Клод Шаброль – французский режиссер, один из ярчайших представителей Французской новой волны, представленной также...
РазвернутьРодился 23 июня 1930 года в Сардане – сельской коммуне в двух с половиной сотнях километров от Парижа. Дед и отец Шаброля были фармацевтами, поэтому от юного Клода ожидалось продолжения династии, но с 12 лет мальчик увлекся кинематографом – как потом оказалось, раз и навсегда. В детстве любимыми жанрами Шаброля были триллер и детектив, потому что именно эти фильмы чаще всего показывали в сельском киноклубе, где Шаброль проводил все свободное время.
После Второй мировой войны Клод переехал в Париж, где начал изучать фармакологию и литературу в Сорбонне. Также он интересовался правом и политологией и некоторое время посещал лекции в Свободной школе политических наук. В столице будущий режиссер примкнул к нескольким киноклубоам, и в одном из них встретился с Ромером, Годаром, Риветтом и Трюффо – будущими журналистами издания «Кайе дю синема», а затем и выдающимися режиссерами-новаторами.
Получив образование, Шаброль прошел службу в медицинских войсках и дослужился до звания сержанта. Во время службы, по его словам, работал киномехаником. Вернувшись к гражданской жизни, стал плотно сотрудничать с журналом «Кайе дю синема», который продвигал авторское кино. Также сотрудничал с журналом «Артс».
В 1955 году будущий режиссер недолго проработал в рекламном отделе французского филиала кинокомпании «ХХ век Фокс», где получил весьма нелестные оценки начальства – его назвали «худшим пресс-атташе, которого когда-либо видели». На место Шаброля пришел работать его единомышленник Жан-Люк Годар и, как потом сказали сотрудники компании, «оказался еще хуже».
Шаброль неоднократно принимал участие в финансировании короткометражек, при этом сам не снял ни одного короткометражного фильма. В 1957 года Шаброль и Ромеро написали труд «Хичкок», посвященный исследованию творчества мастера саспенса. За несколько лет до этого вместе с Франсуа Трюффо Шаброль взял у Хичкока интервью. На встрече с великим режиссером Трюффо и Шаброль были так поглощены процессом, что не заметили, как наступили в бак с водой.
Хичкок имел огромное влияние на начинающего Шаброля-режиссера, и это без труда можно заметить по его дебютному фильму «Красавчик Серж», который увидел свет в 1957 году и был снят на деньги жены Шаброля, которая получила большое наследство. Экзистенциальная притча о рождении и смерти «Красавич Серж» считается первым фильмом Новой волны, а Шаброль – первым режиссером, снявшим полнометражную картину в рамках этого кинематографического движения. Фильм получил несколько профессиональных наград.
Следующая картина, «Кузены», тоже не осталась без внимания и была удостоена «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Получив прибыль от своих первых картин, Шаброль вложил деньги в создание собственной продюсерской компании, AJYM, и начал финансировать проекты своих друзей, за что его прозвали «крестным отцом Новой французской волны».
В 1959 году после нескольких коммерческих удач у Шаброля появились средства для съемок первого цветного фильма – «Двойной поворот ключа». Но сама картина, увы, оказалась не слишком успешной. Зато следующий фильм, «Милашки», снятый годом позже, снискал расположение критиков и по сей день считается едва ли не лучшей работой Шаброля, несмотря на то, что картину нельзя было назвать коммерчески успешной.
В 1964 году Шаброль повторно женился – на этот раз на актрисе Сефан Одран, которая появлялась в эпизодических ролях в его фильмах и сыграла главную женскую роль в ленте «Око лукавого».
Самым ярким и плодотворным периодом творчества Шаброля стал конец 60-х – начало 70-х, когда были сняты остросюжетные картины «Неверная жена», «Пусть умирает зверь», «Мясник», «Разрыв», «Кровавая свадьба», созданные в соавторстве со сценаристом Полем Жегоффа. Шаброля этих лет сравнивали с Бальзаком и называли создателем «новой человеческой комедии».
Сотрудничество с Жегоффом закончилось в 1975 году, и в творчестве Шаброля наступил заметный спад. Он занимался экранизацией судебных дел, классических произведений и фольклорной прозы, но эти работы не принесли ему особого успеха. Самой заметной работой этого периода можно назвать криминальную драму «Церемония» (1995).
Клод Шаброль скончался 12 сентября 2010 года в Париже.