Сергей Витальевич Безруков родился 18 октября 1973 г. в Москве. Сергей Безруков вырос в творческой семье, его отец – Виталий Безруков является известным актёром и режиссёром, который долгие годы работал в Театре Сатиры. Именно папа настоял на том, чтобы сына назвали Сергеем – это имя было дано в честь поэта Сергея Есенина, которого, по иронии судьбы, спустя много лет сын воплотит в сериале. Мама актёра посвятила свою жизнь воспитанию ребёнка, став домохозяйкой. Сергей уже в школьные годы изъявил желание занять свою нишу в отечественном кинематографе. Сразу после окончания школы Безруков-младший поступил в Школу-студию МХАТ. Его курс вёл Олег Табаков, который, по словам актёра, никому не давал поблажек и очень тепло относился к молодому Безрукову. В студенческие годы Сергей начинает играть в театре под руководством всё того же Олега Табакова. А после окончания обучения в Школе-студии МХАТ остался работать там. За его прекрасные театральные выступления ему вручены различные премии.
Карьера Безрукова на телевидении началась в 1995-м. Сергей был в числе других актеров озвучки в пародийной передаче «Куклы» на канале НТВ. Проявив незаурядные способности, Безруков быстро стал звездой этой программы, причем особенно ловко у молодого артиста получалось изображать тогдашнего президента страны Бориса Ельцина. Успехи Безрукова не остались незамеченными, и вскоре он перебрался в авторскую программу Виктора Шендеровича «Итого», где озвучивал именно Ельцина. Параллельно Сергею стали доверять и другие работы по озвучке. В частности, Безрукову посчастливилось озвучить Иннокентия Смоктуновского в его последней роли в телефильме «Вино из одуванчиков» (1997). В дальнейшем деятельность по озвучке будет оставаться для Сергея всегда желанной, несмотря на значительные актерские успехи.
На экране Безруков дебютировал в 17 лет – в крохотной роли мальчишки-беспризорника в драме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина» (1990). Более заметным получилось участие в популярном боевике Александра Иншакова «Крестоносец» (1995), где молодой актер сыграл убитого мафией каскадера Серегу. На съемках Безруков и Иншаков крепко сдружились, и в дальнейшем регулярно сотрудничали, в том числе и в самом известном сериале Сергея – «Бригаде». Впрочем, до роли Саши Белого было еще далеко. В период с 1995-го по 2002-й Безрукову доставались в основном эпизодические участия, среди которых и небольшая роль в известной комедии «Китайский сервиз» (1999). Гораздо более серьезный вызов ожидал Сергея в экранизации романа Бориса Фандорина «Азазель» (2002), где ему было доверено исполнить роль инспектора Бриллинга. Безруков справился превосходно, и в том же году перевоплотился в лидера бандитской группировки Сашу Белого в легендарной «Бригаде». Криминальный сериал стал явлением на российском экране. Ни один проект не проходил на телевидении с таким шумным успехом и не обзаводился таким скандальным шлейфом. «Бригада» превратилась в российский ответ всем культовым гангстерским фильмам «Крестный отец», «Лицо со шрамом» и «Однажды в Америке» сразу. Образ «бригадира» настолько крепко прилип к Безрукову, что потребовалось десятилетие и десятки других, не менее вдохновенно исполненных ролей, чтобы страна перестала видеть в Сергее Сашу Белого.
Сам Безруков быстро начал тяготиться специфическим «бандитским» бременем, и уже на следующий, 2003 год, «переметнулся» в другой лагерь – став участковым Павлом Кравцовым в сериале «Участок». Эта роль также получила зрительское признание, после чего Безрукова было уже не остановить. Сергей снимался так много, что у публики рябило в глазах от многообразия его воплощений. Безруков был буквально везде, особенно активно вживаясь в великих русских поэтов Сергея Есенина в одноименном сериале 2005 года и Александра Сергеевича Пушкина в художественном фильме «Пушкин. Последняя дуэль» (2006). Также Сергей получил роль Иешуа Га-Ноцри в долгожданной экранизации «Мастера и Маргариты» (2005) режиссуры Владимира Бортко. При этом сам Безруков мечтал играть именно Мастера, и получил возможность озвучивать персонажа, сыгранного Александром Галибиным. Сергей снимался в кино с таким самозабвением, что умудрился отметиться во многих провальных ремейках классических советских комедий – «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2007), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Джентльмены, Удачи!» (2012).
В 2009 году Безруков исполняет еще одну очень заметную свою роль – вора в законе Сумрака в криминальной комедии «Каникулы строго режима» (2009), после чего приходит пора самого специфического перевоплощения. В биографической драме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) Безруков исполняет сразу две роли, причем главная – самого Владимира Семеновича долго держится в секрете. Благодаря сложному гриму Безруков стал неотличимым от Высоцкого, и лишь некоторое время спустя Сергей в эфире программы «Вечерний Ургант» признался, что именно он сыграл великого русского музыканта. Год спустя Безруков перевоплощается в футбольного вратаря Николая Раневича – для роли в фильме «Матч», навеянным печально известным «матчем смерти» между советскими футболистами и нацистскими оккупантами.
После получения должности художественного руководителя Московского губернского театра в 2014 году Безруков начинается сниматься реже, в основном в различных телесериалах. В 2016-м Сергей исполняет главную роль в многосерийной детективной драме «Охота на дьявола», а годом позже становится русским генералом Скалоном в историческом телесериале «Троцкий». В 2018 году Безруков получает заглавную роль Бориса Годунова в нашумевшей премьере канала «Россия-1», и в том же году играет в драматическом фильме «Заповедник», поставленном его женой Анной Матисон по мотивам одноименной повести Сергея Довлатова. В 2021-м ожидается выход еще одной громкой премьеры с участием Безрукова – экранизация романа Захара Прилепина «Обитель».
Сергей Безруков женат вторым браком на режиссере Анне Матисон. Супруги воспитывают двоих детей.