелость писателя среди прочего проявляется в заметно изменившейся (со времён «Шальных денег») трактовке межэтнических отношений, анализируемых в уголовном аспекте. То, что Максумич принадлежал к сербской ОПГ, не звучит приговором, и авторы явно симпатизируют позиции молодой тюремной надзирательницы, искренне верящей в то, что осуждённые преступники должны иметь возможность исправиться, превратившись в законопослушных членов общества. Не покидает ощущение, что представители так называемой югославской мафии (дважды неточный термин!) ловко вписались в местные порядки, заняли определённую нишу и наладили устойчивые бизнес-процессы, даже если иногда случаются сбои, а конкурентная борьба периодически ожесточается. В действительности всё настолько переплетено и запутано, что подчас сложно подобрать для объяснения адекватные логические схемы. А ведь от юристов требуется сохранять беспристрастность, отстаивая интересы клиентов, в том числе – когда обстоятельства вынуждают, по сути, подменять собой полицию, занимаясь розыском похищенного наследника баснословного состояния. От этого зависит финансовое благополучие компании.
Первая серия, пожалуй, не производит такого уж сильного впечатления (со шведско-датско-немецким «Мостом» /2011-18/ не сравнить!), однако дальнейшее развитие перипетий – основательно затягивает. Внимание привлекают и по-человечески интересные характеры (отдадим должное крепкому исполнительскому составу), по-разному раскрывающиеся в острых драматических ситуациях, и глубокое знание социальных реалий, позволяющее затрагивать злободневные вопросы, делать глубокомысленные выводы. Вместе с тем важно отметить, что создатели неуклонно придерживаются гуманистического пафоса, отстаивая идею о том, что у каждого индивида есть выбор: поступить правильно – или пойти наперекор голосу совести. Победителем (top dog) по жизни не может, как ни крути, стать тот, кто уподобляется псу, с остервенением пожирающему себе подобных. Любопытно, что после «Топ Дога» Йенс Лапидус приступил к разработке продолжения «Шальных денег», теперь – в формате сериала.
_______
1 – Также известен под «скорректированным» вариантом заголовка «Стокгольмское дело».
7
,5
2020, Триллеры
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В родной Швеции Йенс Лапидус получил широкую известность во второй половине нулевых – вскоре после выхода из печати (в августе 2006-го) дебютного романа «Шальные деньги», разошедшегося за несколько лет тиражом порядка 600 тысяч экземпляров. Но и признания в международном масштабе пришлось ждать не так уж долго. Одноимённая киноверсия, выпущенная на экраны в январе 2010-го, попала в число кассовых лидеров национального кинопроката и была не без интереса встречена в других странах, не исключая Россию. Среди прочего фильм послужил пропуском в Голливуд для режиссёра Даниэля Эспиносы и актёра Юэля Киннемана, и, к слову сказать, в том же году состоялась публикация первоисточника на русском языке. Полезно узнать, что писатель говорил об особо сильном влиянии, оказанном произведениями американских коллег Джеймса Эллроя и Денниса Лихейна, тоже прославившихся не в последнюю очередь благодаря киноадаптациям, а вообще-то не обделённых ярким литературным талантом. Вместе с тем нет никаких сомнений, что феномен «стокгольмского нуара» (так Йенс определяет жанр, в котором творит) мог не состояться без блестящего знания материала. Неслучайно же Лапидус оставил деятельность адвоката, чтобы полностью сосредоточиться на второй специальности, лишь в 2017-м году. За «Шальными деньгами» последовали два прямых продолжения, также вскорости ставшие основой для кинокартин. А чуть позже беллетрист порадовал читателей новым циклом, включающим романы (между прочим, оперативно изданные и у нас) «VIP-зал» /2014/, «Стокгольм delete» /2015/ (1) и «Топ Дог» /2017/. Телесериал, удостоившийся названия по последнему из них, основан на трилогии в целом, о чём сообщается в титрах. Разумеется, трудно удержаться от сравнений с постановкой Эспиносы и сиквелами. На сеансе сразу же бросается в глаза, что сам автор словно отказался от юношеского максимализма, даже элементов идеализма, всё-таки прорывавшихся в истории студента Юхана Вестлунда, вполне добровольно погружающегося в столичный криминальный мир, переоценив свои, пусть действительно незаурядные, интеллектуальные способности и не сумев укротить амбиции. Сдерживающие социальные механизмы хвалёного государства всеобщего благосостояния не срабатывают – и жизнь сурово карает незаурядного юношу. А что же в «Топ Дог»? Можно ли считать Эмили Янссон персонажем, родственным Ю.