Российский детективный сериал «За час до рассвета» смотрится как осовремененная версия классического советского шедевра «Место встречи изменить нельзя», наследует сюжетную фабулу эпохальной ленты Говорухина вплоть до вида войск, из которых приходит служить в милицию главный герой, но это лишь видимость. На самом же деле многосерийная криминальная эпопея Игоря Зайцева ориентируется скорее на английские «Острые козырьки», а заодно и чёрно-белые американские фильмы в жанре нуар, откуда перекочевал в частности облик персонажа Константина Хабенского. То есть неизменные плащ со шляпой – только сигары не хватает. И чем дальше движется повествование, тем меньше в нём остаётся родного советского. На это намекает и непривычная для фильма с событиями, происходящими в 1946 году, выглаженная «глянцевая» картинка, и кичливая гиперболизация насилия с обилием крови. Всё-таки «Место встречи» исследовало скорее нравы той эпохи, через призму взаимоотношений Глеба Жеглова и Володи Шарапова с их крестовым походом против московской преступности. Сериал «За час до рассвета» стремится понравиться новому зрителю, уже не страдающему избыточной ностальгией по наследию отцов и дедов.
Насколько это удаётся проекту Игоря Зайцева? Тут весь вопрос в том, с какой меркой подходить. Если с максимально строгой, вспоминая ещё и «Ликвидацию» Урсуляка, то от «рассветной» ленты останутся вершки да корешки. Перенеси создатели действие куда-нибудь в альтернативную послевоенную Россию, когда вся страна не захлёбывалась от нищеты, и её жители не выглядели по-голливудски ухоженными – вопросов бы не было, однако на экране лаконичный титр, указывающий на реальное прошлое, так что просить пощады не стоит. В заслугу авторам нельзя не отнести самокритику: со слов Зайцева, они и не планировали состязаться с классикой. Нет, мы, мол, идём своим путём. Печально, что эта дорогу вымостили зарубежные предшественники, но видимо опять-таки дань времени – без явных «закосов» в сторону более медийных аналогов за подобную работу и браться не стоит. Впрочем, откуда кто чего ни надёргал, а необходимости быть увлекательным с чисто художественной точки зрения сериал никто не освобождал. Тем более сериал 2021 года, когда за плечами у того же Хабенского были два сезона «Метода». Однако в амплуа ещё одного крутого сыщика, носящего к тому же грозную кличку Сатана, Константин на удивление тосклив. С лица прославленного актёра не получается стереть поистине вселенскую усталость. Видно невооружённым глазом, что и сам он понимает, насколько неубедителен в сопоставлении с Жегловым и Гоцманом. Да и акцент на персонаже Андрея Бурковского – тоже вряд ли пришёлся ему по вкусу.
А что же показал бывший КВНщик? Увы, насколько эффектно Андрей выступил в роли другого мента – в фильме «Доктор Лиза», настолько же фальшивым получился в «За час до рассвета». Ну не похож он на бывшего разведчика, и точка! Конкин-то не был похож, не выглядел матёрым фронтовиком, ещё и командиром разведроты, а уж Бурковский – и подавно. Есть ощущение, что создатели зря приписали ему славное военное прошлое – в роли не подсадного, а самого настоящего уголовника с соответствующими манерами он выглядел бы куда органичнее. Бурковский хорош в «амурных» сценах, не теряется, когда приходится «ботать по фене» или изображать крепко побитого мужика. Однако это не закалённый боями и опасными походами за «языком» офицер Красной армии. А уж про то, какую путаницу развели авторы с различными силовыми ведомствами и тем, какое подразделение чем конкретно занимается – лучше даже не начинать. Это как неизбежное зло. Не считают нужным кинематографисты привлечь хотя бы внятных консультантов – ну что же, зато костюмеры отработали на совесть. И оператор с акцентом на оголённых женских прелестях – тоже.
Но всё же, «За час до рассвета» скорее удачный проект. Его вытягивает сам концепт с розыском неуловимого налётчика по кличке Клещ, для поимки которого менты и затевают рискованный план с липовым зэком. Ряд сцен, особенно с героиней Алёны Михайловой – миленькой милиционершей Ольгой Смирной – вышли откровенно комедийными. При этом сама актриса отработала просто отлично. Её персонаж переживает самое заметное развитие. Да и драму ей приписали душераздирающую. Пока Хабенский с Бурковским больше скучают, Михайлова честно пытается постичь нравы 40-х годов. Что же касается актёров второго плана, то из-за слабой режиссуры и картонных диалогов проявить себя им оказалось сложновато. Ну, разве что на Артура Ваху всегда приятно посмотреть и тем более послушать – ему для роли многоопытного рецидивиста-гравёра особо и стараться не пришлось, с 90-х из такого типажа не вылезает. Отдельной похвалы заслуживает интрига вокруг личности антагониста Клеща – в этом аспекте Зайцев и компания перещеголяли коллег из «Ликвидации», где вычислить Академика было проще. Так что без имперских амбиций, но с искренним желанием угодить «За час до рассвета», скорее всего, найдёт своего зрителя.
