Вернер Херцог (Werner Herzog) – классик мирового кинематографа, известный немецкий режиссер, сценарист и продюсер....
РазвернутьВернер Стипетич (настоящее имя режиссера) родился 5 сентября 1942 года в Мюнхене. Вернер вырос в глухой деревне. Именно это обстоятельство, по собственному признанию режиссера, научило его чувствовать природу. Уже являясь режиссером с мировым именем, Вернер не изменяет своим привычкам – он может сутками проходить огромные расстояния пешком. «Я всегда говорю: “Мир открывает себя тем, кто ходит по нему пешком. Только пешеход может познать земной шар”, – уверяет Вернер.
С самой юности Вернер был необычным ребенком: писал стихи, интересовался кинематографом. Когда Вернеру было 13 лет, его семья жила в одной квартире с эксцентричным актером Клаусом Кински. Впоследствии Клаус станет главным героем многих шедевров режиссера Херцога. Придумывать кино Вернер начал еще будучи совсем юным. В 17 лет Херцог написал сценарий фильма, который даже был запушен в производство, но когда открылось, что автор так молод, ленту свернули. Вернер изучал гуманитарные науки в университете. А в 1962-ом студент дебютировал короткометражкой «Геракл». Через шесть лет его пятая работа «Знаки жизни» (1968) станет одной из главных картин года в Германии и получит спецприз Берлинского кинофестиваля. Лента повествует о молодых солдатах, которых отсылают после госпиталя охранять склад боеприпасов на одном из греческих островов, не знавшем войны. Но главный герой, молодой солдат Строшек, начинает там медленно сходить с ума. Эта история только чуть приоткрыла талант 26-летнего режиссера и сценариста Херцога. Вскоре Вернер Херцог обретает статус именитого режиссера своего времени. Каждая последующая его картина производит эффект бомбы на различных авторитетных кинофестивалях. «Каждый за себя, а Бог против всех», «Фицкарральдо», «Далекая синяя высь», «Плохой лейтенант», «Встречи на краю света», «Агирре, гнев божий», «Носферату: Призрак ночи», «Войцек», «Там, где мечтают зеленые муравьи», «Крик камня», «Мой лучший враг – Клаус Кински», «Человек-гризли», «Мой сын, мой сын, что ты наделал» – эти ленты удостаиваются высших наград и номинаций профессионального жюри.
Херцог смел, прост и гениален. Режиссер и сценарист известен также тем, что постоянно попадает в необыкновенные истории. Однажды Херцог публично съел свой ботинок, когда проиграл спор товарищу. В другой раз – перетащил через гору корабль в джунглях Амазонки, чтобы съемки выглядели достоверно. Он снимал свою триумфальную ленту «Фицкарральдо» в Перу без разрешения, где в него стреляли на контрольном пункте. Он подделывал подписи президентов, чтобы закончить съемки своих фильмов. А однажды Вернер прошел тысячи километров из Мюнхена в Париж пешком (!), чтобы спасти жизнь уважаемого человека. «Это было своего рода паломничество. Я прошел этот путь, когда великий историк кино Лотта Эйснер в 1974-ом умирала в Париже… Я не дал ей умереть – ее выписали из больницы», – вспоминает Вернер.
Классик кино был четырежды женат, у него четверо детей от разных браков. Последней супругой Вернера стала фотограф Елена из Екатеринбурга, с которой он познакомился в Америке. Русская супруга вдохновила его на создание великолепной документальной ленты о жизни в сибирской глуши «Счастливые люди: Год в тайге» (2010).