Джин Уайлдер (англ. Gene Wilder) – американский комедийный актер, режиссёр, сценарист и продюсер, наиболее известный...
РазвернутьДжин Уайлдер (наст. имя Джером Силберман) появился на свет 11 июня 1933 года в Милуоки, штат Висконсин. По происхождению – русский еврей. Сценическое имя, под которым ему предстояло стать звездой кино, Джером принял в 26 лет, объясняя свой выбор симпатией к персонажу романов Томаса Вульфа Юджину Ганту, а также Торнтону Уайлдеру – знаменитому американскому поэту и драматургу. Комедийный талант Джин Уайлдера проявился в детстве – при вынужденных обстоятельствах: мать будущего актёра болела острым ревматизмом, и доктор посоветовал мальчику рассмешить маму. Значительное влияние на судьбу юноши оказала и старшая сестра, обучавшаяся актёрскому мастерству. Джин упросил наставника сестры взять его к себе и не отступился, когда преподаватель потребовал подрасти до 13 лет. Уайлдеру не терпелось самому выступать на сцене, и свой первый театральный опыт он приобрел в летних спектаклях Уильямса и Миллера. Помимо увлечения артистизмом, Джин не забывал и о других занятиях: подавал надежды в фехтовании, был хорошим танцором и гимнастом.
Первые успехи сына на сцене подтолкнули мать, Джинн Силберман, отправить его в частную голливудскую школу Black-Foxe Military Institute, но там этническому еврею пришлось столкнуться с антисемитизмом одноклассников. Юноша упросил мать вернуться обратно и пообещал ещё больше времени уделять театру. В 15 Джин впервые сыграл в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», где исполнил роль Балтазара. Школу в Милуоки он закончил в 1951 году, после чего на протяжении четырёх лет изучал театральное искусство в Университете штата Айова, обучался в английском Олд-Вике, а затем вернулся в Штаты и совершенствовался по системе Станиславского в школе HB Studio. Вскоре подоспела служба в армии, а когда Уайлдер демобилизовался, то поступил в актёрскую студию Ли Страсберга, которая позволила ему участвовать в любых театральных постановках. Важным событием для карьеры Уайлдера стала встреча с именитым комиком Мелом Бруксом – женихом актрисы Энн Бэнкрофт, вместе с которой Джин играл в спектакле «Мамаша Кураж». Два даровитых актёра нашли друг друга, и спустя год Брукс позвал приятеля сниматься в своей первой картине «Продюсеры», но поскольку нужной суммы для съёмок собрать не удалось, то дебют Уайлдера на экране отложился.
Первая роль Джина в кино была эпизодической – он сыграл одного из заложников в криминальной драме «Бонни о Клайд» (1967), посвящённой знаменитой паре налётчиков. Спустя год Бруксу удалось-таки снять «Продюсеров», где Уайлдер получил роль затюканного, зато чрезвычайно оборотистого и уморительного бухгалтера Лео Блума. Зрители были в восторге от игры Джина, а академики дали ему номинацию на «Оскар» в категории «Лучший актёр второго плана». И хоть взять заветную статуэтку Уайлдеру не удалось (ушла Джеку Альбертсону), а карьера получила необходимый импульс. Джин с Мелом Бруксом стали лучшими друзьями, и ещё не раз вместе создавали фильмы. Среди них особенно полюбились публике две картины 1974 года – «Молодой Франкенштейн» и «Сверкающие сёдла». За сценарий к последнему фильму Уайлдер получил свою вторую номинацию на «Оскар», на этот раз как сценарист, но вновь остался без награды, ушедшей Френсису Форду Копполе за второго «Крёстного отца».
Уайлдеру так и не посчастливилось стать лауреатом самой престижной кинонаграды, но ещё в 1971 году он сыграл самую известную свою роль в музыкальной сказке «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» по повести Роальда Даля. Примечательно, что сам писатель был не в восторге от кандидатуры Уайлдера и мечтал видеть в роли Вилли Вонки ирландского комика Спайка Миллигана, а кроме того был недоволен смещением акцентов с мальчика Чарли. Несмотря на скупую реакцию Даля, фильм вышел настоящим хитом, став любимой сказкой для нескольких поколений американских детей, а Джин Уайлдер оформил звание любимца аудитории и получил номинацию на «Золотой глобус». Годом позже актёр отметился в эксцентричной комедии Вуди Аллена «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», а спустя ещё год исполнил второплановую роль нелепого внука доктора Франкенштейна у Мела Брукса в «Молодом Франкенштейне».
Уайлдер продолжал активно сниматься. В картине «Серебряная стрела» (1976) он пересекся с Ричардом Прайором, с которым составил уморительный комедийный дуэт. Два актера, белый и чернокожий, великолепно дополняли друг друга и снялись вместе ещё в трех фильмах – «Буйнопомешанные» (1980), «Ничего не вижу, ничего не слышу» (1989) и «Другой ты» (1991). Особенно удалась лента именитого Артура Хиллера «Ничего не вижу, ничего не слышу», где Уайлдер сыграл глухого свидетеля ограбления, тогда как Прайор исполнил роль слепого. Эта чудаковатая парочка распутывает преступление, но главное, доказывает, что быть инвалидом – не значит не уметь радоваться жизни. На позднем этапе карьеры Уайлдера выделяется роль в телеадаптации 1999 года «Алисы в Стране чудес» и в сериале «Уилл и Грейс» (2003), за участие в котором 80-летний актёр получил премию «Эмми».
Уайлдер не только играл в фильмах и писал к ним сценарии. Джин пробовал себя и в режиссуре. На его счету пять картин, самой удачной из которых стала романтическая комедия «Женщина в красном» (1984), где Уайлдер также исполнил главную роль. На склоне лет Джин увлекся писательством, выпустил мемуары «Поцелуй меня, как незнакомка: Мои поиски в любви и искусстве» (2005), написал несколько любовных романов. Уайлдер прожил долгую и насыщенную жизнь, а скончался 29 августа 2016 в возрасте 83 лет. Официальная причина смерти актёра так и не была названа. Считается, что кончина была вызвана болезнью Альцгеймера.