8
,3
2021, Россия, Детективы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Российский детективный сериал «За час до рассвета» смотрится как осовремененная версия классического советского шедевра «Место встречи изменить нельзя», наследует сюжетную фабулу эпохальной ленты Говорухина вплоть до вида войск, из которых приходит служить в милицию главный герой, но это лишь видимость. На самом же деле многосерийная криминальная эпопея Игоря Зайцева ориентируется скорее на английские «Острые козырьки», а заодно и чёрно-белые американские фильмы в жанре нуар, откуда перекочевал в частности облик персонажа Константина Хабенского. То есть неизменные плащ со шляпой – только сигары не хватает. И чем дальше движется повествование, тем меньше в нём остаётся родного советского. На это намекает и непривычная для фильма с событиями, происходящими в 1946 году, выглаженная «глянцевая» картинка, и кичливая гиперболизация насилия с обилием крови. Всё-таки «Место встречи» исследовало скорее нравы той эпохи, через призму взаимоотношений Глеба Жеглова и Володи Шарапова с их крестовым походом против московской преступности. Сериал «За час до рассвета» стремится понравиться новому зрителю, уже не страдающему избыточной ностальгией по наследию отцов и дедов. Насколько это удаётся проекту Игоря Зайцева? Тут весь вопрос в том, с какой меркой подходить. Если с максимально строгой, вспоминая ещё и «Ликвидацию» Урсуляка, то от «рассветной» ленты останутся вершки да корешки. Перенеси создатели действие куда-нибудь в альтернативную послевоенную Россию, когда вся страна не захлёбывалась от нищеты, и её жители не выглядели по-голливудски ухоженными – вопросов бы не было, однако на экране лаконичный титр, указывающий на реальное прошлое, так что просить пощады не стоит. В заслугу авторам нельзя не отнести самокритику: со слов Зайцева, они и не планировали состязаться с классикой. Нет, мы, мол, идём своим путём. Печально, что эта дорогу вымостили зарубежные предшественники, но видимо опять-таки дань времени – без явных «закосов» в сторону более медийных аналогов за подобную работу и браться не стоит. Впрочем, откуда кто чего ни надёргал, а необходимости быть увлекательным с чисто художественной точки зрения сериал никто не освобождал. Тем более сериал 2021 года, когда за плечами у того же Хабенского были два сезона «Метода». Однако в амплуа ещё одного крутого сыщика, носящего к тому же грозную кличку Сатана, Константин на удивление тосклив. С лица прославленного актёра не получается стереть поистине вселенскую усталость. Видно невооружённым глазом, что и сам он понимает, насколько неубедителен в сопоставлении с Жегловым и Гоцманом. Да и акцент на персонаже Андрея Бурковского – тоже вряд ли пришёлся ему по вкусу. А что же показал бывший КВНщик? Увы, насколько эффектно Андрей выступил в роли другого мента – в фильме «Доктор Лиза», настолько же фальшивым получился в «За час до рассвета». Ну не похож он на бывшего разведчика, и точка! Конкин-то не был похож, не выглядел матёрым фронтовиком, ещё и командиром разведроты, а уж Бурковский – и подавно. Есть ощущение, что создатели зря приписали ему славное военное прошлое – в роли не подсадного, а самого настоящего уголовника с соответствующими манерами он выглядел бы куда органичнее. Бурковский хорош в «амурных» сценах, не теряется, когда приходится «ботать по фене» или изображать крепко побитого мужика. Однако это не закалённый боями и опасными походами за «языком» офицер Красной армии. А уж про то, какую путаницу развели авторы с различными силовыми ведомствами и тем, какое подразделение чем конкретно занимается – лучше даже не начинать. Это как неизбежное зло. Не считают нужным кинематографисты привлечь хотя бы внятных консультантов – ну что же, зато костюмеры отработали на совесть. И оператор с акцентом на оголённых женских прелестях – тоже. Но всё же, «За час до рассвета» скорее удачный проект. Его вытягивает сам концепт с розыском неуловимого налётчика по кличке Клещ, для поимки которого менты и затевают рискованный план с липовым зэком. Ряд сцен, особенно с героиней Алёны Михайловой – миленькой милиционершей Ольгой Смирной – вышли откровенно комедийными. При этом сама актриса отработала просто отлично. Её персонаж переживает самое заметное развитие. Да и драму ей приписали душераздирающую. Пока Хабенский с Бурковским больше скучают, Михайлова честно пытается постичь нравы 40-х годов. Что же касается актёров второго плана, то из-за слабой режиссуры и картонных диалогов проявить себя им оказалось сложновато. Ну, разве что на Артура Ваху всегда приятно посмотреть и тем более послушать – ему для роли многоопытного рецидивиста-гравёра особо и стараться не пришлось, с 90-х из такого типажа не вылезает. Отдельной похвалы заслуживает интрига вокруг личности антагониста Клеща – в этом аспекте Зайцев и компания перещеголяли коллег из «Ликвидации», где вычислить Академика было проще. Так что без имперских амбиций, но с искренним желанием угодить «За час до рассвета», скорее всего, найдёт своего зрителя.