В. – хотя бы по части целеустремлённости, жажде всенепременно (и желательно в кратчайшие сроки) пробиться на вершину успеха? Отчасти выпускница университета, не являвшаяся отличницей и тем не менее получившая сразу после сдачи выпускных экзаменов выгодное предложение о месте в престижной юридической конторе, такая же. Но лишь отчасти. Подробно о её прошлом рассказывается в шестом эпизоде, и не остаётся совсем никаких сомнений в том, что «одержимость» Янссон стремлением попасть в партнёры фирмы диктуется не столько тщеславием или алчностью, сколько тяжёлым материальным положением. Высшее образование и накопленные профессиональные навыки не уберегли Эмили от примерно такой же ошибки, какую совершили подруги-«чики» (у Эдуарда Оганесяна), по наивности доверившиеся матери одной из них, Марины, приняв за чистую монету россказни родительницы о преуспевающем бизнесе. Да, формально женщина делает всё, чтобы стать «топ дог» – ‘победителем’ (как и переводится этот фразеологизм, позаимствованный шведами из английского языка). Докапывается до неприятной истины, убеждает в собственной правоте руководителя, демонстрирует принципиальность и неподкупность. Тем не менее решение Янссон уволиться – не вызывает удивления или, тем паче, разочарования. Помнится, был такой не очень удачный комедийный боевик с участием Чака Норриса, снятый братом «звезды» Аароном, – «Top Dog» /1995/, разошедшийся у нас на видео под названиями «Суперищейка» и «Главная собака». Вот и на сей авторы не отказывают себе в удовольствии обыграть двойной смысл словосочетания – в эпизоде, когда жених, будучи страстным любителем четвероногих друзей, приводит питомца с собой в церковь, прямо на свадьбу. Наряду с этим кинематографисты вслед за Йенсом Лапидусом обрисовывают обстановку, которую хочется охарактеризовать при помощи другого устойчивого выражения, «dog eats dog», звучащего даже страшнее поговорки «человек человеку волк». Эмили привлекает – на возмездной основе – Тедди Максумича, понимая, что без помощи того, кто чувствует себя на неспокойных улицах мегаполиса как рыба в воде, не сумеет выйти на след без вести пропавшего Филиппа Шале. Однако на поверку выясняется, что их миры не так уж разделены – и ещё большой вопрос, где законы и нравы суровее, а наказание строже. Порой кажется, что у бывшего заключённого, обнаруживающего завидную твёрдость (наотрез отказывающегося вернуться к прежним – нелегальным – видам заработка, предпочитая трудиться в пиццерии), выше шансы остаться честным. Честным хотя бы с самим собой… В данной связи видится символичным, что Юсефин Асплунд дебютировала в образе Перниллы, дочери журналиста Микаэля Блумквиста, – правда, во второй (снятой Дэвидом Финчером) экранизации бестселлера Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Зрелость писателя среди прочего проявляется в заметно изменившейся (со времён «Шальных денег») трактовке межэтнических отношений, анализируемых в уголовном аспекте. То, что Максумич принадлежал к сербской ОПГ, не звучит приговором, и авторы явно симпатизируют позиции молодой тюремной надзирательницы, искренне верящей в то, что осуждённые преступники должны иметь возможность исправиться, превратившись в законопослушных членов общества. Не покидает ощущение, что представители так называемой югославской мафии (дважды неточный термин!) ловко вписались в местные порядки, заняли определённую нишу и наладили устойчивые бизнес-процессы, даже если иногда случаются сбои, а конкурентная борьба периодически ожесточается. В действительности всё настолько переплетено и запутано, что подчас сложно подобрать для объяснения адекватные логические схемы. А ведь от юристов требуется сохранять беспристрастность, отстаивая интересы клиентов, в том числе – когда обстоятельства вынуждают, по сути, подменять собой полицию, занимаясь розыском похищенного наследника баснословного состояния. От этого зависит финансовое благополучие компании. Первая серия, пожалуй, не производит такого уж сильного впечатления (со шведско-датско-немецким «Мостом» /2011-18/ не сравнить!), однако дальнейшее развитие перипетий – основательно затягивает. Внимание привлекают и по-человечески интересные характеры (отдадим должное крепкому исполнительскому составу), по-разному раскрывающиеся в острых драматических ситуациях, и глубокое знание социальных реалий, позволяющее затрагивать злободневные вопросы, делать глубокомысленные выводы. Вместе с тем важно отметить, что создатели неуклонно придерживаются гуманистического пафоса, отстаивая идею о том, что у каждого индивида есть выбор: поступить правильно – или пойти наперекор голосу совести. Победителем (top dog) по жизни не может, как ни крути, стать тот, кто уподобляется псу, с остервенением пожирающему себе подобных. Любопытно, что после «Топ Дога» Йенс Лапидус приступил к разработке продолжения «Шальных денег», теперь – в формате сериала. _______ 1 – Также известен под «скорректированным» вариантом заголовка «Стокгольмское дело».